Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа
Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто.
Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.
1.1 Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее
формирование в процессе нормального онтогенеза.
1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе нормального онтогенеза.
1.1.3 Классификация речевых нарушений.
1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.
1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с
умственной отсталостью.
1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение
общей, тонкой и речевой моторики).
1.2.3 Нарушение импрессивной речи.
1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой
психического развития и детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности развития навыков общения у детей с умеренной умственной отсталостью.
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня
сформированности речи у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Диагностическое обследование импрессивной речи.
2.1.1 Выявление объема и точности пассивного словаря.
2.1.2 Дифференциация элементарных грамматических форм
словообразования и словоизменения.
2.1.3 Выяснение понимания целостных словосочетаний и
предложений.
2.1.4 Исследование фонематический функций.
2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
2.2.2 Лексико-грамматический строй речи.
2.2.3 Нарушение связной речи.
2.3 Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью в процессе
коррекционно-воспитательной работы.
Заключение. Список используемой литературы.
Проявляется в нестойкости оптико-
Нарушения письма и чтения
у детей вызываются
Психолого-педагогическая классификация возникла в результате критического анализа клинической классификации с точки зрения применимости ее в педагогическом процессе, коим является логопедическое воздействия. Внимание исследователей было направлено на разработку методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей. Для этого потребовалось найти общее проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей. Такой подход потребовал другого принципа группировки нарушений: не от общего к частному, а от частного к общему. Это позволило строить ее на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности.
Нарушения речи в данной классификации подразделяют на две группы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
В качестве общих признаков
отмечаются позднее начало
Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.
Нарушение речи у умственно отсталых детей исследовались М.Е. Хватцевым, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Д.И. Орловой, М.Е. Савченко, Р.И.Лалаевой и др. По данным этих исследований выраженные дефекты наблюдаются у 40-60% детей.
Необходимо знать, что дефекты
речевого развития могут быть
обусловлены не только
Умственно отсталые дети
– слышащие. Они начинают овладевать
речью, как правило,
Умственно отсталые дети значительно отличаются друг от друга по уровню речевого развития. Большинство из них плохо понимают задаваемые вопросы и обращенные к ним реплики, сами говорят мало и невнятно. Однако некоторые дети относительно свободно пользуются вербальными средствами общения. Отмечаемые различия обусловлены рядом причин. К числу относятся глубина и качественное своеобразие структуры дефекта, степень нарушения специальных языковых способностей, в том числе склонности к звукоподражанию, эмоционально-волевые особенности, а также то социальное окружение, в котором находится ребенок до поступления в школу. Чем резче выражена умственная отсталость, тем, как правило, медленнее и с большими затруднениями происходит овладение речью.
Существенно отличаются друг
от друга в речевых
Очень большое значение имеют те условия, в которых ребенок рос в дошкольные годы. Внимание к нему со стороны родителей и близких, доброжелательное, спокойное отношение, постепенное включение в посильные практические домашние дела, правильный режим дня – все это создает эмоционально-положительный фон и способствует общему и речевому развитию умственно отсталого, формирование у него полезных привычек и навыков, интереса к окружающему миру, стремления к общению.
По мнению С.Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировачных связей во всех анализаторах». В связи с медленно развивающимися дифференцировачными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих.
Развитие моторики, в том
числе и речевой, у умственно
отсталых детей протекает
Анализируя особенности речи
у умственно отсталых детей,
В.Г. Петров выделяет комплекс
многообразных факторов, обуславливающих
нарушение их речи, отмечая, что
основной причиной аномального
развития и нарушений речи
у умственно отсталых детей
является недоразвитие
Снижение уровня аналитико-
Ограниченность представлений
об окружающем мире, слабость
речевых контактов, незрелость
интересов, снижение
Нарушения речи умственно
отсталых детей носят
У них оказываются
При умственной отсталости в различной степени нарушены операции и уровни речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторные уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные, сложные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения. Сенсомоторный уровень речи у этих детей страдает по-разному. Семантический и языковой уровни развития у этих детей не достигают нормы.
Нарушения речи у умственно
отсталых детей разнообразны
по своим проявлениям,
Выделяют две группы
У детей с умственной
Нарушения речи у умственно отсталых
детей характеризуется
нарушение общей, тонкой и речевой моторики).
Анамнестический анализ.
Анамнестический анализ необходим для более четкого определения нарушений общего и речевого развития ребенка, выявления особенностей этих нарушений и разработки программы индивидуальной коррекционно-педагогической работы с ним.
По данным анамнестического
обследования детей, умеренная
умственная отсталость
Многие дети перенесли ряд
вредностей в различные
Отмечаются и вредности натального периода: асфиксия во время родов, накладывание щипцов. В постанатальном периоде часто имеют место быть различные тяжелые заболевания ребенка на первом году жизни: серозный менингит, хроническая пневмония, часто инфекционные заболевания, тяжелые формы вирусного гриппа и желудочно-кишечные заболеваний.
Довольно часто имеют место
вредности микросоциального
Нарушение общей и тонкой моторики.
Изучение общей моторики детей с умеренной умственной отсталостью осуществляется в различных видах их деятельности во время различных режимных моментов, в процессе выполнения заданий на логопедических занятиях.
Для выявления отклонений
в общей моторики детям
Отмечая особенности общей
моторики детей с умственной
отсталостью, прежде всего
Немногие дети могут выполнить
задание по речевой инструкции.
Большинство из них требуют
предварительного показа
Специфической особенностью
детей с умеренной умственно
отсталостью является
На основании данных, опубликованных
в научной литературе можно
сделать вывод, что у всех
детей с умеренной умственной
отсталостью отмечаются
Нарушение речевой моторики.
Состояние речевой моторики детей, то есть способность выполнять губами, нижней челюстью, языком, мягким небом основные движения, играет важную роль в развитии их речевой деятельности, так как все эти движения необходимы для артикуляции звуков. При определении уровня развития речевой моторики учитываются следующие параметры: наличие или отсутствие движения, замена движений, объем движений, темп движений, точность выполнения , добавочные или лишние движения, гиперкинезы. Предлагая детям с умеренной умственной отсталостью задания на выявление состояния общей и речевой моторики, следует на ряду со словесной инструкцией использовать показ и пассивные движения. Пассивные движения – это когда педагог сам осуществляет необходимые движения с помощью органов артикуляции или пальцев ребенка.