Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:46, дипломная работа
об
Назовем конкретные задачи, которые определили содержание и структуру исследования:
1. Определить ряд теоретических понятий, необходимых для изучения вопроса;
2. Проанализировать методы и приёмы, использующиеся в работе по валеологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;
3. Организовать эффективность использования гидрокинезотерапии в процессе обучения детей плаванию;
4. Разработать перспективный план по формированию основ валеологической культуры в процессе обучения детей плаванию;
5. Провести анализ реализации плана.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.2. СУЩНОСТЬ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 21
1.3. ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
ВЫВОДЫ 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ
2.1 ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 44
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПЛАВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИДРОКИНЕЗОТЕРАПИИ 50
ВЫВОДЫ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Аквааэробика – комплекс циклических физических тренировок в воде, проводимых на уровне максимального или субмаксимального потребления кислорода для интенсификации аэробных процессов в организме» [3, с.111].
Аквааэробика – это новый популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать. Одной из ее особенностей является выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном (в отличие от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах.
Выталкивающая сила создает
благоприятные условия для
При выполнении упражнений в воде задействовано большое количество мышц, что обеспечивает их гармоничное развитие.
С помощью аквааэробики можно укрепить даже те связки и мышцы, которые с трудом развиваются во время занятий на суше: например, сухожилия, ограничивающие с боков подколенную ямку, ягодичные мышцы, внутренние и внешние мышцы бедер и др.
Великолепно гигиеническое значение аквааэробики. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания.
Но стоит учитывать, что особенностью аквааэробики является самоконтроль самих участников [3, с.112] процесса: необходимо следить за своим пульсом, за своим самочувствием, за силой и нагрузкой движений. Для детей дошкольников это сделать так же достаточно сложно в силу из возрастных особенностей. Поэтому в детских учреждениях проводить аквааэробику не всегда целесообразно.
Следующий вид гидрокинезотерапии – лечебное плавание.
Плавание как вид спорта эффективно способствует улучшению состояния здоровья детей. Укрепляет организм, помогает ребенку быстрее адаптироваться к различным состояниям окружающей среды. Плавание положительно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы, способствует развитию органов дыхания.
Плавание и лечебное плавание, тем не менее, имеет существенное отличие: цель плавания – научить детей плавать, а цель лечебного плавания – коррекция физических нарушений организма и укрепление здоровья детей.
Лечебное плавание является тем видом гидрокинезотерапии, который легче всего реализовать в условиях детского сада.
- развить мышечный корсет и увеличить силу мышц,
- повысить устойчивость терморегуляторных процессов к условиям умеренного охлаждения;
- тонизировать дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы,
- повысить общий тонус
организма; нормализовать
- улучшить сон, аппетит и др.
Лечебное плавание целесообразно применять только в комплексе с другими лечебно – профилактическими мероприятиями – ЛФК, массаж и т.п. При плавании происходит самовытяжение позвоночника, его естественная разгрузка с одновременным укреплением мышц [41].
О возможностях плавания, как метода лечения искривления осанки писали Т.И. Осокина [31, с.104]: «При плавании быстрее исправляются недостатки осанки». Плавание является силовым упражнением. При плавании достигается тренирующее воздействие на различные мышечные группы и их укрепление (мышцы спины и живота).
Следуя правилам здорового образа жизни, желательно ежедневно заниматься закаливанием своего организма. Чтобы это вошло в привычку, надо испробовать различные закаливающие процедуры и выбрать для себя те, которые не только помогают победить простуду, но и доставляют удовольствие.
Закаливание организма – это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий. Закаливание организма основано на способности адаптации организма человека к меняющимся условиям окружающей среды.
Закаливание - это эффективное средство
укрепления здоровья человека. Основными
закаливающими факторами
Закаливание организма может быть достигнуто рациональным использованием солнца воздуха и воды. Солнечной радиацией лучше пользоваться в виде рассеянных солнечно-воздушных ванн. Воздушная ванна повышает обменные функции организма, улучшает работу сердца, повышает общий тонус организма. Наиболее эффективными являются водные процедуры: обтирания, обливания душ, купания.
Все виды закаливания на основе водных процедур сегодня объединены в единую систему – гидрокинезотерапию. Гидрокинезотерапия - это новый популярный вид физических упражнений для умеющих и не умеющих плавать. Одной из ее особенностей является то, что на её основе можно формировать валеологическую культуру детей дошкольного возраста. При этом практически отрабатываются знания, полученные на занятиях по валеологии. Гидрокинезотерапия способствует гармоничному развитию детей дошкольного возраста.
1.3. Гидрокинезотерапия,
как средство валеологического
воспитания детей старшего
Основополагающей мотивацией приобщения детей дошкольного возраста к валеологической культуре является здоровый образ жизни, а умение плавать, как считает Т.И.Осокина [31], является одним из средств достижения данной цели. Купание, плавание, игры и развлечения на воде - один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Современная медицинская
энциклопедия так описывает физиологические
особенности ребёнка
У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении - удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам» [26].
Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина описывают ребёнка во время плавания: «Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.
Опорно-двигательный аппарат ребенка старшего дошкольного возраста находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство.
При плавании органы кровообращения
ребенка находятся в
Авторы так же считают, что в 5 - 6 лет дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители и т. д. В связи с этим, движения дошкольников часто неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
У детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений. В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма.
Ю.И.Андрияшек и В.В.Ежов в своей книге «Гидрокинезотерапия» подробно описывают все виды организации оздоровительных мероприятий на воде, считая, что плавание так же является самым мощным закаливающим фактором, гармонично сочетающим в себе приятное полезное. Занятия на воде комплексно воздействуют на весь организм, плавание укрепляет его и закаливает. Кроме этого, умение плавать – жизненно необходимый навык [3,с.90].
Обучению плаванию можно начинать и в возрасте 3 – 5 лет, тем более что в этом возрасте малыш становится психологически готов к осмысленному обучению. Прежде всего, необходимо научить ребенка делать выдох под водой и вдох над водой; затее научить малыша погружаться в воду, задерживая дыхание; потом нырять и всплывать. После этого ребенка можно учить плавать спортивными способами (брасс, кроль и т.д.).
Как считают Ю.И.Андрияшек и В.В.Ежов лечебное плавание является тем видом гидрокинезотерапии, который легче всего реализовать в условиях детского сада. С учетом специфики воздействия воды на организм ребенка, приступая к лечебному плаванию, ставятся следующие задачи [35, с. 144]:
- развить мышечный корсет и увеличить силу мышц,
- повысить устойчивость
терморегуляторных процессов к
условиям умеренного
- тонизировать дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы,
- повысить общий тонус
организма; нормализовать
- улучшить сон, аппетит и др.
Занятия по лечебному
плаванию целесообразно использовать,
как форму организации
– Знание элементарного анатомического строения и функций частей тела, органов и систем организма, ценность их нормального функционирования для укрепления и сохранения здоровья;
– Правила безопасного поведения на природе, на водоёме;
– Иметь представление о пользе закаливающих процедур;
–Дружелюбно относится ко всем членам группы в детском саду;
– Хотеть и уметь научить других тому, что знаешь и умеешь сам;
Лечебное плавание целесообразно
применять только в комплексе
с другими лечебно –
Как считает И.А.Большакова [6], начинать занятия плаванием следует при температуре воды не ниже 18 0С. Время пребывания в воде постепенно увеличивается от 5 – 7 минут до 20 – 25 минут, а длина проплываемых отрезков от 20 – 25 метров до 75 – 100 метров. Нельзя допускать сильного переохлаждения ребенка. Перед началом плавания необходимо сделать комплекс общеразвивающих упражнений, с участием основных мышечных групп.
Обучение плаванию начинают с «ознакомления с водой». Все упражнения начинаются на мелком месте и только в сторону берега. Выбирается место с ровным песчаным дном, без ям. Наибольшая глубина места обучения – по грудь ребенка. На первых занятиях в воде нельзя задерживаться более 10 – 15 минут (в открытых водоемах).
Последовательность обучения следующая: вначале необходимо добиться правильного положения тела при скольжении на воде; затем начинаем изучать движение ног при плавании кролем (на месте, с доской, в скольжении); после закрепления навыков движения ног переходим к разучиванию гребка рукой; окончательная стадия заключается в выработке и закреплению навыков согласованного движения рук и ног, с правильным дыханием. В каждое из описанных упражнений необходимо включать упражнения, тренирующие дыхание.