История развития профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Профессиональное образование в России находится на этапе поступательного реформирования с целью гуманизации и приведения к международным стандартам на основе синтеза научно-педагогических знаний и исторического опыта. Использование опыта становления профобразования позволит сохранить лучшие национальные традиции, выработать новые подходы к его оптимизации, а также избежать ошибок, порождаемых предвзятой односторонностью и поспешным копированием зарубежных систем.

Содержание работы

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации 2
Первый период: XVII в. —1917 г 2
Второй период: 1917 — 1940 гг 6
Третий период: 1941 —1945 гг 8
Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в 10
Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в 11
Начальное профессиональное образование 15
Среднее профессиональное образование 22
Высшее профессиональное образование 33
Послевузовское и дополнительное профессиональное образование 43
Глоссарий 47
Перечень источников информации 61

Файлы: 1 файл

Становление и развитие системы профессионального образования в Российской Федерации.doc

— 437.50 Кб (Скачать файл)

Предметные комиссии — общеучилищное объединение преподавателей определенного предмета или близких между собой предметов.

Преподаватель - работник высших, средних специальных и профессиональнотехнических учебных заведений, ведущий какой-либо предмет и воспитательную работу.

Принципы формирования содержания образования — основные положения, которыми руководствуются при разработке содержания образования и содержания обучения. Наряду с общедидактическими (принципы научности, развивающего характера обучения, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, доступности) выделяют специфические принципы, связанные с профессиональным образованием: соответствия содержания образования и обучения целям подготовки специалиста; деятельностного подхода к определению содержания обучения; опережающего (прогностического) характера формирования содержания; учета закономерностей профессионального становления и развития личности.

Программа учебная — нормативный документ, определяющий место учебного предмета в подготовке специалиста, требования к знаниям и умениям в области данного предмета, содержание учебного материала и последовательность его изучения.

Профессиограмма — документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Этот документ должен обеспечить постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля. В профессиограмме отражают также аспекты профессиональной деятельности: социально-экономические; исторические; технические; технологические; правовые; гигиенические; психологические; психофизиологические и социально-психологические. Объем, глубина и длительность их изучения зависят от социального заказа на подготовку специалиста. Профессиограмма — характеристика профессии, описание существенных сторон профессиональной деятельности. Разрабатывается на основе специального научного исследования. Профессиограмма включает требования к теоретическим и практическим знаниям и умениям работника, к психическим, физиологическим и интеллектуальным свойствам личности; пути и сроки овладения профессией, возможности использования выпускника учебного заведения на работе, возможности дальнейшего профессионального роста. Отражает тенденции развития, ожидаемые в данной профессиональной области.

Профессия — определенный, выделившийся в результате общественного разделения труда устойчивый род деятельности, требующий специальной подготовки (квалификации), выполняемый человеком постоянно или относительно постоянно и дающий ему средства к существованию.

Профессиональная деятельность — совокупность функций, действий, операций, которые приходится выполнять специалисту при осуществлении должностных обязанностей в соответствии с профессией.

Профессиональная переподготовка специалистов осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а другой - для получения дополнительной квалификации.

Профессиональная практическая подготовка — часть обучения в профессиональном учебном заведении, в процессе которого учащийся получает необходимые для профессиональной деятельности умения и специальные практические знания. Содержание профессиональной практической подготовки определяется учебными программами, разработанными на основе квалификационной характеристики. Реализуется в процессе практических знаний и производственной практики.

Профессиональная теоретическая подготовка — часть профессионального образования, обеспечивающая овладение студентами профессиональными знаниями, усвоение основных понятий, законов и теорий, объясняющих и обосновывающих процессы профессиональной деятельности. Охватывает основные компоненты труда: цель, предмет труда, средства труда, способы действия, организацию труда. Профессиональное умение

  • способность осознанно, быстро и точно выполнять трудовую деятельность по специальности в учебных и производственных условиях, сформированная на основе ранее полученных знаний и умений. Владение сложной системой интеллектуальных и практических действий, необходимых для целесообразного регулирования конкретной трудовой деятельности по специальности.

Профессиональные знания — отражение в сознании учащихся системы понятий, законов, закономерностей, принципов, теорий, которые раскрывают научно-технические основы профессиональной деятельности, условия, факторы и предпосылки ее осуществления и перспективы развития. Знания, являющиеся основой профессиональной деятельности, часть содержания профессионального обучения, обеспечивающая ориентацию учащихся на выполнение профессиональной деятельности.

Профессиональные навыки — действия, связанные с выполнением профессиональной деятельности, ставшие автоматическими в результате многократных повторений. Среди профессиональных навыков выделяют сенсорные, двигательные, интеллектуальные, сенсорно-двигательные и др.

Профессиональная квалификация - это достижение определенного уровня профессионального образования работника, обладающего знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения конкретной работы. В современной системе непрерывного профессионального образования выделяют пять основных ступеней квалификации. Первая ступень - это основное (девятилетнее) общее образование в сочетании с ускоренной профессиональной подготовкой, получаемой в разных формах. Вторая ступень - основное общее образование и профессиональное образование на одно- или двухгодичных отделениях учреждений начального профобразования. Третья ступень

  • это сочетание среднего общего образования и профессионального образования на двух- или трех годичных отделениях учреждений начального профобразования. Четвертая ступень - среднее общее образование и профессиональное образование в учреждениях среднего профобразования. Пятая ступень - это различные уровни высшего образования.

Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений и опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социальнонравственную позицию личности.

Профессиональная культура - уровень, степень совершенства профессионального развития, присущая кому-либо.

Профессиональная подготовка подразумевает, что будущий работник, специалист овладеет необходимой суммой знаний, умений и навыков. Теория и практика подготовки специалистов ориентируется на заказ общества и государства, требующий массового производства кадров, «встроенных» в систему производства и управления. Целью и результатом профессиональной подготовки является определенный тип самостоятельного человека - квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду, требующую определенных знаний и навыков.

Профессионально-трудовая социализация - это совокупность процессов (социальных и педагогических), в разной степени регулируемых и позволяющих будущему работнику, специалисту, усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала.

Профессиональное образование как социокультурный институт представляет собой систему организаций и учреждений, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование кадрового потенциала всех сфер общественного материального и духовного производства, способствующих экономическому, политическому, культурному функционированию и развитию общества и личностному становлению индивида( Г.М. Потанин и А. Г. Гонеев).

Профессиональное образование как педагогическая система состоит из:

  1. подсистем-уровней: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное образование;
  2. подсистем-процессов: профессионально-трудовая социализация; профессиональная подготовка; профессиональное становление личности.

Профессиональное становление личности. Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др. рассматривают профессиональное образование как становление личностных особенностей (свойств) будущего профессионала в единстве с усвоением знаний, умений и навыков.

Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское, электротехническое и др.) осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Профессиональный лицей осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования. Данный тип учреждения является опорным центром развития начального профессионального образования, на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в современных условиях рыночных отношений.

Результат профессионального образования - это приобретенная индивидом в ходе образования способность к выполнению функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном профессиональном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач, т. е. профессионализм.

Самообразование - вид дополнительного профессионального образования, осуществляемого на основе индивидуальных образовательных программ.

Семинарские занятия - форма образовательного процесса, представляющая собой групповое обсуждение студентами темы, учебной проблемы под руководством преподавателя.

Система - совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующих как нечто единое, целостное. Понятие «система» охватывает самые различные стороны того или иного целостного объекта: его строение, состав, способ существования. Системный объект характеризуется свойствами целостности, сложности, организованности.

Содержание образования — система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для самореализации человека в жизни и труде.

Содержание обучения — учебная информация и комплекс задач, заданий и упражнений, педагогически обоснованные и логически выстроенные в систему, изложенную в учебных программах и являющуюся содержанием обучающей деятельности педагога и познавательной и практической деятельности студентов.

Содержание профессионального образования — система знаний, умений и навыков, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельности. Включает:

  1. сумму понятий, положений, алгоритмов и современных теорий, объясняющих явления, которые происходят в природе, обществе, культуре и технике;
  2. сумму знаний о предметах, орудиях труда и механизмах, применяемых в процессе труда;
  3. обучение способам деятельности, гарантирующим формирование профессиональных умений и навыков.

Специальная подготовка — часть профессиональной подготовки, заключительный период подготовки процесса профессионального образования, в ходе которого на основе изучения общеобразовательных и общепрофессиональных предметов происходит овладение теоретическими и практическими знаниями, характерными для каждой узкой профессии, формирование системы умений и навыков, развитие способностей и приобретение производственного опыта. Специальные учебные предметы — учебные предметы, обеспечивающие профессиональную подготовку специалиста; направлены на формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых непосредственно в профессиональной деятельности. Специальные учебные предметы составляют содержание специального обучения по конкретной специальности.

Специализация — конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках специальности. Находит отражение в учебных планах и программах.

Специальность —

  1. постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии (например, учитель математики, врач-педиатр);
  2. совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач;
  3. направление подготовки в образовательном учреждении.

Среднее профессиональное образование — образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государственным образовательным стандартом. Оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании.

Информация о работе История развития профессионального образования