Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение  № 1

Структура проведения занятий по плаванию

Каждое занятие состоит  из трёх частей:

Вводная часть (3–4 минуты).

- Упражнения  порядковые (построение, перестроение  на суше).

- Упражнения дыхательные у бортика в воде.

- Упражнения подготовительные - плавание брассом на груди.

Основная часть (15–20 минут).

- Корригирующие  упражнения целенаправленного воздействия:

  • упражнения, активно вытягивающие позвоночник,
  • плавание брассом на груди с максимально удлиненной паузой скольжения;
  • плавание с коррекцией деформаций позвоночника в сагитальной плоскости, коррекцией других деформаций и плоскостопия;
  • упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание с ластами на ногах или пластинками на руках);

Заключительная  часть (5 минут). Основная задача – привести организм детей в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание и частоту пульса. Необходимо подвести итоги сделанного, похвалить детей за их успехи.

  - Свободное  плавание и игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №  2

 

 

Перспективный план работы по использованию  гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста

 

Таблица 1

Сроки

Тема

Задачи валеологического. воспитания

Мероприятия

Использование гидрокинезотерапии

 

Работа по плаванию

Ответственные

С детьми

Со  взрослыми

 

Подготовительные упражнения (для освоения с водой на суше)

Обучение технике плавания

Сентябрь

«Вода – залог жизни и здоровья»

Сообщение детям знаний о воде, бассейне, правилах поведения и безопасности в бассейне.

Беседа

Консультация для педагогов  и родителей

Большинство занимающихся при начальном обучении плаванию неуверенно чувствуют себя в воде; их действия торопливы, плохо координированы, не согласованы с ритмом дыхания и направлены на то, чтобы удержать себя на поверхности воды, поэтому они быстро утомляются.

 

Общие упражнения на погружение, всплывание, лежание, скольжение, изучение правильного дыхания выполняются на первых четырех - шести занятиях, кроме того, упражнения на скольжение и постановку дыхания следует включить в последующие занятия, посвященные освоению техники.

 

Прежде чем  начать изучать технику плавания, необходимо овладеть упражнениями для освоения с водой.

 

Консультация для педагогов и родителей

Участие в экскурсии 

Оказание помощи в  подборе художественной литературы по теме

Просьба к родителям  по размещению плакатов (на работе,  на личных сайтах и тд)

На  первых уроках дается общая характеристика подготовительных упражнений, объясняется их целесообразность в процессе обучения; объясняется и показывается техника подготовительных упражнений; выполняются имитационно - подготовительные упражнения, которые затем делаются в воде.

1-я  группа упражнений.

  • Погружение.
  • Погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде.
  • Выполнять упражнения из различных исходных положений. Делать глубокий вдох и полный продолжительный выдох в воду.

 

2-я  группа упражнений.

  • Всплывание.
  • Находиться в воде в без опорном положении.
  • Всплывание в группировке "Поплавок", а затем всплывание в выпрямленном положении тела - "Медуза". Выполнив "Медузу", соединить руки и ноги. Переход из положения "Поплавок" в положение "Медуза".

 

3-я  группа упражнений.

  • Освоение горизонтального положения тела.
  • Свободно держаться на воде лежа на груди, на спине, при этом менять положение рук и ног: руки вперед, руки прижаты к туловищу, одна рука вперед, другая прижата к туловищу.
  • Выполнять отведение и приведение ног одновременно и попеременно.
  • Из положения лежа на груди переворачиваться на спину, и наоборот.

4-я  группа упражнений.

  • Скольжение.
  • Скользить : на груди после отталкивания ногами о стенку бассейна в горизонтальном положении без движения руками и ногами, с задержкой дыхания и с выдохом, на спине с задержкой дыхания с вытянутыми руками вверх, с руками, прижатыми к туловищу, за головой.
  • При скольжении обращать внимание на горизонтальное прямое положение позвоночника. Объяснять детям, почему нужно лежать горизонтально (плечи и ягодицы в одной плоскости - уменьшить торию позвоночника, исключить наклоны в сторону), для осознанного выполнения.
  • Скользить на груди с вдохом и индивидуальным положением рук при коррекции позвоночника.

 

5-я  группа упражнений.

  • Выдох в воду.
  • Выполнять глубокий вдох на счет " 1" и полный, равномерный продолжительный выдох в воду через рот на счет "2 - 3- 4":стоя лицом к бортику, взявшись за пенное корытце руками, сделать глубокий вдох и продолжительный выдох в воду:
  • выполнить вдох и погрузиться полностью в воду, выполнить выдох;

-стоя на дне в  2 - 3 метрах от бортика, руки  свободно вниз, делать быстрый и полный глубокий вдох и, погружаясь, равномерный полный выдох;

-взявшись за пенное  корытце прямыми руками, лежа горизонтально на воде, выполнять вдох и, погрузив голову в воду, делать выдох.   Упражнения на дыхание выполнять многократно, чередуя вдох и выдох, добиваясь свободного, без перебоев, дыхания.

Для успешного обучения технике плавания существует следующая последовательность:

1. Техника дыхания.

 

2. Техника  движений ногами с задержкой дыхания на воде, с произвольным дыханием, с выдохом в воду.

 

3. Согласование  движений ногами с дыханием.

 

4. Техника  движений руками с произвольным дыханием.

 

5. Согласование  движений руками с дыханием.

 

6. Согласование движений  ногами и руками с задержкой дыхания.

Плавинструктор

Октябрь

«Чистота  – нужна везде»

Гигиенические требования к пловцу.

Оформление плакатов

Приглашение родителей  на выставку

Воспитатели группы

Ноябрь 

«Если хочешь быть здоров – закаляйся»

Профилактика  простудных и грибковых заболеваний.

Беседа с медработниками поликлиники

Совместная беседа

Мед работники

Декабрь

«Травмы в воде» 

Профилактика  травматизма в воде.

Чтение художественной литературы

Оказание помощи в  подборе художественной литературы по теме

Воспитатели группы

Январь

- Февраль

«Всегда помни…»

Правила плавания. Правила купания в открытых водоемах.

Конкурс детских рисунков

Приглашение родителей на выставку

Воспитатели группы,

Плавинструктор

Март 

«Спасение утопающих…»

Оказание  помощи утопающему.

Беседа с медработниками

Консультация для педагогов и родителей

Воспитатели группы

Апрель 

«Спортивное плавание»

Ознакомление с основными стилями плавания.

Экскурсия в бассейн

Участие в экскурсии 

Плавинструктор

Май

«Плавать  – значит быть здоровым»

Влияние плавания на воспитание правильной осанки, крепления свода стопы.

Чтение художественной литературы

Оказание помощи в  подборе художественной литературы по теме

Воспитатели группы,

Мед работники

Июнь-июль

«Плавать  всегда и везде…»

Значение систематичности занятий плаванием.

Рассказать детям о  «моржах» (зимнее плавание)

Оформление плакатов

Просьба к родителям  по размещению плакатов (на работе,  на личных сайтах и тд)

Плавинструктор

Август 

«Лечебное плавание»

Особенности занятий лечебным плаванием.

Беседа с детьми

Показательные занятия для родителей

Мед работники, Плавинструктор


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №  3

 

Карта диагностики уровня валеологических  знаний детей ЭГ

 

 Таблица №  2.

 

И, ф. ребёнка

№ вопросов

Итого:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1

карина  б.

0

0

-

0

0

+

0

+

0

0

+

+

+

+

-

-

-

0

-

-

-

0

0

0

-

-

0

+

0

+

0

+

0

+

2

вова о.

0

+

0

0

+

+

+

+

0

0

0

0

+

+

+

+

0

0

0

0

+

+

+

+

0

+

0

0

+

0

0

+

0

0

3

алеша с. 

-

-

+

0

0

-

+

+

0

+

0

0

+

+

+

+

0

+

0

0

+

+

0

-

+

+

-

0

-

+

0

0

0

+

4

дима  т.

-

0

0

0

0

0

+

+

-

0

0

0

0

-

+

+

-

-

0

-

-

0

+

+

-

0

0

0

0

-

+

0

0

0

5

никита с.

-

-

+

0

0

-

+

+

+

-

-

+

-

+

0

0

-

+

+

+

-

-

+

0

0

-

+

+

+

-

-

+

+

+

6

настя р.

-

+

0

0

-

+

+

+

-

-

-

0

0

+

0

+

0

0

+

+

+

+

-

0

0

+

0

-

-

+

0

0

0

+

7

юля  к.

-

0

+

0

0

-

+

+

+

+

-

+

0

0

-

+

+

+

-

-

+

0

0

-

+

+

+

-

-

+

0

0

0

0

8

диана а.

0

0

0

0

0

+

-

+

0

0

-

+

+

+

-

-

+

0

0

-

+

+

+

-

-

+

0

0

-

+

+

+

0

+

9

рушана а.

-

0

+

0

0

0

+

+

+

+

-

+

0

0

-

+

+

+

-

-

-

+

0

-

+

+

+

-

-

+

0

0

0

+


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №  4

Карта диагностики уровня валеологических  знаний детей КГ

 

 Таблица №  3

 

И, ф. ребёнка

№ вопросов

Итого:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1

лиза б.

-

0

0

0

-

0

+

+

-

0

-

-

+

0

0

+

+

+

0

0

-

0

-

-

0

0

0

0

+

+

+

+

0

0

2

маша  в.

-

0

0

+

0

+

0

0

+

+

+

+

-

0

0

-

-

0

0

-

-

0

+

-

-

+

0

0

-

+

-

0

-

0

3

азалия  в.

-

0

0

+

0

+

0

0

-

+

-

+

-

0

-

-

-

-

0

0

+

+

+

-

-

-

0

0

-

-

-

-

-

-

4

алёша  д.

-

+

0

0

-

+

+

+

-

0

+

0

+

0

0

+

+

+

0

+

0

+

0

0

+

+

-

-

+

0

0

-

0

+

5

данил  з.

0

-

+

0

0

-

+

+

+

-

-

0

-

0

0

+

0

+

0

0

+

+

+

+

-

0

0

+

0

+

0

0

0

0

6

лера  к.

0

-

+

0

0

-

+

+

+

-

-

0

-

0

0

+

0

+

0

0

+

+

+

+

-

0

0

+

0

+

0

+

0

0

7

арина к.

-

0

0

+

0

+

0

0

+

+

+

0

-

+

0

0

-

+

+

+

-

-

0

-

+

0

0

-

0

+

+

-

0

0

8

даша м.

-

+

+

+

-

0

+

0

+

0

0

+

+

+

0

+

0

+

0

0

+

+

-

+

+

+

-

0

+

0

+

0

+

+

9

женя м.

0

+

0

+

0

0

+

+

+

0

+

0

+

0

0

+

+

+

0

+

0

+

0

0

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 5

 

Перечень основ (навыков)  валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)

  • знать внешнее и внутреннее строение человека;
  • знать правила здорового образа жизни, режима дня;
  • знать правила безопасного поведения в быту и на улице.
  • знать правила поведения на воде;
  • знать о полезных и вредных привычках;
  • знать о поведении заболевающего и болеющего человека;
  • знать домашний адрес, телефон;
  • уметь самостоятельно обслужить себя;
  • уметь определять состояние своего здоровья и здоровья окружающих;
  • уметь пользоваться бытовыми предметами: телевизор, пылесос, холодильник, компьютер, под присмотром взрослого;
  • уметь одеваться по погоде;
  • уметь различать съедобные и ядовитые грибы, растения, ягоды, травы;
  • уметь вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки;
  • уметь культурно вести себя в общественных местах;
  • уметь оказать элементарную помощь себе и окружающим: промыть глаза, обработать ранку, обратиться к взрослому;

 

Приложение  №  6

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Таблица 8

Направления

Вопросы анкеты

Ответы  детей

Количество  ответов

Число в %

ЭГ

п=19

чел

КГ 

п=17

чел

ЭК  п=19 чел

КГ 

п=17

чел

Знания основ  валеологической культуры

 

 

 

1

Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»?

Нужно заниматься спортом

6

3

32%

18%

Нужно закаляться

5

3

26%

18%

Есть фрукты, овощи

4

5

21%

28%

Нужно не болеть

3

2

16%

12%

Быть здоровым

1

4

5%

24%

2

Что ты знаешь о своем здоровье?

Мое здоровье: отличное

11

9

55%

53%

Не очень  хорошее: часто болит голова (ноги , глаза…)

3

5

15%

29%

Нормальное 

6

3

30%

18%

3

Что оказывает  на наше здоровье положительное действие?

Правильное  питание  и занятие спортом

11

8

55%

47%

Правильный  распорядок дня

4

5

20%

29%

Прогулки  на свежем воздухе и подвижные игры

5

4

25%

24%

4

Какие виды закаливания ты знаешь?

Обливание холодной водой

7

8

37%

47%

Обтирание снегом (купание в проруби)

2

5

11%

29%

Хождение  босиком

4

2

21%

12%

Массаж (точечный)

5

2

26%

12%

Баня и  сауна

1

0

5%

0%

5

Чтобы стать ловким, сильным, быстрым, гибким, выносливым надо…

Заниматься  спортом

6

7

38%

40%

Быть здоровым

5

4

31%

24%

Не принимать  никаких плохих продуктов и веществ

3

2

19%

12%

Много играть на улице

1

3

6%

18%

Знать много  игр…

1

1

6%

6%

6

Знаешь  ли ты, что наше тело состоит из множества различных органов (желудок, сердце, печень…) и систем (дыхательная система, пищеварительная, кроветворная…)?

Конечно, знаю

15

10

79%

59%

Нам немного  об этом рассказывали…

3

5

16%

29%

Слышал (а)

1

2

5%

12%

Нет, не знаю

0

0

0%

0%

7

Как можно  использовать знания об организме в  жизни?

Можно его  правильно закаливать

8

5

42%

29%

Не принимать  запретные продукты и препараты (сигареты, алкоголь, наркотики)…

5

7

26%

42%

Можно правильно  тренировать свои мышцы…

2

5

11%

29%

Можно лечиться самому (помогать при несчастных случаях  другим людям)

4

0

21%

0%

8

Что такое  «природный скафандр»?

Это кожа человека

11

7

58%

40%

Это оболочка вокруг земли

5

2

26%

12%

Это защита от вредных микробов

3

4

16%

24%

Не знаю … 

0

4

0%

24%

9

Как ты думаешь, человек и природа взаимосвязаны?

 

 

 

Конечно, они  вместе живут и пользуются друг другом

7

8

37%

42%

Человек –  это хозяин природы.

5

7

26%

37%

Природа  - это дом для человека…

7

3

37%

16%

Нет, они не взаимосвязаны

0

1

0%

5%

Действия

1

Как ты сможешь  отличать здорового человека от больного, молодого от старого? 

По лицу, рукам,  походке (внешним признакам)

11

7

58%

41%

По тому,  как они себя ведут

7

7

37%

41%

Они сами об этом скажут

1

3

5 %

18%

Никак …

0

0

0 %

0%

2

Занимаешься ли ты спортом?

В спортивной школе

4

3

21%

12%

В других учреждениях (бассейн, велошкола…)

4

4

21%

18%

В школьной секции

4

2

21%

24 %

Нигде

7

8

47%

46%

3

Как ты самостоятельно сможешь укрепить своё здоровье7

заниматься  спортом и закаливаться

11

8

57%

47%

правильно питаться

4

2

21%

12%

много играть и гулять на улице

2

1

11%

6%

не  употреблять  ничего лишнего и плохого

2

6

11%

35%

4

Ты закаливаешься? Как ?

обливаюсь холодной водой

4

3

21%

29%

сплю в  одних трусиках

2

2

11%

18%

хожу дома босиком

4

5

21%

29%

делаю массаж для того, чтобы не заболеть

4

0

21%

0%

полощу  рот прохладной водой

5

7

26%

41%

5

Сможешь ли ты объяснить маме, какие продукты нельзя употреблять в пищу и почему?

да, смогу

9

3

47%

33%

наверное…

8

5

42%

20%

нет не смогу

2

7

11%

47%

6

Если рядом  с тобой кому то стало плохо (кто  – порезался, получил солнечный  удар…), что ты сделаешь

окажу первую помощь

7

2

52%

6%

позвоню по «03»

10

11

37%

64%

позову взрослых

2

1

11%

12%

ничего…

0

3

0%

16%

Отношения

1

Как ты считаешь – члены твоей семьи имеют  отношение к твоему здоровью?

Да, они  мне помогают его укреплять (водят  меня на спортивные секции, мы дома закаливаемся, мама готовит правильную еду..)

13

8

69%

50%

Мы все  вместе гуляем на улице (ездим на отдых, трудимся на даче…)

5

5

26%

31%

Нет, они  мало уделяют внимание мне и моему  здоровью

1

3

5%

19%

2

От кого зависит ваше здоровье?

От меня самого

13

8

68%

47%

От моих родителей

4

5

21%

29%

От воспитателей в группе

2

3

11%

18%

Ни от кого

0

1

0%

16%

3

Проявляешь  ли ты чуткость к старым больным  людям, желание им в чём-то помочь?

Мне их очень  жаль, я хотел бы им помогать…

10

5

52%

26%

Не знаю…

7

10

37%

53%

Нет…

2

4

11%

21%

4

Стараешься  ли ты не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным  поведением?

Да, я берегу моих родных и близких 

10

3

52%

18%

Иногда  я их огорчаю

7

10

37%

58%

Мне часто  приходится огорчать родителей

2

4

11%

24%

5

Соблюдаешь ли ты правила поведения при общении со взрослыми, другими детьми ?

Да, всегда

15

5

79%

29%

Только  если и другие их соблюдают

4

8

21%

47%

Нет, не соблюдаю

0

4

0%

24%

6

Уважительно ли ты относится к людям, имеющим  необычный внешний вид или  физические  недостатки, стремиться ли им помочь?

Да, для  меня все люди одинаковые

9

4

53%

24%

Мне не нравятся (я побаиваюсь) такие люди

3

5

18%

29%

Я с ними не встречался.

5

8

39%

47%


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников