Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

Занятия со старшими детьми проходят 2 раза в неделю по определённой структуре (приложение № 1). В целом, в нашем детском саду охвачено плаванием более 100 детей в возрасте от 3 до 7 лет.

 При планировании  работы по формированию и развитию основ валеологической культуры детей дошкольного возраста с использованием плавания нам было важно сочетать (скомбинировать) элементы данных всех рассмотренных программ. Результатом стал перспективный план по использованию гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста (см. приложение №  2, таблица 1).

 

3) Диагностика уровня развития основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.   

При составлении диагностики  основ валеологической культуры (знания, отношения, действия) детей ЭГ и КГ мы использовали методические разработки Т.А.Тарасовой и М.Н.Романенко [46], которые считают, что педагогическая диагностика культуры здоровья детей – начальное звено в проектировании целостного здоровьесберегающего педагогического процесса в детском саду.

Целью диагностики является изучение особенностей валеологического развития детей, т.е. мы стараемся:

  1. Изучить отношение ребёнка к здоровому образу жизни;
  2. Изучить степень валеологической компетентности ребёнка: знания о строении человеческого организма, безопасность ребёнка в современном мире, оказание первой медицинской помощи;
  3. Изучить особенности личностного развития ребёнка;
  4. Изучить особенности валеологической компетентности ребёнка как готовность решать самостоятельно задачи разумного поведения в повседневной жизни.

Мы разработали специальные  карты (приложение 3 - таблица № 2; приложение  4 - таблица № 3), в которые заносили результаты диагностики ЭГ  и КГ до  после эксперимента. Комплекс диагностических методов включает в себя: наблюдение, беседы с детьми, решение проблемных ситуаций, игровые задания, раскрывающие степень валеологической компетентности ребёнка. Примерный перечень валеологических знаний в группах старшего дошкольного возраста дана  в  приложение 5 (таблица № 5).

Проанализировав парциальные  программы по валеологии и методические разработки Н.Сизовой, мы выделили ряд  показателей, валеологических по которым давалась оценка уровня основ валеологической культуры, были разделены на три основные группы (таблица № 4): показатели навыков валеологических знаний (познавательной сферы); отношения (нравственной сферы) и навыков валеологических действия (социальной культуры).

Показатели валеологического воспитания

детей старшего дошкольного возраста (по Н.Сизовой):

 

Таблица № 4

Валеологические знания (Познавательная сфера):

  1. – Знать элементарное анатомическое строение и функции частей тела, органов и систем организма, ценность их нормального функционирования для укрепления и сохранения здоровья;
  2. – Показывать на себе проекции внутренних органов;
  3. – Правила безопасного поведения на дороге, на улице, на природе, на водоёме, с незнакомыми людьми;
  4. – Иметь представление о пользе питания и закаливающих процедур;
  5. – Вред недоедания и переедания. Значение витаминов.
  6. – Вредные привычки: их влияние на здоровье человека;
  7. – Иметь элементарные представления о рождении и поле: я — мальчик, я — девочка;
  8. – Заразные и незаразные заболевания. Правила ухода за больными;
  9. – Прививки и их значение для здоровья;
  10. – Действия человека в экстремальных условиях: пожаре, утечке газа.

Навыки валеологических действий (социальная сфера):

  1. – Дружелюбно относится ко всем членам группы в детском саду;
  2. – Уметь общаться с разными людьми, как со знакомыми, так и с незнакомыми;
  3. – Осознавать, что каждый  ребёнок имеет свои права.

Навыки валеологических отношений (нравственная сфера):

  1. – Проявлять уважение и сочувствие к людям старшего возраста и больным;
  2. – Хотеть и уметь научить других тому, что знаешь и умеешь сам;

16.         – Понимать ответственность человека за создание необходимых условий жизни для себя, других людей и всех остальных живых организмов.


Каждый из рассматриваемых  параметров оценивался по следующим  критериям (по Т.А.Тарасовой и М.Н.Романенко)

 

Высокий (+)

  1. Программный материал усвоен полностью. Знания по содержанию точные и полные. Ребёнок самостоятельно пытается узнать что-то новое, изучить себя и свой организм. В случае необходимости обращается за помощью к взрослому.
  2. Ребенок полностью самостоятелен в выполнении гигиенических процедур и самообслуживания.
  3. Называет и понимает состояния здоровья и нездоровья.
  4. Бережно, заботливо относится к своему здоровью и здоровью других людей, сверстников.
  5. Беспокоится при нарушении правил гигиены, небрежном отношении к своему здоровью, готов оказать помощь в случае необходимости.
  6. Связывает поступки, условия жизни и здоровье.
  7. Знает особенности функционирования человеческого тела, строение организма.

Средний (0)

  1. Не все вопросы программы усвоены ребёнком полностью, нет четкой линии в ответе на вопросы, знания хорошие, но иногда рассеянные.
  2. Самостоятелен в выполнении  гигиенических процедур и самообслуживания.
  3. Сформированы привычки выполнения гигиенических процедур, ярко выражено стремление помочь малышам и старшим в оказании необходимой помощи.
  4. Связывает поступки, условия жизни и здоровье.
  5. Понимает особенности функционирования человеческого тела, строение организма.

 

Низкий ( - )

  1. Знания по программе низкие, мало инициативен, нет желания узнать новое, что-либо исследовать.
  2. Выполняет некоторые гигиенические процедуры.
  3. Понимает состояние своего организма.
  4. Гигиенические процедуры выполняет не самостоятельно, качество выполнения низкое, требуется помощь взрослого.
  5. Не понимает особенности функционирования человеческого тела, строение организма.

 

Результаты наблюдений фиксировались в диагностической  карте (приложение 3 - таблица № 2 для ЭГ; приложение  4 - таблица № 3 для КГ).

В таблице оценивался уровень каждого отдельного ребёнка, напротив фамилии каждого ребенка  за каждый параметр проставлялся знак соответствующий определенному уровню («+», «-», «0»). В дальнейшем, в результате математического подсчёта наибольшего количества знаков, определялся уровень развития валеологической культуры каждого из испытуемых.

В результате проведённой  диагностики в ЭГ были получены следующие результаты, которые наглядно показали как общую картину развития валеологических знаний, так и результаты каждого ребенка:

  • высоким уровнем развития валеологических знаний обладает 3 человека, что соответствует -  33 %;
  • средний уровень у 5 детей – 56 %;
  • низкий уровень у 1 детей – 11 %.

Результаты констатирующего  эксперимента в ЭГ наглядно представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Диаграмма результатов диагностики  уровней развития основ валеологической культуры детей ЭГ на констатирующем этапе эксперимента (в %)

После проведения диагностики  основ валеологической культуры у детей КГ мы отметили следующие  результаты:

  • высоким уровнем развития валеологических знаний обладает  2 человека, что соответствует -  22 %;
  • средний уровень у 5 детей – 56 %;
  • низкий уровень у 2 детей – 22 %.

Результаты констатирующего  эксперимента в ЭГ наглядно представлены на рисунке 2 .

Рисунок 2 - Диаграмма  результатов диагностики уровней  развития основ валеологической культуры детей КГ на констатирующем этапе эксперимента (в %)

 

Как мы видим, дети обеих  групп имеют примерно одинаковые результаты, а следовательно находятся  в одинаковых условиях до начало эксперимента. Поскольку дети обеих подгрупп являются воспитанниками одной группы, мы увидели, что  все они имеют представление о культуре ухода за своим телом, у них неплохо сформированы гигиенические навыки, они умеют вести себя за столом, знают о методах и пользе закаливания организма, о пользе  и «правильности» продуктов, знают правила безопасности на воде, в лесу, дома. Но при этом мы считаем, что у детей не сформирована позиция  признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Вероятно поэтому в группе преобладает средний уровень развития валеологических знаний.

В ходе реализации перспективного плана были отмечены следующие недостатки:

  • Недостаточная компетентность воспитателей группы по вопросам валеологии,
  • Отсутствие заинтересованности в данной работе родителей воспитанников (они зачастую делают упор на интеллектуальное развитие),
  • Времени на такие занятия отводится недостаточно,
  • Детям, пропускающим занятия по каким – либо причинам, было сложнее ориентироваться в вопросах валеологии (вероятно, поэтому у 4 детей уровень остался прежним).

Но, не смотря на это, анализ сравнительных результатов первичной и повторной диагностики позволяет выявить положительную динамику развития основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.  И мы с полным основанием можем считать, что планирование комплексных занятий по плаванию и валеологии является эффективной и перспективной. Но хотелось бы, чтобы данная работа была планомерной и проводилась с младшей группы.

 

Анализируя полученные данные, мы постарались определить основные направления своей деятельности с детьми в течении года, как  в специально организованной деятельности, так и в свободной.

Таким образом, выявленный в ходе исследования уровень развития валеологических знаний, отношений и навыков детей является недостаточным для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому перед нами встала задача разработать план работы, направленной на их развитие в процессе обучения детей плаванию в условиях детского сада, что и обусловило проведение формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Реализация  плана работы по использованию  гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста

 

Содержанием второго  этапа исследований является организация  цикла занятий по обучению  плаванию, с элементами валеологического образования.  Мы постарались  доказать эффективность использования комплекса занятий по плаванию с использованием элементов гидрокинезотерапии, как средства валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Выбор гидрокинезотерапии, как средства формирования основ  валеологической культуры в старшем дошкольном возрасте, был не случаен. Ребёнку дошкольного возраста трудно усваивать теоретические знания без практической отработки. Так порой даже самые важные и необходимые знания не усваиваются детьми, потому что не находят у детей отклика и желания «присвоить» эти знания.  Ребенку зачастую трудно объяснить, что нездоровый позвоночник требует каждодневного внимания; что нужно мыть руки потому что там остаются микробы; что важно заботиться о своём здоровье. Но совсем иначе усваиваются знания в процессе увлекательной и активной деятельности. Именно такими мы хотим сделать занятия плаванием. Гидрокинезотерапия даёт нам возможность расширить рамки обычных занятий - соединить теорию и практику в единое целое; сделать занятия плаванием  не только полезными, но и интересными для ребенка.

Гидрокинезотерапия является тем связующим звеном, способным объединить задачи оздоровления и воспитания основ валеологической культуры дошкольников.

Разработанный перспективный  план ориентирован на формирование у  ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре; на отработку навыков самостоятельности при оказании первой медицинской помощи; формирование привычки выполнения гигиенических процедур; развитие культуры в отношениях к другим людям (особенно тем, кто нуждается в помощи и защите).

Информация о работе Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников