Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа
Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто.
Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.
1.1 Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее
формирование в процессе нормального онтогенеза.
1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе нормального онтогенеза.
1.1.3 Классификация речевых нарушений.
1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.
1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с
умственной отсталостью.
1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение
общей, тонкой и речевой моторики).
1.2.3 Нарушение импрессивной речи.
1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой
психического развития и детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности развития навыков общения у детей с умеренной умственной отсталостью.
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня
сформированности речи у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Диагностическое обследование импрессивной речи.
2.1.1 Выявление объема и точности пассивного словаря.
2.1.2 Дифференциация элементарных грамматических форм
словообразования и словоизменения.
2.1.3 Выяснение понимания целостных словосочетаний и
предложений.
2.1.4 Исследование фонематический функций.
2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
2.2.2 Лексико-грамматический строй речи.
2.2.3 Нарушение связной речи.
2.3 Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью в процессе
коррекционно-воспитательной работы.
Заключение. Список используемой литературы.
Для выявления объема движений
органов речевого аппарата
При определении уровня
Проводится диагностика
Учитывая то, что для правильного
артикулирования звуков в
Учитывая психические
Как правило, исследование
речевой моторики детей с
вперед язык. С ним обычно справляются все дети. Даже после тренировки большинство детей выполняют артикуляторные движения неточно, с большим количеством добавочных движений. Кроме того, у многих детей наблюдается обильное слюнотечение. У некоторых из них фиксируется недостаточная подвижность мягкого неба.
Следует отметить, что одиночные
артикуляторные движения
При выполнении детьми заданий
на дифференцировку движений
по направлению: открыть рот
(как при произнесении звука
«а»), вытянуть губы вперед (как
при звуке «у»), оттянуть углы
рта в стороны – отдельные
движения осуществляются
У большинства детей с
умеренной умственной
2.1.3 Нарушение импрессивной речи.
Как известно, интеллектуальный дефект
не останавливает процесс
Развитие импрессивной речи
опережает активную речь, как
по количеству слов, так и по
ее функции. Характерно, что элементарное
понимание речи у детей с
нарушенным интеллектом
Дети 4-5 лет понимают фразы, как правило, только в одном варианте, постоянно встречающемся в речи взрослых.
Наблюдается большой разрыв между накоплением словарного запаса и введения его в общение, появление фраз.
Однако своеобразие в развитии
речи рассматриваемой
В силу своего основного
дефекта они с трудом
Дети, обучающиеся в специальных дошкольных (подготовительная группа) и школьных учреждениях (1-2 класса) VIII вида используют в своей речи такие обобщающие слова, как овощи, фрукты, птицы, домашние и дикие животные и оперируют этими понятиями при классификации предметов. Однако понимание этих слов нередко носит лишь номинативный характер: дети в лучшем случаи правильно относят отдельные предметы к названным логическим группам (родовым понятиям), применяя название класса («Это фрукты», «Это овощи» и т.д.) как основу группировки предметов. Однако они оказываются не способными выделить те типичные признаки, которые определяют содержание указанных обобщающих понятий.
Детям подготовительной группы
детского сада было предложено
охарактеризовать собаку, кошку
или корову как домашних
Трудность усвоения обобщающей функции слова, по-видимому, является и одной из наиболее существенных причин замедленного роста словаря, и прежде всего, что основной удельный вес в этом словаре занимают существительные и глаголы, соотносимые с наглядной ситуацией.
Умственно отсталые дети редко употребляют в своей речи и прилагательные, характеризующие внутренние качества человека, героя прочитанной сказки. В большинстве случаев дети употребляют одно и то же прилагательное для обозначения разных качеств предмета. Обращают на себя внимание ошибки в виде неадекватных взаимозамен прилагательных со значением высоты, ширины, длины и толщины.
Большие затруднения испытывают дети при использовании предлогов. Дети недостаточно используют глаголы, передающие состояние, проявление и изменение признака. В речи детей отмечается явный дефицит отыменных и приставочных глаголов.
Как, известно большинство
полноязычных слов языка имеет
несколько значений. Кроме того,
в различных текстах многие
слова употребляются в
Все изложенное
Все эти недостатки в усвоении
значения слов вызывают
Смешиваются все оттенки, обозначающие пространственные отношения, - место и направление действия.
Затруднения в разграничении
значений, выражаемых падежными
формами, связаны частично с
неусвоением семантики
Наконец, необходимо отметить,
что не все падежные формы
используются одинаково
Длительное время не усваиваются детьми категории рода и одушевленности. В связи с этим в их собственной речи возникают такие ошибки, смешение падежных окончаний существительных по типам склонения (например, «под цветочкой, моется мылой, пушистый хвост у зайчики»), падежные окончания существительных мужского и среднего рода здесь оформлены по женскому роду. Такого рода ошибки отмечаются у детей с легкой степенью умственной отсталостью до 7-8 лет, у детей с нормальным развитием разграничение окончаний существительных вырабатывается уже к 5 годам. Естественно, что недостаточное усвоение категории рода вызывает также ошибки в согласовании существительных с другими частями речи, особенно с прилагательными, числительными, местоимениями.
Нарушение лексики.
Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей
сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивного словарем.
К особенностям лексики
Прежде всего отмечаются существенные количественные различия активного и пассивного словаря у нормальных и умственно отсталых детей одного и того же возраста.
Большинство авторов,
В словаре умственно отсталых
детей преобладают
У многих умственно отсталых
детей отсутствуют в речи
В активном словаре умственно
отсталых детей отсутствуют
Умственно отсталые
По данным Н.В. Тарасенко,
умственно отсталые