Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

Современные дошкольные образовательные программы акцентированы  на вопросах гигиены и безопасности. Но необходимо решать и более глубокую задачу - привить ребёнку необходимость быть здоровым, а значит, активным, дееспособным. ДОУ призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанность его беречь.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья [10, 12, 15]. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом ее формирования. Начальные знания и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка.

Рассматривая возрастные особенности детей в ДОУ, можно  отметить, что у детей средней  группы преобладают мотивы непосредственного эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Дети проявляют интерес к деятельности с предметами и материалами, их интересует красочность, динамичность используемого материала и явлений. Дошкольников привлекает возможность активного действия, интерес к деятельности, совместной со сверстниками и взрослыми.

По мере усвоения знаний, умений у детей появляются мотивы учения, связанные с интересами практической, игровой деятельности (научиться делать для того, чтобы играть с игрушкой, рассмотреть хорошо, чтобы красиво нарисовать и т.д.).

Мотивы эмоциональные  и мотивы учения связанные с деятельностью  практического характера сохраняются  и в старшем дошкольном возрасте, но здесь появляются и новые - мотивы престижности («Я делаю лучше всех»). В старшем дошкольном возрасте большую значимость приобретают мотивы общественной необходимости («Надо заниматься много, чтобы хорошо учиться» и т.д.).

Формированию познавательных интересов старших дошкольников служит «самость» детей в педагогическом процессе и усложнение заданий по мере усвоения материала, наличие общей интеллектуальной активности. Все это указывает на включенность в валеологическое воспитание личностного начала в ребенке. Зарождаясь в раннем детстве, она позволяет изначально нарушать линейность и программированность педагогического процесса, придать ему черты избирательности, саморазвития ребенка, целостности, системности. В этой связи возникает проблема необходимости помочь ребенку узнать свои личностные возможности, а именно те проявления, которые реализуют феномен «быть личностью», научить видеть и отличать недостатки и достоинства свои и других людей, объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.

Важно чтобы в процессе валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ валеологической культуры.

Старших дошкольников необходимо включать в разнообразную деятельность и общение на валеологической основе, что является необходимым условием для формирования у него представлений о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления. У детей формируется отношение к самому себе, своему «Я» как уникальности, неповторимости. Дети включаются в различные виды деятельности: общение, предметная деятельность, игра, труд, обучение, художественная деятельность. Это позволяет интегрировать знания дошкольника и формировать качества личности: активность, самостоятельность, произвольность, инициативность, ответственность, способность к самооценке, творчеству.                                               

У детей старшего дошкольного  возраста важно  воспитывать активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни  входят следующие составляющие:

- отказ от вредных  пристрастий (курение, употребление  алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный  режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

В детских садах проводятся специальные занятия по валеологическому воспитания. Занятия проводятся с  дошкольниками средних, старших и подготовительных групп.

Существует множество  методических разработок и парциальных  программ, обеспечивающих данное направление  работы ДОУ: комплексная программа «Детство» В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой и др, раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»; «Основы безопасности жизнедеятельности» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой,  Р.Б.Стеркина; «Программа по валеологии для дошкольников» Р.И. Айзман; программа «Кто я?» «Какой я?» М.Н. Сигимовой;  «Азбука общения» Л.М. Шипицыной; «Уроки Мойдодыра» Г.К.Зайцева; «Педагогика здоровья» Г.К.Зайцева, В.В.Колбанова, М.К.Колесниковой и др.

Целью данных занятий  в старшей группе является – развитие интереса у детей к собственному здоровью, потребности в физическом совершенствовании, научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром, развивать умения и навыки безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты и здорового образа жизни.

Исходя из поставленной цели, Н.Сизова предлагает ставить следующие задачи [41]:

- Формирование и закрепление у старших дошкольников полезных привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни;

- Развивать способность  к самоконтролю при выполнении  действий по самообслуживанию и соблюдению гигиенических норм и правил (мыть руки с мылом по мере необходимости, чистить зубы, пользоваться носовым платком и другое);

- Формирование у детей  представлений о своей принадлежности  к человеческому роду;

- Воспитание уверенности  в себе, умения анализировать  свои поступки, чувства, мысли;

- Воспитание чувства  собственного достоинства, гуманного  отношения к людям;

- Формирование у детей  основ рационального питания;

- Развитие умений и  навыков безопасной жизнедеятельности  как средства личной защиты  и здорового образа жизни.

Все занятия подразделены на блоки:

  • Культурно-гигиенические навыки (например – «Красивые зубы – красивая улыбка», «Как сохранить хорошее зрение», «Уши чтобы слышали»);
  • Осознание частей своего организма и его возможностей (например «Я – это кто?», «Что можно почувствовать кожей», «Зачем человеку язык», «Послушаем свой организм» и др.),
  • Рациональное питание (например «Самые полезные продукты», «Удивительные превращения пирожка», «На вкус и цвет, товарищей нет …», и др.),;
  • Заботливое отношение к себе и к другим (например «Познай себя»,  «Почему инвалидам тяжело в пути …» и др.),
  • Основы безопасной жизнедеятельности (например «Азбука пешехода», «Огонь друг и огонь враг», «Безопасность дома», «Безопасность на улице …» и др.).

В средних группах  большая часть занятий отводится  на блок культурно-гигиенические навыки; в старших на изучение рационального  питания; в подготовительных к школе группах на изучение себя, частей своего организма и его возможностей. Во всех группах, как часть занятия проводятся беседы по ОБЖ.

В конце учебного года в детских садах проводится педагогическая диагностика.  При валеологическом обследовании дети старшей группы должны знать: знать элементарное анатомическое строение и функции частей тела, органов и систем организма человека; условия в которых человек может быть здоровым; уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по некоторым внешним признакам и проявлениям поведения; проявлять чуткость к старым и больным людям, желание им чем-то помочь; владеть элементарными приемами первой помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях; понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими приемами закаливания, умениями правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепление своего здоровья; пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги; знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье; владеть несколькими методами физического и психического оздоровления.

Анализ литературы, касающиеся воспитания валеологической культуры дошкольников, можно заключить, что воспитание валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, в отличие от детей младшего и среднего возраста, основывается на том, что дети могут осознавать свои возможности, а это в свою очередь будет способствовать тому, что ребенок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Сущность  гидрокинезотерапии

 

Одним из самых острых вопросов, стоящих перед работниками детских дошкольных учреждений стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей. Время диктует новые подходы к данному вопросу, поиск новых методов и форм работы. Именно поэтому актуальным вопросом является использование методов гидрокинезотерапии в условиях ДОУ.

Гидрокинезотерапия – физические упражнения в воде, выполняемы по назначению или под контролем врача,  с целью лечения или профилактики различных заболеваний [3, с.90].

Гидроктнезотерапия (лечебная гимнастика на воде) - является современным методом коррекции и профилактики нарушений осанки и формирование правильного свода стопы.

Механизм гидрокинезотерапии – влияние воды на организм человека. Особенности влияния плавания на организм ребенка определяются средой, в которой ребенок выполняет движения. Вода самая распространенная составляющая жизни на Земле. Она – одно из эффективных средств закаливания, способствующее формированию и развитию гигиенических навыков. Нахождение в воде значительно повышает теплоотдачу и обмен веществ, активизирует гидродинамику дыхания. Гимнастика на воде действует как закаливающий фактор при температуре воды 280 - 300 С и вызывает релаксацию мышц при повышении температуры воды до 350 - 370 С. Это способствует адаптации детского организма к воздействию температурных колебаний, а также сопротивляемости простудным заболеваниям.

Вода вследствие большой  теплоемкости и высокой теплопроводности вызывает более сильное охлаждение, чем воздушная ванна той же температуры. В связи с этим водные процедуры являются более энергичными способами закаливания, чем воздушные ванны. Водные процедуры закаливания делятся на общие (обтирание, обливание холодной водой, контрастный душ, купание) и местные (полоскание горла, обливание стоп, ножные ванны, т.е. - закаливание отдельных органов). При всех видах водных процедур необходимым условием является постепенное снижение температуры воды.

Гидрокинезотерапия призвана решать следующие задачи [18, с.25]:

  • Разгрузка позвоночника и создание благоприятных физиологических условий для нормального роста позвонков и восстановления правильного положения тела.
  • Возможность исправления нарушений осанки и свода стопы.
  • Улучшение координации движений.
  • Увеличение силы и мышечного тонуса мышц.
  • Коррекция плоскостопия.
  • Постановка правильного дыхания.
  • Улучшение функций сердечно- сосудистой и нервной систем.
  • Закаливание.
  • Воспитание правильной осанки.
  • Приобретение навыков плавания.
  • Развитие волевых качеств.
  • Сохранение физического здоровья детей.
  • Укрепление психологического здоровья детей.

Различают отдельные  виды гидрокинезотерапии [3, с.90 - 91]:

  1. Физические упражнения в воде (аквааэробика, аквагимнастика)
  2. Подводный массаж
  3. Подводное вытяжение и коррекция
  4. Лечебное плавание

Подводный массаж и подводное  вытяжение и коррекция – это  специфические медицинские мероприятия, для реализации которых необходимо специально оборудование и специалисты в данной области. Поэтому рассматривать подробно эти виды мы не будем.

Аквагимнастика – метод лечения, использующий физические упражнения в воде. Упражнения аквагимнастики – искусственные сочетания движений, выполняемых из определенных исходных положений с точно предусмотренными направлениями, амплитудой и скоростью.

В детских садах до сегодняшнего времени данный метод  используется не часто, так как:

- стабилизация детей в воде очень затруднена, поэтому для детей необходима дополнительная точка опоры:

  • используются различные хваты и висы, ухватиться руками за перила, зафиксировав верхнюю часть туловища, выполнять упражнения для ног;
  • используются различные хваты и висы, зафиксировав ноги, выполнять упражнения для рук и плечевого пояса.

- детям очень сложно  сохранять спокойное положение  на поверхности воды (которое  используют для хорошего расслабления  мышц).

-  дети весьма непредсказуемы, и рассчитывать точную амплитуду им довольно сложно.

А в этом случай может  быть нарушена структура самой аквагимнастики.

Информация о работе Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников