Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 22:27, курсовая работа
Речь является наиболее ранней функцией, бурно развивающейся в первые годы жизни ребенка. Но она же обычно оказывается и более ранимой. Поэтому при раннем органическом поражении головного мозга различные речевые расстройства встречаются наиболее часто.
Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще глубокое недоразвитие всех сторон психической деятельности, в том числе резкое отставание в сенсомоторном, интеллектуальном и речевом развитии.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Психолого-педагогические особенности развития
речи умственно отсталых детей.
1.1 Психофизиологическая структура речевой деятельности и ее
формирование в процессе нормального онтогенеза.
1.1.1 Нейропсихологические механизмы устной речи.
1.1.2 Формирование психологических механизмов речевой
деятельности в процессе нормального онтогенеза.
1.1.3 Классификация речевых нарушений.
1.2 Речевое развитие детей с нарушенным интеллектом.
1.2.1 Краткая характеристика особенностей речевого развития детей с
умственной отсталостью.
1.2.2 Нарушение психомоторики (анамнестический анализ, нарушение
общей, тонкой и речевой моторики).
1.2.3 Нарушение импрессивной речи.
1.2.4 Нарушение экспрессивной речи.
1.2.5 Краткий сравнительный анализ развития речи детей с задержкой
психического развития и детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Особенности развития навыков общения у детей с умеренной умственной отсталостью.
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение уровня
сформированности речи у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.
2.1 Диагностическое обследование импрессивной речи.
2.1.1 Выявление объема и точности пассивного словаря.
2.1.2 Дифференциация элементарных грамматических форм
словообразования и словоизменения.
2.1.3 Выяснение понимания целостных словосочетаний и
предложений.
2.1.4 Исследование фонематический функций.
2.2 Диагностическое обследование экспрессивной речи.
2.2.1 Фонетическая сторона речи.
2.2.2 Лексико-грамматический строй речи.
2.2.3 Нарушение связной речи.
2.3 Развитие навыков общения у детей с умственной отсталостью в процессе
коррекционно-воспитательной работы.
Заключение. Список используемой литературы.
2.2.3 Развитие связной речи.
Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи.
Развитию диалога, который
является основной формой
Необходимо научить детей задавать вопросы.
Приемами развития диалогической речи являются беседы и театрализация (имитация и пересказ).
Использование приемов
Логопедическая работа по
развитию связной
1)развитие смыслового
2)овладение языковыми
В связи с этим применяются следующие виды работ:
1. Сравнивание двух сюжетных
картинок, на одной из которых
отсутствует ряд предметов.
2. Работа с сюжетными и
а)подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения ;
б)найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной сюжетной картинке;
в)на основе анализа сюжетной картинке определить, изображение каких предметов отсутствуют в серии предметных картинок.
г)к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую пару из предметных картинок.
3. Работа с серией сюжетных картинок.
а)восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем изменяется. Дается задание восстановить ее;
б)отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;
в)определить место «выпавшей» картинки среди других;
г)расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;
д)найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;
е)определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа логопедом;
Логопедическая работа по каждому виду занятий, как уже упоминалось выше, проводится как на вербальном, так и с использованием речи.
4. Работа с текстом.
а)сравнить текст и совокупность изолированных предложений;
б)сравнить два текста: правильный и искаженный, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями;
в)добавить одно-два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);
г)вставить пропущенные предложения в тексте (с использованием сюжетных картинок);
д)придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки;
Система логопедической работы
по формированию связной речи
должна предусматривать
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и , следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейших фактор формирования личности, один их главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми. Как полагал Л.С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.
Для ребенка с нарушением
интеллекта обучению общения
представляет большую
Известно, что овладение речью детьми с умеренной умственной отсталостью протекает более успешно, если их обучение связано с различными видами деятельности.
Занятия по развитию общения
нацелены на расширение
Целью занятий является
Практический курс включает в себя следующие разделы:
Занятия по развитию речи в процессе общении следует проводить в форме игровой деятельности.
Занятия предполагают не
механическое заучивание новых
слов и оборотов речи, а чтобы
эти слова способствовали
Обучение вербальному общению
(речи) умеренно умственно отсталых
детей складывается на
- научит ребенка слушать речь педагога;
- научить понимать слова
- научить ребенка называть
- научить ребенка называть
Рассмотрим эти задачи подробнее.
Работа по развитию у
Развитию внимания к звукам
окружающей действительности
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку-ку…ку-ку»?
Рано-рано по утру
Пастушок: Ту-ру-ру-ру,
А коровки в лад ему
Затянули: Му-му-му.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать: Га-га-га!
Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали: Чик-чирик!
Лошади заржали: И-и-и!
Мухи зажужжали: Ж-ж-ж!
Лягушата квакают: Ква-ква-ква!
А утята крякают: Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают: Хрю-хрю-хрю!
Все звуки, имитирующие голоса животных,
учитель должен выделять голосом, интонацией
и обязательно требовать
Следующий этап – членение
высказывания на слова.
Развитие фонематического
Занятия по развитию речи
начинаются с приучения
Развивая вербальное общение,
необходимо решать
В понимании развивается
смысловая сторона речи
Для развития у ребенка понимание речи требуется:
- взаимодействие ребенка с
- выполнение словесных поручений
- понимание речи как акта
общения, ее активное
Инициатива такого общения
должна всегда исходить от
взрослого. Однако не следует
считать, что ребенок в
Обучение пониманию смысла
речи включает развитие умения
повторять и выполнять простые
поручения по словесной
Необходимо также обучать умению отвечать на вопросы, а также осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать обобщающие слова. Для этого можно практиковать упражнения по построению простейших фраз по картинкам, краткие беседы о назначении предметов обихода. Необходимо всячески стараться, чтобы дети могли оформить свои желания и действия. С этой целью нужно ввести разучивание простейших фраз-просьб, фраз-приказаний и их выполнение.
Игра – основной вид деятельности ребенка. Через нее он познает окружающий мир, в игре развивается его речь. Игра также способствует развитию памяти, внимания, сообразительности, формированию личности, его общения и социализации в обществе. С умственно отсталыми детьми нужно все время общаться, развивая его наблюдательность, подражательность, внимание, память и речь.
Рассмотрим некоторые из них.
Игры, в которых используются
разные движения пальцев,
Систематические упражнения
по тренировке движений
Умственно отсталый ребенок не умеет играть, его нужно научить этому, поиграть с ним. Игры с пальчиками просты и не требуют особой подготовки. Эти игры создают особую близость между ребенком и взрослым.
Приведем некоторые из них: игры с ладошками, «театр пяти пальцев», «ладушки-ладушки» и т.п.
В занятиях по развитию
навыков общения могут быть
использованы сюжетные игры «
Сюжетная игра «В магазине»
Цель: тренировка вежливого общения в смоделированной ситуации. Перед игрой педагог проводит экскурсию в магазин. Дети знакомятся с общим видом магазина. Педагог обращает их внимание на продавцов, на их спецодежду; называет отделы.
1 этап игры. Обыгрывание ситуаций в разных отделах магазина. Дети распределяют роли кассира и покупателя; оформляют отдел: раскладывают на полки пластилиновые булочки, хлеб, бублики и т.п. Каждому дается задание что-то купить.