Использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 16:43, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является определение содержания, типологии и методики использования социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа научной литературы охарактеризовать понятия профессиональной позиции и социально-педагогической задачи.
2. Описать методику и условия использования разных видов социально-педагогических задач в процессе подготовки студентов - будущих социальных педагогов.
3. Выделить принципы отбора социально-педагогических задач для формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов, создать банк социально-педагогических задач.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности применения социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов.
5. Разработать учебно-методическое пособие по использованию кейса педагогических задач в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
4
Глава 1. Формирование профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов как актуальная задача профессиональной подготовки……………………………………………………………………..
7
1.1 Понятие профессиональной позиции в научной литературе………….. 7
1.2 Структура профессиональной позиции педагога, факторы и уровни ее становления……………………………………………………………………
9
Выводы по 1 главе……………………………………………………………
13
Глава 2. Социально-педагогическая задача как средство формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
15
2.1 Понятие социально-педагогической задачи…………………………….. 15
2.2 Виды социально-педагогических задач…………………………………. 17
2.3 Социально-педагогическая задача как содержательное ядро педагогического кейса………………………………………………………...
21
2.4 Методика использования социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции…………………………………
24
Выводы по 2 главе……………………………………………………………
27
Глава 3. Исследование уровня развития профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов в процессе решения социально-педагогических задач…………………………………………….
29
3.1 Методика и организация исследования процесса формирования профессиональной позиции студентов - будущих социальных педагогов..
29
3.2 Этапы исследования………………………………………………………
32
3.3 Обработка результатов исследования методами математической статистики……………………………………………………………………...
42
Выводы по 3 главе……………………………………………………………
45
Заключение…………………………………………………………………….
47
Список литературы……………………………………………………………
49
Приложения……………………………………………………………………
54

Файлы: 1 файл

diplom.docx

— 165.37 Кб (Скачать файл)

Опросный лист №1

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.

Действия

педагога-воспитателя

Считаю необхо-димым

Считаю

важным

Считаю

необяза-

тельным

Считаю

ненужным

1.Равноправное общение с детьми

       

2. Проявление эмпатии по отношению  к ребенку

       

3. Проявление непременного доверия  к возможностям и способностям  ребенка

       

4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его  достоинств и недостатков

       

5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков

       

6. Открытое предъявление детям  своих нравственных убеждений, ценностей, интересов 

       

7. Сотрудничество с детьми в  достижении общих целей

       

8. Создание воспитывающих ситуаций  в различных видах деятельности 

       

9. Создание ситуации успеха для  каждого ребенка

       

10. Организация конструктивного  конфликта в целях развития  личности и коллектива

       

11. Активизация воспитательного  потенциала урока

       

12. Поддержка воспитанников как  субъектов самоуправления

       

13. Отказ от вмешательства в  то, что дети предпочитают делать  сами 

       

14. Поддержка процесса самопознания  ребенка

       

15. Предоставление реальных возможностей  для самореализации и самоопределения  ребенка

       

16. Принятие воспитывающего влияния  детей на педагога 

       

17. Честное, самокритичное отношение  к своим успехам и неудачам

       

18. Забота о своем личностном  росте, развитии духовности

       

19. Забота о своем физическом  и психическом здоровье

       

20. Расширение и углубление

своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания

       

21. Постоянный самоанализ своей  воспитательной деятельности

       

22. Совершенствование своих знаний  о детской, подростковой, молодежных  субкультурах

       

23. Осмысление своей деятельности  в контексте воспитательного  процесса образовательного учреждения

       

24. Деятельное участие в педагогическом  самоуправлении

       

24. Проявление интереса к профессиональной  деятельности коллег

       

25. Обеспечение нравственной атмосферы  в педагогическом коллективе

       

26. Открытое обсуждение с коллегами  профессиональных проблем

       

27. Предоставление возможности  другим педагогам знакомиться  с его опытом 

       

28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам

       

29. Проявление интереса к жизни  ребенка в семье 

       

30. Проявление постоянного интереса  к внешкольным делам и занятиям  ребенка

       

31. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ребенка

       

32. Защита прав и интересов  ребенка, оказавшегося в конфликте  с родителями 

       

33. Повышение педагогической культуры  родителей своих воспитанников 

       

34. Взаимодействие в решении  воспитательных задач с педагогами, психологами, медицинскими работниками  и пр.

       

35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной  социальной ситуации

       

 

 

Опросный лист №2

Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога. Как Вы в ходе своей практической деятельности реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.

Действия

педагога-воспитателя

Делаю постоянно

Делаю

часто

Делаю

изредка

Не

делаю

1. Равноправное общение с детьми

       

2. Проявление эмпатии по отношению  к ребенку

       

3. Проявление непременного доверия  к возможностям и способностям  ребенка

       

4. Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его  достоинств и недостатков

       

5. Оценивание не личности ребенка, а его поступков

       

6. Открытое предъявление детям  своих нравственных убеждений, ценностей, интересов 

       

7. Сотрудничество с детьми в  достижении общих целей

       

8. Создание воспитывающих ситуаций  в различных видах деятельности 

       

9. Создание ситуации успеха для  каждого ребенка

       

10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива

       

11. Активизация воспитательного  потенциала урока

       

12. Поддержка воспитанников как  субъектов самоуправления

       

13. Отказ от вмешательства в  то, что дети предпочитают делать  сами 

       

14. Поддержка процесса самопознания  ребенка

       

15. Предоставление реальных возможностей  для самореализации и самоопределения  ребенка

       

16. Принятие воспитывающего влияния  детей на педагога 

       

17. Честное, самокритичное отношение  к своим успехам и неудачам

       

18. Забота о своем личностном  росте, развитии духовности

       

19. Забота о своем физическом  и психическом здоровье

       

20. Расширение и углубление

своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания

       

21. Постоянный самоанализ своей  воспитательной деятельности

       

22. Совершенствование своих знаний  о детской, подростковой, молодежных  субкультурах

       

23. Осмысление своей деятельности  в контексте воспитательного  процесса образовательного учреждения

       

24. Деятельное участие в педагогическом  самоуправлении

       

24. Проявление интереса к профессиональной  деятельности коллег

       

25. Обеспечение нравственной атмосферы  в педагогическом коллективе

       

26. Открытое обсуждение с коллегами  профессиональных проблем

       

27. Предоставление возможности  другим педагогам знакомиться  с его опытом 

       

28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам

       

29. Проявление интереса к жизни  ребенка в семье 

       

30. Проявление постоянного интереса  к внешкольным делам и занятиям  ребенка

       

31. Поддержка положительной направленности  семейного воспитания ребенка

       

32. Защита прав и интересов  ребенка, оказавшегося в конфликте  с родителями 

       

33. Повышение педагогической культуры  родителей своих воспитанников 

       

34. Взаимодействие в решении  воспитательных задач с педагогами, психологами, медицинскими работниками  и пр.

       

35. Защита и поддержка ребенка, оказавшегося в неблагоприятной  социальной ситуации

       

 

 

Обработка результатов

Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист №2 – «деятельность».

Подсчет результатов осуществляется следующим образом. Лист №1 «накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третьей или четвертой –больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Интерпретация результатов

Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то перед нами сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» –«делаю часто»), то перед нами относительно сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» – «делаю изредка»), то перед нами относительно слабая профессиональная позиция воспитателя.

Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («считаю ненужным» – «не делаю»), то перед нами слабая профессиональная позиция воспитателя.

Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить, пустил ли он «пыль в глаза» или действительно является профессионалом высочайшего класса в деле воспитания.

Также на основе данного теста можно проводить более детальный анализ профессиональной позиции педагога как воспитателя, в частности рассмотреть особенности позиции педагога по субъектностям:

1) педагог как субъект  воспитательного влияния на ребенка  и детскую общность (утверждения  с 1 по 16);

2) педагог как субъект  личностного и профессионального  саморазвития как воспитателя (утверждения  с 17 по 22);

3) педагог как субъект  формирования и развития педагогического  коллектива как коллектива воспитателей (утверждения с 23 по 28);

4) педагог как субъект  взаимодействия с «выходящими»  на ребенка социальными общностями  и институтами, стимулирующий проявление  их воспитательного потенциала (утверждения  с 29 по 35).

С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из субъектностей педагога-воспитателя «западает» у респондента, где он испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его профессионального и личностного роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование социально-педагогических задач в процессе формирования профессиональной позиции будущих социальных педагогов