Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа
Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто.
Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.
1.1 Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее
формирование в процессе нормального онтогенеза.
1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе нормального онтогенеза.
1.1.3 Классификация речевых нарушений.
1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.
1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с
умственной отсталостью.
1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение
общей, тонкой и речевой моторики).
1.2.3 Нарушение импрессивной речи.
1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой
психического развития и детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности развития навыков общения у детей с умеренной умственной отсталостью.
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня
сформированности речи у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Диагностическое обследование импрессивной речи.
2.1.1 Выявление объема и точности пассивного словаря.
2.1.2 Дифференциация элементарных грамматических форм
словообразования и словоизменения.
2.1.3 Выяснение понимания целостных словосочетаний и
предложений.
2.1.4 Исследование фонематический функций.
2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
2.2.2 Лексико-грамматический строй речи.
2.2.3 Нарушение связной речи.
2.3 Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью в процессе
коррекционно-воспитательной работы.
Заключение. Список используемой литературы.
Количество наречий в словаре
у детей также весьма
Очень часто встречается
неточное употребление слов, парафазии.
Преобладающими являются
Неточности в употреблении
слов объясняются трудностями
дифференциации как самих
Пассивный словарь у умственно
отсталых детей гораздо больше
активного, но он
Исследование семантический полей у умственно отсталых детей, проведенное А.Р. Лурией и О.С. Виноградовой, показало их недостаточную сформированность. У детей исследовались вербальные ассоциации. Известно, что в норме выбор слова-реакции осуществляется на основе смысловых ассоциаций, т.е по смысловому сходству (высокий – низкий, яблоко – груша). У умственно отсталых детей актуализируется часто случайные, иногда звуковые ассоциации (врач –грач), что свидетельствует о недостаточной сформированности семантических полей.
Следующей особенности лексики
тесно связано с формированием
познавательной деятельности. Первоначально
слово имеет лишь предметную
соотнесенность, являясь конкретным
наименованием предмета. По мере
развития познавательной
Таким образом, из простого наименования предмета слово трансформируется в слово-обобщение, которое постепенно становится истинным понятием, представляющим наиболее существенных признаков данного предмета, явления.
У умственно отсталых детей
длительное время слово
Нарушение грамматического строя речи.
Несформированность
В процессе порождения
На этапе глубинного
Построение глубинно-
Глубинно-семантическая
Можно выделить основные
глубинно-семантические
В речевом высказывании отражаются
представления ребенка о
У умственно отсталых детей
отмечается фрагментарность,
В процессе речевого развития
выделяют три типа предикаций:
1) констатация факта
У умственно отсталых детей
наблюдаются высказывания
Наиболее простым типом
прилагательные и приставочные глаголы. Известно, что дети дошкольного возраста с нарушенным интеллектом недостаточно дифференцируют значения ряда словообразующих приставок и суффиксов. Так, вызывает затруднения смысловая дифференциация суффиксов, имеющих уменьшительно-ласкательное значение, значение невзрослости и единичности. Много ошибок встречается при распознавании слов с приставками в-вы, на-вы,на-у-по.
Наиболее усвоенными являются формы именительного, винительного и родительного падежей имени существительного.
Нарушение построения
Функция словообразования у умственно отсталых детей является еще менее сформированной, чем функции словоизменения. Недостаточность функции словообразования проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (подушка из пуха – «пушоная», варение из груш – «грушиное»). Таким образом, у умственно отсталых детей чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова.
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности.
«Связная речь – это такая
речь, которая может быть вполне
понятна на основе ее
У детей, страдающих умеренной
умственной отсталостью,
Умственно отсталые дети
долго задерживаются на этапе
вопросно-ответной и
Именно в связных
Довольно часто дети, верно
отвечая на вопросы по
В рассказах, составляемых
детьми с умеренной умственной
отсталостью, нарушенными
Наибольшие трудности вызывает
рассказ по серии сюжетных
картинок. Эти трудности выражаются
в несоответствии изображенной
ситуации, пропусках и перестановках
смысловых звеньев, нарушениях
смысловой целостности, в
Таки образом, нарушения
связной речи у умственно
2.1.4 Нарушение экспрессивной речи.
У детей с умеренной умственной
отсталостью отмечается довольно широкий
диапазон сложных и стойких нарушений
звукопроизношения, которые проявляются
в следующих недостатках
1. Полное неумение произносить звук.
2. Искаженное произношение звука,
3. Неправильное использование
У всех детей неправильное произношение распространяется на многие фонетические группы: сонорные («рр», «лл»), шипящие («ж», «ш», «ч», «щ»), свистящие ( «зз», «сс», «ц»), губно-губные («пп», «бб», «мм»), губно-зубные («вв», «фф»), переднеязычные (« дд», «тт», «нн»), среднеязычные («к», «х», «г» мягкие), заднеязычные («к», «х», «г»), а также и на гласные звуки. Эти факты можно объяснить трудностью артикуляции данных звуков для умственно отсталых детей. Отмечено преобладание неправильного произношение шипящих, по сравнению со свистящими, что вполне объяснимо с точки зрения нормального онтогенеза детской речи (звук «с» появляется раньше, чем «ш»).
В логопедической литературе
выделяются основные виды
1. Губно-зубной сигматизм.
2. Межзубный сигматизм.
3. Призубный сигматизм.
4. Шипящий сигматизм.
5. Боковой сигматизм
6. Носовой сигматизм.
Артикуляция шипящих звуков много общего с артикуляцией свистящих звуков. Наблюдаются те же виды искажений шипящих.
Выделяются следующие наиболее
распространенные виды
1.Губно-губное произношение( напоминает звук «у»).
2. Губно-зубное произношение (напоминает звук «в»).
3. Межзубное произношение.
4. Смягченное произношение.
В речи умственно отсталых
детей отмечается большое
Основные виды искажений:
1. Губно-губное, или «кучерское».
2. Одноударное произношение.
3. Боковое произношение.
4. Картавое, или горловое, произношение.
5. Носовое произношение.
6. Глухое «р», без участия голоса.
У умственно отсталых детей нарушения произношения звуков являются полиморфными не только по симптоматике, но и по патогенезу. Так, дислалия в большом количестве случаев определяется как сложная дислалия. Например, у одного и тог же ребенка одновременно имеет место и недоразвитие речевой моторики, и нарушение речевой дифференциации звуков. В других случаях отмечаются и нарушения слуховой дифференциации звуков и аномалии в строение артикуляторного аппарата.