Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа
об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
По данным сравнительного анализа мы построили диаграмму, представленную в рисунке 5.
1 –
результаты диагностики основ
валеологической культуры
2 –
результаты диагностики основ
валеологической культуры
3 –
результаты диагностики основ
валеологической культуры
4 –
результаты диагностики основ
валеологической культуры
Рисунок 5 - Сравнительная диаграмма уровней развития основ валеологической культуры детей ЭГ и КГ на констатирующем
и контрольном этапах эксперимента
Чтобы
ещё раз убедиться в
Вопросы теста были подобраны таким образом, чтобы выявить: ЗНАНИЯ, ОТНОШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ детей, относящиеся к основам валеологической культуры (приложение 7, таблица 8).
Сравнительный анализ результатов тестирования детей обеих групп позволил нам сделать следующие выводы:
- у детей ЭГ понятие
«здоровье» отождествлено с понятием
«здорового образа жизни», тогда
как дети КГ в большинстве
считают, что здоровье - это
«когда у тебя ничего не
болит», т.е. не предусматривают
никаких действий со своей
стороны, направленных на укреп
- дети КГ соотносят
понятие «здоровье» лишь с
физическими понятиями (спорт,
правильное питание,
- большинство воспитанников
ЭГ прилагают все усилия, направленные
на совершенствование
- дети КГ тоже имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ - «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны;
- у детей ЭГ большее количество детей серьёзно занимаются спортом;
- дети обеих групп
положительно оценивают и
- дети КГ знакомы с многими видами закаливания;
- дети ЭГ воспитанники
лучше ориентируются в
- знания детей КГ
в основном бытового характера,
- дети КГ больше
ответственности за своё
- самым существенным
при сравнении результатов
- тем не менее, дети обеих групп показали, что они имеют представление о валеологии, ориентируются в основных понятиях, они осведомлены в вопросах укрепления здоровья.
Таким образом, можно обобщить полученные результаты:
В процессе работы мы выявили что:
Полученные данные лишний раз подтверждают, что у детей КГ имеется достаточный запас знаний по валеологии, но при этом у них отсутствует осознанное отношение к своему здоровью, нет чётких ориентиров в выборе здорового образа жизни, дети не научены оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Основы валеологической
культуры в ЭГ более систематизированы,
навыки отработаны на практике, дети проявляют
нравственные качества в окружающим
и своему здоровью. И достигнуть
таких высоких результатов в
ЭГ нам помогла гидрокинезотерапия
Следовательно, работа по использованию гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста является эффективной, целесообразной и перспективной
Выводы
Вся практическая часть
нашего исследования была посвящена
вопросам использования гидрокинезотерап
Педагогический эксперимент, проведенный нами в соответствии с целью исследования и гипотезой, проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В ходе констатирующего этапа эксперимента мы провели диагностику основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста по критериям и параметрам, разработанным Т.А.Тарасовой и М.Н.Романенко.
В ходе наблюдений и анализа методического обеспечения и предметной среды мы пришли к выводу, что в условиях данного дошкольного учреждения созданы оптимальные условия использования гидрокинезотерапии в процессе плавания для воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий этап нашего исследования характеризуется внедрением и апробацией плана работы по использованию гидрокинезотерапии в процессе плавания, как средства воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Инновационным было то, что мы изменили структуру занятий плавание, включая в структуру занятий гидрокинезотерапию, как средство воспитания валеологической культуры. В данном случаи плавание выступало как форма организации валеологических «занятий» а гидрокинезотерапия, как средство и содержание занятий.
Диагностика основ валеологической культуры детей ЭГ и на контрольном этапе, позволила убедиться в эффективности выбранного направления.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, о том, что «использование гидрокинезотерапии в процессе плавания является эффективным средством воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста» подтвердилась.
Заключение
Одна из важнейших задач государства - охрана и укрепление здоровья детского населения. Для решения этой задачи необходимо создание эффективной системы валеологического воспитания детей дошкольного возраста.
Валеология располагает большим набором методов и средств, но одним из самых актуальных являются закаливающие процедуры: воздушные ванны, солнечные ванны, физические упражнения, закаливание водой. Каждый из этих видов широко используется в детских садах, принося ощутимые плоды.
Однако ни один из них не сравнится с мощным эффектом, который дает методы ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ (физические занятий в воде). В условиях ДОУ используется такой метод гидрокинезотерапии, как плавание. Плавание детей в бассейне. Но в детском саду чаще всего плавание используется как вид двигательной активности или закаливающая процедура, а потенциал валеологического воспитания не учитывается, а ведь при плавании можно решать следующие валеологические задачи:
Для того чтобы определить наиболее актуальные направления и темы валеологического воспитания детей, выбрать эффективные средства валеологического воспитания (направления работы, формы организации, методы, приёмы, методический материал…) мы провели анализ методического и педагогического обеспечения и педагогическую диагностику валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
После проведения цикла занятий с детьми экспериментальной группы был проведён сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики. Он позволил выявить положительную динамику развития валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста. И мы с полным основанием можем считать, что планирование комплексных занятий по плаванию и валеологии является эффективной и перспективной.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, о том, что «использование гидрокинезотерапии в процессе плавания является эффективным средством воспитания основ валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста» подтвердилась.