6. Подведение итогов. Оно осуществляется сначала
желающими высказаться из аудитории, а
затем самим преподавателем, ведущим занятие.
Преподаватель дает оценку выводам подгрупп
и отдельных участников, а также всему
ходу дискуссии.
Преподавателю лучше использовать
многокомпонентный метод формирования
оценки. Ее составными будут оценки за:
- уровень активности на
занятии (выступление, владение категориальным
аппаратом, предложение плана действий,
участие в обработке количественных
данных и др.);
- подготовленные письменные
работы (формулировка и анализ
большинства проблем, имеющихся
в кейсе, собственные выводы, составленные
документы оформлены надлежащим
образом и др.).
Одновременно с оценкой формулируются
и обосновываются варианты действий, которые
не были предложены, допущенные ошибки,
если такие были, и выделяются особенно
продуктивные решения.[36]
Социально-педагогические задачи
могут решаться индивидуально и в группе.
Но в любом случае целесообразно для каждого
студента вести отдельную карточку для
оценки выполнения заданий. В данной карточке
может располагаться матрица оценивания
решения задач студентом (Таблица 1), вывод
педагога о сформированности у студента
навыков решения практических проблем
и соответствующих функциональных умений,
рекомендаций о том, какие задания студенту
необходимо повторить, и т.д.
Таблица 1 - Матрица оценивания
выполнения ситуационных заданий
Ф.И.О. студента_______________________________________
№ |
Название задания |
Где (в учебном заведении, дома) и как
(самостоятельно, в группе) выполнено задание |
Критерии
оценивания |
Понимание представленной информации
(здания) |
Предложение способа решения проблемы |
Обоснование способа решения проблемы
(своего выбора) |
Предложение альтернативных вариантов |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для оценивания результатов
решения ситуационных задач наиболее
целесообразно руководствоваться стратегией
«эффективно – неэффективно в решении
проблемы», а не «верно – неверно в репродукции
предметного знания».[3]
Выводы по 2 главе
Социально-педагогическая задача
- осмысленная педагогическая
ситуация, требующая познания и ликвидации
рассогласованности между вовлеченными
в нее людьми, местом действия и сущностью
деятельности при помощи психолого-педагогических
средств. Это всегда осмысление
сложившейся педагогической ситуации
с целью ее перевода на новый уровень, приближающий
к цели социально-педагогической деятельности.
Вся педагогическая деятельность состоит
из цепи педагогических ситуаций. Они создаются
как педагогом, так и воспитанниками, спонтанно
и специально, и могут быть самыми разнообразными.
Источниками социально-педагогических
задач могут реальные воспитательные
ситуации, результаты психолого-педагогических
исследований, афоризмы и пословицы, выдержки
из художественной и научной литературы,
философские идеи и т.д. И в зависимости
от этих источников, моделей и способов
конструирования, форм представления
решения мы выделили 5 видов социально-педагогических
задач:
- Задачи по ключевому слову;
- Компетентностно-ориентированные
задачи-ситуации на основе таксономии
Б.Блума;
- Социально-педагогические задачи
на основе уровневого подхода;
- Тезаурусный подход к составлению
и решению социально-педагогических задач;
- Задачи на формирование стиля
педагогического мышления.
Социально-педагогические задачи
можно использовать как одно из средств
в процессе изучения педагогических дисциплин.
А одним из методов организации работы
по решению социально-педагогических
задач является кейс-метод. Метод используется
для логического продолжения лекционных
занятий или даже «вкрапления» в них, поэтому социально-педагогические
задачи всегда находятся в рамках конкретной
темы.
Использование данной технологии
позволяет формировать у студентов самостоятельность
и инициативность, умение ориентироваться
в широком круге вопросов, связанных с
профессиональной деятельностью. Кроме
того, в процессе работы над задачами у
студентов формируется конкурентоспособность,
развивается персональная и коллективная
ответственность, шлифуются личные ценности
и установки.
Именно работа в группе по решению
социально-педагогических задач позволяет
студентам усвоить знания и приобрести
навыки и умения практически решать сложные
задачи, рассматривать разнообразные
возможности и подходы к решению проблем
и адаптироваться к разным типам людей,
участвующих в принятии решений.
Глава 3. Исследование
уровня развития профессиональной позиции
студентов - будущих социальных педагогов
- в процессе решения социально-педагогических
задач
3.1 Методика и
организация исследования процесса
формирования профессиональной
позиции студентов - будущих социальных
педагогов
Экспериментальная база: ФГБОУ
ВПО «Удмуртский государственный университет»,
Институт психологии, педагогики и социальных
технологий, специальность «Социальная
педагогика».
Характеристика выборки.
Группа №1 – студенты 2 (ныне
3) курса специальности «Социальная педагогика»
в количестве 15 человек. В соответствии
с учебным планом изучили такие основные
курсы, как «Общие основы педагогики»,
«Возрастная психология», «Теория и методика
воспитания», «Педагогическая антропология»,
«Социальная педагогика», «Методика и
технология работы социального педагога»
и др. Не прошли все виды практик и еще
не имели опыта в разработке социально-педагогических
технологий.
Группа №2 – студенты 4 (ныне
5) курса специальности «Социальная педагогика»
в количестве 10 человек. В полном объеме
овладели учебной программой. Прошли все
виды практики: от учебно-ознакомительной
до комплексной преддипломной.
Выбор групп объясняется стремлением
проанализировать процесс и результат
становления профессиональной позиции
студентов – будущих социальных педагогов
на разных этапах вузовского обучения.
По уровню сформированности профессиональной
позиции в группе №2 можно будет сделать
вывод о качестве профессиональной подготовки
студентов специальности «Социальная
педагогика».
Характеристика методов исследования.
Для выявления уровня сформированности
профессиональной позиции у студентов
– будущих социальных педагогов используется
психодиагностическая методика (см. Приложение
7), в основу которой положена разработанная
А.И.Григорьевой деятельностная модель
личностно-профессиональной позиции педагога.
В данной модели представлены возможные
действия педагога, разделенные на четыре
блока:
1) действия педагога как
субъекта воспитательного влияния
на ребенка и детскую общность;
2) действия педагога как
субъекта личностного и профессионального
саморазвития как воспитателя;
3) действия педагога как
субъекта формирования и развития
педагогического коллектива как
коллектива воспитателей;
4) действия педагога как
субъекта взаимодействия с «выходящими»
на ребенка социальными общностями
и институтами, стимулирующие проявление
их воспитательного потенциала.
Подсчет результатов позволяет
определить уровень развития профессиональной
позиции будущих социальных педагогов
(сильная, относительно-сильная, относительно-слабая
или слабая позиции), а также рассмотреть
особенности позиции по субъектностям.
С помощью такого дифференцированного
анализа можно выяснить, какая из субъектностей
педагога «западает» у респондента, где
он испытывает наибольшие сложности и
трудности, что может служить источником
его профессионального и личностного
роста.
Контент-анализ (от англ. contens
содержание) — метод качественно-количественного
анализа содержания документов с целью
выявления или измерения различных фактов
и тенденций, отраженных в этих документах.
Особенность контент-анализа состоит
в том, что он изучает документы в их социальном
контексте.
Мы использовали контент-анализ
эссе на тему «Как формировалась моя профессиональная
педагогическая позиция» как дополнительный
метод исследования с целью анализа рефлексии
процесса становления собственной профессиональной
позиции студентов. В качестве единиц
анализа мы выбрали отдельные фразы и
выражения, характерные для соответствующего
параметра профессиональной позиции,
за единицу измерения взяли количество
их появления в текстах эссе.
Методами статистической обработки
результатов эксперимента называются
математические приемы, формулы, способы
количественных расчетов, с помощью которых
показатели, получаемые в ходе эксперимента,
можно обобщать, приводить в систему, выявляя
скрытые в них закономерности. Использовался
метод непараметрической статистики -
критерий Вилкоксона. Данный критерий предназначен
для проверки различий между двумя выборками парных измерений. Он позволяет установить не
только направленность изменений, но и
их выраженность, то есть, способен определить,
является ли сдвиг показателей в одном
направлении более интенсивным, чем в
другом.
Организация исследования.
Исследование осуществлялось в течение
2012 – 2013 года в три этапа.
На первом этапе (февраль 2012г.)
проведена констатирующая диагностика
уровня сформированности профессиональной
позиции студентов в группе №1 и группе
№2.
На втором этапе (март 2012г. –
апрель 2013г.) проводилась опытно-экспериментальная
работа, направленная на формирование
профессиональной позиции студентов группы
№1. Весной 2012г. со студентами тогда еще
2 курса в рамках учебной дисциплины «Практикум
по социальному воспитанию» 1 раз в неделю
проводились 3 занятия (всего 6 часов), основной
целью которых было знакомство с различными
видами и решение социально-педагогических
задач. А весной 2013г. в рамках курса «Методика
и технология работы социального педагога»
на семинарских занятиях третьекурсников
была организована работа кейс-методом.
Встречи проходили также 1 раз в неделю,
всего проведено 6 занятий (12 часов). Социально-педагогические
задачи подбирались в соответствии с темой
семинара, теоретическую часть которого
студенты готовили сами. В группе №2 учебный
процесс проводился по программе, предусмотренной
учебным планом.
На третьем этапе (май 2013г.) проведена
контрольная диагностика уровня сформированности
профессиональной позиции студентов первой
и второй групп, осуществлен анализ, обобщение
и систематизация результатов опытно-экспериментальной
работы, формулировались выводы, подводились
итоги исследования.
3.2 Этапы исследования
Целью опытно-экспериментальной
работы, которая осуществлялась в течение
2012-2013 года, являлось выявление эффективности
использования социально-педагогических
задач в процессе формирования профессиональной
позиции студентов - будущих социальных
педагогов. В исследовании принимали участие
15 студентов 2 (ныне 3) курса и 10 студентов
4 (ныне 5) курса, обучающихся по специальности
«Социальная педагогика». Экспериментальная
работа включала 3 этапа: констатирующий,
формирующий и контрольно-аналитический.
Констатирующий этап (февраль
2012г.)
Цель – выявление исходного
уровня сформированности профессиональной
позиции студентов. Для этого использовалась
психодиагностическая методика, в основу
которой положена разработанная А.И.Григорьевой
деятельностная модель личностно-профессиональной
позиции педагога как воспитателя. При
анализе результатов выявились следующие
показатели: количество студентов, которые
обладают сильной, относительно-сильной,
относительно-слабой или слабой профессиональной
позицией; а также количество студентов,
у которых в структуре профессиональной
позиции преобладает та или иная субъектность.
Итогом констатирующего этапа
эксперимента явилось получение следующих
данных: в группе №1 80% студентов обладают
относительно-сильной профессиональной
позицией и 20% - относительно-слабой; в
группе №2 10% студентов обладают сильной
профессиональной позицией, 70% - относительно-сильной
и 20% - относительно-слабой. Кроме того
была получена количественная информация
об особенностях профессиональной позиции
студентов по субъектностям (педагог как
субъект воспитательного влияния на ребенка
и детскую общность; педагог как субъект
личностного и профессионального саморазвития
как воспитателя; педагог как субъект
формирования и развития педагогического
коллектива как коллектива воспитателей;
педагог как субъект взаимодействия с
«выходящими» на ребенка социальными
общностями и институтами, стимулирующий
проявление их воспитательного потенциала).
В группе №1 распределение по субъектностям
40% – 20% – 20% -20% соответственно, а в группе
№2 - 30% - 40% - 20% - 10% соответственно.
Формирующий этап (март 2012 –
апрель 2013г.)
Цель – реализация и внедрение
разработанной методики использования
социально-педагогических задач в процессе
формирования профессиональной позиции
студентов – будущих социальных педагогов.
В группе №2 учебный процесс проводился
по предусмотренной учебным планом программе,
а в группе №1 с использованием разработанной
методики. Экспериментальная работа строилась
последовательно, поэтапно.