Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа
Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто.
Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.
1.1 Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее
формирование в процессе нормального онтогенеза.
1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе нормального онтогенеза.
1.1.3 Классификация речевых нарушений.
1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.
1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с
умственной отсталостью.
1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение
общей, тонкой и речевой моторики).
1.2.3 Нарушение импрессивной речи.
1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой
психического развития и детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности развития навыков общения у детей с умеренной умственной отсталостью.
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня
сформированности речи у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Диагностическое обследование импрессивной речи.
2.1.1 Выявление объема и точности пассивного словаря.
2.1.2 Дифференциация элементарных грамматических форм
словообразования и словоизменения.
2.1.3 Выяснение понимания целостных словосочетаний и
предложений.
2.1.4 Исследование фонематический функций.
2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
2.2.2 Лексико-грамматический строй речи.
2.2.3 Нарушение связной речи.
2.3 Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью в процессе
коррекционно-воспитательной работы.
Заключение. Список используемой литературы.
Нарушения звукопроизношения
у умственно отсталых детей
характеризуются стойкостью
Искажения звукослоговой
Характерно, что многосложные
слова, хорошо знакомы детям
и часто употребляемые,
К недостаткам произношения звуков относятся отсутствие звуков, паралалии, искаженное произношение. Наиболее распространенным нарушением звукопроизношения у детей с умеренной умственной отсталостью является отсутствие звука. Это характерно почти для всех фонетических групп звуков за исключением губно-губных, губно-зубных, среднеязычных и гласных звуков.
В процессе нормального
Следующая особенность
Нарушения звукопроизношения детей по своему характеру неоднородны. Среди них отмечаются функциональные дислалии, механические дислалии, выраженные и стертые дизартрии, ринолалии, возникающие на фоне общего недоразвития речи на почве глубокой умственной отсталости по типу сенсомоторной алалии. Причем первое место по встречаемости занимает дизартрия; на втором месте стоит механическая дислалия и лишь на третьем – функциональная дислалия.
Следует отметить, что менее распространенным дефектом устной речи у детей с умеренной умственной отсталостью является заикание, что согласуется с данными Л.Г. Парамоновой о более поздних сроках появления заикания у олигофренов. Р.Е. Левин и П.П. Трауготт связывают этот факт с более поздним появлением у этих детей фразовой речи.
Значительное негативное
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с
задержкой психического развития и детей с
интеллектуальной недостаточностью.
Среди детей с интеллектуальной недостаточностью особую группу
составляют дети с задержкой психического развития. Важнейшей особенностью этой категории детей является сниженная активность во всех видах деятельности, интеллектуальная и эмоциональная незрелость, что, в свою очередь, может оказаться существенной причиной низких коммуникативных способностей этих детей (Е.С.Слепович [44],У.В.Ульенкова [48]).
В работах многих исследователей подчеркивается, что у детей с ЗПР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Бедность словаря проявляется в том, что ребенок дошкольного возраста не знает наименований ягод, цветов, птиц, животных и их детенышей, профессии людей, частей тела и др.
У детей с ЗПР как и
у детей с умеренной
Использование элементарных
обобщающих понятий у детей
с ЗПР как и у умственно
отсталых дошкольников
В глагольной лексике
Дети с задержкой психического развития крайне ограничено и недифференцированно используют слова, обозначающие признаки и свойства предметов. Крайне невелика группа оценочных прилагательных, дети используют не антонимы предложенных им слов, а те же прилагательные с отрицательной частицей, данные операции для умственно отсталого дошкольника являются невыполнимыми.
Восприятие новых слов
Специальное исследование
Таким образом, при задержке
развития для детей характерны
затруднения в грамматическом
оформлении речи. Изучение грамматического
строя обнаруживает
У детей с задержкой
Изучение состояния устной речи детей с ЗПР, проведенное с позиции системного строения речевой деятельности, выявило легкое нарушение звукопроизношения и грамматического строя речи. Лексика этих детей отличается рядом специфических особенностей. Знание своеобразия речи определяет основные направления работы по ее коррекции, развития познавательной деятельности и личности дошкольников указанной категории. Нормализация общения с окружающими, развитие познавательной активности, успешное усвоение русского языка и других дисциплин требуют систематической коррекционной работы.
Она должна быть направлена на:
1.2 Особенности развития навыков общения у детей с умеренной
умственной отсталостью в процессе коррекционно-
воспитательной работы.
Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь.
Решающая роль общения в психическом развитии ребенка доказывается глубоким и необратимым недоразвитием детей, выросших в изоляции от человеческого общения.
Откуда берется у ребенка
потребность в общении, если при
рождении она отсутствует и сама
собой (например, при госпитализме)
не возникает? Мы полагаем, что она
может быть построена только на основе
других потребностей, которые начинают
функционировать ранее. По-видимому,
первоначально некоторые
1)
на основе каких потребностей
формируется потребность
После появления на свет ребенок обнаруживает тягу к новым впечатлениям, жадно ловя лучи света, напряженно прислушиваясь к разным звукам, замирая от прикосновения к своему телу. При этом, чем сложнее и необычнее (т. е. информативнее) объект, тем больше он приковывает внимание, тем дольше к нему интерес ребенка. С течением времени потребность во впечатлениях постоянно увеличивается и возрастает. Но возможности ребенка самостоятельно удовлетворить эту потребность невелики. Длительность состояния беспомощности приводит к тому, что долгое время лишь через посредство взрослых дети могут насытить свою жажду впечатлений. Таким образом, потребность в новых впечатлениях рождает у детей стремление вступить в контакт со взрослыми. Так возникает первая группа мотивов общения, которая называется познавательная, или мотивами общения детей с взрослыми на познавательные темы. Согласно предлагаемой концепции, этим мотивом является сам взрослый в одном своем определенном качестве: как источник сведений и как организатор новых впечатлений ребенка.
Потребность в активной деятельности присуща детям столь же очевидно, как и потребность во впечатлениях. Всякий, кто наблюдал ребенка, поражается его неуемной активности. Непоседливость детей, переход их в течение дня от одной деятельности к другой говорят об остроте испытываемого ими голода активности. Вялость ребенка, его пассивность служат безошибочным признаком его болезненного состояния или дефектов развития. Возможно, потребность детей в активной деятельности представляет собой частный случай того явления, которое обозначают как «нужду органа в функционировании». Но для целей анализа достаточно, что такая потребность присуща детям.
На протяжении первых 7 лет активность, проявляемая детьми, достигает высокого уровня развития и по своей форме, и по содержанию. Но для достижения максимальной эффективности детям всегда требуется участие и помощь взрослого. Это приводит к тому, что в деятельности детей появляется взаимодействие со взрослым, а среди разных видов взаимодействия постоянное место устойчиво занимает тот его вид, который мы называем общением. Так, потребность детей в активной деятельности становится источником побуждений для обращения к взрослому и порождает особую группу мотивов общения, которую называют деловой, подчеркнув тем самым основную роль того дела, которым занят ребенок, и служебную, подчиненную роль общения, в которое ребенок вступает с целью скорейшего достижения некоторого практического результата (предметного или игрового). Согласно развиваемым представлениям, деловым мотивом общения является взрослый в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец правильных действий. Потребность детей в признании и поддержке подчеркивается многими исследователями.