Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа
об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Занятия со старшими детьми проходят 2 раза в неделю по определённой структуре (приложение № 1). В целом, в нашем детском саду охвачено плаванием более 100 детей в возрасте от 3 до 7 лет.
При планировании
работы по формированию и
3) Диагностика уровня развития основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
При составлении диагностики основ валеологической культуры (знания, отношения, действия) детей ЭГ и КГ мы использовали методические разработки Т.А.Тарасовой и М.Н.Романенко [46], которые считают, что педагогическая диагностика культуры здоровья детей – начальное звено в проектировании целостного здоровьесберегающего педагогического процесса в детском саду.
Целью диагностики является изучение особенностей валеологического развития детей, т.е. мы стараемся:
Мы разработали специальные карты (приложение 3 - таблица № 2; приложение 4 - таблица № 3), в которые заносили результаты диагностики ЭГ и КГ до после эксперимента. Комплекс диагностических методов включает в себя: наблюдение, беседы с детьми, решение проблемных ситуаций, игровые задания, раскрывающие степень валеологической компетентности ребёнка. Примерный перечень валеологических знаний в группах старшего дошкольного возраста дана в приложение 5 (таблица № 5).
Проанализировав парциальные программы по валеологии и методические разработки Н.Сизовой, мы выделили ряд показателей, валеологических по которым давалась оценка уровня основ валеологической культуры, были разделены на три основные группы (таблица № 4): показатели навыков валеологических знаний (познавательной сферы); отношения (нравственной сферы) и навыков валеологических действия (социальной культуры).
Таблица № 4
Валеологические знания (Познавательная сфера): |
|
Навыки валеологических |
|
Навыки валеологических |
16. – Понимать ответственность человека за создание необходимых условий жизни для себя, других людей и всех остальных живых организмов. |
Каждый из рассматриваемых параметров оценивался по следующим критериям (по Т.А.Тарасовой и М.Н.Романенко)
Высокий (+)
Средний (0)
Низкий ( - )
Результаты наблюдений
фиксировались в
В таблице оценивался уровень каждого отдельного ребёнка, напротив фамилии каждого ребенка за каждый параметр проставлялся знак соответствующий определенному уровню («+», «-», «0»). В дальнейшем, в результате математического подсчёта наибольшего количества знаков, определялся уровень развития валеологической культуры каждого из испытуемых.
В результате проведённой диагностики в ЭГ были получены следующие результаты, которые наглядно показали как общую картину развития валеологических знаний, так и результаты каждого ребенка:
Результаты констатирующего эксперимента в ЭГ наглядно представлены на рисунке 1.
Рисунок
1 - Диаграмма результатов
После проведения диагностики основ валеологической культуры у детей КГ мы отметили следующие результаты:
Результаты констатирующего эксперимента в ЭГ наглядно представлены на рисунке 2 .
Как мы видим, дети обеих групп имеют примерно одинаковые результаты, а следовательно находятся в одинаковых условиях до начало эксперимента. Поскольку дети обеих подгрупп являются воспитанниками одной группы, мы увидели, что все они имеют представление о культуре ухода за своим телом, у них неплохо сформированы гигиенические навыки, они умеют вести себя за столом, знают о методах и пользе закаливания организма, о пользе и «правильности» продуктов, знают правила безопасности на воде, в лесу, дома. Но при этом мы считаем, что у детей не сформирована позиция признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Вероятно поэтому в группе преобладает средний уровень развития валеологических знаний.
В ходе реализации перспективного плана были отмечены следующие недостатки:
Но, не смотря на это, анализ сравнительных результатов первичной и повторной диагностики позволяет выявить положительную динамику развития основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. И мы с полным основанием можем считать, что планирование комплексных занятий по плаванию и валеологии является эффективной и перспективной. Но хотелось бы, чтобы данная работа была планомерной и проводилась с младшей группы.
Анализируя полученные данные, мы постарались определить основные направления своей деятельности с детьми в течении года, как в специально организованной деятельности, так и в свободной.
Таким образом, выявленный в ходе исследования уровень развития валеологических знаний, отношений и навыков детей является недостаточным для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому перед нами встала задача разработать план работы, направленной на их развитие в процессе обучения детей плаванию в условиях детского сада, что и обусловило проведение формирующего этапа эксперимента в экспериментальной группе.
2.2. Реализация плана работы по использованию гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Содержанием второго этапа исследований является организация цикла занятий по обучению плаванию, с элементами валеологического образования. Мы постарались доказать эффективность использования комплекса занятий по плаванию с использованием элементов гидрокинезотерапии, как средства валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Выбор гидрокинезотерапии, как средства формирования основ валеологической культуры в старшем дошкольном возрасте, был не случаен. Ребёнку дошкольного возраста трудно усваивать теоретические знания без практической отработки. Так порой даже самые важные и необходимые знания не усваиваются детьми, потому что не находят у детей отклика и желания «присвоить» эти знания. Ребенку зачастую трудно объяснить, что нездоровый позвоночник требует каждодневного внимания; что нужно мыть руки потому что там остаются микробы; что важно заботиться о своём здоровье. Но совсем иначе усваиваются знания в процессе увлекательной и активной деятельности. Именно такими мы хотим сделать занятия плаванием. Гидрокинезотерапия даёт нам возможность расширить рамки обычных занятий - соединить теорию и практику в единое целое; сделать занятия плаванием не только полезными, но и интересными для ребенка.
Гидрокинезотерапия является тем связующим звеном, способным объединить задачи оздоровления и воспитания основ валеологической культуры дошкольников.
Разработанный перспективный
план ориентирован на формирование у
ребенка позиции признания