Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:24, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности мышления младших школьников.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у младших школьников.
Определить методики, позволяющие диагностировать и выявить проблему.
Организовать и провести эмпирическое исследование.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мышления у учащихся младших классов………………………………….……………………………....5
1.1. Феномен мышления в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Виды мышления, мыслительные операции, качества ума 9
1.3. Особенности мышления младшего школьника 16
Глава 2. Экспериментальное изучение мышления учащихся младших классов…………………………………………………………………………...19
2.1. Методы и методики изучения мышления младших школьников 22
2.2. Процедура проведения эксперимента……………………………..…..20
2.3. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента 20
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение
558 с.
780 с.
Приложение 1
Оценка вербально-логического мышления
Методика “Исключение слов”
Методика состоит из 15 серий в каждой серии – по 4 слова. Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол (См. Таблицу 4) для регистрации ответов.
Таблица 4
Протокол исследования вербально-логического мышления
Номер серии |
Время выполнения задания, с |
Результат |
1 |
||
… |
||
15 |
Бланк методики “Исключение слов”
Приложение 1 (продолжение)
Процедура проведения
Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. Инструкция испытуемому: “Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок”. Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один – два примера, но не из “экспериментальной карточки” исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание – вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе.
Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ – 2 балла, за неправильный – 0.
Ключ:
Время выполнения задания рассчитывается с учетом поправки Т (См. Таблицу 5).
Таблица 5
Поправка Т на время выполнения задания
Время, с |
Поправка Т на время, баллы |
Менее 250 |
0 |
250–300 |
–3 |
Более 330 |
–6 |
Приложение 1 (продолжение)
Интегральный показатель вербально-логического мышления А, объединяющий показатель продуктивности В и время выполнения задания с учетом поправки Г вычисляется:
Формула 2
А = В + Т.
Получив индивидуальные данные по показателю вербально-логического мышления, можно подсчитать среднюю арифметическую по группе в целом. Для получения групповых различий необходимо сопоставить рассчитанные экспериментальные показатели между собой. Для сопоставления полученного показателя вербально-логического мышления с другими характеристиками мышления (наглядно-образного), а также для индивидуального анализа нужно осуществить перевод абсолютных значений в шкальные оценки по Таблице (См. Таблицу 6).
Таблица 6
Шкальные оценки показателей мышления
Шкальные оценки |
Наглядно-образное мышление |
Вербально-логическое мышление |
Шкальные оценки |
Наглядно-образное мышление |
Вербально-логическое мышление |
19 |
50 |
30 |
9 |
26–29 |
17–18 |
18 |
– |
– |
8 |
23–25 |
15–16 |
17 |
50–48 |
29–28 |
7 |
20–22 |
– |
16 |
48–47 |
– |
6 |
17–19 |
12–4 |
15 |
45–47 |
28–27 |
5 |
14–16 |
7–11 |
14 |
41–44 |
27–26 |
4 |
12–13 |
5–6 |
13 |
38–40 |
– |
3 |
8–11 |
– |
12 |
36–37 |
23–25 |
2 |
5–7 |
3–4 |
11 |
33–35 |
21–22 |
1 |
2–4 |
– |
10 |
30–32 |
19–20 |
0 |
0–2 |
3 |
Приложение 2
Оценка наглядно-образного мышления
Методика “Укажи лишний предмет”
Занятие проходит индивидуально. Работа начинается после становления доверительных отношений с ребенком. Инструкция испытуемому: “Из изображенных на рисунке четырех предметов три миеют между собой нечто общее, их можно объединить в одну группу, назвать одним словом, а один предмет существенно отличается и должен быть исключен. Укажи, какой из четырех предметов лишний”. Экспериментатор фиксирует время работы и правильность выполнения задания в протоколе. Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один – два дополнительных примера можно решить вместе с ним. Убедившись, что принцип выполнения задания понятен ребенку, прелагают выполнить задание. Карточки в картинками предлагаются в определенной последовательности, в нарастающей сложностью (См. Рис. 9).
Рис. 9а.
Приложение 2 (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Рис. 9б.
Рис. 9в.
Приложение 2 (продолжение)
Обработка и интерпретация результатов
Таблица 7
Бальные оценки времени и точности выполнения задания
Серии картинок |
Номер |
Точность, баллы |
Время, с |
Поправка на время, баллы |
I |
1 2 3 4 |
1 9 1 5 |
Менее 6 6–60 60–120 Более 120 |
+1 0 –1 –2 |
II |
1 2 3 4 |
1 1 5 9 |
Менее 3 3–40 40–60 Более 60 |
+1 0 –1 –2 |
III |
1 2 3 4 |
1 9 1 1 |
Менее 3 3–40 40–60 Более 60 |
+1 0 –1 –2 |
IV |
1 2 3 4 |
1 9 1 5 |
Менее 3 3–40 40–60 Более 60 |
+1 0 –1 –2 |
V |
1 2 3 4 |
1 9 1 1 |
Менее 3 3–40 40–60 Более 60 |
+1 0 –1 –2 |
Информация о работе Экспериментальное изучение мышления учащихся младших классов