Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

Министерство науки  и образования РФ

Филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Глазовский государственный  педагогический институт

им. В.Г. Короленко»

 

 

Кафедра педагогики

 

 

Богомазова  Елена Николаевна

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ

 

050707.65 – педагогика  и методика дошкольного образования

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

Допущена к защите

Протокол № __ от _________ 2011г.

Зав.кафедрой ___________И.А.Гришанова

Научный руководитель:

Пацукова Т.Н., кандидат

педагогических наук,

декан факультета педагогики и методики дошкольного образования


 

 

 

 

 

ИЖЕВСК 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ  

 

                                                                         

Введение                                                                                                                  3

 

 

ГЛАВА 1.  Теоретические основы проблемы валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

1.1.  Особенности  валеологического воспитания                                                                    детей старшего дошкольного возраста                                                                     7

1.2. Сущность  гидрокинезотерапии                                                                            21

1.3. Гидрокинезотерапия, как средство валеологического 

воспитания детей  старшего дошкольного возраста                                      26

 

Выводы                                                                                                                                                      31

       

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию валеологической  культуры детей старшего дошкольного  возраста в ходе обучения детей плаванию

2.1 Выявление основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста                                                                                 32                                                                   

2.2. Реализация плана валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста на занятиях по плаванию  с использованием гидрокинезотерапии                                                                                                             44

  2.3. Анализ  реализации плана валеологического воспитания на  занятиях по плаванию  с использованием гидрокинезотерапии          50

 

Выводы                                                                                                                                         57

 

Заключение                                                                                                                                            58                                             

 

Список  литературы                                                                                                                            61

 

Приложения

 

 

 

 

Введение 

 

 

Одна из важнейших  задач нашего государства - охрана и  укрепление здоровья детского населения. Здоровье ребенка понимается как сохранение устойчивой жизнеспособности и жизнедеятельности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье - одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка дошкольного возраста. Одно из условий сохранения здоровья есть здоровый образ жизни, который можно рассматривать, как главную причину сохранения или потери здоровья.

Изучением и развитием  этих факторов занимается наука валеология - наука о закономерностях и  механизмах формирования, сохранение, укрепление, восстановление здоровья людей.

Практика сегодняшнего дня доказывает, что вопросами  валеологического воспитания необходимо начинать заниматься уже с дошкольного возраста.

Теория и практика валеологического воспитания нашла свое отражение в работах В.В.Колбанова, Т.А.Тарасовой, Л.В.Власова, И.И.Брехмана и др. Концептуальные идеи валеологического воспитания дошкольников рассматривались в работах таких известных отечественных учёных как Ю.П.Лисицин, В.Г. Алямовская, М. Л.Лазарев, А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, Т.Осокина, Н.Сизова  и др. Работы этих учёных с полной уверенностью можно считать теоретико-методологическими основами формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

В процессе валеологического воспитания в детских дошкольных образовательных учреждениях важно сформировать у детей осознание того, что главная ценность в жизни – это здоровье свое и здоровье окружающих его людей, т.е. воспитать у ребенка потребность в здоровом образе жизни. Необходимо научить его каждодневно совершать хотя бы небольшое усилие над собой. Недаром говорят, что «здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться сам».

Данные  задачи предопределяют творческий поиск  более эффективных методов, способов и форм организации воспитательно-оздоровительного процесса в семье и дошкольном образовательном учреждении, который должен быть рассчитан на воспитание у детей привычек здорового образа жизни.

Мы считаем, что  одним из средств валеологического воспитания, дающим возможность эффективно решать эти задачи, является гидрокинезотерапия.

Гидрокинезотерапия –  это физические упражнения в воде, выполняемы по назначению или под контролем врача,  с целью лечения или профилактики различных заболеваний. Гидрокинезотерапия  - это система, объединяющая в себе  физическую активность детей, положительные эмоции, оздоровительное влияние воды на организм ребёнка, и при этом является средством воспитания валеологической культуры дошкольников.

Гидрокинезотерапия, включенная в процесс обучения детей плаванию позволяет решать следующие валеологические задачи:

  • воспитывать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня.
  • воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
  • воспитывать любовь к занятиям спортом.
  • осуществлять нравственное, умственное, эстетическое, трудовое развитие.
  • развивать все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).
  • воспитывать положительные эмоции, что благотворно влияет на работу всех органов и систем организма.

Существует противоречие: в детском саду недостаточно используется потенциал плавания в валеологическом воспитании дошкольников и практически не используется гидрокинезотерапии, поэтому проблема нашего исследования  - выявить влияние гидрокинезотерапии в процессе плавания на воспитание основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Исходя из вышесказанного, мы определили цель нашего исследования: обосновать использование гидрокинезотерапии в процессе обучения плаванию, как средства совершенствования процесса валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Объектом нашего исследования является процесс обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – гидрокинезотерапия, как средство  валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения детей плаванию.

После анализа литературы по интересующему нас вопросу  мы выдвинули гипотезу о том, что использование гидрокинезотерапии в процессе плавания является эффективным средством воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:

  1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
  2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
  3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
  4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
  5. Провести анализ реализации плана.

Методы исследования:

  • Теоретический анализ источников по проблеме исследования,
  • педагогические наблюдения,
  • диагностические методики выявления компонентов валеологической культуры детей,
  • сравнительно – сопоставительный анализ результатов контрольной  и экспериментальной  групп до и после эксперимента;

Теоретической основой исследования являются работы по валеологическому воспитанию И.И.Брехмана; И.Ю.Андрияшека и В.В.Ежова; исследований В.Г.Алямовской, Н.Сизовой (автора интегративного курса валеологии в детском саду); практический опыт Мирославы Синицкой (которая определили принципы обучения плаванием); Т.И.Большаковой (инновационная методика обучения плаванию дошкольников); разработки Т.А.Тарасовой и М.Н.Романенко (работавшие над вопросами диагностики валеологической компетенции дошкольников).

Базой исследования МДОУ № 95 г.Ижевска в группе детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Структура дипломной  работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух  глав, заключения, списка литературы (52 наименований), 8 приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  Теоретические основы проблемы валеологического развития детей старшего дошкольного возраста

 

1.1.  Особенности  валеологического воспитания  у  детей старшего дошкольного возраста

 

Слагаемые валеологии восходят к глубокой древности. Корни валеологии уходят в глубь античных ритуалов. Ещё древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым".

Формирование новой  науки валеологии, исторически закономерно. В России впервые о необходимости привития валеологической культуры человеку и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное - научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Постепенно утвердилось представление о здоровье человека как о первостепенной жизненной ценности, отсутствие которой не может быть заменено никакой другой ценностью. Идея культуры здоровья присутствует во всех мировых религиях, морально – этических концепциях,  в трудах многих древних и современных мыслителей.

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученых России и мира (И.А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М.Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.).

Валеоло́гия (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым»)— наука о здоровье человека, предпосылках и факторах здорового образа жизни. Валеология как наука сформировалась во второй половине XX в.(материалы из Википедии, доступ ru.wikipedia.org). Этот термин, введённый в обиход советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, академиком Академии технологических наук России Израилем Брехманом [7]. Предметом изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин валеология объясняют как наука о здоровье человека или здоровье здоровых.

На протяжении многих лет целью воспитания и образования провозглашается воспитание всесторонне развитой личности, на деле же качества личности, уровень ее культуры и нравственности отходят на второй план. Приоритетным направлением образования и воспитания стали знания. Однако известно, что знания сами по себе еще не гарантируют душевных и духовных качеств человеку. Часто они идут вразрез с нравственным, психическим и физическим здоровьем ребенка. Это происходит тогда, когда знания становятся самоцелью. Понятно, что знания человеку нужны, но не как самоцель, а как средство для развития личности ребенка, как инструмент решения им своих жизненных задач. Целью воспитания и образования должен стать сам ребенок, его физическое, душевное и духовное развитие. 

Анализ публикаций по вопросам валеологии выявил два ее опорных понятия: «здоровье» и «образ жизни», причем последнее рассматривается как главная причина сохранения или потери здоровья.

Информация о работе Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников