Использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:43, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение содержания, типологии и методики использования социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы охарактеризовать понятия профессиональной позиции и социально-педагогической задачи.
2. Описать методику и условия использования разных видов социально-педагогических задач в процессе подготовки студентов - будущих социальных педагогов.
3. Выделить принципы отбора социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов, создать банк социально-педагогических задач.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности применения социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
5. Разработать учебно-методическое пособие по использованию кейса педагогических задач в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
4
Глава 1. Формирование профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов как актуальная задача профессиональной подготовки……………………………………………………………………..
7
1.1 Понятие профессиональной позиции в научной литературе………….. 7
1.2 Структура профессиональной позиции педагога, факторы и уровни ее становления……………………………………………………………………
9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………
13
Глава 2. Социально-педагогическая задача как средство формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
15
2.1 Понятие социально-педагогической задачи…………………………….. 15
2.2 Виды социально-педагогических задач…………………………………. 17
2.3 Социально-педагогическая задача как содержательное ядро педагогического кейса………………………………………………………...
21
2.4 Методика использования социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции…………………………………
24
Выводы по 2 главе……………………………………………………………
27
Глава 3. Исследование уровня развития профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов в процессе решения социально-педагогических задач…………………………………………….
29
3.1 Методика и организация исследования процесса формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
29
3.2 Этапы исследования………………………………………………………
32
3.3 Обработка результатов исследования методами математической статистики……………………………………………………………………...
42
Выводы по 3 главе……………………………………………………………
45
Заключение…………………………………………………………………….
47
Список литературы……………………………………………………………
49
Приложения……………………………………………………………………
54

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 165.37 Кб (Скачать файл)

Практическая значимость нашего исследования заключается в следующем:

  1. описание методики использования социально-педагогических задач в процессе подготовки будущих социальных педагогов;
  2. разработка образца кейса, используемого при изучении студентами педагогических дисциплин;
  3. выделение принципов отбора задач для формирования профессиональной позиции будущих специалистов;
  4. создание банка социально-педагогических задач, объединившего в себе задачи различных видов и моделей;
  5. разработка учебно-методического пособия по использованию педагогических задач в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.

Перспективой исследования является возможность создания банка социально-педагогических задач-ситуаций, классифицированных по конкретной проблеме социально-педагогической деятельности. Так они станут более доступными и простыми в использовании.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов-н/Д: Изд-во РГУ. 2006. – 256 с.
  2. Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса. /Г.И.Аксенова  – Москва – Рязань: РИНФО, 1998. – 160с.
  3. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
  4. Александров Е.П. Интенциональный диалог как фактор адаптации первокурсников к образовательной среде вуза и профессии. – Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2009. – 260 с.
  5. Амельченко Т.В. Социально-ориентированная педагогическая ситуация как средство профессионального становления будущего специалиста // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011. - Вып. 15. - С. 87-92
  6. Амельченко Т.В. Стратегия обучения анализу социально-педагогических ситуаций в формировании профессиональной компетентности будущего социального педагога // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - Вып. 15. - С. 138-143.
  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Изд-во Университетское, 1990. – 560с.

  1. Архипова М.В., Орлова А.В. Педагогическое взаимодействие: ситуационный анализ: На материале аудиодневников учителей:  Учебно-метод. Пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. – 80с.
  2. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М., 1990. – 184с.
  1. Бедерханова, В.П. Становление личностно - ориентированной позиции педагога: Монография./В.П.Бедерханова  – Краснодар, 2001.

  1. Бодалев А.А., Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Совершенствование психологической подготовки студентов // В кн.: Психолого-педагогическая подготовка учителей». – М., 1988.

  1. Бондаревская, Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/Д : РГПУ, 1995. – 172 с.
  1. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб.: Питер, 2001.

  1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / науч. Ред. Н.К.Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2011. – 214с.

  1. Борытко Н.М. Теория и практика становления профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе непрерывного образования: автореф. дис.   …докт. пед. наук / Волгоградский государственный педагогический университет. Волгоград, 2001. 48с.

  1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
  2. Бурмистрова Е.В. Проектирование профессиональной позиции психолога в образовании: автореф. дис.   …канд. психол. наук. / МГУ. М., 1999. 70с.
  3. Вульфов Б.З. Словарь педагогически ситуаций: учимся воспитанию. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 192с.
  4. Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи / А.Н. Галагузов,  
    М.А. Галагузова, И.А. Ларионова. – М.: Владос, 2008. – 191с.
  5. Гертей Т., Машбиц Е. Место задачи в деятельности // Теория задач и способов их решения. – Киев, 1973. – С. 3-13.
  6. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов / И.В. Гладких // Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2005. – Вып.2. - С.169-194.
  7. Гуслякова А.Г., Кувшинникова В.А., Синцова А.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. — М.: Наука, 1994. – 110с.
  8. Егорова И.А. Ситуационный подход к проблеме психологической компетентности преподавателя вуза // Вестник Таганрогского института управления и экономики, 2009, – № 1(9) – С. 99 – 104.
  9. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе / А.С. Земскова // Совет РЕКТОРОВ. – 2008. – № 8. – С.12-16.
  1. Иванова Н.П. Подготовка студентов педагогического вуза к разрешению социально-педагогических ситуаций (на материале профессиональной подготовки социальных педагогов): дис.   …канд. пед. наук / ФГБОУ ВПО "Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко". Ижевск, 2011. 190с.

  1. Кашапов М.М. Психологические основы решения педагогической ситуации. — Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1992. — 83с.
  2. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач : учеб.пособие для пед. ин-тов / Л. В. Кондрашова. - М.: Просвещение, 1987. - 142с.
  3. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. - М.: Педагогика, 1981. - 120 с.
  4. Лебедев О.Е. Учимся вместе решать проблемы. Ч.1: Метод. Пос. для учителей. – СПб.: Изд. «Образование – Культура», 2004. – 80с.
  5. Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ: учеб.пособие. - М.:Сфера, 2004. - 317 с.
  6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 1996.- 308 с.
  1. Меркулова Е.Н. Специфика подготовки студентов - будущих социальных педагогов для работы в сельском социуме // Образование и общество. - 2004. - № 5. - С. 37-39.

  1. Мирошниченко А.А. Семантическое структурирование социально-педагогических ситуаций // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2010. - № 1, от янв.-март. - С. 163-166.
  1. Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов седьмой международной научно-методической конференции, 8 – 10 февраля 2010 года. В 2-х частях. Часть 1. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина», 2010. –  434с.

  1. Окно в ситуационную методику обучения. [Электронный ресурс]: URL: http://www.casemethod.ru (дата обращения 15.11.2012).
  2. Омельяненко В.Л. и др. Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей / В.Л. Омельяненко, Л.П. Вовк, С.В. Омельяненко. - М.: Просвещение, 1993. - 272 с.
  3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192с.
  4. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. - М.: Педагогика, 1983. – 144с.
  5. Проект профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс]: URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения 04.03.2013)
  6. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателей детского сада // Вопросы психологии. 1991. №4, - 21с.
  7. Психолого-педагогический практикум: Учебное пособие / Авт.-сост. А.К.Быков. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
  8. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. В.В. Румынского под ред. Е.Н. Емельянова, B.C. Магуна – М.: Аспект Пресс, 1999. – 429 с.
  1. Сабанчиева Р.З.  Акмеологические факторы продуктивной деятельности преподавателей в развитии творческой готовности студентов к профессиональной деятельности: дис.   …канд. пед. наук./ Санк-Петербургский государственный университет. Нальчик, 2004. 272с.

  1. Сенько Ю.В. Стиль педагогического мышления в вопросах: учебное пособие / Ю.В.Сенько. – М.: Дрофа, 2009. – 271с.
  2. Ситуационный анализ или Анатомия Кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. – Киев: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.
  3. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  4. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования /В.И.Слободчиков. – 2 –е изд. перераб. и доп. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. – 272 с. 
  1. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога.//Учебное пособие/ под ред. В.Э.Чудновского. – М.: ПИРАО, 2008. – 535с.

  1. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.:Рос. пед. агентство, 1997. – 174с.
  2. Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л., Павличкова Г.Л. Педагогические задачи и их решения. - М.; Кострома: МГЗПИ-КГПИ им. Н.А. Некрасова, 1991. - 56 с.
  3. Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л., Степинский М.А. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач / Под ред. В.А. Сластенина. — Ярославль: Изд-во ЯГПИ, 1974. – 130с.
  4. Сочень Л.Т. Влияние профессиональной позиции педагога на уровень самостоятельности учащихся: автореф. дис.   …канд. психол. наук Пермский областной институт повышения квалификации работников образования, Психол. ин-т РАН образования. М., 2000. - 21с.
  5. Хохлов С.И. Психология эффективного взаимодействия педагога и учащегося: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 256с.
  6. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций -  М.: Педагогическое общество России, 1999. – 186с.
  7. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач / А.Ф. Эсаулов – М.: Высшая школа, 1972. – 216с. 

 

Приложение 1. Пример задачи по ключевому слову

 

Дети и интернет

Из разговора:

- Современные  дети совсем другие. Мы с вами  в их годы разве что раз  в неделею в кино ходили, а потом его фактически вытеснил «голубой экран».

- Вы сожалеете  о нашествии техники прямо  в наши квартиры, считаете, что из-за компьютеров, интернета и прочего стало хуже и детству, и детям?

- Честно говоря, да…А вы не видите, что они  стали хуже?

- Они стали  иными. От этого нам с ними  сложнее.

Вслед за «теликом» во многие дома пришел компьютер. Вместо книг – диски с «ужастиками», онлайн-игры…Вместо прогулок и занятий спортом – долгие часы в интернете, даже телевизор потеснился. А читают все меньше! Так что же: интернет – благо или зло?

- Приведите аргументы  «за» и «против» с точки  зрения людей различных возрастных  категорий (например, младший школьник, подросток, молодой человек, человек  среднего возраста).

- Назовите субъекты и  объекты профилактики в данной  ситуации.

- Какова основная цель  профилактической деятельности  социального педагога?

- Разработайте план деятельности  социального педагога по профилактике  интернет-зависимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Пример задачи на основе таксономии Б.Блума

 

Из дневника Александра, 15 лет:

Я один…всегда один…Кто-то однажды мне сказал: «Ты – никто». Я не поверил…Видимо, зря. Я помню лицо мамы и силу руки отца, которая не хотела меня отпускать…Но они ушли…Теперь я один…совсем один…

На воспитание меня взяла тетя Лена (подруга моей матери по работе)…ее муж – законченный алкоголик и забулдыга…Но моя семья умерла в тот день, когда родители разбились в автокатастрофе. Лена мне ни друг, ни враг…пустой звук и пустяк, нелепая и глупая шутка. Как-то раз я подошел к ней на кухне спросить совета, а она меня «послала»: ей, видите ли, некогда…Это было единственный раз в жизни: один единственный раз, когда мне необходима была помощь, а мне наплевали в душу те, кто должен меня любить…Я один…всегда один…никто в этом ничтожном мире…

Задания:

  1. Назовите трудности, с которыми сталкиваются многие дети в подростковом возрасте; с какими трудностями сталкиваются приемные дети данного возраста. Обозначьте общее и отличия.
  2. Объясните причины поведения Александра в предложенной для рассмотрения ситуации
  3. Какую стратегию поведения родителя Вы выберете, если заметите, что Ваш приемный ребенок уходит в оппозицию по отношению к Вам. Объясните свой выбор.
  4. Напишите основные характеристики благополучной семьи, в которой воспитывается один приемный ребенок подросткового возраста. Что необходимо изменить в данной ситуации, чтобы семья Александра соответствовала «идеалу».
  5. Разработайте памятку для родителей, воспитывающих приемного ребенка подросткового возраста.
  6. Как вы считаете, какие семейные ценности следует воспроизводить в процессе воспитания приемного ребенка подросткового возраста.

Информация о работе Использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов