Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление условий и разработка программы для успешного эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2.Выявить уровень эстетического воспитания младших школьников.
3.Разработать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4.Определить наиболее эффективные формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
5.Подготовить методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.

Содержание работы

Введение
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.1.История развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2.Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.4.Опыт работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
2.1.Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников до ОЭР
2.2.Программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической
воспитанности младших школьников после ОЭР
2.3.Методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

       Средневековая   эстетическая мысль  развивалась  в новых  исторических условиях. Феодальные отношения  наложили отпечаток на духовную культуру. Особенностью развития  искусства было подчинение  его религии .

Развивалось  церковное  искусство. Отрицались элементы танца , жеста , движения , преследовалась народная музыка , театр. Несмотря на то , что   Август ( V век )  подчеркивал  божественное происхождение  искусства , а Василий Великий  ( IX век ) осуждал обучающихся искусства , не отрицалось эстетическое воздействие  музыки и слова на человека. Глубоко усвоив положения аристотелевской  системы эстетического воспитания , Фома Аквинский  ( XIII век )  развил  идею  ,  что искусство есть  подражание , средство познания , развития эстетического чувства.

       В  Средневековье прововдилась  мысль  о единстве эстетического , этического и интеллектуального  воспитания , основным средством  определялась музыка. В средневековых  университетах преподавали семь свободных искусств.

      В эпоху Возрождения произошел огромный переворот в общественной жизни ,сформировались  гуманистические взгляды в обществе . Центральное место в искусстве заняла живопись , развивалась литература  , архитектура , театр, музыка. Получила дальнейшее  развитие идея всестороннего  развития ( В. де Фельтре ), подчеркивалось воспитательное  воздействие искусства  ( М. Падуанский ), разрабатывалось содержание  и методика воспитания  и обучения художников ( Альберти ,Л. да Винчи ). В содержание образования включались  общеобразовательная подготовка , разрабатывались принципы  наглядности обучения ( А.Я. Каменский ). Овладение  искусством  стало составной частью образования человека. (19,с.13)

Эпоха Просвещения

       Эстетика  в XVII – XVIII в.в. развивалась в эпоху преобразования общества . Эстетическое воспитание  еще не отделилось от утилитарного , практического обучения. Это уже не обучение художника , а чаще всего – делового человека , что нашло отражение и в педагогике. Дж. Локк считал, что деловой человек не должен уделять много времени искусству , но с практической точки зрения  он  не отказывается от  идеи  эстетического  воспитания , ограничив  его профессиональной потребностью.  Представители Просвящения Ж. Руссо , Д. Дидро, А. Баумгарген  и другие считали , что каждый человек может заниматься каким-нибудь видом искусства, подчеркивал роль  искусства и эстетического воспитания в служении национальному благу. Просветители  пытались определить содержание эстетического  воспитания, включая в него рисование, языки, изящную литературу , искусство мыслить , историю, географию, изящные искусства.  Рассматривая  вопросы  эстетического воспитания , педагоги И. Гербарт , И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель предлагали включать  в него : пение , рисование , художественные образы  великих людей , а также развитие  детского творчества – чтение художественных произведений , восприятие картин, слушание музыкальных произведений. Так ,воспитание  и образование в XVII – XVIII в.в. становится составной частью личности. (1,с.59 )

         Философ XIX века  Ф. Шиллер впервые употребляет термин  « эстетическое воспитание».

       Он  предлагал понимать под эстетическим  воспитанием не только формирование  способности  понимать искусство , но и предполагал  формирование с его помощью целостного человека , которое достигается  эстетическим воспитанием .  Свою программу  эстетического ( художественного ) образования предлагали  К.А. Сен – Симон , Ш. Фурье , включая в нее : занятие пением , танцами , декламацией , игру на музыкальных инструментах. Они особенно выделяли роль  театрального искусства для развития гармонических способностей человека . (27,с.92)

       Эстетические  идеи Древней Руси развивались на стыке  языческой и христианской  культуры, восприняв античную традицию через Византию. Эстетическое воспитание в Древней Руси  осуществлялось через усвоение  народной этики и эстетики , участие в ритуалах и обрядах. Песни , сказания ,былины, ремесла ,постоянное общение с природой  развивало художественный вкус людей . В древнерусских  произведениях « Слово о полку Игореве» , « Повесть временных лет», « Изборник» и другие проповедуется мысль о связи нравственного с прекрасным , а идеалом красоты  является служение Родине , сочетание духовного  и физического ( герои былин ).

 В живописных образах  Андрея Рублева  воплотился  символ красоты XIV века – нравственная красота ( единство мудрости, искусства , красоты ).

      Развиваясь  через идеи словесного и изобразительного искусства в XV – XVII в.в. эстетическая теория получила свое отражение в теориях эстетического воспитания Епифания Премудрого , Феофана Грека , Ивана Федорова ,Симеона Полоцкого , Дмитрия Ростовского и других философов , педагогов , художников. Они предлагали включить в эстетическое воспитание  детей театр, прибегать к театральным действиям в преподавании риторики , поэтики. (2,с.201 )

       Цели , задачи , содержание  эстетического  воспитания рассматривали И.Бецкой ,К. Истомин , М. Ломоносов , Н. Новиков , Ф. Салтыков, В. Татищев и другие. В содержание эстетического воспитания они предлагали включать предметы эстетического цикла : танцы , музыку, виды искусства , литературу, рисование , пение , игру на инструментах. В Татищев считал, что сначала нужно давать общеобразовательную подготовку , а затем обучать “ искусствам и ремеслам “. Новые формы  организации учебного процесса , опиравшиеся на развитие способностей  учащихся , предлагал Ломоносов. Он считал, что художники , актеры , музыканты должны быть высокультурными и образованными людьми.

      Таким  образом , заложились основы  эстетического  образования в учебных заведениях России, в которых обращалось внимание на общеобразовательную , художественную , профессиональную подготовку , а также расширялась сфера внеучебной деятельности . При Московском университете появились классы художеств ( рисование , музыка , театр), устраивались публичные музыкальные экзамены , театральные спектакли , концерты.

       Н.И.  Новиков в XVIII веке далее развил идею о теории и практике эстетического воспитания в России. Он считал эстетическое воспитание частью умственного развития. Под эстетическим воспитанием он понимал приобщение детей к искусству во время обучения , включил изучение эстетики , красноречия , поэзии . Кроме того , он утверждал , что занятия по изящным искусствам  нужно проводить не только с теми , кто имеет способности к ним , но и всеми воспитанниками , что в процессе обучения следует детей приобщать к искусствам, воспитывать у них художественный вкус , развивать способности к созданию посильных или эстетических ценностей.

        Русский  музыкальный критик  А.Н. Серов , определяя цели  и задачи широкого музыкального  просвещения  и образования  , писал в 1856 году : “ Выучить  не сочинять , не исполнять , но слушать музыку с толком  , выучить вникать в формы  музыкальных произведений , вникать во все органические законы  музыкального искусства- выучить всему этому , чтобы дать средства лучше наслаждаться  искусством и здраво судить о нем”. (1, с.70)

   В то же время правительство дореволюционной России  не стремилось поддерживать интересы учащихся. Оно преследовало деятельность различных кружков , запрещало коллективные собрания , общение  учителей с детьми  в свободное от уроков время. Анализируя проблемы  воспитания и образования того времени , К.Д. Ушинский указывал на объективную невозможность проведения какой – либо деятельности во внеурочное время. Внеклассная работа как форма организации детей , способствующая их нравственному и творческому  развитию  в России  того периода , была крайне ограничена.

   Во второй  половине XIX века ведущие русские педагоги К.Д. Ушинский , В.И. Водовозов, В.П. Острогорский  и другие видели в эстетическом воспитании  источник развития эстетических чувств , подчеркивали , что в каждом  школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания. Они включали в обязательные  предметы для изучения литературу , музыку , изобразительное искусство , природу , а также художественное творчество- детский театр.

        Таким образом , в отечественной   философской  и педагогической  мысли прослеживается взаимосвязь  эстетического воспитания  , отмечается единство образования и воспитания , подчеркивается  значение общеобразовательных и художественных знаний. ( 1,с.104 )     

             Таким образом , идеи эстетического  воспитания в русской педагогике  прошли  длительный путь становления   и развития , вступив в XX век обогащенными и содержательно  разработанными . Общим итогом становления эстетического воспитания в России до XX века , можно считать выделение его в самостоятельную область воспитания , определение содержания  и путей его осуществления  в соответствии  с уровнем  общественного развития , состоянием эстетической и педагогической теории. Отмечается необходимость расширения участия  в образовании пения , музыки , живописи , а также соединения изучения эстетических предметов  с воспитанием художественного вкуса , знанием искусства.

           Опыт зарубежной и русской   эстетической и педагогической мысли  составляет основу  для развития  отечественной педагогической  науки. Достижением отечественной педагогики в советский период  истории страны явилось создание системы  эстетического воспитания  на базе государственной  системы  образования и воспитания  , которая включала дошкольное воспитание , обучение и воспитание в школе , техникуме , вузе , внешкольных учебных заведениях. Так был обеспечен  целенаправленный  систематический , основанный на преемственности всех звеньев системы  образования процесс эстетического воспитания и образования.

         Происшедшая перестройка  в  народном образовании  после  Октябрьской революции существенно изменила значение внеклассной воспитательной деятельности . Новой тенденцией отечественной педагогике  стало привлечение детей к внеурочной деятельности для развития творческих способностей. Отечественная  педагогическая наука утверждала , что педагогическая деятельность  тогда отвечает принципам воспитания , когда она направлена на раскрытие способностей каждого ребенка , ведет к выявлению  творческих дарований  каждого ребенка как субъекта формирования целостной , а не частичной личности , когда свободное развитие  каждого становится  условием свободного развития всех . Именно эти положения раскрывают в своих трудах  П.П. Блонский , Н.К. Крупская , А.В. Луначарский , А.С. Макаренко ,В.А. Сухомлинский ,С.Т. Шацкий и другие.  Говоря о значении воспитательной работы , А.С. Макаренко подчеркивал , что :” Истинная сущность воспитательной работы … заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком , не в прямом воздействии на ребенка , а … в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора “.

       Он  требовал обучения молодых педагогов  мастерству  воспитания, вооружения их организаторскими навыками. По его мнению , деятельность педагогического института должна быть построена таким  образом , чтобы  “  воспитательная работа учителя была все-таки подготовлена в Вузе “. Уделяя большое внимание художественному развитию воспитанников, А.С. Макаренко  придавал огромное значение  эстетическому воспитанию. Он неоднократно  отмечал , что дети должны быть активными  участниками создания красивого в жизни , потому что , изменяя действительность , “ по законам красоты “ , человек сам преображается.

       Теоретические  проблемы эстетического воспитания  реализовывались на практике в опытных учреждениях  Наркомпроса. Одним из них была , возглавляемая  С.Т. Шацким , первая опытная станция Наркомпроса. Ее коллектив разработал систему  эстетического воспитания  , внес  значительный вклад  в развитие теории  воспитания различными  видами  искусства ( музыка , изобразительное искусство , драматургия ). В работе по искусству С.Т. Шацкий  отводил важное место педагогу , у которого должны быть положительные эмоции , эстетический вкус , владение специальными навыками  в  искусстве ( умел хорошо петь , или играть , или рисовать ).

       Замечательный отечественный педагог В.А. Сухомлинский за долгие годы  наблюдений над детьми в разных сферах их деятельности сделал вывод о том , что через красоту в духовный мир  ребенка входят  чувства  гуманизма ,патриотизма , дружбы. В эстетическое воспитание В.А. Сухомлинский включал искусство ,природу , окружающуюся действительность , быт. Он стремился к тому , чтобы дети научились чувствовать , понимать , ценить , а главное творить  красоту  в природе , искусстве ,труде и человеческих отношениях. Художественное слово , музыку , самостоятельное творчество детей  В.А. Сухомлинский считал  важнейшими средствами воспитания чувств , они занимают  центральное место в его педагогической системе. Важную роль в эстетическом воспитании педагог отводит воспитателям , которые  руководят , приобщают детей к миру прекрасного . Теоретические положения   В.А. Сухомлинского получили широкое распространение  и применение в практике воспитания и образования. ( 3, с.41 )

      В последние  десятилетия ученые , педагоги О.А.  Апраксина , Н.А. Дмитриев ,Д.Б. Кабалевский , Е.В. Квятковский ,Б.Т. Лихачев ,Б.М. Неменский ,В.А. Разумный ,В.К. Скатерщиков и другие разработали проблемы эстетического воспитания , результатом которых стало  определение и конкретизация принципов , функций , содержания и форм эстетического воспитания и образования , связь эстетического воспитания с творческой деятельностью. На их основе развивалась система эстетического воспитания , а также методологические  проблемы , связанные с ним , рассматриваются  роль и место предметов  эстетического цикла  , их связи с другими учебными предметами.

       Отечественная  педагогика исходит  из положений психологии ( А.В. Запорожец , А.И. Леонтьев , С.Л. Рубинштейн ) о ведущей роли  воспитания и обучения в развитии личности ребенка. Только целенаправленная педагогическая эстетико-воспитательное воздействие  , вовлечение в художественную деятельность  в тесной связи  с требованиями жизни способно развить  эстетическое понятие , способности ребенка  до уровня  понимания подлинного искусства , красоты действительности и эстетического творчества.

       Большой опыт  эстетического воспитания  и образования  накоплен в других странах. Он ориентирован  на отдельные группы  населения , реализуется в различный сферах жизнедеятельности , содержит опыт эстетического воспитания  средствами искусства , подготовки кадров по эстетическому воспитанию. В США эталоном интегрированной  и интердисциплинарной  программы в области  эстетического воспитания  считается  программа , созданная  коллективом ученых центральной педагогической лаборатории среднего  Запада .

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время