Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

Таким образом, при введении в практику детского сада всех видов  гидрокинезотерапии можно решать следующие  воспитательные задачи (тесно переплетающиеся с задачами валеологического воспитания дошкольников):

  • С самого раннего возраста нужно воспитывать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к занятиям плаванием, развивать умение самостоятельно заниматься этим видом спорта в детском саду и дома.
  • Важно учить детей приобщать и привлекать к занятию плаванием своих сверстников и малышей.
  • У детей важно воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям спортсменов.
  • В процессе обучения дошкольников плаванию имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.
  • «Любое хорошо поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию» [49, с.21].
  • На занятиях по плаванию у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).
  • Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.
  • Важно при этом воспитывать положительные эмоции. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

Таким образом, воспитательные задачи, которые решаются в процессе гидрокинезотерапии  направлены на развитие нравственных качеств личности и формирование потребности в здоровом образе жизни детей дошкольного возраста. Конечно, эти задачи тесно связаны с оздоровительными задачами, поскольку при их решении также формируются личностные качества ребенка. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что гидрокинезотерапия является одним из самых эффективных методов валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы 

Дошкольная ступень  образования является сенситивным  периодом для формирования и становления  многих жизненно важных и полезных знаний и навыков. Одним из самых  важных являются навыки здорового образа жизни. А данными вопросами занимается наука ВАЛЕОЛОГИЯ.

Валеологическое направление работы детских дошкольных образовательных учреждений в последние годы стало одним из ведущих. Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.

Современные  требования к дошкольному воспитанию и образованию  диктуют стремление поиску новых  средств, форм и методов воспитания основ валеологической культуры у детей дошкольного возраста. Валеологическое воспитание в ДОУ осуществляется посредством различных средств оздоровления и укрепления здоровья детей. Валеологические знания и навыки прививаются дошкольникам в разных видах деятельности, в том числе и средствами закаливающих процедур.

Одним из самых современных  и потому, малоизученных, является закаливание детей методами гидрокинезотерапии. Гидрокинезотерапия дает возможность объединить «скучные занятия» по валеологии с радостью движений в воде; она позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого ребёнка и при этом помогает на практике закрепить знания основ валеологической культуры детей.

На основе анализа  литературы по проблеме валеологического воспитания в дошкольный период, можно сказать, что на практике вопросы по использованию гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры детей дошкольного возраста не раскрывается полностью и, следовательно, потенциал гидрокинезотерапии не раскрыт. Это мы постарались сделать при выполнении практической части нашей работы.

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ходе обучения детей плаванию

 

2.1. Выявление основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста

 

Цель опытно-экспериментальной  работы: исследование эффективности процесса валеологического воспитания, с помощью гидрокинезотерапии при обучении детей плаванию. Таким образом, мы попытались  проверить выдвинутую ранее гипотезу исследования: если в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста плаванию использовать гидрокинезотерапию, то уровень основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста можно значительно повысить.

Исходя из всего вышеперечисленного, вся работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного, в которые были включены наиболее оптимальные методы и формы диагностики основ валеологической культуры детей экспериментальной группы.

Задачи опытно-экспериментальной  работы:

1. Выявить уровень развития основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента,

2. Проанализировать условия  для организации занятий по  плаванию в условиях ДОУ;

3. Провести педагогический эксперимент с целью повышения уровня развития валеологических знаний и навыков в экспериментальной группе на формирующем этапе эксперимента, используя для этого занятия плаванием;

4. Оценить эффективность  проведенных мероприятий на контрольном этапе эксперимента.

Опытно-экспериментальная  работа проводилась на базе МДОУ № 95 г.Ижевска в период с сентября 2010 года по март 2011 года.

В экспериментальную  группу вошли дети старшего дошкольного  возраста в количестве 18 человек «Солнышко». В процессе экспериментальной работы мы разделили данную группу на две подгруппы: таким образом, в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ) оказалось, по 9 детей одного возраста. Дети, участвующие в эксперименте, были подобраны, с примерно одинаковым уровнем развития навыков плавания и основ валеологической культуры.  

Целью констатирующего  этапа эксперимента стал анализ условий валеологического воспитания и выявления начального уровня основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Задачи констатирующего  этапа эксперимента:

  1. Провести анализ условий для работы по валеологическому воспитанию детей в ДОУ (анализ программного обеспечения);
  2. Проанализировать  созданные в ДОУ условия для занятий плаванием, с использованием гидрокинезотерапии.
  3. Определить параметры  и критерии оценки основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста;
  4. Подобрать диагностические методики и оборудование для диагностики основ валеологической культуры детей;
  5. Провести диагностику основ валеологической культуры детей ЭГ и КГ (по методике Т.А.Тарасовой и М.Н.Романенко);
  6. Анализ программ валеологического воспитания и обучения плаванию детей дошкольного возраста;
  7. Проанализировать результаты констатирующего этапа эксперимента

 

1. На начальном этапе констатирующего эксперимента мы проанализировали условия, созданные в ДОУ для работы по формированию и развитию валеологического воспитания дошкольников.

В программе развития нашего ДОУ  основными  задачами ставятся выработка у детей разумного отношения к своему организму, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков, привитие санитарно-гигиенических навыков, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Для реализации этих задач в детском  саду созданы следующие условия: имеется спортивный зал, специалист по физической культуре, с каждым годом пополняется набор спортивного оборудования, В течение учебного года смогли  приобрести «сухой бассейн», «игровой центр», спортивный набор «Веселые старты», большие мячи «Кенгуру».

Физическое здоровье детей во многом зависит от правильной организации питания. В детском саду соблюдается режим, нормы питания, в рационе имеются все необходимые продукты.

Достижение положительных  результатов в воспитании здорового  образа ребенка, может быть лишь в том случае, если проводится разноплановая работа по физическому развитию детей. В нашем ДОУ, кроме ежедневной утренней гимнастики и физкультурных занятий, вошло в практику проведение спортивных праздников,  недель и дней здоровья. На таких мероприятиях  активно участвуют не только старшие, но и младшие дошкольники.

В соответствии с планом-графиком физкультурно-оздоровительных мероприятий инструктор совместно с воспитателями проводит работу с детьми по профилактике и коррекции опорно-двигательного аппарата, плоскостопия, часто болеющими детьми. В структуру оздоровительных занятий включаются элементы психогимнастики, дыхательная гимнастика, гимнастика после сна, элементарные массажи, пальчиковые и подвижные игры. В качестве  закаливающих мероприятий используются  полоскание рта и горла водой комнатной температуры,  босохождение с применением нестандартного оборудования (массажные коврики, контрастные коврики, обтирание стоп и т.д.).

Одним из самых любимых мест для дошкольников является бассейн, который построен по типовому проекту, рекомендованному Московским институтом физкультуры и спорта. В нем предусмотрены все необходимые условия: душевые кабины, раздевалка, хлораторная, вентиляционные комнаты. Для бассейна приобретён инвентарь, необходимый для обучения детей плаванию: надувные резиновые игрушки, доски из пенопласта, обручи, алюминиевые шесты.

 Работая инструктором  по плаванию уже 5 лет, я параллельно   вела   разъяснительную работу  среди сотрудников детского учреждения и родителей о значении обучения детей плаванию. От их отношения к этому делу во многом зависят результаты любых оздоровительных мероприятий, особенно плавания.

Медицинский персонал ДОУ  осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием бассейна, за состоянием здоровья и физическим развитием занимающихся детей, за двигательной активностью детей на занятиях по плаванию, сопровождать их в бассейн.

Таким образом, мы считаем, что в условиях данного дошкольного  учреждения созданы оптимальные условия для формирования основ валеологической культуры дошкольников и использования для этого занятий по плаванию.

 

Далее мы проанализировали программы, по которым в ДОУ ведётся валеологическое воспитание  и программы по обучению дошкольников плаванию.

Для обеспечения физкультурно-оздоровительного направления обучения и воспитания детей, детский сад № 95 использует следующие программы дополнительные программы: «Маленький дельфин» И.А.Большакова [6],  «Здоровье» В.Г.Алямовская [1].

Программа «Здоровье» В.Г.Алямовская. Целью данной программы является воспитание дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства. В.Г.Алямовская предлагает систему, состоящую из четырех основных направлений, каждое из которых реализуется одной или несколькими подпрограммами:

1.     Обеспечение  психологического благополучия («Комфорт»).

2.     Охрана  и укрепление здоровья детей  («Группы здоровья»).

3. Духовное здоровье («Город  мастеров», «Школа маленького предпринимателя»).

4. Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим  ценностям («Этикет», «Личность»). Программы  познавательного развития дошкольников

Программу В.Г.Алямовской нельзя в полной мере назвать валеологической, но все её основные принципы и задачи тесно с валеологией. Поэтому мы использовали её в своей работе.

Плавание проводиться  по традиционной программе  Т.И.Осокиной «Программа обучения плаванию» [31] и авторской программе И.А.Большаковой «Маленький дельфин» [6].

В основном при обучении плаванию мы используем методику Т.И.Осокиной. В этой методике большое внимание уделяется младшему и среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. Между тем значительные затруднения возникают в обучении детей именно старшего дошкольного возраста.

Поэтому дополнительно  используется  программа И.А.Большаковой «Маленький дельфин». В основе программы - нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. На занятиях дети учатся не только плавать, но и быть свободными: развивать способности к творчеству, ставить самостоятельно цели и достигать их, чувствовать свое тело и быть самим собой. Изменена последовательность обучения плавательным движениям – с руг, а не с ног, на начальном этапе не используются поддерживающие предметы, контрастные упражнения, применяется «круговая тренировка» в игровой зоне. Основной принцип – «открытое обучение», когда сочетается деятельность педагога и ребенка: первый управляет общим ходом занятий, второй обеспечивает саморегулирование овладения плавательными навыками в свободном передвижении в акватории бассейна. Особое внимание уделяется работе с родителями, а также фактору психологической поддержки ребенка при обучении плаванию.

Информация о работе Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников