Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа
Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто.
Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.
1.1 Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее
формирование в процессе нормального онтогенеза.
1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе нормального онтогенеза.
1.1.3 Классификация речевых нарушений.
1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.
1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с
умственной отсталостью.
1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение
общей, тонкой и речевой моторики).
1.2.3 Нарушение импрессивной речи.
1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой
психического развития и детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности развития навыков общения у детей с умеренной умственной отсталостью.
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня
сформированности речи у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Диагностическое обследование импрессивной речи.
2.1.1 Выявление объема и точности пассивного словаря.
2.1.2 Дифференциация элементарных грамматических форм
словообразования и словоизменения.
2.1.3 Выяснение понимания целостных словосочетаний и
предложений.
2.1.4 Исследование фонематический функций.
2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
2.2.2 Лексико-грамматический строй речи.
2.2.3 Нарушение связной речи.
2.3 Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью в процессе
коррекционно-воспитательной работы.
Заключение. Список используемой литературы.
Диагностическое обследование импрессивной
речи детей с умеренной умственной
отсталостью показывает, что все
дети понимают целостные словосочетания,
которые они много раз слышали.
Однако есть и такие дети, которые
не справляются с этим заданием,
что можно объяснить
Пассивный словарь умственно отсталых детей включает в основном названия предметов.
Лучше всего дети понимают
названия хорошо знакомых, часто
встречающихся предметов.
Установлена определенная
Кроме того, возможности детей
указанной категории в
У детей выявляется отставание
в развитии номинативного
Кроме того, большое число
детей проявляют в ходе
В некоторых случаях имеет
место ошибочные ответы в виде
показа одной и той же
Маша У. (7 лет, 2 месяца, диагноз –«умеренная умственная отсталость») показала картинку с изображением яблока, услышав слово «яблоко», «апельсин», «груша». Когда ребенку указали на ошибку, она не только не исправила ее, но и начала беспорядочно перебирать все находящиеся перед ней картинки. Ошибки такого характера встречаются довольно часто.
Наташа Г. (6 лет, 9 месяцев, диагноз – «умеренная умственная отсталость») выбирала картинку, на которой нарисована кошка, когда слышала слово «собака», «корова», «коза».
Анализируя природу ошибочных
реакций детей, можно сделать
вывод о том, что все они
связаны с непониманием
Наименьшие трудности у детей
вызывает показ предметов,
Вместе с тем в их словаре
крайне бедно представлены
В ходе обследования было
установлено, что умственно
Саша О.(6 лет, 5 месяцев, диагноз – «умеренная умственная отсталость»), отбирая предметы, которыми играют, указал мишку, куклу, мяч и ложку, потому что «кукла ложкой ест».
Дети с умеренной умственной
отсталостью довольно хорошо
понимают глагольную лексику.
Большинство из них в ходе
экспериментального
Рассматривая импрессивеную
речь детей с умеренной
Понимание детьми
Данные опубликованные в
специальной литературе, а также
полученные в результате наших
собственных исследований, свидетельствуют
о том, что дети с умеренной
умственной отсталостью не
Рассмотрим фонетическую
В заключении подведем
Выполнение всех заданий
вызывает у детей с умеренной
умственной отсталостью
Часто отмечаются неправильные ответы при повторении одной и той же инструкции, причем в таких случаях большинство детей указывают на тот предмет или картинку, которые им еще не показывались.
Фразы понимаются детьми
только в одном варианте, постоянно
встречающимися в речи
Таким образом, импрессивная
речь детей с умеренной
2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
Особенности экспрессивной (активной) речи детей с умеренной умственной осталостью я попытаюсь выявить, рассматривая ее основные компоненты: звуковую сторону речи, активный словарь и грамматический строй речи.
Прежде чем перейти к
Анализируя состояние звукопроизношения детей, следует определить характер нарушений произношения гласных и согласных звуков (отсутствие звуков, замена другими звуками, дефектная артикуляция) в разных условиях произношения.
а) изолированное произношение (ребенок произносит в след за
экспериментатором сначала гласные , а затем согласные звуки);
б) произношение в слогах ( в начале, в середине и в конце слов);
в) произношение в словах ( в начале, середине и в конце слов);
г) произношение во фразах (однословных, двухсловных, трехсловных).
Порядок предъявления звуков
в процессе диагностического
обследования определяется по
онтогенетическому принципу, то
есть с учетом
При оценке
состояния экспрессивной речи
детей с умеренной умственной
отсталостью, как правило,
Если у ребенка отмечается
фразовая речь, выясняется структура
употребляемых предложений.
В ходе диагностического
обследования необходимо
Все задания ребенком
При оценке состояния экспрессивной речи детей с умственной отсталостью, как правило используются следующие критерии: есть речь, речь отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
У детей с умственной отсталостью
отмечается довольно широкий диапазон
сложных и стойких нарушений
звукопроизношения, которые проявляются
в следующих недостатках
- Полное неумение произносить звук. При этом звук или опускается, или заменяется другим (стойкая замена).
- Искажение произношения звука,
обусловленное неправильной
- Неправильное использование
звуков в речи, выражающиеся в
нестойких заменах данного
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых дошкольников является длительным и сложным процессом. Работа по воспитанию правильного звукопроизношения значительно осложняется характерной для умственно отсталых детей слабостью замыкательной функции коры головного мозга, трудностью закрепления новых условных связей. Инертность нервных процессов, плохая переключаемость возбуждения и торможения проявляется у умственно отсталых детей в упорном, стереотипном воспроизведении наиболее упроченных старых связей, в трудностях переключения на новое.
Вследствие этого неправильное
произношение звука в словах
сохраняется даже в том случае,
когда изолированное
В процессе коррекции дефектов
звукопроизношения
Так, на этапе постановке
звука сравнивается правильное
и неправильное произношение
звука. На этапе автоматизации
звук сравнивается с
Большое внимание уделяется
развитию общей и речевой
Коррекция нарушений
Предварительный этап.
На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой мотории, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса.
Развитие ручной моторики.
Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.