Использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:43, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение содержания, типологии и методики использования социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы охарактеризовать понятия профессиональной позиции и социально-педагогической задачи.
2. Описать методику и условия использования разных видов социально-педагогических задач в процессе подготовки студентов - будущих социальных педагогов.
3. Выделить принципы отбора социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов, создать банк социально-педагогических задач.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности применения социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
5. Разработать учебно-методическое пособие по использованию кейса педагогических задач в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
4
Глава 1. Формирование профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов как актуальная задача профессиональной подготовки……………………………………………………………………..
7
1.1 Понятие профессиональной позиции в научной литературе………….. 7
1.2 Структура профессиональной позиции педагога, факторы и уровни ее становления……………………………………………………………………
9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………
13
Глава 2. Социально-педагогическая задача как средство формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
15
2.1 Понятие социально-педагогической задачи…………………………….. 15
2.2 Виды социально-педагогических задач…………………………………. 17
2.3 Социально-педагогическая задача как содержательное ядро педагогического кейса………………………………………………………...
21
2.4 Методика использования социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции…………………………………
24
Выводы по 2 главе……………………………………………………………
27
Глава 3. Исследование уровня развития профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов в процессе решения социально-педагогических задач…………………………………………….
29
3.1 Методика и организация исследования процесса формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
29
3.2 Этапы исследования………………………………………………………
32
3.3 Обработка результатов исследования методами математической статистики……………………………………………………………………...
42
Выводы по 3 главе……………………………………………………………
45
Заключение…………………………………………………………………….
47
Список литературы……………………………………………………………
49
Приложения……………………………………………………………………
54

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 165.37 Кб (Скачать файл)

6. Подведение итогов. Оно осуществляется сначала желающими высказаться из аудитории, а затем самим преподавателем, ведущим занятие. Преподаватель дает оценку выводам подгрупп и отдельных участников, а также всему ходу дискуссии.

Преподавателю лучше использовать многокомпонентный метод формирования оценки. Ее составными будут оценки за:

- уровень активности на  занятии (выступление, владение категориальным  аппаратом, предложение плана действий, участие в обработке количественных  данных и др.);

- подготовленные письменные  работы (формулировка и анализ  большинства проблем, имеющихся  в кейсе, собственные выводы, составленные  документы оформлены надлежащим  образом и др.).

Одновременно с оценкой формулируются и обосновываются варианты действий, которые не были предложены, допущенные ошибки, если такие были, и выделяются особенно продуктивные решения.[36]

Социально-педагогические задачи могут решаться индивидуально и в группе. Но в любом случае целесообразно для каждого студента вести отдельную карточку для оценки выполнения заданий. В данной карточке может располагаться матрица оценивания решения задач студентом (Таблица 1), вывод педагога о сформированности у студента навыков решения практических проблем и соответствующих функциональных умений, рекомендаций о том, какие задания студенту необходимо повторить, и т.д.

 

Таблица 1 - Матрица оценивания выполнения ситуационных заданий

 

Ф.И.О. студента_______________________________________

 

Название задания

Где (в учебном заведении, дома) и как (самостоятельно, в группе) выполнено задание

Критерии оценивания

Понимание представленной информации (здания)

Предложение способа решения проблемы

Обоснование способа решения проблемы (своего выбора)

Предложение альтернативных вариантов

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

                                     
                                     
                                     
                                     

 

 

Для оценивания результатов решения ситуационных задач наиболее целесообразно руководствоваться стратегией «эффективно – неэффективно в решении проблемы», а не «верно – неверно в репродукции предметного знания».[3]

 

Выводы по 2 главе

 

Социально-педагогическая задача - осмысленная педагогическая ситуация, требующая познания и ликвидации рассогласованности между вовлеченными в нее людьми, местом действия и сущностью деятельности при помощи психолого-педагогических средств. Это всегда осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью ее перевода на новый уровень, приближающий к цели социально-педагогической деятельности. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как педагогом, так и воспитанниками, спонтанно и специально, и могут быть самыми разнообразными.

Источниками социально-педагогических задач могут реальные воспитательные ситуации, результаты психолого-педагогических исследований, афоризмы и пословицы, выдержки из художественной и научной литературы, философские идеи и т.д. И в зависимости от этих источников, моделей и способов конструирования, форм представления решения мы выделили 5 видов социально-педагогических задач:

  1. Задачи по ключевому слову;
  2. Компетентностно-ориентированные задачи-ситуации на основе таксономии Б.Блума;
  3. Социально-педагогические задачи на основе уровневого подхода;
  4. Тезаурусный подход к составлению и решению социально-педагогических задач;
  5. Задачи на формирование стиля педагогического мышления.

Социально-педагогические задачи можно использовать как одно из средств в процессе изучения педагогических дисциплин. А одним из методов организации работы по решению социально-педагогических задач является кейс-метод. Метод используется для логического продолжения лекционных занятий или даже «вкрапления» в них, поэтому социально-педагогические задачи всегда находятся в рамках конкретной темы.

Использование данной технологии позволяет формировать у студентов самостоятельность и инициативность, умение ориентироваться в широком круге вопросов, связанных с профессиональной деятельностью. Кроме того, в процессе работы над задачами у студентов формируется конкурентоспособность, развивается персональная и коллективная ответственность, шлифуются личные ценности и установки.

Именно работа в группе по решению социально-педагогических задач позволяет студентам усвоить знания и приобрести навыки и умения практически решать сложные задачи, рассматривать разнообразные возможности и подходы к решению проблем и адаптироваться к разным типам людей, участвующих в принятии решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Исследование уровня развития профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов - в процессе решения социально-педагогических задач

 

3.1 Методика и  организация исследования процесса  формирования профессиональной  позиции студентов - будущих социальных  педагогов

 

Экспериментальная база: ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», Институт психологии, педагогики и социальных технологий, специальность «Социальная педагогика».

Характеристика выборки.

Группа №1 – студенты 2 (ныне 3) курса специальности «Социальная педагогика» в количестве 15 человек. В соответствии с учебным планом изучили такие основные курсы, как «Общие основы педагогики», «Возрастная психология», «Теория и методика воспитания», «Педагогическая антропология», «Социальная педагогика», «Методика и технология работы социального педагога» и др. Не прошли все виды практик и еще не имели опыта в разработке социально-педагогических технологий.

Группа №2 – студенты 4 (ныне 5) курса специальности «Социальная педагогика» в количестве 10 человек. В полном объеме овладели учебной программой. Прошли все виды практики: от учебно-ознакомительной до комплексной преддипломной.

Выбор групп объясняется стремлением проанализировать процесс и результат становления профессиональной позиции студентов – будущих социальных педагогов на разных этапах вузовского обучения. По уровню сформированности профессиональной позиции в группе №2 можно будет сделать вывод о качестве профессиональной подготовки студентов специальности «Социальная педагогика».

 

 

Характеристика методов исследования.

Для выявления уровня сформированности профессиональной позиции у студентов – будущих социальных педагогов используется психодиагностическая методика (см. Приложение 7), в основу которой положена разработанная А.И.Григорьевой деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога. В данной модели представлены возможные действия педагога, разделенные на четыре блока:

1) действия педагога как  субъекта воспитательного влияния  на ребенка и детскую общность;

2) действия педагога как  субъекта личностного и профессионального  саморазвития как воспитателя;

3) действия педагога как  субъекта формирования и развития  педагогического коллектива как  коллектива воспитателей;

4) действия педагога как  субъекта взаимодействия с «выходящими»  на ребенка социальными общностями  и институтами, стимулирующие проявление  их воспитательного потенциала.

Подсчет результатов позволяет определить уровень развития профессиональной позиции будущих социальных педагогов (сильная, относительно-сильная, относительно-слабая или слабая позиции), а также рассмотреть особенности позиции по субъектностям.

С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из субъектностей педагога «западает» у респондента, где он испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его профессионального и личностного роста.

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте.

Мы использовали контент-анализ эссе на тему «Как формировалась моя профессиональная педагогическая позиция» как дополнительный метод исследования с целью анализа рефлексии процесса становления собственной профессиональной позиции студентов. В качестве единиц анализа мы выбрали отдельные фразы и выражения, характерные для соответствующего параметра профессиональной позиции, за единицу измерения взяли количество их появления в текстах эссе.

Методами статистической обработки результатов эксперимента называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности. Использовался метод непараметрической статистики - критерий Вилкоксона. Данный критерий предназначен для проверки различий между двумя выборками парных измерений. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность, то есть, способен определить, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Организация исследования. Исследование осуществлялось в течение 2012 – 2013 года в три этапа.

На первом этапе (февраль 2012г.) проведена констатирующая диагностика уровня сформированности профессиональной позиции студентов в группе №1 и группе №2.

На втором этапе (март 2012г. – апрель 2013г.) проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование профессиональной позиции студентов группы №1. Весной 2012г. со студентами тогда еще 2 курса в рамках учебной дисциплины «Практикум по социальному воспитанию» 1 раз в неделю проводились 3 занятия (всего 6 часов), основной целью которых было знакомство с различными видами  и решение  социально-педагогических  задач. А весной 2013г. в рамках курса «Методика и технология работы социального педагога» на семинарских занятиях третьекурсников была организована работа кейс-методом. Встречи проходили также 1 раз в неделю, всего проведено 6 занятий (12 часов). Социально-педагогические задачи подбирались в соответствии с темой семинара, теоретическую часть которого студенты готовили сами. В группе №2 учебный процесс проводился по программе, предусмотренной учебным планом.

На третьем этапе (май 2013г.) проведена контрольная диагностика уровня сформированности профессиональной позиции студентов первой и второй групп, осуществлен анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, подводились итоги исследования.

 

3.2 Этапы исследования

 

Целью опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась в течение 2012-2013 года, являлось выявление эффективности использования социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов. В исследовании принимали участие 15 студентов 2 (ныне 3) курса и 10 студентов 4 (ныне 5) курса, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Экспериментальная работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольно-аналитический.

Констатирующий этап (февраль 2012г.)

Цель – выявление исходного уровня сформированности профессиональной позиции студентов. Для этого использовалась психодиагностическая методика, в основу которой положена разработанная А.И.Григорьевой деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. При анализе результатов выявились следующие показатели: количество студентов, которые обладают сильной, относительно-сильной, относительно-слабой или  слабой профессиональной позицией; а также количество студентов, у которых в структуре профессиональной позиции преобладает та или иная субъектность.

Итогом констатирующего этапа эксперимента явилось получение следующих данных: в группе №1 80% студентов обладают относительно-сильной профессиональной позицией и 20% - относительно-слабой; в группе №2 10% студентов обладают сильной профессиональной позицией, 70% - относительно-сильной и 20% - относительно-слабой. Кроме того была получена количественная информация об особенностях профессиональной позиции студентов по субъектностям (педагог как субъект воспитательного влияния на ребенка и детскую общность; педагог как субъект личностного и профессионального саморазвития как воспитателя; педагог как субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей; педагог как субъект взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующий проявление их воспитательного потенциала). В группе №1 распределение по субъектностям 40% – 20% – 20% -20% соответственно, а в группе №2 - 30% - 40% - 20% - 10% соответственно.

 

Формирующий этап (март 2012 – апрель 2013г.)

Цель – реализация и внедрение разработанной методики использования социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции студентов – будущих социальных педагогов. В группе №2 учебный процесс проводился по предусмотренной учебным планом программе, а в группе №1 с использованием разработанной методики. Экспериментальная работа строилась последовательно, поэтапно. 

Информация о работе Использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов