Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

Целью формирующего этапа эксперимента заключается в разработке и апробации плана работы по использованию гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

  1. Разработать перспективный план работы по использованию гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Апробировать разработанный план на практике с детьми экспериментальной группы.

После изучения и отбора необходимого содержания из программ был составлен перспективный план работы для старшего дошкольного возраста, определены формы и методы работы.

Отличительной особенностью нашего плана является то, что все  валеологические навыки и знания отрабатываются на занятиях по плаванию с использованием элементов гидрокинезотерапии.

План основан на идее единства валеологической и физкультурной деятельности.  У каждого ребёнка есть потребность в двигательной активности, физическом самосовершенствовании – это является одной из природных потребностей каждого человека (идея базовых потребностей человека А.Маслоу). Эта потребность у ребёнка проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия, наслаждения от участия в двигательной деятельности. Так на занятиях плаванием дошкольники удовлетворяют своё желание активно двигаться, получать от этого удовольствие и закреплять валеологические знания на практике. 

В условиях детского сада на занятиях плаванием мы будем решить следующие основные задачи:

Основные задачи по плаванию                                                                                                                                                                                                                                                                              

Таблица № 6

 

Подготовительный период (диагностический)

Основной период (коррекционный)

Заключительный период

период

Сентябрь - октябрь

Ноябрь  – март

Апрель  – май

задачи

1 диагностика нарушений  осанки, свода стопы и общих  физических нарушений;

 

2.постановка коррекционных  задач для каждого ребенка,  в зависимости от вида  нарушений;

 

3.постановка общих  профилактических задач.

1. укрепление мышечного  корсета и ликвидация

 

2. мышечного дисбаланса, стабилизация нарушений позвоночника, грудной клетки путем систематического  применения дозированных плавательных  нагрузок и специальных упражнений  на воде;

 

3. совершенствование техники плавания разрешенным способом (в зависимости от вида нарушения);

 

4. выполнение и совершенствование  индивидуальных и специальных  упражнений в воде;

 

5. повышение функциональных  возможностей организма и общего  уровня физического развития, достижение удовлетворительного косметического эффекта.

1.стойкое закрепление  результатов;

 

2.поддержание уровня  физического развития и функциональных  способностей;

 

3.самоанализ эффективности  коррекционной работы;

 

4. разработка индивидуальных  комплексов для закрепления достигнутого эффекта в домашних условиях.


 

 Но рамки возможностей  занятий плаванием намного шире, чем возможности типового валеологического занятия. Во время плавания детям легче усвоить знания по анатомии и физиология человека, и элементарные знания по гигиене.

Не стоит забывать и о том, что плавание – это  прекрасный способ закаливания, приносящий детям положительные эмоции и ощущения.

В результаты проведённой  педагогической диагностики уровня развития основ валеологической  культуры и анализ методического и педагогического обеспечения, позволили нам определить наиболее актуальные направления  и темы валеологического воспитания детей, выбрать эффективные средства валеологического воспитания (направления работы, формы организации, методы, приёмы, методический материал, задачи по гидрокинезотерапии), что нашло своё отражение в перспективном плане (приложение 2, таблица 1).

Цель перспективного плана: развивать валеологическую культуру детей старшего дошкольного возраста за счёт использования гидрокинезотерапии в процессе плавания.

Задачи валеологической  культуры:

-   повышать уровень основ валеологической культуры дошкольников;

-   расширить запас  и знаний, умений и навыков валеологического характера;

-   воспитывать желание  укреплять и сохранять своё здоровье;

- формировать в детях  умение самостоятельно применять  полученные валеологические знания в повседневной жизни;

-  формирование мотивационной  сферы гигиенического поведения,  безопасной жизни, физического  воспитания.

В конце года дошкольники должны:

ЗНАТЬ:

Правила бережного  отношения к зрению, к органам  зрения, к зубам.

Правила ухода  за кожей.

Правила питания, полезные продукты.

Правила здорового  сна, хорошего настроения.

Правила для  поддержания правильной осанки.

Признаки здорового  и закаленного человека.

ДЕЙСТВОВАТЬ:

Оказывать элементарную медицинскую помощь.

Выполнять специальные упражнения при плоскостопии, искривлении осанки.

Уметь ухаживать  за своей кожей, волосами.

Выполнять все  правила безопасности на воде.

ОТНОСИТЬСЯ:

Бережно и  внимательно к окружающим людям.

К своему и  чужому здоровью.

В плане представлен  процесс формирования здорового  образа жизни воспитанников ДОУ в контексте планомерной согласованной деятельности всех участников педпроцесса (плавинструктора, инструктора по ФИЗО, медработников, воспитателей группы, родителей).

При этом мы учитывали  то, что одним из ведущих условий  формирования здорового образа жизни  является оптимальная двигательная активность. В основе плана лежит  естественного стимулирования двигательной и интеллектуальной активности детей с учетом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в данном возрастном периоде (старший дошкольный возраст).

Составляя план работы, мы определили общие валеологические  задачи, решаемые в течение года. На протяжении этого времени мы заботились о  здоровье детей, его сохранении и укреплении, помня, что важно не только заботиться о здоровье детей, но и научить ребенка самого беречь свое здоровье.

Всеми силами мы старались  воспитывать  у ребенка потребность  в здоровом образе жизни. Нам важно было научить детей каждодневно совершать хотя бы небольшое усилие над собой. Недаром говорят, что «здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться сам».

Наш план рассчитан на 10 месяцев (учебный год). Планируя занятия по плаванию, мы исходили из того, что содержание занятий состоит из двух разделов: теоретического и практического. В плане расписан комплекс  занятий по плаванию с использованием элементов гидрокинезотерапии, как средства валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Комплексные занятия по плаванию с элементами валеологии мы начали с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). На протяжении всего периода мы работали с детьми одной возрастной группы. Нужно отметить, что  с детьми данной группы занятия с элементами валеологических знаний проводятся со средней группы (Программа «Здоровье» В.Г.Алямовская). Но объединить плавание с валеологией мы решились лишь в рамках эксперимента. Поэтому каждую неделю, согласно нашему плану, с детьми ЭГ (9 человек) проводилось по три занятия: два занятия в бассейне, и одно занятие – объяснение валеологических вопросов. Теоретическое занятие при этом проводилось в различных формах: как типовое занятие, как развлечение, чтение художественной литературы, экскурсии и прогулки, выставки фото («Как мы закаливаемся» – см. приложение 6) и рисунков и тд.

В своей работе мы старались  опираться на поддержку родителей  наших воспитанников. Мы убеждали их в том, что воспитания культуры здоровья, формирование основ двигательной и гигиенической культуры дошкольников становится базой для успешного развития гармоничной личности в целом.

Таким образом, на втором этапе эксперимента мы реализовали  перспективный план воспитания основ  валеологической культуры детей  экспериментальной группы в процессе обучения плавания с использованием гидрокинезотерапии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ реализации плана работы по использованию гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры

 

Цель контрольного этапа эксперимента: проверка эффективности проведенной работы на формирующем этапе эксперимента по развитию основ валеологической культуры детей ЭГ.

Задачи контрольного этапа эксперимента:

1. Провести повторную  диагностику основ валеологической культуры детей ЭГ  и КГ с целью сравнения данных до планируемых занятий плавания и после. Методики  диагностики были те же, которые использовались на констатирующем этапе;

2. По результатам диагностики  выявить эффективность планирования  работы по использованию гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

3. Проверить  правильность выдвинутой гипотезы.

Результаты повторной  диагностики были внесены в уже  знакомые диагностические карты (графа «К.г.» – «конец года» в приложение 3 – таблица № 2; приложение 4 -  таблица № 3).

Из результатов повторной  диагностики в ЭГ мы видим, что:

  • высоким уровнем развития валеологических знаний обладает 6 человека, что соответствует -  67 %;
  • средний уровень остался у 3 детей – 33 %;
  • низкого уровня мы не наблюдали ни у кого – 0 %.

Наглядно полученные данные отражены на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 - Диаграмма результатов диагностики  уровней развития основ валеологической  культуры детей ЭГ

на  контрольном этапе эксперимента (в %)

 

Наблюдая за детьми, мы заметили, что:

    • У детей стала формироваться  потребность (хочу) быть здоровым;
    • У детей появись навыки оказания первой медицинской помощи  и ухода за больными (обрабатывали ранки, «лечили куклу», «кипятили воду» и тд.);
    • Дети стали более внимательно относиться к своему внешнему виду и одежде (одевались в соответствии с погодой);
    • У детей пополнился запас знаний об опасных, и  полезных растениях;
    • Дети стали хорошо ориентироваться в вопросах закаливания (знают много видов закаливающих процедур, имеют навыки самостоятельного закаливания…);
    • Более внимательно стали относиться к личной гигиене;
    • Изменения произошли и в личностном общении детей  - они стали более терпимы и внимательны друг к другу.

Но  стоит  отметить и то, что у 4 детей не изменился результат: так     Никита С. показал стабильно высокий результат; а у Юли К., и Вовы О. в начале эксперимента был средний результат и после проведённой работы он не изменился (остался средним). Причиной этого может быть то, что эти дети по различным причинам редко посещали детский сад, и соответственно реже других были в бассейне. И все же общая увлечённость остальных детей группы захватила и их.

 

На основе этих данных можно говорить об эффективности  проведенной нами в экспериментальной группе на формирующем этапе эксперимента работы по использованию гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста

После проведения повторной  диагностики уровня развития основ валеологической культуры в КГ мы видим, что уровень почти не изменился:

  • высокий уровень развития основ валеологической культуры характерен для 3 детей, что соответствует -  33 %;
  • средний уровень остался у 5 детей – 56 %;
  • и у одного ребёнка мы отметили низкий уровень развития основ валеологической культуры – 11 %.

Анализируя индивидуальные данные детей КГ,  мы отметили, что  в целом уровень развития основ валеологической культуры остался неизменным. Повысился он лишь у одного Алёши Д. (был средний стал высокий уровень). Два ребёнка показали в начале и конце эксперимента стабильно высокий результат: это Даша Д. и Женя М. Остальные дети не смогли достигнуть желаемого результата.

Результаты контрольного этапа эксперимента в КГ наглядно представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Диаграмма результатов диагностики  уровней развития основ валеологической  культуры детей КГ

на  контрольном этапе эксперимента (в %)

 

Сравнительный анализ уровней развития основ валеологической культуры детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента наглядно представлен в таблице 7 и на рисунке 5.

  Сравнительная таблица уровней  развития основ валеологической  культуры детей КГ и ЭГ на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Таблица 7

Уровень

развития основ валеологического воспитания

Экспериментальная группа

n=9

Контрольная группа

n=9

Констатирующий

этап эксперимента

Контрольный этап эксперимента

Констатирующий

этап эксперимента

Контрольный

этап эксперимента

Количество человек

В %

Количество человек

В %

Количество человек

В %

Количество человек

В %

Высокий уровень 

3

33 %

6

67 %

2

22 %

3

33 %

Средний  уровень

5

56 %

3

33 %

5

56 %

5

56 %

Низкий уровень

1

11 %

0

0 %

2

22 %

1

11 %

Информация о работе Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников