Использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:43, дипломная работа
Описание работы
Целью исследования является определение содержания, типологии и методики использования социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов. В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи: 1. На основе теоретического анализа научной литературы охарактеризовать понятия профессиональной позиции и социально-педагогической задачи. 2. Описать методику и условия использования разных видов социально-педагогических задач в процессе подготовки студентов - будущих социальных педагогов. 3. Выделить принципы отбора социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов, создать банк социально-педагогических задач. 4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности применения социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов. 5. Разработать учебно-методическое пособие по использованию кейса педагогических задач в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………. 4 Глава 1. Формирование профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов как актуальная задача профессиональной подготовки…………………………………………………………………….. 7 1.1 Понятие профессиональной позиции в научной литературе………….. 7 1.2 Структура профессиональной позиции педагога, факторы и уровни ее становления…………………………………………………………………… 9 Выводы по 1 главе…………………………………………………………… 13 Глава 2. Социально-педагогическая задача как средство формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.. 15 2.1 Понятие социально-педагогической задачи…………………………….. 15 2.2 Виды социально-педагогических задач…………………………………. 17 2.3 Социально-педагогическая задача как содержательное ядро педагогического кейса………………………………………………………... 21 2.4 Методика использования социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции………………………………… 24 Выводы по 2 главе…………………………………………………………… 27 Глава 3. Исследование уровня развития профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов в процессе решения социально-педагогических задач……………………………………………. 29 3.1 Методика и организация исследования процесса формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.. 29 3.2 Этапы исследования……………………………………………………… 32 3.3 Обработка результатов исследования методами математической статистики……………………………………………………………………... 42 Выводы по 3 главе…………………………………………………………… 45 Заключение……………………………………………………………………. 47 Список литературы…………………………………………………………… 49 Приложения…………………………………………………………………… 54
Практическая
значимость нашего исследования заключается
в следующем:
описание методики использования
социально-педагогических задач в процессе
подготовки будущих социальных педагогов;
разработка образца кейса, используемого
при изучении студентами педагогических
дисциплин;
выделение принципов отбора
задач для формирования профессиональной
позиции будущих специалистов;
создание банка социально-педагогических
задач, объединившего в себе задачи различных
видов и моделей;
разработка учебно-методического
пособия по использованию педагогических
задач в процессе профессиональной подготовки
социальных педагогов.
Перспективой исследования
является возможность создания банка
социально-педагогических задач-ситуаций,
классифицированных по конкретной проблеме
социально-педагогической деятельности.
Так они станут более доступными и простыми
в использовании.
Список литературы
Абакумова И.В., Ермаков П.Н.,
Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике:
новое понимание дидактических методов.
Ростов-н/Д: Изд-во РГУ. 2006. – 256 с.
Аксенова Г.И. Студент как субъект
образовательного процесса. /Г.И.Аксенова
– Москва – Рязань: РИНФО, 1998. – 160с.
Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова
Е.В. Конструирование ситуационных задач
для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое
пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО,
2008. – 96с.
Александров Е.П. Интенциональный
диалог как фактор адаптации первокурсников
к образовательной среде вуза и профессии.
– Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2009. – 260 с.
Амельченко Т.В. Социально-ориентированная
педагогическая ситуация как средство
профессионального становления будущего
специалиста // Вестник Бурятского государственного
университета. - 2011. - Вып. 15. - С. 87-92
Амельченко Т.В. Стратегия обучения
анализу социально-педагогических ситуаций
в формировании профессиональной компетентности
будущего социального педагога // Вестник
Бурятского государственного университета.
- 2010. - Вып. 15. - С. 138-143.
Бодалев А.А., Рувинский Л.И.,
Хохлов С.И. Совершенствование психологической
подготовки студентов // В кн.: Психолого-педагогическая
подготовка учителей». – М., 1988.
Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д : РГПУ, 1995. – 172 с.
Борытко Н.М. Педагог в пространствах
современного воспитания / науч. Ред. Н.К.Сергеев.
– Волгоград: Перемена, 2011. – 214с.
Борытко Н.М. Теория и практика
становления профессиональной позиции
педагога-воспитателя в системе непрерывного
образования: автореф. дис. …докт.
пед. наук / Волгоградский государственный
педагогический университет. Волгоград,
2001. 48с.
Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология
жизненных ситуаций: Учебное пособие.
- М.: Российское педагогическое агентство,
1998. - 263 с.
Бурмистрова Е.В. Проектирование профессиональной
позиции психолога в образовании: автореф. дис.
…канд. психол. наук.
/ МГУ. М., 1999. 70с.
Вульфов Б.З. Словарь педагогически
ситуаций: учимся воспитанию. – М.: Педагогическое
общество России, 2001. – 192с.
Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи / А.Н. Галагузов,
М.А. Галагузова, И.А. Ларионова. – М.: Владос, 2008. – 191с.
Гертей Т., Машбиц Е. Место задачи
в деятельности // Теория задач и способов
их решения. – Киев, 1973. – С. 3-13.
Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке
учебных кейсов / И.В. Гладких // Вестник
Санкт – Петербургского университета.
Серия: Менеджмент. – 2005. – Вып.2. - С.169-194.
Гуслякова А.Г., Кувшинникова
В.А., Синцова А.К. Сборник задач и упражнений
по социальной работе. — М.: Наука, 1994. – 110с.
Егорова И.А. Ситуационный подход
к проблеме психологической компетентности
преподавателя вуза // Вестник Таганрогского
института управления и экономики, 2009,
– № 1(9) – С. 99 – 104.
Земскова А.С. Использование кейс-метода
в образовательном процессе / А.С. Земскова
// Совет
РЕКТОРОВ. – 2008. – № 8. – С.12-16.
Иванова Н.П. Подготовка студентов
педагогического вуза к разрешению социально-педагогических
ситуаций (на материале профессиональной
подготовки социальных педагогов): дис.
…канд. пед. наук / ФГБОУ ВПО "Глазовский
государственный педагогический институт
им. В. Г. Короленко". Ижевск, 2011. 190с.
Кашапов М.М. Психологические основы решения
педагогической ситуации. — Ярославль:
Изд-во ЯрГУ, 1992. — 83с.
Кондрашова Л.В. Сборник педагогических
задач : учеб.пособие для пед. ин-тов / Л.
В. Кондрашова. - М.: Просвещение, 1987. - 142с.
Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование
педагогических ситуаций: Проблемы повышения
качества и эффективности общепедагогической
подготовки учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюткина,
Г.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1981. - 120
с.
Лебедев О.Е. Учимся вместе решать
проблемы. Ч.1: Метод. Пос. для учителей.
– СПб.: Изд. «Образование – Культура», 2004. – 80с.
Маркова А.К. Психология профессионализма.
М.: РАГС, 1996.- 308 с.
Меркулова Е.Н. Специфика подготовки
студентов - будущих социальных педагогов
для работы в сельском социуме // Образование
и общество. - 2004. - № 5. - С. 37-39.
Мирошниченко А.А. Семантическое
структурирование социально-педагогических
ситуаций // Вестник Ижевского государственного
технического университета. - 2010. - № 1,
от янв.-март. - С. 163-166.
Новые образовательные технологии
в вузе: сборник материалов седьмой международной
научно-методической конференции, 8 –
10 февраля 2010 года. В 2-х частях. Часть 1.
- Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ имени
первого Президента России Б.Н.Ельцина»,
2010. – 434с.
Окно в ситуационную методику
обучения. [Электронный ресурс]: URL: http://www.casemethod.ru (дата обращения 15.11.2012).
Омельяненко В.Л. и др. Задания
и педагогические ситуации: Пособие для
студентов пед. ин-тов и учителей / В.Л.
Омельяненко, Л.П. Вовк, С.В. Омельяненко. - М.: Просвещение, 1993. - 272 с.
Панфилова А.П. Инновационные
педагогические технологии: Активное
обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / А.П.Панфилова. – М.: Издательский
центр «Академия», 2009. – 192с.
Росс Л., Нисбетт Р. Человек и
ситуация. Перспективы социальной психологии
/ Пер. с англ. В.В. Румынского под ред. Е.Н.
Емельянова, B.C. Магуна – М.: Аспект Пресс,
1999. – 429 с.
Сабанчиева Р.З. Акмеологические
факторы продуктивной деятельности преподавателей
в развитии творческой готовности студентов
к профессиональной деятельности: дис.
…канд. пед. наук./ Санк-Петербургский
государственный университет. Нальчик,
2004. 272с.
Сенько Ю.В. Стиль педагогического
мышления в вопросах: учебное пособие
/ Ю.В.Сенько. – М.: Дрофа, 2009. – 271с.
Ситуационный анализ или Анатомия
Кейс-метода / Под ред. д-ра социологических
наук, профессора Сурмина Ю.П. – Киев: Центр
инноваций и развития, 2002. – 286 с.
Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под
ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский
центр "Академия", 2002. - 576 с.
Слободчиков В.И. Очерки психологии образования /В.И.Слободчиков. – 2 –е изд. перераб. и доп. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. – 272 с.
Смысл жизни, акме и профессиональное
становление педагога.//Учебное пособие/
под ред. В.Э.Чудновского. – М.: ПИРАО, 2008.
– 535с.
Спирин Л.Ф. Теория и технология
решения педагогических задач (развивающее
профессионально-педагогическое обучение
и самообразование) / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.:Рос. пед. агентство, 1997. – 174с.
Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л., Павличкова
Г.Л. Педагогические задачи и их решения. - М.; Кострома: МГЗПИ-КГПИ
им. Н.А. Некрасова, 1991. - 56 с.
Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л., Степинский
М.А. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач / Под ред. В.А. Сластенина. — Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1974. – 130с.
Сочень Л.Т. Влияние профессиональной позиции педагога на уровень самостоятельности
учащихся: автореф. дис. …канд.
психол. наук Пермский областной
институт повышения квалификации работников
образования, Психол. ин-т РАН образования. М., 2000. - 21с.
Хохлов С.И. Психология эффективного
взаимодействия педагога и учащегося:
Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ,
2008. – 256с.
Чернышев А.С. Практикум по решению
конфликтных педагогических ситуаций
- М.: Педагогическое общество России,
1999. – 186с.
Эсаулов А.Ф. Психология решения задач / А.Ф. Эсаулов – М.: Высшая школа, 1972. – 216с.
Приложение 1. Пример
задачи по ключевому слову
Дети и интернет
Из разговора:
- Современные
дети совсем другие. Мы с вами
в их годы разве что раз
в неделею в кино ходили, а потом его фактически
вытеснил «голубой экран».
- Вы сожалеете
о нашествии техники прямо
в наши квартиры, считаете, что из-за
компьютеров, интернета и прочего стало
хуже и детству, и детям?
- Честно говоря,
да…А вы не видите, что они
стали хуже?
- Они стали
иными. От этого нам с ними
сложнее.
Вслед за «теликом»
во многие дома пришел компьютер. Вместо
книг – диски с «ужастиками», онлайн-игры…Вместо
прогулок и занятий спортом – долгие часы
в интернете, даже телевизор потеснился.
А читают все меньше! Так что же: интернет
– благо или зло?
- Приведите аргументы
«за» и «против» с точки
зрения людей различных возрастных
категорий (например, младший школьник,
подросток, молодой человек, человек
среднего возраста).
- Назовите субъекты и
объекты профилактики в данной
ситуации.
- Какова основная цель
профилактической деятельности
социального педагога?
- Разработайте план деятельности
социального педагога по профилактике
интернет-зависимости.
Приложение 2. Пример
задачи на основе таксономии Б.Блума
Из дневника Александра,
15 лет:
Я один…всегда один…Кто-то
однажды мне сказал: «Ты – никто». Я не
поверил…Видимо, зря. Я помню лицо мамы
и силу руки отца, которая не хотела меня
отпускать…Но они ушли…Теперь я один…совсем
один…
На воспитание меня
взяла тетя Лена (подруга моей матери по
работе)…ее муж – законченный алкоголик
и забулдыга…Но моя семья умерла в тот
день, когда родители разбились в автокатастрофе.
Лена мне ни друг, ни враг…пустой звук
и пустяк, нелепая и глупая шутка. Как-то
раз я подошел к ней на кухне спросить
совета, а она меня «послала»: ей, видите
ли, некогда…Это было единственный раз
в жизни: один единственный раз, когда
мне необходима была помощь, а мне наплевали
в душу те, кто должен меня любить…Я один…всегда
один…никто в этом ничтожном мире…
Задания:
Назовите трудности, с которыми
сталкиваются многие дети в подростковом
возрасте; с какими трудностями сталкиваются
приемные дети данного возраста. Обозначьте
общее и отличия.
Объясните причины поведения
Александра в предложенной для рассмотрения
ситуации
Какую стратегию поведения
родителя Вы выберете, если заметите, что
Ваш приемный ребенок уходит в оппозицию
по отношению к Вам. Объясните свой выбор.
Напишите основные характеристики
благополучной семьи, в которой воспитывается
один приемный ребенок подросткового
возраста. Что необходимо изменить в данной
ситуации, чтобы семья Александра соответствовала
«идеалу».
Разработайте памятку для родителей,
воспитывающих приемного ребенка подросткового
возраста.
Как вы считаете, какие семейные
ценности следует воспроизводить в процессе
воспитания приемного ребенка подросткового
возраста.