Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:43, дипломная работа
Целью исследования является определение содержания, типологии и методики использования социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы охарактеризовать понятия профессиональной позиции и социально-педагогической задачи.
2. Описать методику и условия использования разных видов социально-педагогических задач в процессе подготовки студентов - будущих социальных педагогов.
3. Выделить принципы отбора социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов, создать банк социально-педагогических задач.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности применения социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
5. Разработать учебно-методическое пособие по использованию кейса педагогических задач в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.
Введение……………………………………………………………………….
4
Глава 1. Формирование профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов как актуальная задача профессиональной подготовки……………………………………………………………………..
7
1.1 Понятие профессиональной позиции в научной литературе………….. 7
1.2 Структура профессиональной позиции педагога, факторы и уровни ее становления……………………………………………………………………
9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………
13
Глава 2. Социально-педагогическая задача как средство формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
15
2.1 Понятие социально-педагогической задачи…………………………….. 15
2.2 Виды социально-педагогических задач…………………………………. 17
2.3 Социально-педагогическая задача как содержательное ядро педагогического кейса………………………………………………………...
21
2.4 Методика использования социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции…………………………………
24
Выводы по 2 главе……………………………………………………………
27
Глава 3. Исследование уровня развития профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов в процессе решения социально-педагогических задач…………………………………………….
29
3.1 Методика и организация исследования процесса формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
29
3.2 Этапы исследования………………………………………………………
32
3.3 Обработка результатов исследования методами математической статистики……………………………………………………………………...
42
Выводы по 3 главе……………………………………………………………
45
Заключение…………………………………………………………………….
47
Список литературы……………………………………………………………
49
Приложения……………………………………………………………………
54
В рамках курса «Методика и технология работы социального педагога» со студентами уже 3 курса было проведено 6 занятий. Практические занятия проводились с использованием кейс-метода. При этом лекционную часть занятия студенты подготавливали и проводили сами, представляя группе необходимую для работы с кейсом теоретическую проработку одной из заявленных тем: «Профилактика как направление деятельности социального педагога», «Реабилитация как направление деятельности социального педагога», «Помощь и поддержка как направление деятельности социального педагога», «Социально-педагогическая деятельность с детьми дошкольного возраста», «Социально-педагогическая деятельность с детьми младшего школьного возраста», «Социально-педагогическая деятельность с подростками и молодежью».
План проведения занятия по анализу социально-педагогических задач:
Этапы эксперимента |
Позиции | |||||||
Сильная, % |
Относительно-сильная, % |
Относительно-слабая, % |
Слабая, % | |||||
Гр.1 |
Гр.2 |
Гр.1 |
Гр.2 |
Гр.1 |
Гр.2 |
Гр.1 |
Гр.2 | |
Констатирующий |
0 |
10 |
80 |
70 |
20 |
20 |
0 |
0 |
Контрольный |
13 |
20 |
80 |
70 |
7 |
10 |
0 |
0 |
Величина прироста |
13 |
10 |
0 |
0 |
-13 |
-10 |
0 |
0 |
Этапы эксперимента |
Субъектности | |||||||
Педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка, % |
Педагог как субъект личностного и проф.саморазвития, % |
Педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива, % |
Педагог как субъект взаимодействия с социальными общностями и институтами, % | |||||
Гр.1 |
Гр.2 |
Гр.1 |
Гр.2 |
Гр.1 |
Гр.2 |
Гр.1 |
Гр.2 | |
Констати-рующий |
40 |
30 |
20 |
40 |
20 |
20 |
20 |
10 |
Контрольный |
26 |
40 |
20 |
20 |
27 |
20 |
27 |
20 |
Величина прироста |
-14 |
10 |
0 |
-20 |
7 |
0 |
7 |
10 |