Экспериментальное изучение мышления учащихся младших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности мышления младших школьников.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у младших школьников.
Определить методики, позволяющие диагностировать и выявить проблему.
Организовать и провести эмпирическое исследование.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития мышления у учащихся младших классов………………………………….……………………………....5
1.1. Феномен мышления в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Виды мышления, мыслительные операции, качества ума 9
1.3. Особенности мышления младшего школьника 16
Глава 2. Экспериментальное изучение мышления учащихся младших классов…………………………………………………………………………...19
2.1. Методы и методики изучения мышления младших школьников 22
2.2. Процедура проведения эксперимента……………………………..…..20
2.3. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента 20
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение

Файлы: 1 файл

thinking development of children of primary school age.doc

— 548.00 Кб (Скачать файл)

      558 с.

    1. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.
    2. Детская практическая психология./Под ред. Богдана Н. Н. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. – 116 с.
    3. Дружинин В. Н. Диагностика общих познавательных способностей.//Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 261 с.
    4. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2003. – 319 с.
    5. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.: Наука, 1984. – 220 с.
    6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
    7. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. – М.: Наука, 1970. – 198 с.
    8. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
    9. Материалы с сайта Интернет: http://ido.edu.ru/ffec/psych/ps7.html#
    10. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
    11. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 1997. – 688 с.
    12. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 2, 1997. – 608 с.
    13. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн.3, 1997. – 640 с.
    14. Обухова Л. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М.: Академия, 1995. – 360 с.
    15. Общая психология./Под ред. Петровского А. В. – М.: Просвещение, 1976. – 479 с.
    16. Основы психодиагностики./Под ред. Шмелева А. Г. – Р.–на–Д.: Феникс, 1996. – 544 с.
    17. Педагогика./Под ред. Пидкасистого П. И. – М.: Роспедагенство, 1995. – 638 с.
    18. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1981. – 175 с.
    19. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 400 с.
    20. Практикум по возрастной и педагогической психологии./Под ред. Щербакова А. И. – М.: Просвещение, 1987. – 255 с.
    21. Психодиагностика: Теория и практика./ Под ред. Талызиной Н. Ф. – М.: Прогресс, 1986. – 206 с.
    22. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, Кн 1., 2002. – 384 с.
    23. Российская педагогическая энциклопедия. В 2т. Т. 2./Под ред. Давыдова В. В. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. –

     780 с.

    1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
    2. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. – М.: Наука, 1958. – 220 с.
    3. Смирнов А. А. Психология. – М.: Учпедгиз, 1962. – 556 с.
    4. Соколов В. Л. Развитие теоретического мышления младших школьников в квазиисследовательсткой деятельности на уроках математики.//Психологическая наука и образование. – 2002. – № 4. – С.16-26.
    5. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста./Под ред. Циркина С. Ю. – СПб.: Питер, 2000. – 752 с.
    6. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Р.-на-Д.: Феникс, 1997. – 736 с.
    7. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М.: Наука, 1984. – 280 с.
    8. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
    9. Холодная М. А. Общие вопросы психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
    10. Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология. – Р.-на-Д.: Феникс, 2002. – 352 с.
    11. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Просвещение, 1974. – 198 с.
    12. Энциклопедический словарь./Под ред. Введенского Б. А. – М.: Советская энциклопедия, 1964. – 736 с.
    13. Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985. – 574 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Оценка вербально-логического  мышления

 

Методика “Исключение слов”

Методика состоит из 15 серий в каждой серии – по 4 слова. Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол (См. Таблицу 4) для регистрации ответов.

Таблица 4

Протокол исследования вербально-логического мышления

Номер серии

Время выполнения задания, с

Результат

1

   

   

15

   

 

Бланк методики “Исключение слов”

    1. Книга, портфель, чемодан, кошелек.
    2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка.
    3. Часы, очки, весы, термометр.
    4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.
    5. Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.
    6. Бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы.
    7. Дерево, этажерка, метла, вилка.
    8. Дедушка, учитель, папа, мама.
    9. Иней, пыль, дождь, роса.
    10. Вода, ветер, уголь, трава.
    11. Яблоко, книга, шуба, роза.
    12. Молоко, сливки, сыр, хлеб.
    13. Береза, сосна, ягода, дуб.
    14. Минута, секунда, час, вечер.
    15. Василий, Федор, Семен, Иванов.

 

Приложение 1 (продолжение)

 

Процедура проведения

Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. Инструкция испытуемому: “Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок”. Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один – два примера, но не из “экспериментальной карточки” исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что принцип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выполнить задание – вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполнения задания в протоколе.

Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом: за каждый правильный ответ – 2 балла, за неправильный – 0.

Ключ:

  1. книга, 2) свеча, 3) очки, 4) лодка, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 150 Иванов.

Время выполнения задания  рассчитывается с учетом поправки Т (См. Таблицу 5).

Таблица 5

Поправка Т  на время выполнения задания

Время, с

Поправка Т на время, баллы

Менее 250

0

250–300

–3

Более 330

–6


 

 

 Приложение 1 (продолжение)

 

Интегральный показатель вербально-логического мышления А, объединяющий показатель продуктивности В и время выполнения задания  с учетом поправки Г вычисляется:

Формула 2

А = В + Т.

 

Получив индивидуальные данные по показателю вербально-логического  мышления, можно подсчитать среднюю арифметическую по группе в целом. Для получения групповых различий необходимо сопоставить рассчитанные экспериментальные показатели между собой. Для сопоставления полученного показателя вербально-логического мышления с другими характеристиками мышления (наглядно-образного), а также для индивидуального анализа нужно осуществить перевод абсолютных значений в шкальные оценки по Таблице (См. Таблицу 6).

Таблица 6

Шкальные оценки показателей мышления

Шкальные оценки

Наглядно-образное мышление

Вербально-логическое мышление

Шкальные оценки

Наглядно-образное мышление

Вербально-логическое мышление

19

50

30

9

26–29

17–18

18

8

23–25

15–16

17

50–48

29–28

7

20–22

16

48–47

6

17–19

12–4

15

45–47

28–27

5

14–16

7–11

14

41–44

27–26

4

12–13

5–6

13

38–40

3

8–11

12

36–37

23–25

2

5–7

3–4

11

33–35

21–22

1

2–4

10

30–32

19–20

0

0–2

3


 

 

Приложение 2

 

Оценка наглядно-образного  мышления

 

Методика  “Укажи лишний предмет”

Занятие проходит индивидуально. Работа начинается после становления доверительных отношений с ребенком. Инструкция испытуемому: “Из изображенных на рисунке четырех предметов три миеют между собой нечто общее, их можно объединить в одну группу, назвать одним словом, а один предмет существенно отличается и должен быть исключен. Укажи, какой из четырех предметов лишний”. Экспериментатор фиксирует время работы и правильность выполнения задания в протоколе. Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один – два дополнительных примера можно решить вместе с ним. Убедившись, что принцип выполнения задания понятен ребенку, прелагают выполнить задание. Карточки в картинками предлагаются в определенной последовательности, в нарастающей сложностью (См. Рис. 9).

Рис. 9а. 

Приложение 2 (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

 

Рис. 9б.

 

Рис. 9в.

 

 

Приложение 2 (продолжение)

 

Обработка и  интерпретация результатов

  1. Оценить в баллах время и точность выполнения каждой серии задания по специальной таблице (См. Таблицу 7).

Таблица 7

Бальные оценки времени и точности выполнения задания

Серии картинок

Номер

Точность, баллы

Время, с

Поправка на время, баллы

I

1

2

3

4

1

9

1

5

Менее 6

6–60

60–120

Более 120

+1

0

–1

–2

II

1

2

3

4

1

1

5

9

Менее 3

3–40

40–60

Более 60

+1

0

–1

–2

III

1

2

3

4

1

9

1

1

Менее 3

3–40

40–60

Более 60

+1

0

–1

–2

IV

1

2

3

4

1

9

1

5

Менее 3

3–40

40–60

Более 60

+1

0

–1

–2

V

1

2

3

4

1

9

1

1

Менее 3

3–40

40–60

Более 60

+1

0

–1

–2

Информация о работе Экспериментальное изучение мышления учащихся младших классов