Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:47, дипломная работа
Целью данной работы является выявление условий и разработка программы для успешного эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2.Выявить уровень эстетического воспитания младших школьников.
3.Разработать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4.Определить наиболее эффективные формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
5.Подготовить методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.
Введение
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.1.История развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2.Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.4.Опыт работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
2.1.Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников до ОЭР
2.2.Программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической
воспитанности младших школьников после ОЭР
2.3.Методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников
Заключение
Литература
Действенность
эстетического воспитания
Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений , деятельности , общения школьников по законам красоты , приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение : убранство помещений ,опрятность костюма , форма личных отношений и общение с товарищами и взрослыми , условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота , в созидании которой ребенок принимает участие , кажется ему особенно привлекательной , становится чувственно осязаемой , делает его ревностным ее защитником и пропагандистом . Поддержание красоты во всем, ставшие в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания , но и воспитания в целом.
Система эстетического
Большое место в эстетическом воспитании младших школьников занимает красота природы. Заинтересованное отношение к ней появляется у детей , когда они обретают способность любоваться и очаровываться ее красотой. В процессе эстетического переживания ребята самозабвенно и глубоко отдаются этому удивительному состоянию восторга благоговейного умиления.
Эстетическое , духовное отношение школьников к природе рождает и развивает у них нравственное отношение к ней. Дети постепенно приходят к пониманию того , что доброе отношение к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства и красоты. Нанесение природе ущерба, загрязнение окружающей среды , расхищение ее богатств есть величайшее зло. Природа способствует пробуждению у ребенка высокой нравственности , связывая в его сознании образ Родины с неповторимой красотой родной земли. Так , эстетическое отношение к природе развивает в детях нравственность , а нравственное отношение к ней обогащает их духовный мир .
Эстетическая воспитанность
Эстетическая
воспитанность человека
Измерение эстетической воспитанности осуществляется с помощью разных критериев : психологических , педагогических , социальных. Психологическими критериями измеряются способности ребенка адекватно оригиналу воссоздать в воображении художественные образы и воспроизводить их , любоваться , переживать и высказывать суждения вкуса . О степени суждения этих психических процессов можно судить по тому , как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности , насколько эмоционально он откликается на них , как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние.
Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал , тот или иной уровень его сформированности , а также степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей : в оценке явлений искусства и жизни ; в результатах их разнообразной деятельности , особенно художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии дают возможность обнаружить у ребят уровень художественно-образного мышления и творческого воображения ; умения создавать собственный , новый , оригинальный образ , а также навыки творческой деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности в творчестве характерно отточенное исполнительское мастерство , соединенное с импровизацией , созиданием нового образа.
Социальные критерии
Таким образом , в эстетическом
образовании и воспитании
Определенные наши цели , принципы и задачи , отраженные в содержании эстетического воспитания и достигаются теми методами и формами , которые мы рассмотрим в следующем параграфе.
1.3. Содержание , формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время .
Теория эстетического воспитания включает разработку процессов содержания , форм , средств и методов . Основные средства эстетического воспитания определяются в в соответствии с задачами и его содержанием. Выделяются следующие средства : окружающая действительность , природа ,искусство ,эстетика поведения , эстетика вкуса ,эстетика быта.
Содержание эстетического
На современном
этапе идет процесс
В отечественной педагогике сложились разнообразные формы и методы эстетического воспитания . Наибольшее значение имеют воспитание в учебном процессе , внеучебные формы эстетического воспитания.
Учебный
процесс закладывает основы
Участие
детей в системе
Успех
же всей разнообразной
Различают следующие формы эстетической работы во внеурочное время : массовые , индивидуальные , групповые , к рассмотрению которых мы перейдем.
Само название массовые ( коллективные ) формы говорит о том , что их задачей является охват наибольшего количества младших школьников , не требуя от них каких – либо особых способностей , специальных знаний и навыков. Однако это не означает , что участие в том или ином массовом эстетическом мероприятии вообще не требует от них никакой подготовки.
Под массовыми формами эстетического воспитания понимаются мероприятия , которые проводятся без индивидуальной проверки художественно-творческих данных , уровня эстетического развития ребят. Они эпизодичны. Не предусматривают планомерной творческой деятельности . Достаточно желания , интереса и младшие школьники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия . Создание такого интереса , желания зависит от учителя – организатора . Это тематические концерны , организация и проведение традиционных праздников , конкурсов , путешествий , выставок детского творчества . Выполняя эстетико – просветительские функции , названные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей , имеющих специальные художественно-творческие данные , пробуждают или углубляют их эстетические чувства , потребности.
Организация и проведение многообразных форм массовых мероприятий имеет свои отличия .Подготовка , например , к КТД требует тщательного продумывания всех деталей : исходя из поставленной цели , определения темы , содержания , распределения ролей , времени и места проведения. Тогда как проведение общешкольного конкурса требует создания оргкомитета ,жюри , составление программы и т.д.
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время