Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление условий и разработка программы для успешного эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2.Выявить уровень эстетического воспитания младших школьников.
3.Разработать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4.Определить наиболее эффективные формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
5.Подготовить методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.

Содержание работы

Введение
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.1.История развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2.Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.4.Опыт работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
2.1.Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников до ОЭР
2.2.Программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической
воспитанности младших школьников после ОЭР
2.3.Методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

       В  данном параграфе мы рассмотрели  некоторые работы учителей  начальных классов по эстетическому воспитанию младших  школьников. Из всего выше сказанного можно сделать  вывод о том , чему нужно уделять  большое внимание при работе с детьми :

  • эстетика труда и быта ;
  • детской литературе и детскому чтению;
  • воспитанию  национальной культуры  младших школьников ;    

     Таким образом  , эстетическое воспитание начинается  с создания определенного запаса  элементарных эстетических  впечатлений и знаний , без которых не могут  возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям , их звуковым  , колористическим  качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание  формирует разносторонние способности  эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения  ко всему окружающему.

 

Вывод по первой главе.

 

     В первой  главе нами рассмотрены педагогические  основы младших школьников во внеурочное время. Эстетическое  воспитание  является одной из важнейших сторон формирования  всесторонне развитой личности.

     Поэтому  эстетическим  воспитанием необходимо  заниматься  именно в младшем  школьном возрасте . Так как данный  возраст –благодатная почва для формирования основ эстетической воспитанности.

     Дети этого  возраста эмоционально восприимчивы  и отзывчивы . И подчиняя процесс воспитания разработанным программам , в которых отражены формы и методы  эстетического воспитания , мы закладываем фундамент эстетически воспитанной личности. Чтобы эффективно строить процесс эстетического воспитания  необходимо четко поставить цели  и определить задачи . Средства , формы и методы  необходимо подбирать так , чтобы они были способны  решать эти цели и задачи.

     Задача  эстетического воспитания младших  школьников  во внеурочное время  ложится на плечи учителя  , поэтому учителю необходимо самому  иметь сформированную эстетическую культуру , быть методически и теоретически подготовленным и свою деятельность вести по разработанной программе , включающей различные эффективные формы и методы эстетического воспитания.

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов

по эстетическому  воспитанию младших школьников

во внеурочное время.

 

2.1. Диагностика  уровня эстетической воспитанности  младших 

школьников до ОЭР.

 

    Эстетическая  воспитанность человека основывается  на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия, мышления и художественно-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируется творческая индивидуальность, ее эстетическое отношение к искусству, к самой себе, своему поведению, к  людям, общественным отношениям, к природе. Эстетическая воспитанность школьника предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и в действительности [17, с.210]. Наличие или отсутствие перечисленных положений дает возможность говорить о трех уровнях эстетической воспитанности. Определим каждый для дальнейшей диагностики.

 

    Высокий уровень эстетической воспитанности предполагает наличие у ребенка, в соответствии с его возрастным становлением, художественного вкуса, умения любоваться красотой, возникновение у ребенка переживаний при встрече с прекрасным, чувство отвращения при столкновении с безобразным. Наличие у ребенка широких интересов, потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни.

 

    Средний уровень эстетической воспитанности.

    Этот уровень предполагает наличие у ребенка желания обратиться с произведениями искусства и красотой действительности. Ребенок должен знать сведения о писателях, художниках, композиторах, их произведениях, иметь устойчивые увлечения.

 

    Низкий уровень эстетической воспитанности.

    Предполагает  то, что ребенок не знакомится  с произведениями искусства, ничего  не вызывает у него изумления,  не заставляет полюбоваться и  насладиться эстетическими чувствами. Ребенок мало знает (или вообще не знает) о произведениях искусства, о художниках, композиторах. Нет устойчивых увлечений. Мало читает, ничем не интересуется.

    Так же поступки  ребенка, взаимодействия его с  людьми, его одежда и внешний вид – все это очевидные и убедительные свидетельства уровня эстетической воспитанности младшего школьника.

 

    Для определения  уровня эстетической воспитанности  в 4 «б» классе мы разработали следующую систему диагностики:

  1. Учителями, преподающими в этом классе, был определен уровень эстетического воспитания каждого ученика.
  2. Была проведена анкета для диагностики уровня эстетического воспитания, включающая в себя вопросы об искусстве, музыке, кино, книгах.
  3. Проводились наблюдения за учащимися по плану (Приложение №1), результаты наблюдений отражены в итоговой таблице.

 

Результаты диагностики можно изложить следующим образом:

  1. Оценка уровня эстетической воспитанности учеников 4 «б» класса учителем Войтюк Н.А. (Приложение №1).

 

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Количество  учащихся

3

8

8


 

  1. Оценка уровня эстетической воспитанности учеников 4 «б» класса учителем ИЗО.

 

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Количество  учащихся

2

8

9


 

  1. Оценка уровня эстетической воспитанности учеников 4 «б» класса учителем музыки.

 

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Количество  учащихся

5

6

8


 

    Следующий  этап диагностики – это анкетирование учащихся 4 «б» класса (Приложение №2). Были заданы следующие вопросы:

  1. В каких кружках, студиях ты занимаешься?
  2. Как проводишь свободное время?
  3. Посещаешь ли ты выставки, музеи?
  4. Посещаешь ли ты кинотеатры?
  5. Назови известные тебе фамилии художников.
  6. Перечисли названия известных тебе картин.
  7. Назови фамилии композиторов.
  8. Перечисли известные тебе классические музыкальные произведения.
  9. Любишь ли ты читать?
  10. Любимая книга.
  11. Какую последнюю книгу ты прочел?
  12. Напиши название любимой телепередачи.

 

Обработка результатов анкеты велась по 4 направлениям:

а) есть ли у ребенка  постоянные увлечения;

б) наличие у ребенка  познаний в различных видах искусства;

в) определение сформированности познавательной активности;

г) определение развития читательского интереса.

 

    Результаты  анкеты можно представить в  следующей таблице:

 

 

Имена

Наличие постоянных увлечений

Наличие познаний в различных видах искусства

Сформиро-ванность познаватель-ной активности

Развитие читательского интереса

Количест-во баллов

1. Алла А.

+

-

+

+

3

2. Саша А.

-

-

-

+

1

3. Сергей Б.

+

-

+

-

2

4. Марина Б

+

-

-

-

1

5. Настя Д.

+

+

+

+

4

6. Олег Д.

+

+

-

+

3

7. Сергей Е.

+

-

+

+

3

8. Алена Ж.

+

-

-

-

1

9. Марина К.

+

+

+

+

4

10. Владик З.

-

-

-

+

1

11. Лена К.

-

-

-

+

1

12. Максим Л.

+

-

+

+

3

13. Рома П.

+

-

-

+

2

14. Марина С.

+

+

-

+

3

15. Андрей С.

-

-

-

+

1

16. Марк Т.

+

+

-

-

2

17. Саша С.

-

-

-

+

1

18. Ира Ч.

+

+

-

+

3

19. Маша Э.

+

+

+

+

4


 

    Учитывая баллы,  полученные при результате анкетирования,  определим следующую систему диагностики уровней эстетической воспитанности:

    Высокий уровень  – 4 балла.

    Средний  уровень – 3 балла.

    Низкий уровень  – 1-2 балла.

 

    Согласно определенным  выше критериям оценки уровня  эстетической воспитанности и  включая во внимание наблюдение и оценку уровней эстетической воспитанности учителями, работающими в данном классе, мы можем предположить следующие результаты диагностики детей, которые для удобства восприятия мы поместили в таблицу.

 

Результаты диагностики  уровней эстетической воспитанности учащихся 4 «б» класса до ОЭР.

 

   Таблица №2

Уровни эстетической воспитанности

Высокий

Средний

Низкий

Количество  учащихся

3

6

10

Процентное  соотношение

16%

32%

52%


 

 

    На основе  таблицы №2 мы имеем возможность  составить следующую гистограмму.

 

   

    Учитывая результаты  диагностики уровня эстетической  воспитанности учащихся 4 «б» класса, мы можем сделать вывод о том, что у младших школьников выявлено преобладание низкого уровня воспитанности (52%), а высокий уровень выражен лишь в 16% от общего количества.

    Таким образом,  убедившись в несформированности  эстетических отношений, идеалов, знаний, взглядов, чувств и убеждений младших школьников, мы посредством целенаправленной работы по эстетическому воспитанию младших школьников, отраженной в разработанной нами программе, хотим добиться повышенного уровня эстетической воспитанности у  учащихся.

 

 

2.2. Программа эстетического воспитания  младших школьников 

во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников после ОЭР.

 

    В результате  поиска путей обновления содержания  воспитательного процесса нами была разработана программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. В основу программы мы положили материалы статьи из журнала «Классный руководитель» 2001 г., №5, с.51.

    Основными механизмами,  приводящими в действие разработанную нами программу являются: развитое эстетическое восприятие и познание посредством духовного общения на основе произведений искусства, художественно-творческой деятельности, развивающей способности детей и формирующей у них эстетическое видений мира.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время