Использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:43, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение содержания, типологии и методики использования социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы охарактеризовать понятия профессиональной позиции и социально-педагогической задачи.
2. Описать методику и условия использования разных видов социально-педагогических задач в процессе подготовки студентов - будущих социальных педагогов.
3. Выделить принципы отбора социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов, создать банк социально-педагогических задач.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности применения социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
5. Разработать учебно-методическое пособие по использованию кейса педагогических задач в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
4
Глава 1. Формирование профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов как актуальная задача профессиональной подготовки……………………………………………………………………..
7
1.1 Понятие профессиональной позиции в научной литературе………….. 7
1.2 Структура профессиональной позиции педагога, факторы и уровни ее становления……………………………………………………………………
9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………
13
Глава 2. Социально-педагогическая задача как средство формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
15
2.1 Понятие социально-педагогической задачи…………………………….. 15
2.2 Виды социально-педагогических задач…………………………………. 17
2.3 Социально-педагогическая задача как содержательное ядро педагогического кейса………………………………………………………...
21
2.4 Методика использования социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции…………………………………
24
Выводы по 2 главе……………………………………………………………
27
Глава 3. Исследование уровня развития профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов в процессе решения социально-педагогических задач…………………………………………….
29
3.1 Методика и организация исследования процесса формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
29
3.2 Этапы исследования………………………………………………………
32
3.3 Обработка результатов исследования методами математической статистики……………………………………………………………………...
42
Выводы по 3 главе……………………………………………………………
45
Заключение…………………………………………………………………….
47
Список литературы……………………………………………………………
49
Приложения……………………………………………………………………
54

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 165.37 Кб (Скачать файл)

Следующий параметр – ценностный. В эссе часто говорится, что со становлением профессиональной позиции происходит формирование определенного отношения к воспитаннику (под которым студенты группы №1 понимают любовь к ребенку и уважение его как личности), образа профессии и своей роли в педагогической деятельности. Как считают студенты 5 курса, у педагога со сформированной профессиональной позицией есть четкое понимание цели, смысла и значимости своей профессии.

 

 

 

 

 

Таблица 4 - Результаты контент-анализа эссе «Как формировалась моя профессиональная педагогическая позиция»

 

Параметр

Фразы, выражения

Количество выборов, %

Гр.1

Гр.2

Когнитивный

Длительный процесс (позиция пока до конца не сформирована)

87

80

Профессионализм, профессиональная компетентность

40

40

Формируется с детства

20

20

Вначале бессознательный, а затем сознательный процесс

13

30

На основе собственного жизненного опыта, установок и принципов

67

70

На основе анализа теории и практики педагогики

73

60

Педагогическое сознание

40

50

Внутренняя система, на которую ориентируется педагог

47

30

Ценностный

Понимание цели, смысла и значимости профессии

53

70

Образ профессии и своей роли в педагогической деятельности

60

70

Выбранный стиль воспитания

47

40

Отношение к воспитаннику

73

80

Главная идея – любовь к ребенку и уважение его как личности

67

50

Деятельностный

Формируется  в процессе взаимодействия с детьми

73

60

Проявляется в виде профессиональных действий

80

50

Определенная модель поведения

53

40

Требует работы над собой (рефлексия, самооценка, саморазвитие)

60

50

Обязательное условие – включение в непосредственную педагогическую практику

100

100

Умение находить профессионально-грамотный выход из различных педагогических ситуаций и проблем

67

30


 

 

Третий параметр – деятельностный. Абсолютно все студенты считают, что обязательным условием формирования профессиональной позиции является включение в непосредственную педагогическую практику. Особое влияние, как отмечают многие в своих эссе, оказало прохождение практики в летних лагерях. Таким образом, позиция педагога формируется в процессе взаимодействия с детьми и проявляется в виде профессиональных действий (определенна модель поведения). По мнению студентов группы №2 еще одним немаловажным условием становления профессиональной позиции является постоянная работа над собой: рефлексия, самооценка, саморазвитие. А студенты группы №1 отмечают, что на формирование их позиции большое влияние оказал опыт решения социально-педагогических задач.

Судя по результатам контент-анализа, мы можем констатировать, что профессиональная позиции студентов – будущих социальных педагогов – это формирующаяся на основе личного, а также практического педагогического опыта внутренняя система, определяющая образ своей роли в профессии, выбранный стиль воспитания и отношение к воспитаннику и проявляющаяся в виде профессиональных действий, в поведении педагога.

 

3.3 Обработка результатов  исследования методами математической  статистики

 

Все полученные результаты исследования были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS версия 11.5 for Widows. Использовался метод непараметрической статистики - критерий Вилкоксона, т.к. он не зависит от характера распределения данных. (См. приложение)

Проведенный сравнительный анализ изучаемых показателей до и после проведения экспериментальной работы в 1 и 2 группах позволил выявить значимые изменения в обеих группах по показателю «Уровень развития профессиональной позиции». Как в первой, так и во второй группах  увеличился показатель «Сильной позиции» и уменьшился показатель «Относительно-слабой позиции». (См. таблицу 5; 6) Выявленные сдвиги подтверждают достоверность результатов контрольного этапа эксперимента. Мы можем сделать вывод о том, что формирование сильной профессиональной позиции у студентов специальности «Социальная педагогика» происходит за счет направленности самой системы обучения на становление профессионала. Но за счет использования социально-педагогических задач, формирование сильной профессиональной позиции происходит быстрее, о чем свидетельствуют результаты диагностики группы №2.

 

Таблица 5 - Динамика изменения показателя «Уровень развития профессиональной позиции» до и после проведения эксперимента в 1 группе.

 

Позиция

Среднее значение

Уровень значимости

до

после

Сильная

2,6

3,8

р≤0,05

Относительно-сильная

8,06

8,3

р>0,05

Относительно-слабая

3,33

2,33

р≤0,05

Слабая

0,2

0,26

р>0,05


 

 

  Таблица 6 - Динамика изменения показателя «Уровень развития профессиональной позиции» до и после проведения эксперимента во 2 группе.

 

Позиция

Среднее значение

Уровень значимости

до

после

Сильная

3,4

5,2

р≤0,05

Относительно-сильная

7,5

8,4

р>0,05

Относительно-слабая

3,5

1,9

р≤0,05

Слабая

0,3

0,3

р>0,05


 

По показателю «Особенности профессиональной позиции» значимых изменений как в 1, так и во 2 группе не выявлено. (см. Таблицу 7; 8).

 

Таблица 7 - Динамика изменения показателя «Особенности профессиональной позиции» до и после проведения эксперимента в 1 группе.

 

Субъектности

Среднее значение

Уровень значимости

до

после

Педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка

5

4,8

р>0,05

Педагог как субъект личностного и проф. саморазвития

2,2

2,6

р>0,05

Педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива

2,13

2,4

р>0,05

Педагог как субъект взаимодействия с социальными общностями и институтами

2,33

2,53

р>0,05


 

Таблица 8 - Динамика изменения показателя «Особенности профессиональной позиции» до и после проведения эксперимента во 2 группе.

 

Субъектности

Среднее значение

Уровень значимости

до

после

Педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка

4,4

4,9

р>0,05

Педагог как субъект личностного и проф. саморазвития

2,6

2,2

р>0,05

Педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива

2,2

2,3

р>0,05

Педагог как субъект взаимодействия с социальными общностями и институтами

2,1

2,2

р>0,05


 

Можно сделать вывод лишь о тенденции к увеличению практически всех показателей в группе №1. То есть благодаря использованию социально-педагогических задач происходит равномерное распределение составляющих в структуре профессиональной позиции будущих специалистов. В группе №2 тенденцию к увеличению имеет только показатель «Педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка», что свидетельствует о формирующемся у студентов 5 курса сознательном отношении к воспитаннику. Показатель «Педагог как субъект личностного и профессионального саморазвития» характеризуется тенденцией к уменьшению, другие два показатели оказались почти неизменными, возможно потому, что некоторые выпускники выбрали иной, отличный от социально-педагогической деятельности, профессиональный путь.

Вывод по 3 главе

 

В течение 2012-2013 гг. нами была проведена опытно-экспериментальная работа со студентами специальности «Социальная педагогика», целью которой являлась проверка эффективности применения социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов.

Благодаря созданному банку социально-педагогических задач, классифицированных по различным основаниям (форме представления, уровню сложности, способу конструирования и др.), мы произвели их отбор для формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов, в соответствии с выделенными принципами:

  1. Отражение в задаче актуальных проблем социальной педагогики как науки и практики
  2. Актуализация задачей личностных смыслов и ценностных отношений студентов к будущей профессиональной деятельности
  3. Подбор задач на основе разнообразия их видов, объединенных в педагогический кейс.

Студенческие эссе на тему «Как формировалась моя профессиональная педагогическая позиция» явились для студентов осмыслением своей профессиональной деятельности, профессиональной рефлексией, которую выделяют в качестве одного из ведущих факторов становления профессиональной позиции педагога.

Практические занятия проходили с использованием разработанных педагогических кейсов, однако результаты работы нельзя назвать однозначными. Наблюдаемая позитивная динамика показателей уровня сформированности профессиональной педагогической позиции в группе №1, свидетельствует об эффективности использования социально-педагогических задач в учебном процессе, то есть наша гипотеза подтвердилась. А позитивная динамика показателей в группе №2 объясняется тем, что одной из задач существующей системы обучения студентов специальности «Социальная педагогика» является формирование профессиональной позиции будущих специалистов, с которой она успешно справляется, но в более длительные сроки.

Подвергнув полученные результаты обработке методами математической статистики, мы убедились в достоверности положительных изменений уровня сформированности профессиональной позиции и в том, что со временем происходит перераспределение характеристик позиции педагога как субъекта деятельности, но в нашей выборке оно пока незначительно. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Обращаясь к проблеме повышения качества образования в России, нельзя не задаться вопросом о необходимости построения принципиально иных подходов в системе подготовки будущих педагогов. Особое внимание здесь уделяется процессу профессионализации педагогов, принятию гуманистической парадигмы и выбору субъектного и личностно-ориентированного подхода. Поэтому проявление научного интереса к такому качеству личности социального педагога, как профессиональная педагогическая позиция, вполне закономерно.

В связи с этим, мы провели опытно-экспериментальную работу с использованием социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции студентов – будущих социальных педагогов.

Проведя анализ психолого-педагогической и философской литературы по теме, мы вывели понятие профессиональной позиции, ее структуру, факторы и уровни становления; а также охарактеризовали понятие социально-педагогической задачи.

Формирование профессиональной позиции – длительный процесс, поэтому сдвиги уровня ее сформированности в группе №1 не столько велики, но все же говорят об эффективности социально-педагогических задач как средства на пути к профессионализму педагога. А по уровню сформированности профессиональной позиции в группе №2 можно сделать вывод о качестве профессиональной подготовки студентов специальности «Социальная педагогика», учебным планом которой предусмотрены другие методы формирования профессиональной позиции будущих специалистов.

Наш опыт убеждает о необходимости активного использования социально-педагогических задач в процессе профессиональной подготовки студентов. В процессе анализа социально-педагогических задач происходит формирование у студентов практических умений и навыков по решению проблем, интеграция психолого-педагогических знаний, приобретение студентами опыта практической деятельности.

Использование социально-педагогических задач в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов необходимо еще и потому, что они позволяют увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Конечно, готовых рецептов как поступать в той или иной ситуации дать невозможно. Поэтому, решая различные задачи еще на студенческой скамье, у выпускника будет гораздо больше шансов успешно решать их в своей будущей профессиональной педагогической деятельности.

Информация о работе Использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов