Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

Научно – практической основой  указанной причинно-следственной зависимости  между здоровьем и образом жизни служит концепция академика  Ю.П.Лисицина [25] о наибольшем вкладе в индивидуальное здоровье человека его образа жизни (50-55%), при значительно меньшем вкладе других факторов: экологии – 20-25%, наследственной предрасположенности -20%, мед.обслуживания – 10%.

Как считает В.П.Бузунов [8] - «Здоровье» является важнейшей категорией валеологии. Для понимания этой категории он выделяет следующие основания:

1) здоровье - это совокупность  культуры физической (способности  управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями); культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями);

2)  здоровье человека - это результат  его собственной деятельности;

3) уровень здоровья определяется  запасом, объемом жизненных сил  человека; путь здоровья - это путь  накопления, сохранения и усиления  жизненных сил; 

4) здоровье - это уровень адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных и др.);

5) здоровье каждого человека  находится в зависимости от  здоровья окружающих его людей;

6)  система массового образования  является механизмом здоровьетворения  ребенка [8].

Т.С.Яковлева так пишет, что: «Здоровье в нашем обществе еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у привычка здорового образа жизни у человека, начиная с самого раннего возраста, иными словами с дошкольного» [14, с.14].

Формирование основ здорового образа жизни требует: осмысление себя, как представителя биологического вида, способного к оценке своего физического состояния, прогнозирование собственного здоровья, сохранение его и формирование; обеспечение социальной и психологической защищенности, душевного комфорта, жизнерадостного мировосприятия, высоких моральных и эстетичных чувств, умение находить счастье в творческой деятельности; адаптация к социальным условиям, высокому уровню культуры общения и коммуникативных привычек.

Петлено В.П. к основным составным здоровому образу жизни относит: образ жизни, уровень культуры, место здоровья в иерархии нужд, мотивация, обратные связи, установка на длинную здоровую жизнь, обучение здоровью [32]. Изучение и решение этих потребностей в поле зрения валеологии.

Следует различать валеологию медицинскую, валеологию педагогическую и разнообразные псевдо и околонаучные учения, использующие этот термин в  собственных целях. Именно педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека. И сегодня валеология выступает, как экология и ОБЖ вместе.

На особое место системы  образования в сохранении и улучшении  здоровья подрастающего поколения указывают многие российские ученые. Так, валеологические идеи в педагогике развиваются И.И.Брехманом [7], М.Л.Лазаревым [24], В.В.Колбановым [22], В.П.Петленко [32], Л.Г.Татарниковой [44], Е.Ю.Серовой [41], В.К.Бальсевича [5], Т.С.Казаковцевой [17] и др.

Современная наука доказала верность учения древних философов, что прежде всего, следует беречь духовное здоровье человека, так как от духовного  состояния зависит в значительной мере его физическое развитие. «Без духовности человек не может преодолеть болезни, выздороветь, быть здоровым и счастливым. Кроме духовного здоровья нужно уметь беречь и физическое здоровье», считает В.П.Петленко [32].

Негативные результаты воспитания и образования можно  преодолеть путем формирования у  ребенка ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным законам [8].

Как считают многие ученые эти проблемы можно и нужно решать с помощью валеологии уже в дошкольном возрасте. Вопросами воспитания валеологической культуры у дошкольников занимались В.Г.Алямовская [1],  Т.С.Казаковцева [17],  Петрова Т. Н. , Дмитриенко В. Д. , Петрова Е. А. [34]  Р.Р.Косенюк [23], Н.Сизова [8] и др.

Авторы многочисленных работ по воспитанию валеологической  культуры у дошкольников считают, что  привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

В детстве человек  осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Однако в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие [14].

Поэтому именно на этапе  дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

В дошкольном детстве  ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Одним из компонентов  базиса личностной культуры является ориентировка ребенка в явлениях собственной жизни, деятельности и в себе самом. Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.

Валеология наука и  сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Педагоги ДОУ обязаны воспитать в дошкольниках потребность быть здоровым. Ребенок должен знать: зачем нужно быть здоровым, что нужно сделать для этого, как справиться с болезнью. Поэтому в детском саду актуально валеологическое образование.

Е.Ю.Серова [41] даёт следующее определение: «Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества».

Л.И.Пономарева пишет, что «Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих гигиенических, генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих» [36, с.143].

Для воспитания у детей  и молодежи заботливого отношения  к своему здоровью во многих дошкольных учреждениях, школах, вузах введен новый учебный курс "валеология". Интегративний курс "валеология" Н.Сизовой в детском саду - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека [41].

Организация обучающее - воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.

Как считают Т.А.Тарасова и Л.В.Власова - основные задачи дошкольного курса "валеологии" являются: формирование у ребенка целостного представления об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды; формирование творческого отношения к себе, к миру через использование необходимых знаний из смежных наук (медицины, биологии, психологии) и умение их применять на практике; стимулировать интерес к активной двигательной деятельности, занятиям спортом и физическими упражнениями; воспитание желания и потребности детей в использовании теоретических и практических знаний в оздоровлении членов своей семьи, других людей [45, с.50].

Значение курса «Валеология» в ДОУ состоит в познании ребенком природы, человека, взаимодействия человека с природой и обществом, которое оказывает содействие формированию его как здорового, самосовершенствованого объекта целостной системы. Познавая свое бытие, близких и родных, ребенок становится активным тружеником своей Родины [7, 22, 32].

Основные компоненты валеологической культуры: когнитивный валеологические знания (ЗНАЕТ); валеологические ценности (ОТНОСИТСЯ); этические нормы, правила; поступки, личная безопасность (ДЕЛАЕТ); стиль мышления (ДУМАЕТ). Такая структуризация позволяет рассматривать валеологическую культуру как целостную систему, включающую валеологические знания, умения, культуру чувств, деятельности, культуру поведения.

В дошкольном учреждении валеология является интегрированной  системой знаний (научных и ненаучных), которые вычеркиваются из таких систем знаний: "окружающий мир" (или "мир человека"), "природа", "физкультура и здоровье", "музыка и здоровье", "изобразительное искусство и здоровье", "математика и здоровье".

Для решения данной проблемы необходимы валеологические занятия. Но пока нет возможности проводить занятия во всех ДОУ, можно использовать в валеологическом воспитании другие средства: плавание, туризм, закаливание и т.д. Мы, кроме этого предлагаем не только плавание, а усиливаем его оздоровительное значение гидрокинезотерапией. Они могут проводиться один раз в неделю во всех возрастных группах, включая детей раннего возраста.

С целью решения этих задач определены следующие направления  в валеологической работе дошкольных образовательных учреждений [1, 8, 17]:

  1. Человек и здоровье.

  2. Природные условия здоровья.

  3. Социальные условия  здоровья.

  4. Этноздоровье.

  5. Индивидуальное  здоровье.

Каждое направление  ориентируется на содержание определенного  ряда тем. Программа занятий выстраивается  по концентрическому принципу: содержание расширяется, конкретизируется и углубляется от группы к группе. На валеологических занятиях особое внимание следует уделять использованию игр. Их можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Разместить такие игры рекомендуем в "Уголке здоровья". 

Как считает Н. Сизова, что в своей совокупности базовые знания различных видов деятельности детей дают возможность формировать элементы целостной научной картины мира и решать такие задачи:

І. Формировать знание о здоровье человека как составную биосоциальных систем (природы и общества), давать информацию о составных частях тела и его анатомическом строении; режиме жизни и гигиеническом уходе за телом; о  влиянии закаливания; установлении гармонических отношений детей с живой и неживой природой, доброжелательное отношение к ее объектам и дарам; культуре поведения детей как основе здоровья; профилактике и устранения вредных привычек; детском дорожно-транспортном травматизме, его профилактике; о врачебных растениях, напитках, отварах, их оздоровительных ценностях; доступных методах самолечения (питье чаев, элементы механического массажа и т.п.) и тд.

ІІ. Формировать у детей  валеологическое сознания, бережливое и заботливое отношения к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности.

ІІІ. Воспитывать у  детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями. Здоровый образ жизни - главная цель формирования, сохранение и укрепление физического, психического, духовного и социального здоровья.

ІV. Формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья в гигиеническом уходе за телом, его частями, органами; закаливании, выполнении гимнастических движений; усвоении культурно - гигиенических навыков в еде; проявлении доброты, внимания, милосердия, чувствительности к другим людям и детям; общении с растениями, животными, пользовании их естественной силой, уходе за ними; организации самостоятельной жизни дома без взрослых ("один дома").

V. Воспитывать у детей  желания активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретении элементы практических привычек [41].

Эффективность работы по формированию основ валеологической культуры может быть определена по следующим показателям: снижение заболеваемости, рост уровня физического и психического здоровья, повышение двигательной активности детей, сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления, сотрудничество детского сада с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

Исходя из этого занятия  оздоровительно-педагогического характера  должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).

Валеологическая культура дошкольников, на современном этапе  – это закладка основ здорового  образа жизни. Но главным препятствием является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, ДОУ, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Для решения поставленных задач необходимо создание определенных условий. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

Информация о работе Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников