Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа
об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современные дошкольные
образовательные программы
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья [10, 12, 15]. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом ее формирования. Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка.
Рассматривая возрастные особенности детей в ДОУ, можно отметить, что у детей средней группы преобладают мотивы непосредственного эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Дети проявляют интерес к деятельности с предметами и материалами, их интересует красочность, динамичность используемого материала и явлений. Дошкольников привлекает возможность активного действия, интерес к деятельности, совместной со сверстниками и взрослыми.
По мере усвоения знаний, умений у детей появляются мотивы учения, связанные с интересами практической, игровой деятельности (научиться делать для того, чтобы играть с игрушкой, рассмотреть хорошо, чтобы красиво нарисовать и т.д.).
Мотивы эмоциональные
и мотивы учения связанные с деятельностью
практического характера
Формированию познавательных интересов старших дошкольников служит «самость» детей в педагогическом процессе и усложнение заданий по мере усвоения материала, наличие общей интеллектуальной активности. Все это указывает на включенность в валеологическое воспитание личностного начала в ребенке. Зарождаясь в раннем детстве, она позволяет изначально нарушать линейность и программированность педагогического процесса, придать ему черты избирательности, саморазвития ребенка, целостности, системности. В этой связи возникает проблема необходимости помочь ребенку узнать свои личностные возможности, а именно те проявления, которые реализуют феномен «быть личностью», научить видеть и отличать недостатки и достоинства свои и других людей, объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.
Важно чтобы в процессе валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ валеологической культуры.
Старших дошкольников необходимо
включать в разнообразную деятельность и общение на
валеологической основе, что является
необходимым условием для формирования
у него представлений о здоровом образе
жизни, о здоровье и средствах его укрепления.
У детей формируется отношение к самому
себе, своему «Я» как уникальности, неповторимости.
Дети включаются в различные виды деятельности:
общение, предметная деятельность, игра,
труд, обучение, художественная деятельность.
Это позволяет интегрировать знания дошкольника
и формировать качества личности: активность,
самостоятельность, произвольность, инициативность,
ответственность, способность к самооценке,
творчеству.
У детей старшего дошкольного возраста важно воспитывать активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных
пристрастий (курение,
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
В детских садах проводятся специальные занятия по валеологическому воспитания. Занятия проводятся с дошкольниками средних, старших и подготовительных групп.
Существует множество методических разработок и парциальных программ, обеспечивающих данное направление работы ДОУ: комплексная программа «Детство» В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и др, раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»; «Основы безопасности жизнедеятельности» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркина; «Программа по валеологии для дошкольников» Р.И. Айзман; программа «Кто я?» «Какой я?» М.Н. Сигимовой; «Азбука общения» Л.М. Шипицыной; «Уроки Мойдодыра» Г.К.Зайцева; «Педагогика здоровья» Г.К.Зайцева, В.В.Колбанова, М.К.Колесниковой и др.
Целью данных занятий в старшей группе является – развитие интереса у детей к собственному здоровью, потребности в физическом совершенствовании, научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром, развивать умения и навыки безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты и здорового образа жизни.
Исходя из поставленной цели, Н.Сизова предлагает ставить следующие задачи [41]:
- Формирование и закрепление у старших дошкольников полезных привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;
- Развивать способность к самоконтролю при выполнении действий по самообслуживанию и соблюдению гигиенических норм и правил (мыть руки с мылом по мере необходимости, чистить зубы, пользоваться носовым платком и другое);
- Формирование у детей
представлений о своей
- Воспитание уверенности в себе, умения анализировать свои поступки, чувства, мысли;
- Воспитание чувства
собственного достоинства,
- Формирование у детей основ рационального питания;
- Развитие умений и
навыков безопасной
Все занятия подразделены на блоки:
В средних группах
большая часть занятий
В конце учебного года в детских садах проводится педагогическая диагностика. При валеологическом обследовании дети старшей группы должны знать: знать элементарное анатомическое строение и функции частей тела, органов и систем организма человека; условия в которых человек может быть здоровым; уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по некоторым внешним признакам и проявлениям поведения; проявлять чуткость к старым и больным людям, желание им чем-то помочь; владеть элементарными приемами первой помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях; понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими приемами закаливания, умениями правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепление своего здоровья; пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги; знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье; владеть несколькими методами физического и психического оздоровления.
Анализ литературы, касающиеся воспитания валеологической культуры дошкольников, можно заключить, что воспитание валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, в отличие от детей младшего и среднего возраста, основывается на том, что дети могут осознавать свои возможности, а это в свою очередь будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки.
1.2. Сущность гидрокинезотерапии
Одним из самых острых вопросов, стоящих перед работниками детских дошкольных учреждений стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей. Время диктует новые подходы к данному вопросу, поиск новых методов и форм работы. Именно поэтому актуальным вопросом является использование методов гидрокинезотерапии в условиях ДОУ.
Гидрокинезотерапия – физические упражнения в воде, выполняемы по назначению или под контролем врача, с целью лечения или профилактики различных заболеваний [3, с.90].
Гидроктнезотерапия (лечебная гимнастика на воде) - является современным методом коррекции и профилактики нарушений осанки и формирование правильного свода стопы.
Механизм гидрокинезотерапии – влияние воды на организм человека. Особенности влияния плавания на организм ребенка определяются средой, в которой ребенок выполняет движения. Вода самая распространенная составляющая жизни на Земле. Она – одно из эффективных средств закаливания, способствующее формированию и развитию гигиенических навыков. Нахождение в воде значительно повышает теплоотдачу и обмен веществ, активизирует гидродинамику дыхания. Гимнастика на воде действует как закаливающий фактор при температуре воды 280 - 300 С и вызывает релаксацию мышц при повышении температуры воды до 350 - 370 С. Это способствует адаптации детского организма к воздействию температурных колебаний, а также сопротивляемости простудным заболеваниям.
Вода вследствие большой теплоемкости и высокой теплопроводности вызывает более сильное охлаждение, чем воздушная ванна той же температуры. В связи с этим водные процедуры являются более энергичными способами закаливания, чем воздушные ванны. Водные процедуры закаливания делятся на общие (обтирание, обливание холодной водой, контрастный душ, купание) и местные (полоскание горла, обливание стоп, ножные ванны, т.е. - закаливание отдельных органов). При всех видах водных процедур необходимым условием является постепенное снижение температуры воды.
Гидрокинезотерапия призвана решать следующие задачи [18, с.25]:
Различают отдельные виды гидрокинезотерапии [3, с.90 - 91]:
Подводный массаж и подводное вытяжение и коррекция – это специфические медицинские мероприятия, для реализации которых необходимо специально оборудование и специалисты в данной области. Поэтому рассматривать подробно эти виды мы не будем.
Аквагимнастика – метод лечения, использующий физические упражнения в воде. Упражнения аквагимнастики – искусственные сочетания движений, выполняемых из определенных исходных положений с точно предусмотренными направлениями, амплитудой и скоростью.
В детских садах до сегодняшнего времени данный метод используется не часто, так как:
- стабилизация детей в воде очень затруднена, поэтому для детей необходима дополнительная точка опоры:
- детям очень сложно
сохранять спокойное положение
на поверхности воды (которое
используют для хорошего
- дети весьма непредсказуемы, и рассчитывать точную амплитуду им довольно сложно.
А в этом случай может
быть нарушена структура самой