Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа
об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
1) здоровье - это совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями); культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями);
2) здоровье человека - это результат его собственной деятельности;
3) уровень здоровья определяется
запасом, объемом жизненных
4) здоровье - это уровень адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных и др.);
5) здоровье каждого человека находится в зависимости от здоровья окружающих его людей;
6) система массового образования
является механизмом
Т.С.Яковлева так пишет, что: «Здоровье в нашем обществе еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у привычка здорового образа жизни у человека, начиная с самого раннего возраста, иными словами с дошкольного» [14, с.14].
Формирование основ здорового образа жизни требует: осмысление себя, как представителя биологического вида, способного к оценке своего физического состояния, прогнозирование собственного здоровья, сохранение его и формирование; обеспечение социальной и психологической защищенности, душевного комфорта, жизнерадостного мировосприятия, высоких моральных и эстетичных чувств, умение находить счастье в творческой деятельности; адаптация к социальным условиям, высокому уровню культуры общения и коммуникативных привычек.
Петлено В.П. к основным составным здоровому образу жизни относит: образ жизни, уровень культуры, место здоровья в иерархии нужд, мотивация, обратные связи, установка на длинную здоровую жизнь, обучение здоровью [32]. Изучение и решение этих потребностей в поле зрения валеологии.
На особое место системы образования в сохранении и улучшении здоровья подрастающего поколения указывают многие российские ученые. Так, валеологические идеи в педагогике развиваются И.И.Брехманом [7], М.Л.Лазаревым [24], В.В.Колбановым [22], В.П.Петленко [32], Л.Г.Татарниковой [44], Е.Ю.Серовой [41], В.К.Бальсевича [5], Т.С.Казаковцевой [17] и др.
Современная наука доказала верность
учения древних философов, что прежде
всего, следует беречь духовное здоровье
человека, так как от духовного
состояния зависит в
Негативные результаты воспитания и образования можно преодолеть путем формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным законам [8].
Как считают многие ученые эти проблемы можно и нужно решать с помощью валеологии уже в дошкольном возрасте. Вопросами воспитания валеологической культуры у дошкольников занимались В.Г.Алямовская [1], Т.С.Казаковцева [17], Петрова Т. Н. , Дмитриенко В. Д. , Петрова Е. А. [34] Р.Р.Косенюк [23], Н.Сизова [8] и др.
Авторы многочисленных работ по воспитанию валеологической культуры у дошкольников считают, что привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Однако в отличие от взрослого ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие [14].
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис. Одним из компонентов базиса личностной культуры является ориентировка ребенка в явлениях собственной жизни, деятельности и в себе самом. Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.
Валеология наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путем ведения здорового образа жизни. Педагоги ДОУ обязаны воспитать в дошкольниках потребность быть здоровым. Ребенок должен знать: зачем нужно быть здоровым, что нужно сделать для этого, как справиться с болезнью. Поэтому в детском саду актуально валеологическое образование.
Е.Ю.Серова [41] даёт следующее определение: «Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества».
Л.И.Пономарева пишет, что «Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих гигиенических, генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих» [36, с.143].
Для воспитания у детей и молодежи заботливого отношения к своему здоровью во многих дошкольных учреждениях, школах, вузах введен новый учебный курс "валеология". Интегративний курс "валеология" Н.Сизовой в детском саду - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека [41].
Организация обучающее - воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.
Как считают Т.А.Тарасова и Л.В.Власова - основные задачи дошкольного курса "валеологии" являются: формирование у ребенка целостного представления об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды; формирование творческого отношения к себе, к миру через использование необходимых знаний из смежных наук (медицины, биологии, психологии) и умение их применять на практике; стимулировать интерес к активной двигательной деятельности, занятиям спортом и физическими упражнениями; воспитание желания и потребности детей в использовании теоретических и практических знаний в оздоровлении членов своей семьи, других людей [45, с.50].
Значение курса «Валеология» в ДОУ состоит в познании ребенком природы, человека, взаимодействия человека с природой и обществом, которое оказывает содействие формированию его как здорового, самосовершенствованого объекта целостной системы. Познавая свое бытие, близких и родных, ребенок становится активным тружеником своей Родины [7, 22, 32].
Основные компоненты валеологической культуры: когнитивный валеологические знания (ЗНАЕТ); валеологические ценности (ОТНОСИТСЯ); этические нормы, правила; поступки, личная безопасность (ДЕЛАЕТ); стиль мышления (ДУМАЕТ). Такая структуризация позволяет рассматривать валеологическую культуру как целостную систему, включающую валеологические знания, умения, культуру чувств, деятельности, культуру поведения.
В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний (научных и ненаучных), которые вычеркиваются из таких систем знаний: "окружающий мир" (или "мир человека"), "природа", "физкультура и здоровье", "музыка и здоровье", "изобразительное искусство и здоровье", "математика и здоровье".
Для решения данной проблемы необходимы валеологические занятия. Но пока нет возможности проводить занятия во всех ДОУ, можно использовать в валеологическом воспитании другие средства: плавание, туризм, закаливание и т.д. Мы, кроме этого предлагаем не только плавание, а усиливаем его оздоровительное значение гидрокинезотерапией. Они могут проводиться один раз в неделю во всех возрастных группах, включая детей раннего возраста.
С целью решения этих задач определены следующие направления в валеологической работе дошкольных образовательных учреждений [1, 8, 17]:
1. Человек и здоровье.
2. Природные условия здоровья.
3. Социальные условия здоровья.
4. Этноздоровье.
5. Индивидуальное здоровье.
Каждое направление
ориентируется на содержание определенного
ряда тем. Программа занятий
Как считает Н. Сизова, что в своей совокупности базовые знания различных видов деятельности детей дают возможность формировать элементы целостной научной картины мира и решать такие задачи:
І. Формировать знание о здоровье человека как составную биосоциальных систем (природы и общества), давать информацию о составных частях тела и его анатомическом строении; режиме жизни и гигиеническом уходе за телом; о влиянии закаливания; установлении гармонических отношений детей с живой и неживой природой, доброжелательное отношение к ее объектам и дарам; культуре поведения детей как основе здоровья; профилактике и устранения вредных привычек; детском дорожно-транспортном травматизме, его профилактике; о врачебных растениях, напитках, отварах, их оздоровительных ценностях; доступных методах самолечения (питье чаев, элементы механического массажа и т.п.) и тд.
ІІ. Формировать у детей валеологическое сознания, бережливое и заботливое отношения к собственному здоровью, здоровью других людей, как высочайшей ценности.
ІІІ. Воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями. Здоровый образ жизни - главная цель формирования, сохранение и укрепление физического, психического, духовного и социального здоровья.
ІV. Формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья в гигиеническом уходе за телом, его частями, органами; закаливании, выполнении гимнастических движений; усвоении культурно - гигиенических навыков в еде; проявлении доброты, внимания, милосердия, чувствительности к другим людям и детям; общении с растениями, животными, пользовании их естественной силой, уходе за ними; организации самостоятельной жизни дома без взрослых ("один дома").
V. Воспитывать у детей желания активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретении элементы практических привычек [41].
Эффективность работы по формированию основ валеологической культуры может быть определена по следующим показателям: снижение заболеваемости, рост уровня физического и психического здоровья, повышение двигательной активности детей, сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления, сотрудничество детского сада с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.
Исходя из этого занятия
оздоровительно-
Валеологическая культура дошкольников, на современном этапе – это закладка основ здорового образа жизни. Но главным препятствием является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, ДОУ, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Для решения поставленных задач необходимо создание определенных условий. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.