Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа
об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Структура проведения занятий по плаванию
Каждое занятие состоит из трёх частей:
Вводная часть (3–4 минуты).
- Упражнения порядковые (построение, перестроение на суше).
- Упражнения дыхательные у бортика в воде.
- Упражнения подготовительные - плавание брассом на груди.
Основная часть (15–20 минут).
- Корригирующие
упражнения целенаправленного
Заключительная часть (5 минут). Основная задача – привести организм детей в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание и частоту пульса. Необходимо подвести итоги сделанного, похвалить детей за их успехи.
- Свободное плавание и игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Перспективный план работы по использованию гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Таблица 1
Сроки |
Тема |
Задачи валеологического. воспитания |
Мероприятия |
Использование гидрокинезотерапии |
Работа по плаванию |
Ответственные | |||
С детьми |
Со взрослыми |
Подготовительные упражнения (для освоения с водой на суше) |
Обучение технике плавания | ||||||
Сентябрь |
«Вода – залог жизни и здоровья» |
Сообщение детям знаний о воде, бассейне, правилах поведения и безопасности в бассейне. |
Беседа |
Консультация для педагогов и родителей |
Большинство занимающихся при начальном обучении плаванию неуверенно чувствуют себя в воде; их действия торопливы, плохо координированы, не согласованы с ритмом дыхания и направлены на то, чтобы удержать себя на поверхности воды, поэтому они быстро утомляются.
Общие упражнения на погружение, всплывание, лежание, скольжение, изучение правильного дыхания выполняются на первых четырех - шести занятиях, кроме того, упражнения на скольжение и постановку дыхания следует включить в последующие занятия, посвященные освоению техники.
Прежде чем начать изучать технику плавания, необходимо овладеть упражнениями для освоения с водой.
Консультация для педагогов и родителей Участие в экскурсии Оказание помощи в подборе художественной литературы по теме Просьба к родителям по размещению плакатов (на работе, на личных сайтах и тд) |
На первых уроках дается общая характеристика подготовительных упражнений, объясняется их целесообразность в процессе обучения; объясняется и показывается техника подготовительных упражнений; выполняются имитационно - подготовительные упражнения, которые затем делаются в воде. 1-я группа упражнений.
2-я группа упражнений.
3-я группа упражнений.
4-я группа упражнений.
5-я группа упражнений.
-стоя на дне в 2 - 3 метрах от бортика, руки свободно вниз, делать быстрый и полный глубокий вдох и, погружаясь, равномерный полный выдох; -взявшись за пенное корытце прямыми руками, лежа горизонтально на воде, выполнять вдох и, погрузив голову в воду, делать выдох. Упражнения на дыхание выполнять многократно, чередуя вдох и выдох, добиваясь свободного, без перебоев, дыхания. |
Для успешного обучения технике плавания существует следующая последовательность: 1. Техника дыхания.
2. Техника движений ногами с задержкой дыхания на воде, с произвольным дыханием, с выдохом в воду.
3. Согласование движений ногами с дыханием.
4. Техника движений руками с произвольным дыханием.
5. Согласование движений руками с дыханием.
6. Согласование движений ногами и руками с задержкой дыхания. |
Плавинструктор | |
Октябрь |
«Чистота – нужна везде» |
Гигиенические требования к пловцу. |
Оформление плакатов |
Приглашение родителей на выставку |
Воспитатели группы | ||||
Ноябрь |
«Если хочешь быть здоров – закаляйся» |
Профилактика простудных и грибковых заболеваний. |
Беседа с медработниками поликлиники |
Совместная беседа |
Мед работники | ||||
Декабрь |
«Травмы в воде» |
Профилактика травматизма в воде. |
Чтение художественной литературы |
Оказание помощи в подборе художественной литературы по теме |
Воспитатели группы | ||||
Январь - Февраль |
«Всегда помни…» |
Правила плавания. Правила купания в открытых водоемах. |
Конкурс детских рисунков |
Приглашение родителей на выставку |
Воспитатели группы, Плавинструктор | ||||
Март |
«Спасение утопающих…» |
Оказание помощи утопающему. |
Беседа с медработниками |
Консультация для педагогов и родителей |
Воспитатели группы | ||||
Апрель |
«Спортивное плавание» |
Ознакомление с основными стилями плавания. |
Экскурсия в бассейн |
Участие в экскурсии |
Плавинструктор | ||||
Май |
«Плавать – значит быть здоровым» |
Влияние плавания на воспитание правильной осанки, крепления свода стопы. |
Чтение художественной литературы |
Оказание помощи в подборе художественной литературы по теме |
Воспитатели группы, Мед работники | ||||
Июнь-июль |
«Плавать всегда и везде…» |
Значение систематичности занятий плаванием. Рассказать детям о «моржах» (зимнее плавание) |
Оформление плакатов |
Просьба к родителям по размещению плакатов (на работе, на личных сайтах и тд) |
Плавинструктор | ||||
Август |
«Лечебное плавание» |
Особенности занятий лечебным плаванием. |
Беседа с детьми |
Показательные занятия для родителей |
Мед работники, Плавинструктор |
Приложение № 3
Карта диагностики уровня валеологических знаний детей ЭГ
Таблица № 2.
И, ф. ребёнка |
№ вопросов |
Итого: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Н.г |
К.г | ||||||||||||||||||
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г | ||||
1 |
карина б. |
0 |
0 |
- |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
0 |
- |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
2 |
вова о. |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
0 |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
0 |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
0 |
0 |
3 |
алеша с. |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
0 |
- |
+ |
+ |
- |
0 |
- |
+ |
0 |
0 |
0 |
+ |
4 |
дима т. |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
+ |
+ |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
- |
- |
0 |
- |
- |
0 |
+ |
+ |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
- |
+ |
0 |
0 |
0 |
5 |
никита с. |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
6 |
настя р. |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
0 |
0 |
+ |
0 |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
0 |
+ |
7 |
юля к. |
- |
0 |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
0 |
0 |
8 |
диана а. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
+ |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
9 |
рушана а. |
- |
0 |
+ |
0 |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
0 |
+ |
Приложение № 4
Карта диагностики уровня валеологических знаний детей КГ
Таблица № 3
И, ф. ребёнка |
№ вопросов |
Итого: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Н.г |
К.г | ||||||||||||||||||
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г |
Н.г |
К.г | ||||
1 |
лиза б. |
- |
0 |
0 |
0 |
- |
0 |
+ |
+ |
- |
0 |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
0 |
- |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
0 |
2 |
маша в. |
- |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
0 |
0 |
- |
- |
0 |
0 |
- |
- |
0 |
+ |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
- |
0 |
- |
0 |
3 |
азалия в. |
- |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
- |
+ |
- |
0 |
- |
- |
- |
- |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
0 |
0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
алёша д. |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
0 |
+ |
5 |
данил з. |
0 |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
0 |
- |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
лера к. |
0 |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
0 |
- |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
7 |
арина к. |
- |
0 |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
0 |
- |
+ |
0 |
0 |
- |
0 |
+ |
+ |
- |
0 |
0 |
8 |
даша м. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
+ |
9 |
женя м. |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Приложение № 5
Перечень основ (навыков) валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)
Приложение № 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Таблица 8
Направления |
№ |
Вопросы анкеты |
Ответы детей |
Количество ответов |
Число в % | ||
ЭГ п=19 чел |
КГ п=17 чел |
ЭК п=19 чел |
КГ п=17 чел | ||||
Знания основ валеологической культуры
|
1 |
Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»? |
Нужно заниматься спортом |
6 |
3 |
32% |
18% |
Нужно закаляться |
5 |
3 |
26% |
18% | |||
Есть фрукты, овощи |
4 |
5 |
21% |
28% | |||
Нужно не болеть |
3 |
2 |
16% |
12% | |||
Быть здоровым |
1 |
4 |
5% |
24% | |||
2 |
Что ты знаешь о своем здоровье? |
Мое здоровье: отличное |
11 |
9 |
55% |
53% | |
Не очень хорошее: часто болит голова (ноги , глаза…) |
3 |
5 |
15% |
29% | |||
Нормальное |
6 |
3 |
30% |
18% | |||
3 |
Что оказывает на наше здоровье положительное действие? |
Правильное питание и занятие спортом |
11 |
8 |
55% |
47% | |
Правильный распорядок дня |
4 |
5 |
20% |
29% | |||
Прогулки на свежем воздухе и подвижные игры |
5 |
4 |
25% |
24% | |||
4 |
Какие виды закаливания ты знаешь? |
Обливание холодной водой |
7 |
8 |
37% |
47% | |
Обтирание снегом (купание в проруби) |
2 |
5 |
11% |
29% | |||
Хождение босиком |
4 |
2 |
21% |
12% | |||
Массаж (точечный) |
5 |
2 |
26% |
12% | |||
Баня и сауна |
1 |
0 |
5% |
0% | |||
5 |
Чтобы стать ловким, сильным, быстрым, гибким, выносливым надо… |
Заниматься спортом |
6 |
7 |
38% |
40% | |
Быть здоровым |
5 |
4 |
31% |
24% | |||
Не принимать никаких плохих продуктов и веществ |
3 |
2 |
19% |
12% | |||
Много играть на улице |
1 |
3 |
6% |
18% | |||
Знать много игр… |
1 |
1 |
6% |
6% | |||
6 |
Знаешь ли ты, что наше тело состоит из множества различных органов (желудок, сердце, печень…) и систем (дыхательная система, пищеварительная, кроветворная…)? |
Конечно, знаю |
15 |
10 |
79% |
59% | |
Нам немного об этом рассказывали… |
3 |
5 |
16% |
29% | |||
Слышал (а) |
1 |
2 |
5% |
12% | |||
Нет, не знаю |
0 |
0 |
0% |
0% | |||
7 |
Как можно использовать знания об организме в жизни? |
Можно его правильно закаливать |
8 |
5 |
42% |
29% | |
Не принимать запретные продукты и препараты (сигареты, алкоголь, наркотики)… |
5 |
7 |
26% |
42% | |||
Можно правильно тренировать свои мышцы… |
2 |
5 |
11% |
29% | |||
Можно лечиться самому (помогать при несчастных случаях другим людям) |
4 |
0 |
21% |
0% | |||
8 |
Что такое «природный скафандр»? |
Это кожа человека |
11 |
7 |
58% |
40% | |
Это оболочка вокруг земли |
5 |
2 |
26% |
12% | |||
Это защита от вредных микробов |
3 |
4 |
16% |
24% | |||
Не знаю … |
0 |
4 |
0% |
24% | |||
9 |
Как ты думаешь,
человек и природа
|
Конечно, они вместе живут и пользуются друг другом |
7 |
8 |
37% |
42% | |
Человек – это хозяин природы. |
5 |
7 |
26% |
37% | |||
Природа - это дом для человека… |
7 |
3 |
37% |
16% | |||
Нет, они не взаимосвязаны |
0 |
1 |
0% |
5% | |||
Действия |
1 |
Как ты сможешь отличать здорового человека от больного, молодого от старого? |
По лицу, рукам, походке (внешним признакам) |
11 |
7 |
58% |
41% |
По тому, как они себя ведут |
7 |
7 |
37% |
41% | |||
Они сами об этом скажут |
1 |
3 |
5 % |
18% | |||
Никак … |
0 |
0 |
0 % |
0% | |||
2 |
Занимаешься ли ты спортом? |
В спортивной школе |
4 |
3 |
21% |
12% | |
В других учреждениях (бассейн, велошкола…) |
4 |
4 |
21% |
18% | |||
В школьной секции |
4 |
2 |
21% |
24 % | |||
Нигде |
7 |
8 |
47% |
46% | |||
3 |
Как ты самостоятельно сможешь укрепить своё здоровье7 |
заниматься спортом и закаливаться |
11 |
8 |
57% |
47% | |
правильно питаться |
4 |
2 |
21% |
12% | |||
много играть и гулять на улице |
2 |
1 |
11% |
6% | |||
не употреблять ничего лишнего и плохого |
2 |
6 |
11% |
35% | |||
4 |
Ты закаливаешься? Как ? |
обливаюсь холодной водой |
4 |
3 |
21% |
29% | |
сплю в одних трусиках |
2 |
2 |
11% |
18% | |||
хожу дома босиком |
4 |
5 |
21% |
29% | |||
делаю массаж для того, чтобы не заболеть |
4 |
0 |
21% |
0% | |||
полощу рот прохладной водой |
5 |
7 |
26% |
41% | |||
5 |
Сможешь ли ты объяснить маме, какие продукты нельзя употреблять в пищу и почему? |
да, смогу |
9 |
3 |
47% |
33% | |
наверное… |
8 |
5 |
42% |
20% | |||
нет не смогу |
2 |
7 |
11% |
47% | |||
6 |
Если рядом с тобой кому то стало плохо (кто – порезался, получил солнечный удар…), что ты сделаешь |
окажу первую помощь |
7 |
2 |
52% |
6% | |
позвоню по «03» |
10 |
11 |
37% |
64% | |||
позову взрослых |
2 |
1 |
11% |
12% | |||
ничего… |
0 |
3 |
0% |
16% | |||
Отношения |
1 |
Как ты считаешь – члены твоей семьи имеют отношение к твоему здоровью? |
Да, они мне помогают его укреплять (водят меня на спортивные секции, мы дома закаливаемся, мама готовит правильную еду..) |
13 |
8 |
69% |
50% |
Мы все вместе гуляем на улице (ездим на отдых, трудимся на даче…) |
5 |
5 |
26% |
31% | |||
Нет, они мало уделяют внимание мне и моему здоровью |
1 |
3 |
5% |
19% | |||
2 |
От кого зависит ваше здоровье? |
От меня самого |
13 |
8 |
68% |
47% | |
От моих родителей |
4 |
5 |
21% |
29% | |||
От воспитателей в группе |
2 |
3 |
11% |
18% | |||
Ни от кого |
0 |
1 |
0% |
16% | |||
3 |
Проявляешь ли ты чуткость к старым больным людям, желание им в чём-то помочь? |
Мне их очень жаль, я хотел бы им помогать… |
10 |
5 |
52% |
26% | |
Не знаю… |
7 |
10 |
37% |
53% | |||
Нет… |
2 |
4 |
11% |
21% | |||
4 |
Стараешься ли ты не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным поведением? |
Да, я берегу моих родных и близких |
10 |
3 |
52% |
18% | |
Иногда я их огорчаю |
7 |
10 |
37% |
58% | |||
Мне часто приходится огорчать родителей |
2 |
4 |
11% |
24% | |||
5 |
Соблюдаешь ли ты правила поведения при общении со взрослыми, другими детьми ? |
Да, всегда |
15 |
5 |
79% |
29% | |
Только если и другие их соблюдают |
4 |
8 |
21% |
47% | |||
Нет, не соблюдаю |
0 |
4 |
0% |
24% | |||
6 |
Уважительно ли ты относится к людям, имеющим необычный внешний вид или физические недостатки, стремиться ли им помочь? |
Да, для меня все люди одинаковые |
9 |
4 |
53% |
24% | |
Мне не нравятся (я побаиваюсь) такие люди |
3 |
5 |
18% |
29% | |||
Я с ними не встречался. |
5 |
8 |
39% |
47% |