Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа
об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Министерство науки и образования РФ
Филиал Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Глазовский государственный педагогический институт
им. В.Г. Короленко»
Кафедра педагогики
Богомазова Елена Николаевна
050707.65 – педагогика
и методика дошкольного
Выпускная квалификационная работа
Допущена к защите Протокол № __ от _________ 2011г. Зав.кафедрой ___________И.А.Гришанова |
Научный руководитель: Пацукова Т.Н., кандидат педагогических наук, декан факультета педагогики и методики дошкольного образования |
ИЖЕВСК 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности
валеологического воспитания
1.2. Сущность
гидрокинезотерапии
1.3. Гидрокинезотерапия, как средство валеологического
воспитания детей
старшего дошкольного возраста
Выводы
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ходе обучения детей плаванию
2.1 Выявление основ валеологической
культуры детей старшего дошкольного
возраста
2.2. Реализация плана валеологического
воспитания детей старшего дошкольного
возраста на занятиях по плаванию с
использованием гидрокинезотерапии
2.3. Анализ реализации плана валеологического воспитания на занятиях по плаванию с использованием гидрокинезотерапии 50
Выводы
Заключение
Список
литературы
Приложения
Введение
Одна из важнейших задач нашего государства - охрана и укрепление здоровья детского населения. Здоровье ребенка понимается как сохранение устойчивой жизнеспособности и жизнедеятельности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье - одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. Одно из условий сохранения здоровья есть здоровый образ жизни, который можно рассматривать, как главную причину сохранения или потери здоровья.
Изучением и развитием этих факторов занимается наука валеология - наука о закономерностях и механизмах формирования, сохранение, укрепление, восстановление здоровья людей.
Практика сегодняшнего дня доказывает, что вопросами валеологического воспитания необходимо начинать заниматься уже с дошкольного возраста.
Теория и практика валеологического воспитания нашла свое отражение в работах В.В.Колбанова, Т.А.Тарасовой, Л.В.Власова, И.И.Брехмана и др. Концептуальные идеи валеологического воспитания дошкольников рассматривались в работах таких известных отечественных учёных как Ю.П.Лисицин, В.Г. Алямовская, М. Л.Лазарев, А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, Т.Осокина, Н.Сизова и др. Работы этих учёных с полной уверенностью можно считать теоретико-методологическими основами формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
В процессе валеологического воспитания в детских дошкольных образовательных учреждениях важно сформировать у детей осознание того, что главная ценность в жизни – это здоровье свое и здоровье окружающих его людей, т.е. воспитать у ребенка потребность в здоровом образе жизни. Необходимо научить его каждодневно совершать хотя бы небольшое усилие над собой. Недаром говорят, что «здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться сам».
Мы считаем, что одним из средств валеологического воспитания, дающим возможность эффективно решать эти задачи, является гидрокинезотерапия.
Гидрокинезотерапия – это физические упражнения в воде, выполняемы по назначению или под контролем врача, с целью лечения или профилактики различных заболеваний. Гидрокинезотерапия - это система, объединяющая в себе физическую активность детей, положительные эмоции, оздоровительное влияние воды на организм ребёнка, и при этом является средством воспитания валеологической культуры дошкольников.
Гидрокинезотерапия, включенная в процесс обучения детей плаванию позволяет решать следующие валеологические задачи:
Существует противоречие: в детском саду недостаточно используется потенциал плавания в валеологическом воспитании дошкольников и практически не используется гидрокинезотерапии, поэтому проблема нашего исследования - выявить влияние гидрокинезотерапии в процессе плавания на воспитание основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из вышесказанного, мы определили цель нашего исследования: обосновать использование гидрокинезотерапии в процессе обучения плаванию, как средства совершенствования процесса валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объектом нашего исследования является процесс обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – гидрокинезотерапия, как средство валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения детей плаванию.
После анализа литературы по интересующему нас вопросу мы выдвинули гипотезу о том, что использование гидрокинезотерапии в процессе плавания является эффективным средством воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
Методы исследования:
Теоретической основой исследования являются работы по валеологическому воспитанию И.И.Брехмана; И.Ю.Андрияшека и В.В.Ежова; исследований В.Г.Алямовской, Н.Сизовой (автора интегративного курса валеологии в детском саду); практический опыт Мирославы Синицкой (которая определили принципы обучения плаванием); Т.И.Большаковой (инновационная методика обучения плаванию дошкольников); разработки Т.А.Тарасовой и М.Н.Романенко (работавшие над вопросами диагностики валеологической компетенции дошкольников).
Базой исследования МДОУ № 95 г.Ижевска в группе детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (52 наименований), 8 приложений.
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы валеологического развития детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности
валеологического воспитания у
детей старшего дошкольного
Слагаемые валеологии восходят к глубокой древности. Корни валеологии уходят в глубь античных ритуалов. Ещё древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым".
Формирование новой науки валеологии, исторически закономерно. В России впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Постепенно утвердилось представление о здоровье человека как о первостепенной жизненной ценности, отсутствие которой не может быть заменено никакой другой ценностью. Идея культуры здоровья присутствует во всех мировых религиях, морально – этических концепциях, в трудах многих древних и современных мыслителей.
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.).
Валеоло́гия (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым»)— наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Валеология как наука сформировалась во второй половине XX в.(материалы из Википедии, доступ ru.wikipedia.org). Этот термин, введённый в обиход советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, академиком Академии технологических наук России Израилем Брехманом [7]. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.
На протяжении многих лет целью воспитания и образования провозглашается воспитание всесторонне развитой личности, на деле же качества личности, уровень ее культуры и нравственности отходят на второй план. Приоритетным направлением образования и воспитания стали знания. Однако известно, что знания сами по себе еще не гарантируют душевных и духовных качеств человеку. Часто они идут вразрез с нравственным, психическим и физическим здоровьем ребенка. Это происходит тогда, когда знания становятся самоцелью. Понятно, что знания человеку нужны, но не как самоцель, а как средство для развития личности ребенка, как инструмент решения им своих жизненных задач. Целью воспитания и образования должен стать сам ребенок, его физическое, душевное и духовное развитие.