Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление условий и разработка программы для успешного эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2.Выявить уровень эстетического воспитания младших школьников.
3.Разработать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4.Определить наиболее эффективные формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
5.Подготовить методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.

Содержание работы

Введение
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.1.История развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2.Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.4.Опыт работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
2.1.Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников до ОЭР
2.2.Программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической
воспитанности младших школьников после ОЭР
2.3.Методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

 

Петр I: - Здравствуйте, ребята! Вы уже догадались, в какой город попали. Я пущу вас в город, если вы догадаетесь, кто с вами разговаривает. Читай, лакей, стихи!

 

Лакей:  То академик, то герой,

              То мореплаватель, то плотник,

              Он всеобъемлющей душой

              На троне вечный был работник.

(Дети хором: «Петр I»)

 

Петр I: - Вы правильно угадали. Лакей, покажи моим гостям город. (Дети рассказывают о городе, демонстрируют фотографии. Приложение №1)

 

У. – Что вам больше всего запомнилось из рассказа об этом городе? (Ответы детей) Отправляемся дальше, в столицу нашей Родины. Как ее название? (Москва) Посмотрите, вдали уже виднеется Кремль. Мы  с вами спустимся прямо на Красной Площади. (Детей встречают мэр – Юрий Долгорукий и горожане)

 

Ю. Долгорукий: - Я вас приветствую в славном граде Москве. Я вас пущу в город, если только вы ответите мне на вопрос: почему жители города выбрали меня своим мэром? (Дети отвечают) Хорошо, разрешаю вам осмотреть город. (Доклад ребят о Москве. Приложение №1)

- Ребята, кто из вас  знает стихи и песни о Москве. (Дети исполняют)

 

У. - Ну что ж, вот и пришло время вспомнить поговорку: «В гостях хорошо,… (Дети хором: «А дома лучше»). Правильно. Нам пора собираться домой. Мы с вами очень плодотворно попутешествовали, побывали во многих городах. Сейчас спустимся на землю, в наш класс и обсудим, что мы с вами услышали и увидели.

 

Подведение  итогов:

    • Итак, ребята, в каких городах мы сегодня побывали? (Ответ)
    • Что вам больше всего запомнилось? Понравилось? (Ответ)
    • Довольны ли вы совершенным путешествием?

 

    На основе  поведенного мероприятия, можно  сделать вывод о том, что детям очень понравилось такое необычное путешествие, они многое узнали и запомнили. Само путешествие проходило очень оживленно и весело, все участвовали в нем, никто не остался в стороне.

    Это  путешествие может решить круг  задач эстетического воспитания: формирование способностей и мыслительной деятельности, воспитания творческого начала и интереса к искусству, архитектуре, формирование умения воспринимать красоту окружающего мира.

 

II Следующее мероприятие, которое мы провели в 4 классе называется

«Велика русская земля, а нет  милее  родного края

(о  городе Брянске). (Приложение №4)

    Целью денного  мероприятия можно считать знакомство  детей со своей родиной, своим родным городом. Ведь современные дети так мало знают о том городе, в котором родились и живут. Памятники архитектуры, войны, красивые улицы. Имена героев, природные особенности, обычаи и традиции, культурное наследие прошлого являются самой благодатной почвой для эстетического развития и формирования личности ребенка, художественного видения мира и приобщения к богатству городской культуры.

    Подготовка к мероприятию: ребята получили задание написать сочинения и доклады о городе Брянске. Также им было дано задание нарисовать самое памятное место для них в городе Брянске. Эти рисунки служили художественным оформлением класса.

    Мероприятие проходило  в форме беседы за круглым  столом. Были поставлены вопросы на обсуждение:

  1. Почему Брянск называется Брянском?
  2. Река Брянска (ее история).
  3. Историческое прошлое брянской земли.
  4. Брянск в годы ВОВ.
  5. Герои – партизаны города Брянска.
  6. Названия улиц, площадей.
  7. Памятники войны, архитектуры.
  8. Герб Брянска.
  9. Гимн Брянска.
  10. Природа Брянска.
  11. Имена великих ученых, писателей и поэтов Брянщины.
  12. Оценка написанных сочинений.
  13. Конкурс рисунка о Брянске.

 

Проведение мероприятия.

 

    Столы   в классе были поставлены в  форме «круглого стола», дети  расселись за ним. Сначала было вступительное слово ведущего.

Ведущий: Брянщина… Земля героической судьбы, партизанской славы, красивой природы и мать удивительных писателей и поэтов. Край доблести, высокой поэзии, терпеливого труда [6]. Как не любить тебя, мой родной город! Как не гордиться тобой, как не боготворить твою природу, как не знать твою историю.

- Итак, ребята, сегодня  мы с вами организуем беседу  за круглым столом: «Мой город Брянск». Объявляю вопросы для обсуждения (перечисляются выше описанные вопросы).

- Я предлагаю приступить  к обсуждению.

    Ребята по  очереди высказываются, дополняют  друг друга. Сначала все очень стеснялись высказываться, но непринужденность обстановки раскрепостила детей и беседа пошла интереснее, интенсивнее и качественнее. Ведущий направлял ход беседы и делал обобщающие выводы, переводил ход обсуждений от одного вопроса к другому. Затем зачитывались сочинения учащихся и присуждались награды по номинациям:

«Лучший знаток истории  Брянска» - Эрденко Маша.

«Юный писатель» - Сахарова Марина.

«Оригинальное оформление» - Жаберова Алена.

«Лучший знаток природы  Брянска» - Ермаков Сергей.   

    Затем ребята  приступили к оцениванию рисунков  о городе Брянске. Хочется сказать о том, что перед тем как дети приступили к изображению самого памятного места города Брянска целесообразно воспользоваться рекомендациями Первушиной С.М., учителя начальных классов. Она так формирует у ребят эстетическую восприимчивость: «… перед тем, как изобразить что-либо на заданную тему, организуется целенаправленное наблюдение детей. С этой целью проводятся прогулки и экскурсии по местам боевой славы нашего города.

… Дети идут на экскурсию  с планшетами. Бумагой, карандашами  и по ходу рассказа учителя выполняют наброски, зарисовки предметов». [28, с.60]

    К сожалению,  такой подготовки нам провести  не удалось, но это очень  полезная рекомендация и учителям начальных классов следует взять ее на заметку.

    Дети долго  обсуждали, кому присудить звание «Лучший художник». Предпочтение было отдано Ковалевой Марине. Дети говорили о том, что ее рисунок выглядит интересно, замысел Марины неординарен выполнение рисунка очень качественное, поэтому все единогласно решили выделить именно этот рисунок. Победительницу наградили. Затем все хором спели гимн Брянска.

    Весь материал  наглядный – Приложение №2.

    Детям очень  понравилась такая форма проведения  мероприятия. Было не скучно, каждый  мог высказаться, поучаствовать  в конкурсе. Ребята узнали много нового и интересного о своем городе. То есть. Можно сказать, что это мероприятие прошло успешно и дало свои плоды: дети говорили о том, что нужно любить свою Родину, гордиться ею, беречь природу родного края, знать имена великих людей, связанных с Брянщиной, знать герб и гимн своего города.

    Таким образом,  поставленная нами цель была  достигнута.

 

III Следующее запланированное мероприятие называлось так:

«По залам Третьяковской галереи». (Приложение №5)

 

    Определяя  цель этого мероприятия, можно  опереться на статью учителя начальных классов Кузина В.С. «Беседы об изобразительном искусстве»:

    «Одним из  основных ведущих видов деятельности  по эстетическому воспитанию являются беседы об искусстве. В результате бесед у детей развивается чувство восхищения красотой, формируется эстетическое отношение к разнообразным предметам и явлениям окружающей действительности.

    Важно, чтобы  репродукции с произведений художников  были подобраны с той целью, чтобы дети учились определять главное содержание произведения, его художественные достоинства, анализировать колорит картины. При этом следует учить полному и эмоциональному пересказу содержания рассматриваемых произведений мастеров живописи.

    Ребята учатся:

    • узнавать изображаемые в картинах предметы, явления действительности;
    • понимать основное содержание рассматриваемой картины;
    • понимать некоторые, наиболее простые средства художественного изображения и выразительности – линия, тон, сочетание цветов, пространство;
    • умение выражать свое отношение к рассматриваемому произведению.

    Для того, чтобы  показ репродукции был более  эмоциональным, рекомендуется во время  анализа использовать выразительное чтение стихотворений, прослушивание соответствующей музыки. Любую беседу следует обобщить» [14, с.66]

    «Путешествие  по залам Третьяковской галереи» было проведено в форме беседы.

    Подготовка  к мероприятию состояла в том,  что были подобраны репродукции картин, найден материал о самой Третьяковской галерее, ее основателе, демонстрируемых картинах, об их авторах. Так же была подобрана тихая, медленная музыка для создания соответствующего фона.

    Оформление  доски: Портрет основателя Третьяковской  галереи – П.М. Третьяков, двери  Третьяковской галереи, 5 картин  великих художников (Врубеля, Васнецова,  Иванова, Рублева, Перова). Картины «закрыты дверями» с номерами: зал №1, зал №2 и т.д.

    Беседа начинается  с водного слова о самой  Третьяковской галерее, ее создателе. Звучит тихая музыка.

- Дети, сегодня мы с вами посетили  один из известнейших музеев  нашей страны – Третьяковскую галерею. Давайте закроем глаза и перенесемся в Москву. Вот мы уже с вами перед дверьми сокровищницы искусства, но прежде чем войти туда. Послушайте некоторые сведения об этом музее.

    Государственная Третьяковская  галерея – выдающийся памятник  русской культуры, сокровищница отечественного искусства. Свыше 50 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры составляют ее коллекции.

    Отсчет славной истории  галереи начинается с 1856 года  – время приобретения Павлом Михайловичем Третьяковым первых картин русских художников. Вы видите его портрет на доске. Коллекционирование лучших произведений стало делом всей жизни основателя галереи, а создание общедоступного музея – конечной целью собирательской деятельности.

    В 1892 году Третьяков  подарил городу Москве свое обширное собрание. Древняя столица России, а с нею и вся страна обрели уникальный художественный музей. Он получил статус Городской картинной галереи.

    В открытую галерею  может попасть каждый желающий. Познакомиться со знаменитыми картинами тянутся люди со всех уголков России. И мы с вами сегодня посетим некоторые залы Третьяковской галереи.

 

    Итак, мы с вами заходим  в первый зал… Ценнейшую часть  коллекции составляют картины, эскизы и этюды великого русского художника Александра Иванова. Подлинную Славу Иванову принесло монументальное полотно «Явление Христа народу» над которым он трудился около 20 лет (1837-1857), - одно из величайших произведений русской школы живописи. В галерее более 300 этюдов к этой картине. Они дают возможность не только увидеть огромную подготовительную работу, проделанную художником, но и проникнуть в существо его творческих исканий. Галерея обладает поистине уникальным и наиболее полным собранием произведений Иванова. [8, с.27]

    Перед нами картина  Иванова «Явление Христа народу».

- Что вы можете сказать об этой картине?

- Какова основная мысль этой  картины? (Ответы детей)

- Какое впечатление произвела  на вас картина Иванова. (Ожидание  чего-то прекрасного и т.д.)

 

    Я думаю, мы можем  перейти в другой зал.

В этом зале нас встречает картина изумительного русского художника Василия Григорьевича Перова. Познакомимся с ней поближе. Художественная деятельность Перова, продолжавшаяся двадцать пять лет, приходится на третью четверть XIX века. Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. [29, с14]

    Перед вами картина  Перова «Чаепитие в Мытищах,  близ Москвы». Посмотрите внимательно.

- Что вы можете сказать о  ней? 

- Какое впечатление она на  вас производит? (Ответы детей)

- Давайте расскажем, что мы видим на картине, назовите героев картины. (Ответы детей)

    Эта картина построена  на резком противопоставлении  образов монаха-лицемера и израненного  калеки-слепца, героя войны. Попробуйте  охарактеризовать героев. (Ответы детей) Обратите внимание, как удивительно точно найдено встречное движение рук: робкой, протянутой за подаянием руки слепого и холеной руки молодой хозяйки, принимающей в своем доме толстого монаха.

- Дети, что бы вы хотели сказать  в данный момент героям картины? (Ответы детей)

- Какие чувства вызвала у вас эта картина?

    Ребята, я надеюсь, что  у вас появился интерес к  искусству В.Г. Перова, замечательного русского художника, отдавшего всю свою творческую жизнь благородной цели – пробуждать высокие чувства человеческой души.

    А теперь давайте перейдем в следующий зал, нас ожидает еще много интересного.

    Ребята, следующее  произведение, с которым я хочу  вас познакомить – это картина М. Врубеля «Демон». Всмотритесь внимательно в картину. Какие чувства она у вас вызывает? (Ответы)

Посмотрите, что мы можем  сказать о Демоне?

Он очень молод, печален. Можно сказать, им владеет тоска  по живому миру, полному тепла, от которого он отторгнут. Что мы можем сказать о том, что окружает Демона. Какие краски использует художник? Почему? (Ответы детей)

    Дети, посмотрите, его окружают каменные цветы,  каменные облака. Кругом холод одиночества. Этот пейзаж символизирует что… Как вы думаете? (Печаль)

    Да, дети, это  символизирует чувство отторгнутости,  чуждости, глубокой печали. Какое  настроение у вас сейчас, после того, как вы увидели эту картину? (Ответы детей).

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время