Экспериментальное изучение уровня сформированности речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто.
Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.

1.1 Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее
формирование в процессе нормального онтогенеза.
1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе нормального онтогенеза.
1.1.3 Классификация речевых нарушений.

1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.
1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с
умственной отсталостью.
1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение
общей, тонкой и речевой моторики).
1.2.3 Нарушение импрессивной речи.
1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой
психического развития и детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности развития навыков общения у детей с умеренной умственной отсталостью.

ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня
сформированности речи у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.

2.1 Диагностическое обследование импрессивной речи.
2.1.1 Выявление объема и точности пассивного словаря.
2.1.2 Дифференциация элементарных грамматических форм
словообразования и словоизменения.
2.1.3 Выяснение понимания целостных словосочетаний и
предложений.
2.1.4 Исследование фонематический функций.

2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
2.2.2 Лексико-грамматический строй речи.
2.2.3 Нарушение связной речи.

2.3 Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью в процессе
коррекционно-воспитательной работы.

Заключение. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

zakonchennaya_kursovaya_noyabr-dekabr..docx

— 151.25 Кб (Скачать файл)

Диагностическое обследование импрессивной речи детей с умеренной умственной отсталостью показывает, что все  дети понимают целостные словосочетания, которые они много раз слышали. Однако есть и такие дети, которые  не справляются с этим заданием, что можно объяснить особенностями  поведения этих детей (чрезмерная возбудимость, отказ от выполнения задания).

  Пассивный словарь умственно  отсталых детей включает в основном названия предметов.

  Лучше всего дети понимают  названия хорошо знакомых, часто  встречающихся  предметов. Глаголы  и имена прилагательные представлены  значительно меньшим количеством  слов.

  Установлена определенная закономерность  выполнения детьми заданий: количество  правильных ответов неизменно  сокращалось по мере усложнения  заданий.

  Кроме того, возможности детей  указанной категории в осуществлении  показа необходимой картинки, изображающей  предмет, резко ограничены. Узнавание  плоскостного изображения предмета  требует его идентификации с  реальным объектом, что определяется  достаточным уровнем развития  мыслительных операций анализа,  синтеза, обобщения, а также  процессов внимания и восприятия.

  У детей выявляется отставание  в развитии номинативного словаря  не только в количественном, но  и в качественном отношении. Можно предположить, что данный факт объясняется неточностью и недифференцированностью понимания значения произносимых логопедом слов, а также повышенной отвлекаемостью детей, сниженной потребностью в речевом общении.

  Кроме того, большое число  детей проявляют в ходе выполнения  заданий специфические реакции  в виде указания жестами на  какой-либо предмет окружающей  обстановки, не имеющего отношения  к предъявленному предмету или  его изображению на картинке.

  В некоторых случаях имеет  место ошибочные ответы в виде  показа одной и той же картинки  в качестве реакции на произносимые  педагогом слова.

  Маша У. (7 лет, 2 месяца, диагноз –«умеренная умственная отсталость») показала картинку с изображением яблока, услышав слово «яблоко», «апельсин», «груша». Когда ребенку указали на ошибку, она не только не исправила ее, но и начала беспорядочно перебирать все находящиеся перед ней картинки. Ошибки такого характера встречаются довольно часто.

 

  Наташа Г. (6 лет, 9 месяцев, диагноз – «умеренная умственная отсталость») выбирала картинку, на которой нарисована кошка, когда слышала слово «собака», «корова», «коза».

 

  Анализируя природу ошибочных  реакций детей, можно сделать  вывод о том, что все они  связаны с непониманием значения  слов вследсвие ограниченного  круга знаний и представлений  об окружающей действительности  и с выраженной патологической  инертностью речевой деятельности, недостаточным осознанием инструкции  и цели выполнения предлагаемого  задания. Наличие вышеуказанных  факторов подтверждает точку  зрения Т. Н. Ивановой о несформированности  понимания значений слов детьми с умеренной умственной отсталостью.

  Наименьшие трудности у детей  вызывает показ предметов, наиболее  часто встречающихся в реальном  окружении этих детей, связанных  с их непосредственным опытом, а также картинок изображающих  эти предметы.

  Вместе с тем в их словаре  крайне бедно представлены лексико-грамматические  группы слов, отражающие определенную  тематику: название различных профессий,  видов транспорта, представителей  животного и растительного вида. Многочисленные ошибки и отказы  от ответов при показе предметных  картинок, изображающих виды транспорта, птиц, животных, обусловлены и тем,  что подобные объекты редко  встречаются в непосредственном  опыте ребенка или не встречаются  вовсе. Поэтому отсутствие этих  слов в пассивном словаре ребенка  с интеллектуальной недостаточностью  является следствием несформированности  его игровой деятельности и  ограниченности общения.

  В ходе обследования было  установлено, что умственно отсталые  дети практически не используют  слова обобщающего характера.  Лишь единицы оказываются способными  подобрать предметы и картинки  по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда» и т.д. В основном  дети, не осознав поставленной  перед ними задачи, бессистемно  перебирают предметы и картинки, рассматривают те, которые их  заинтересовали, и производят с  ними различные манипуляции. 

 

Саша О.(6 лет, 5 месяцев, диагноз – «умеренная умственная отсталость»), отбирая предметы, которыми играют, указал мишку, куклу, мяч и ложку, потому что «кукла ложкой ест».

 

  Дети с умеренной умственной  отсталостью довольно хорошо  понимают глагольную лексику.  Большинство из них в ходе  экспериментального обследования  выполнили задание показать ту  или иную картинку, изображающую  действие. Тем не менее значительные  затруднения у них вызывает  просьба показать картинку с изображением животного в задании «Кто как голос подает?». Дети либо отказываются выполнять задание, либо, не рассматривая картинку указывают на первую попавшую, либо хаотично перебирают все предложенные картинки. Причина подобных явлений заключается в непонимании значений слов, произносимых логопедом, а также в неузнавании изображенных на картинках животных или птиц.

  Рассматривая импрессивеную  речь детей с умеренной умственной  отсталостью, следует остановиться  на особенностях понимания ими  прилагательных. Значительные затруднения  у детей возникают при понимании  прилагательных, обозначающих цвет. Вместе с тем значительная  часть детей обнаруживает понимание  значений только слов «красный»,  «синий», «черный», «зеленый» и  «белый». 

  Понимание детьми прилагательных  со значением величины проверяется  при выполнении ими действий  с натуральными предметами и  с помощью картинок, на которых изображены эти предметы. Наибольшее количество правильных ответных реакций наблюдаются при показе столов – высокого и низкого, мячей – большого и маленького, карандашей – длинного и короткого.

  Данные опубликованные в  специальной литературе, а также  полученные в результате наших  собственных исследований, свидетельствуют  о том, что дети с умеренной  умственной отсталостью не понимают  прилагательных, обозначающих эмоциональное состояние, что обусловлено недоразвитием эмоционально-волевой сферы детей, несформированностью игровой деятельности, которая способствует усвоению этих понятий, недоразвитием познавательных процессов.

  Рассмотрим фонетическую сторону  импрессивной речи детей с  умеренной умственной отсталостью.  Исследования показывают полное  неумение узнавать и различать  на слух определенный звук  речи. Недоразвитие фонематического  восприятия обусловлено, вероятно, медленно формирующимися и нестойкими  различительными связями в области  слухового анализатора, что также  затрудняет анализ слова.

  В заключении подведем основные  итоги.

  Выполнение всех заданий  вызывает у детей с умеренной  умственной отсталостью значительные  трудности. Это свидетельствует  о той или иной степени нарушения  всех компонентов импрессивной  речи (словаря, фонетики, грамматического  строя).

  Часто отмечаются неправильные  ответы при повторении одной и той же инструкции, причем в таких случаях большинство детей указывают на тот предмет или картинку, которые им еще не показывались.

  Фразы понимаются детьми  только в одном варианте, постоянно  встречающимися в речи взрослых.

  Таким образом, импрессивная  речь детей с умеренной умственной  отсталостью носит ситуативный характер. Фонематическое восприятие находится на дофонемной стадии.                    

 

    2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.

 

Особенности экспрессивной (активной) речи детей с умеренной умственной осталостью я попытаюсь выявить, рассматривая ее основные компоненты: звуковую сторону речи, активный словарь  и грамматический строй речи.

  Прежде чем перейти к выяснению  особенностей экспрессивной речи  указанной категории детей, очень  кратко я остановлюсь на диагностических  моментах, которые следует знать  и применять в практике логопеду.

  Анализируя состояние звукопроизношения детей, следует определить характер нарушений произношения гласных и согласных звуков (отсутствие звуков, замена другими звуками, дефектная артикуляция) в разных условиях произношения.

     а) изолированное произношение (ребенок произносит в след за

         экспериментатором сначала гласные , а затем согласные звуки);

     б) произношение в слогах ( в начале, в середине и в конце слов);

     в) произношение в  словах ( в начале, середине и в  конце слов);

     г) произношение во фразах (однословных, двухсловных, трехсловных).

 

 Порядок предъявления звуков  в процессе диагностического  обследования определяется по  онтогенетическому принципу, то  есть с учетом последовательности  их появления в речи ребенка  в норме. Таким образом, сначала проверяется произношение гласных, затем согласных звуков, близких по артикуляции к сосательным движениям ( «п», «б», «м» - губных), и согласных типа «к», «г», «х» - заднеязычных, близких к покашливанию, поперхиванию, раннее проявление которых в речи ребенка обусловлено его лежачим положением, когда язык несколько западает назад. Затем предъявляются звуки «т», «д», «н», «в», «ф», свистящие, шипящие, сонорные. Таким образом, звуки, наиболее сложные по артикуляции, предъявляются ребенку в последнюю очередь. Эта же последовательность используется при составлении слогов и также слов.

  При оценке  состояния экспрессивной речи  детей с умеренной умственной  отсталостью, как правило, используются  следующие критерии: есть речь, речь  отсутствует, лепетная речь, речь  отдельными словами, фразовая  речь.

  Если у ребенка отмечается  фразовая речь, выясняется структура  употребляемых предложений. Кроме  того, отмечается наличие или  отсутствие глагольных сказуемых,  характер употребления падежей  существительных, наличие в речи  прилагательных, предлогов.

  В ходе диагностического  обследования необходимо определить  объем активного словаря, его  качественный состав.

  Все задания ребенком выполняются  устно.  

При оценке состояния экспрессивной речи детей  с умственной отсталостью, как правило  используются следующие критерии: есть речь, речь отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь.

 

                     2.2.1 Фонетическая сторона речи.

 

У детей с умственной отсталостью  отмечается довольно широкий диапазон сложных и стойких нарушений  звукопроизношения, которые проявляются  в следующих недостатках экспрессивной  речи:

- Полное неумение произносить  звук. При этом звук или опускается, или заменяется другим (стойкая  замена).

- Искажение произношения звука,  обусловленное неправильной артикуляцией.

-  Неправильное использование  звуков в речи, выражающиеся в  нестойких заменах данного звука  другим.

 Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых дошкольников является длительным и сложным процессом. Работа по воспитанию правильного звукопроизношения значительно осложняется характерной для умственно отсталых детей слабостью замыкательной функции коры головного мозга, трудностью закрепления новых условных связей. Инертность нервных процессов, плохая переключаемость возбуждения и торможения проявляется у умственно отсталых детей в упорном, стереотипном воспроизведении наиболее упроченных старых связей, в трудностях переключения на новое.

  Вследствие этого неправильное  произношение звука в словах  сохраняется даже в том случае, когда изолированное произношение  звука удается ребенку сравнительно  легко.

  В процессе коррекции дефектов  звукопроизношения осуществляется  развитие познавательной деятельности  умственно отсталых детей развитие  операций анализа, синтеза, сравнения.

   Так, на этапе постановке  звука сравнивается правильное  и неправильное произношение  звука. На этапе автоматизации  звук сравнивается с фонетически  далекими звуками. В дальнейшем  на этапе дифференциации проводиться  сопоставление отрабатываемых звуков  с фонетически близкими звуками.  В процессе коррекции нарушений  звукопроизношения анализируются  различные слова по количеству  звуков, месту отрабатываемого звука  в словах.

   Большое внимание уделяется  развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, памяти нормализации всех тех  процессов, которые лежат в  основе нарушений звукопроизношения  и обуславливают особенности  проявления их у умственно  отсталых детей.

 

 Коррекция нарушений звукопроизношения  связывается с формированием  речевой функции в целом ,т.е.  развитие фонематической стороны  речи, лексики, грамматического строя  речи, т.к дефекты звукопроизношения  у умственно отсталых детей  проявляются на фоне системного  недоразвития речи.

 

Предварительный этап.

 

На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой мотории, слухового  восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса.

 

                      Развитие ручной моторики.

 

Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон  головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

Информация о работе Экспериментальное изучение уровня сформированности речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью