Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление условий и разработка программы для успешного эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2.Выявить уровень эстетического воспитания младших школьников.
3.Разработать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4.Определить наиболее эффективные формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
5.Подготовить методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.

Содержание работы

Введение
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.1.История развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2.Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.4.Опыт работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
2.1.Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников до ОЭР
2.2.Программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической
воспитанности младших школьников после ОЭР
2.3.Методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

    Действенность  эстетического воспитания прямо  зависит от соблюдения принципа  художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровые песни , народные танцы , игра на инструментах , сочинение песен , стихов , рассказов ,очерков , рецензий знакомит детей  с произведениями искусства , шлифует исполнительские навыки , становится  содержанием духовной жизни , средством художественного развития , индивидуального и коллективного творчества , самовыражения детей. Это достигается , когда художественная самодеятельность  является не репродуктивной, не подражающей западным  образцам , а тесно связанной с активным художественным творчеством на народной основе.

     Принцип эстетики всей детской жизни  требует организации отношений , деятельности , общения школьников по законам красоты , приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитательное  значение : убранство помещений ,опрятность костюма , форма личных отношений и общение с товарищами и взрослыми , условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота , в созидании которой  ребенок принимает участие , кажется ему особенно привлекательной , становится  чувственно осязаемой , делает его ревностным ее защитником и пропагандистом . Поддержание красоты во всем, ставшие в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания , но и воспитания в целом.

     Система эстетического воспитания  учащихся общеобразовательной школы  строится на основе принципов  учета возрастных  психолого-педагогических особенностей детей. ( 31, с.117 ) 

      Большое место  в эстетическом  воспитании младших школьников  занимает красота природы. Заинтересованное отношение к ней  появляется у детей  , когда они обретают способность любоваться и очаровываться ее красотой. В процессе эстетического переживания ребята самозабвенно и глубоко отдаются этому удивительному состоянию восторга благоговейного умиления.

     Эстетическое , духовное отношение   школьников к природе  рождает и развивает у них нравственное отношение  к ней. Дети постепенно приходят к пониманию того , что доброе отношение к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства и красоты. Нанесение природе ущерба, загрязнение окружающей среды , расхищение ее богатств есть величайшее зло. Природа способствует пробуждению у ребенка высокой нравственности , связывая в его сознании  образ Родины с неповторимой красотой родной земли. Так , эстетическое отношение к природе  развивает в детях нравственность , а нравственное отношение  к ней обогащает их духовный мир .

      Эстетическая воспитанность человека  основывается на органическом единстве развитых природных сил, способностей восприятия , эмоционального переживания , воображения , мышления и художественно-эстетической образованности. На этом фундаменте возникает и формируется творческая индивидуальность , ее эстетическое отношение к искусству , к самой себе , своему поведению , к людям и общественным отношениям , к природе и труду. Эстетическая воспитанность школьника  предполагает наличие у него эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и  в действительности . Эстетический  идеал социально обусловлен  и выражает представления о нравственном и эстетическом совершенстве человека и человеческих отношений (этика), труда ( техническая этика ).

    Эстетическая  воспитанность человека немыслима  без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания форм в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой , совершенными явлениями в искусстве и жизни . Нередко дети в картинных галереях  и на выставках бегло просматривают картины. Ничто не вызывает их изумления , не заставляет остановиться и насладиться эстетическими чувствами. Беглое знакомство с шедеврами живописи , музыки , литературы и кино исключает из общения с искусством главный элемент  эстетического отношения – любование. Эстетическая воспитанность  характеризуется  способностью к глубокому переживанию  эстетических чувств . Возникновение у ребенка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с прекрасным ; чувства отвращения от столкновения с безобразным ; чувства юмора , иронии ,сарказма от общения  с комическим ; чувства гнева ,страха , ужаса , сострадания , порождаемых  трагическим , все это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. Их признаком является также способность эстетического суждения  об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Внешний показатель эстетической воспитанности , базирующийся на  всех вышеупомянутых  ,- художественно-эстетическое творчество  школьников в искусстве , жизни, поведении , отношениях . В нем органично соединяются  и проявляются эстетическая развитость , образованность , эстетический идеал , художественный вкус ,способность к любованию , переживанию и суждению.

     Измерение эстетической  воспитанности   осуществляется  с помощью разных критериев : психологических , педагогических , социальных. Психологическими критериями измеряются способности  ребенка адекватно оригиналу воссоздать в воображении художественные образы и воспроизводить их , любоваться , переживать и высказывать суждения вкуса . О степени суждения этих психических процессов можно судить  по тому , как и сколько ребенок общается с произведениями искусства  и красотой действительности , насколько эмоционально он откликается на  них , как оценивает  эти произведения и собственное  психическое состояние.

      Педагогические критерии  помогают  выявить  и оценить  эстетический идеал , тот  или иной уровень  его сформированности , а также степень развития  художественного вкуса. Он проявляется в качестве  выбираемых детьми  произведений искусства для удовлетворения своих  интересов и потребностей : в оценке явлений  искусства и жизни ;  в результатах их  разнообразной деятельности , особенно художественно-эстетического творчества. Педагогические критерии  дают возможность обнаружить у ребят  уровень художественно-образного мышления и творческого воображения ; умения создавать собственный  , новый , оригинальный образ , а также навыки творческой  деятельности. Для высокого уровня эстетической воспитанности  в творчестве характерно  отточенное исполнительское мастерство , соединенное с импровизацией , созиданием нового образа.

      Социальные критерии эстетической  воспитанности требуют наличия у воспитанников  широких интересов  к различным видам искусства , глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями  искусства и жизни . Эстетическая воспитанность в социальном смысле проявляется  во всем комплексе поведения и отношений ребенка . Его поступки , трудовая деятельность , взаимодействия с людьми  в общественной и личной жизни , его одежда и внешний вид  - все это  очевидные и убедительные  свидетельства степени эстетической воспитанности школьника. Его подлинная эстетическая воспитанность  проявляется в наличии эстетического идеала и подлинного художественного вкуса , органически соединенных с развитой способностью  к воспроизведению , любованию , переживанию , суждению и художественно-эстетическому творчеству . (15,с.206)

       Таким образом , в эстетическом  образовании и воспитании младших   школьников эстетика  поведения  , эстетическая культура , эстетическое  воспитание в целом  занимает одно из центральных мест. Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности . Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни  , и в искусстве. Решая конкретные задачи эстетического воспитания  можно способствовать решению других задач духовно-нравственного развития личности  , то есть на практике  может осуществляться  комплексный подход к воспитанию младших школьников.

     Определенные наши цели , принципы  и задачи , отраженные в содержании  эстетического воспитания  и достигаются теми  методами и формами  , которые мы рассмотрим в следующем параграфе. 

 

 

1.3. Содержание , формы и методы  эстетического  воспитания младших школьников  во внеурочное  время .

           

       Теория  эстетического  воспитания включает  разработку процессов  содержания , форм , средств и методов . Основные средства  эстетического воспитания  определяются в в соответствии с задачами  и его содержанием. Выделяются  следующие средства : окружающая действительность , природа ,искусство ,эстетика поведения , эстетика вкуса ,эстетика быта. 

      Содержание эстетического  образования   должно  способствовать  формированию национального самосознания , уважения к историческому и культурному наследию  народов России и всего мира. От родной песни , родного слова , родной страны , города , картин родной природы к пониманию искусства  своих ближайших соседей и к мировой  художественной  культуре – таким видится путь  познания национальных  и мировых  культурных ценностей.

      На современном  этапе  идет процесс расширения  предметов эстетического цикла в школе , увеличение количества часов на их преподавание. Сегодня , получившие  широкое развитие внешкольные  формы организации эстетического воспитания ( дома творчества, художественные школы , центры эстетического воспитания  ) в 60-80 г.г. , вновь активизируют  свою деятельность . Эстетическая деятельность  детей определяется  по следующим направлениям  : изобразительная , художественно-речевая , музыкальная , театрально-игровая , праздники и различные виды творческой досуговой деятельности. Существенную роль оказывает эстетическое оформление интерьеров учебных заведений и их территорий. Вся деятельность учителя в процессе эстетического воспитания  должна осуществляться во взаимодействии с нравственным , умственным , физическим и трудовым воспитанием школьников. В современном российском образовании в воспитании школьников  происходят значительные  перемены , связанные с развитием общественных явлений. Процесс гуманизации и гуманитаризации  образования , возрастание роли  духовного фактора  в становлении личности  выдвигает  эстетическое воспитание и его организацию на новые  позиции в обществе.

      В отечественной  педагогике  сложились разнообразные  формы и методы  эстетического воспитания . Наибольшее значение имеют воспитание в учебном процессе , внеучебные формы эстетического воспитания.

       Учебный  процесс закладывает основы понимания  детьми красоты действительности и искусства , формирования эстетического отношения к жизни. Творческая деятельность учащихся получает дальнейшее развитие  в процессе внеклассной и внеурочной работы. Во внеурочное время  , на основе добровольного выбора  занятий по интересам  , продолжается углубленное формирование  у детей эстетического отношения к искусству и действительности ; духовное обогащение их личности ; организация свободного времени ; регулирование восприятие влияний средств  массовой информации.

      Участие  детей  в системе эстетического  воспитания во внеурочное время  открывает  перед нами возможность  углубленно заниматься тем , что их влечет. Педагог , занимаясь с младшими школьниками , имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой  деятельности , сформировать самостоятельность  и творческую активность. При этом необходимо помнить , что все виды  эстетической деятельности  во внеурочное время  должны быть направлены на духовное воспитание , формирование культуры  младших школьников. Широкое использование различных видов  эстетической деятельности должно способствовать  пробуждению эстетических интересов , развитию художественного воображения , эстетических способностей  школьников , воспитывать у них интерес к просвятительной , исполнительской деятельности , пропагандированию  различных видов искусства. ( 4,с. 87 )

      Успех  же всей разнообразной эстетической  деятельности  зависит от того , насколько они овладевают  различными видами художественно-творческой деятельности  и испытывают  потребность и удовольствие от нее.

       Различают  следующие формы  эстетической работы  во внеурочное время : массовые , индивидуальные , групповые , к рассмотрению которых мы перейдем.

      Само  название  массовые ( коллективные ) формы говорит о  том , что  их задачей  является охват  наибольшего количества младших школьников , не требуя от них каких – либо особых способностей , специальных знаний и навыков. Однако это не означает  , что участие в том или ином  массовом эстетическом  мероприятии  вообще не требует от них никакой подготовки.

     Под массовыми  формами  эстетического  воспитания понимаются  мероприятия , которые  проводятся  без индивидуальной проверки  художественно-творческих данных , уровня эстетического развития ребят. Они эпизодичны.  Не предусматривают планомерной творческой деятельности . Достаточно желания , интереса и младшие школьники  становятся участниками  какого-то конкретного мероприятия . Создание такого интереса  , желания зависит от  учителя – организатора . Это тематические концерны , организация и проведение традиционных праздников , конкурсов , путешествий , выставок детского  творчества . Выполняя  эстетико – просветительские функции , названные мероприятия в то же время способствуют  выявлению детей , имеющих специальные  художественно-творческие данные , пробуждают или углубляют  их эстетические чувства , потребности.

      Организация  и проведение  многообразных   форм  массовых мероприятий  имеет свои отличия .Подготовка , например , к  КТД  требует  тщательного продумывания  всех деталей : исходя из поставленной цели  , определения темы , содержания , распределения ролей  , времени и места проведения. Тогда как проведение  общешкольного конкурса  требует создания  оргкомитета ,жюри , составление программы и т.д.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время