Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа

Описание работы

об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ.doc

— 1.99 Мб (Скачать файл)

 

 

По  данным сравнительного анализа мы построили диаграмму, представленную в рисунке 5.

1 –  результаты диагностики основ  валеологической культуры детей  ЭГ на констатирующем этапе;

2 –  результаты диагностики основ  валеологической культуры детей  ЭГ на контрольном этапе;

3 –  результаты диагностики основ  валеологической культуры детей  КГ на констатирующем этапе;

4 –  результаты диагностики основ  валеологической культуры детей  КГ на контрольном этапе;

 

Рисунок 5 - Сравнительная диаграмма уровней развития основ валеологической культуры  детей ЭГ и КГ на констатирующем

и контрольном  этапах эксперимента

 

 

Чтобы ещё раз убедиться в правильности наших выводов, мы сочли целесообразным провести дополнительно тестирование детей старшего дошкольного возраста из ЭГ и КГ.

Вопросы теста были подобраны таким образом, чтобы выявить: ЗНАНИЯ, ОТНОШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ детей, относящиеся к основам валеологической культуры (приложение 7, таблица 8). 

Сравнительный анализ результатов  тестирования детей обеих групп  позволил нам сделать следующие выводы:

- у детей ЭГ понятие  «здоровье»  отождествлено с понятием  «здорового образа жизни», тогда  как дети КГ в большинстве  считают, что здоровье  - это  «когда у тебя ничего не  болит», т.е. не предусматривают  никаких действий со своей  стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ»;

- дети КГ соотносят  понятие «здоровье» лишь с  физическими понятиями (спорт,  правильное питание, закаливание…), а дети ЭГ не забывают о том, что здоровье зависит и от настроения, положительных эмоций (психическое здоровье);

- большинство воспитанников  ЭГ прилагают все усилия, направленные  на совершенствование организма,  чтобы укрепить свое здоровье, тогда как в \кг дети стараются  меньше;

- дети КГ тоже имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ - «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны;

- у детей ЭГ большее  количество детей серьёзно занимаются спортом;

- дети обеих групп  положительно оценивают и относятся  к физкультуре и спорту;

- дети КГ знакомы  с многими видами закаливания; 

- дети ЭГ воспитанники  лучше ориентируются в вопросах, связанных с практическим решением  каких-либо проблем;

- знания детей КГ  в основном бытового характера,  приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному ЗОЖ дети данной группы проявляют меньше;

- дети КГ больше  ответственности за своё здоровье  возлагают на взрослых, а дети ЭГ не сомневаются в своих силах;

- самым существенным  при сравнении результатов были  ответы на вопросы об отношении к окружающим людям: дети ЭГ были более лояльными и ответственными, чем дети КГ (занимают позицию посторонних наблюдателей);

-  тем не менее, дети обеих групп показали, что они имеют представление о валеологии, ориентируются в основных понятиях, они осведомлены в вопросах укрепления здоровья.

Таким образом, можно  обобщить полученные результаты:

      1. Показатели «валеологические ЗНАНИЯ» детей КГ и ЭГ находятся примерно на одинаковом уровне.
      2. Показатели «валеологические ОТНОШЕНИЯ»  - дети ЭГ значительно опережают своих сверстников из КГ.
      3. Показатели  «валеологические ДЕЙСТВИЯ» -  у детей ЭГ есть не только соответствующие знания о действиях, но и отработанные навыки, тогда как у детей КГ при наличии знаний, навыки практически отсутствуют.

В процессе работы мы выявили что:

  • У детей повысился интерес к занятиям, активность на занятиях детей стала выше;
  • Появился интерес к вопросам анатомии и физиологии;
  • Дети стали применять теоретические знания по валеологии на практике (умение обрабатывать ранки…);
  • Дети стали реже болеть;
  • Более число детей группы стали посещать спортивные секции.

Полученные данные лишний раз подтверждают, что у детей  КГ имеется достаточный запас знаний по валеологии, но при этом у них отсутствует осознанное отношение к своему здоровью, нет чётких ориентиров в выборе здорового образа жизни, дети не научены оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Основы валеологической  культуры в ЭГ более систематизированы, навыки отработаны на практике, дети проявляют  нравственные качества в окружающим и своему здоровью.  И достигнуть таких высоких результатов в  ЭГ нам помогла гидрокинезотерапия.

Следовательно, работа по использованию гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста является эффективной, целесообразной и перспективной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы 

 

Вся практическая часть  нашего исследования была посвящена  вопросам использования гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В ходе констатирующего  этапа эксперимента мы провели диагностику основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста по критериям и параметрам, разработанным Т.А.Тарасовой и М.Н.Романенко.

В ходе наблюдений и анализа  методического обеспечения и  предметной среды  мы пришли к выводу, что в условиях данного дошкольного  учреждения созданы оптимальные  условия использования гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Формирующий этап нашего исследования характеризуется внедрением и апробацией плана работы по использованию  гидрокинезотерапии в процессе плавания, как средства воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Инновационным было то, что мы изменили структуру занятий плавание, включая в структуру занятий  гидрокинезотерапию, как средство воспитания валеологической культуры. В данном случаи плавание выступало как форма организации валеологических «занятий» а гидрокинезотерапия, как средство и содержание занятий.

Диагностика основ валеологической культуры детей ЭГ и на контрольном этапе, позволила убедиться в эффективности выбранного направления.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, о том, что «использование гидрокинезотерапии в процессе плавания является эффективным средством воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста» подтвердилась.

Заключение

 

 

Одна из важнейших  задач государства - охрана и укрепление здоровья детского населения. Для решения этой задачи необходимо создание эффективной системы валеологического воспитания детей дошкольного возраста.

Теория  и практика валеологического воспитания нашла свое отражение в работах В.В.Колбанова, Л.Г.Татарниковой, И.И.Брехмана. Концептуальные идеи валеологического воспитания дошкольников рассматривались в работах таких известных отечественных учёных как Ю.П.Лисицин, Г.И.Царегородцев, А.Г.Щедрина, В.Г.Алямовская, Л.М.Студеникин, Т.Осокина и др. Работы этих учёных с полной уверенностью можно считать теоретико-методологическими основами формирования здорового образа жизни.

Валеология  – достаточно молодая наука и  фундаментальных трудов, посвященных проблемам формирования привычек здорового образа жизни дошкольников, пока мало. По мнению ученых необходимо использовать дошкольный возраст, как сензитивный для валеологического воспитания, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека.

Валеология располагает  большим набором методов и  средств, но одним из самых актуальных являются закаливающие процедуры: воздушные  ванны, солнечные ванны, физические упражнения,  закаливание водой. Каждый из этих видов широко используется в детских садах, принося ощутимые плоды.

Однако ни один из них не сравнится с мощным эффектом, который дает методы ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ (физические занятий  в воде). В условиях ДОУ используется такой метод гидрокинезотерапии, как плавание. Плавание детей в бассейне. Но в детском саду чаще всего плавание используется как вид двигательной активности или закаливающая процедура, а потенциал валеологического воспитания не учитывается, а ведь при плавании можно решать следующие валеологические задачи:

  • воспитывать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня
  • воспитывать любовь к занятиям спортом.
  • формировать и развивать нравственное, умственное, эстетическое, трудовое воспитание.
  • развивать все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).
  • воспитывать положительные эмоции, что благотворно влияет на работу всех органов и систем организма.

На  базе бассейна  детского сада №  95 мы проводили занятия по обучению детей плаванию. Но, отходя от традиций – мы объединили плавание и валеологию. На занятиях по плаванию мы «проходили» валеологические темы, что нашло отражение в перспективном плане, (приложение № 2, таблица № 1).

На  данных занятиях приоритетными являлись задачи воспитания у детей мотивации  на здоровье, ориентации их жизненных  интересов на здоровый образ жизни. Мы старались воспитывать в детях  привычку к чистоте, аккуратности, порядку; способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков; знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности; учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие; воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда, и предотвращать их.

Для того чтобы определить наиболее актуальные направления  и  темы валеологического воспитания детей, выбрать эффективные средства валеологического воспитания (направления работы, формы организации, методы, приёмы, методический материал…) мы провели анализ методического и педагогического обеспечения и педагогическую диагностику валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

После проведения цикла занятий с детьми экспериментальной группы был проведён сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики. Он позволил выявить положительную динамику развития валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.  И мы с полным основанием можем считать, что планирование комплексных занятий по плаванию и валеологии является эффективной и перспективной.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, о том, что «использование гидрокинезотерапии в процессе плавания является эффективным средством воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста» подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1.     Алямовская, В.Г. Программа «Здоровье» / В.Г. Алямовская //Дошкольное воспитание. – 1993. – № 11-12. – С. 4-8.
  2. Ананьева И.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской АМН. -1993.-№5.-с. 24.
  3. Андрияшек Ю.И,  Ежов В.В. Гидротерапия. М. Сталкер, 2007, 160 с.
  4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 208 с.
  5. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологические, экологические и организационные аспекты) // Теория и практика физической культуры. - 1990- №1- С. 22-26.
  6. Большакова И.А. Маленький дельфин (нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста) Ижевск, ИУУ, 2005.
  7. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — 2-е изд., доп., перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 186 с.
  8. Бузунов В.П. Педагогическая валеология. М., 2001. 252 с.
  9. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.
  10. Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008. – 120с.
  11. Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. - Мн, 1992. - 44с.
  12. Деркунская В., Поведенок Н., Тимофеева Н. Как воспитать ребенка валеологически культурным? // Дошк. восп. - 2004 - № 11 - С. 12-15.
  13. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических училищ по специальности «Педагогика и психология»./ В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.
  14. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий /Под ред. Т.С.Яковлевой. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 48с.
  15. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З. И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 32с.
  16. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение : учеб. для студентов мед. вузов / Ю.П. Лисицын. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.
  17. Казаковцева Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для ДОУ "Здоровье с детства" Киров – 1997.-78 с.
  18. Каптелин  А.Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматологии. – М., -Медицина, 1986, 32 с.
  19. Карепова Т. Г., Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников “Наша традиция - быть здоровыми!”. -Психолог в детском саду. -2006. -№3. -с. 52-80.
  20. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник - М.: Просвещение, 1985.- 271с.
  21. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112с.
  22. Колбанов В. В. Валеология: основные понятия, термины и определения. – СПб.: Издательство ДЕАН, 2001. – 256с.
  23. Косенюк Р.Р. Как улучшить состояние здоровья детей в условиях дошкольного учреждения // Здоровье и жизнь - 2003 - №1 - С. 39-40.
  24. Лазарев М. Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста: Руководство для детей дошкольных учреждений. – М.: Академия здоровья, 1997. – 376с.
  25. Лисицин Ю.П., Бородин Ю.И. Медицина и гуманизм\\ Советское здравоохранение, 1985, № 8.
  26. Малая медицинская энциклопедия. Т.3. – М.: Сов. энциклопедия, 1966. 1183с.
  27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры -М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
  28. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 320 с.
  29. Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. Л.: Лениздат, 1990 г. 191 с.
  30. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие /Под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. – Спб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006. – 171с.
  31. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Учение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и учителей. М.: «Просвещение», 1991. – 159с.
  32. Основы валеологии \ под ред. Петленко В.П. Книга третья. 1999.- 433 с.
  33. Орехова Т. Ф. Организация процесса здоровьетворящего образования в современной школе: Монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 355с.
  34. Петрова Т. Н. , Дмитриенко В. Д. , Петрова Е. А.  Примерное планирование занятий валеологии в подготовительной к школе группе // Дошкольная педагогика. – 2007. – №  6. – С. 31-35.
  35. Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и сколиоза у детей. - К.: "Здоров’я", 1980, с. 144.
  36. Пономарева Л. И. Предпосылки становления эколого-валеологического образования / Л. И. Пономарева, О. В. Чащина // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 4(68). – С. 141-149.
  37. Поштарева Т.В. Основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / СГУ. - Ставрополь: СКИПКРО, 2004. - с. 136.
  38. Ротенберг, Р. Расти здоровым : дет. энциклопедия / Р. Ротенберг ; пер. с англ. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 592 с.
  39. Рунова М.А. Характеристика модели оптимально двигательного режима. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №12. - С.38-42.
  40. Сизова Н. Валеология. Конспект комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет) Издательство: Паритет, 2008, 96 С.
  41. Серова Е.Ю. Валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) // Дошкольная педагогика. – 2008. – № 4. – С. 40 - 45.
  42. Синицкая М. В бассейн - за хорошей осанкой \\Здоровье, 2000, № 10.
  43. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.
  44. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Изд. 2-е, испр. и доп.- СПб.: Петроградский и Ко, 1997. - 394 с.
  45. Тарасова Т.А., Власова Л. В. Пособие “Я и моё здоровье”: Валеологические знания и умения детям дошкольного возраста. – Челябинск, 1997. – 71с.
  46. Тарасова Т.А., Власова Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с.
  47. Тарасова Т.А., Романенко М.Н. Педагогическая диагностика состояния культуры здоровья дошкольников. Методические рекомендации для руководителей и работников ДОУ. – Челябинск, 2010. - 110 с.
  48. Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  49. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. -М.: Просвещение, 1984, - с. 208.
  50. Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. - 96 с.
  51. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье - М.: ТЦ “Сфера”, 2005. - 64 с.
  52. Шукшина С.Е. Я и мое тело - М.: Школьная Пресса, 2004. - 48 с

Информация о работе Использование средств гидрокинезотерапии в валеологическом воспитании дошкольников