Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:47, дипломная работа
Целью данной работы является выявление условий и разработка программы для успешного эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2.Выявить уровень эстетического воспитания младших школьников.
3.Разработать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4.Определить наиболее эффективные формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
5.Подготовить методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.
Введение
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.1.История развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2.Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.4.Опыт работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
2.1.Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников до ОЭР
2.2.Программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической
воспитанности младших школьников после ОЭР
2.3.Методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников
Заключение
Литература
В воспитании личности и эстетическом развитии школьников особую роль играет художественная самодеятельность . Она является для детей одним из деятельных способов отражения и познания мира , предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности . Ребенок в процессе жизни и учения стремиться обогатить свой опыт , выразить себя , свое понимание происходящих событий , проявить творческую активность.
Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений , помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более познанию искусства , к постижению серьезного художественного творчества. Ребята особенно рисуют то , что сами непосредственно наблюдают в жизни , находят и фотографируют прекрасные картины природы , разучивают стихотворения , участвуют в разнообразных пьесах. Художественная самодеятельность является также действенным средством развития эмоциональной сферы ребенка. В процессе музыкального , изобразительного , литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение , расширяется , обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний. Организуя самодеятельность , педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путем специального подбора содержания произведений искусства , видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества , развивает их дарования , образует и закрепляет технические исполнительские навыки , доставляет наслаждение от участия в творческом труде. Исполнение ребенком роли в пьесе побуждает его к творческому воплощению образа воображаемого героя. На репетициях он отрабатывает умение выразительно и четко произносить фразы , своевременно подавать реплики , соблюдать условности , двигаться по сцене . Участие в творческих поисках , переживание школьником чувства удовлетворения , радости ,разочарования и преодоления , стимулирует , побуждает его к более прилежной и усердной работе над собой , к самовоспитанию.
Любые методики базируются на сведениях о возрастной психологии , эмоциональном и интеллектуальном развитии детей. Идея Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина о неотрывности интеллектуального становления психики ребенка от разнообразия и силы его эмоциональной жизни стала краеугольным камнем отечественной возрастной психологии. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания , развитие фантазии и наблюдательности , памяти и внимания , ассоциативного мышления , культуры чтения , чувств, пластики и речи , моделирование в игре эффективных жизненных ситуаций способствует интенсивному формированию психической деятельности младших школьников. Сходство игры детской и театральной лежит на поверхности. “ Инстинкт театра” кроется в самой природе детской психики и жизнедеятельности , в игровой одежде перевоплощения ( исполнение многообразных ролей ), незаторможенности , мышечной раскованности реакций. В игре поведение детей социологизируется , формируется фундамент нравственности , и создаются условия ближайшего эстетического и духовного развития личности.
В школах
создаются центры
В творческих фондах – писателей , художников , композиторов , кинематографистов , театральных деятелей – активно работают специальные комиссии по эстетическому воспитанию детей. Они организуют концерты для детей , привлекая лучшие музыкальные коллективы , прославленных исполнителей , высококвалифицированных музыковедов ; устраивают передвижные тематические выставки , в том числе специально для детей , например : “ Художники - малышам”,”Пейзажи Родины”, ” Земля и люди”, ”Тема труда в изобразительном искусстве” ; проводят праздники детской книги , театра и кино.
Органами народного образования , детскими общественными организациями и творческими фондами организуются Недели детской книги , театра , кино ,музыки , праздники песни , выставки детского рисунка. Из материалов таких выставок в Армении и Грузии возникли музей детского рисунка. Смотры и фестивали детской художественной самодеятельности охватывают всю страну всю страну . В Российской Федерации систематически проводится общереспубликанский литературный праздник. ( 13, с. 94 )
В системе
внеурочной работы на
Участвуя
в художественно-творческой
Одной из самых популярных музыкальной эстетической работы с младшими школьниками в школе являются кружки песни и танца. Многолетний опыт таких коллективов подтверждается жизненностью этой формы. Она основана не только на очевидной заинтересованности в занятиях огромного числа маленьких участников , а также на большой эффективности ее эстетико-воспитательного воздействия на духовный мир слушателей и самих участников кружка.
Совместная
работа художественного
Главной целью кружков песни и танца является гармоничное развитие личности , которое осуществляется посредством эстетического образования и воспитания , развитие художественно-творческих умений и навыков на основе комплексного обучения.
В репертуар кружка песни традиционно включаются современные детские песни , песни о родной природе , о Родине , героизме , мужестве , о легендарном прошлом нашего народа , народные песни , русская и зарубежная хоровая классика. В таком разнообразии репертуара осуществляются основные задачи нравственно-эстетического воспитания младших школьников , а также связь с семьей в решении задач гражданского воспитания , ответственности за себя , за друзей , за страну. В кружке , как в едином коллективе , творческий успех воспринимается каждым участником как свой собственный , а успех каждого участника – как успех всего коллектива . Сама структура , в которой взаимодействуют разноплановые художественные коллективы ( хор , группа чтецов , музыкальный оркестр и т.п. ) , форма и стиль этого взаимодействия также активно влияет на воспитание личности . В таком коллективе педагог – образец идеальной личности для младших школьников . И только совместную деятельность педагогов и детей осуществляется приобщение к прекрасному .
Высокие качества музыкального , песенного ,литературного и танцевального материала , специально подобранного для детского исполнения , их идейный смысл , красочные костюмы и в целом вся подготовительная работа , воспитывает в детях организованность , художественный вкус ,способствует развитию музыкальности , творческой инициативы , содействует общему и физическому развитию.
Подготовка
к совместному выступлению
В жизни российских детей существует много тем , которые прекрасно реализуются художественно-творческими коллективами о своем репертуаре , Это песни о Родине , гимн , о природе , о детях , народные песни России , произведения других стран.
Кружки песни и танца , также как и другие формы эстетической деятельности , воспитывают у детей эстетические чувства , так как они отдают свой труд , свои знания и умения на радость другим людям .
Танцевальный кружок – один из звеньев единого большого коллектива . Воспитательная работа и концертная деятельность планируется художественным руководителем , подчиняется задачам эстетического воспитания , которые определены для всех видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Чем раньше дети приобщаются к искусству танца , тем и эффективней и творческие результаты. Главное стремление педагогов танцевального кружка не замыкается на задачах освоения только хореографического искусства , а связывается с задачами духовного и физического развития детей , постигающего через искусство танца и музыки , красоту окружающей действительности .
Не менее важным в системе эстетического воспитания является развитие детского изобразительного творчества. Формами этого вида художественного творчества могут быть школьные тематические выставки рисунков , газет ,классный уголок юного художника , школьные кружки , посещение музеев , картинных галерей и т.д., учатся эстетическому отношению к жизни , развивают образное мышление . Как правило этими видами художественного творчества занимаются все желающие , а не только одаренные дети. Можно посоветовать детям делать зарисовки своего города , природы. При анализе детских композиций можно убедиться , как тематическое рисование пр помощи наблюдения окружающей среды , экскурсий детей в природу пополняет их знания о жизни , обогащает память , воспитывает любовь к родной природе , рождает чувство гордости за свой родной край , за людей , труд которых создает прекрасное.
Большое внимание уделяется рисованию с натуры , по памяти и представлению предметов декоративно-прикладного искусства . Отдельные предметы можно лепить из цветного пластилина , выполнять апликации .
Занятия лепкой развивают у детей чувство формы , ее пропорциональности , выразительности , чувственности , ритма . Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей младших школьников , учитывая вопросы общего и специфического развития личности каждого . Основным принципом изобразительного творчества должно являться развитие в воспитанниках творческой индивидуальности .
Рисунки детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью , самобытностью , сочностью , яркостью цвета. Роль педагога заключается в том , чтобы не нарушить самобытности детского видения , подвести ребят к правдивому изображению жизни , умению сравнивать изображение и предметы.
Внеурочные занятия могут сочетаться с различными экскурсиями : в музеи , к памятникам архитектуры , просто в природу- прародительницу всего прекрасного . Изучение памятных мест родного города , истории своей страны ,встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны способствуют отражению в художественном творчестве ребят многообразных интересных тем . Должное внимание должно уделяться массовой искусствоведческой работе , изучению и пропаганде лучших образцов мирового и отечественного изобразительного искусства . Посещение художественных музеев , выставок работ художников помогает лучше узнать прошлое своего народа , его искусство постичь душу другого народа . Этот путь нравственного и эстетического развития позволяет воспитывать младших школьников подлинными патриотами своей Родины.
Стимулом
к дальнейшему развитию
Одной из
массовых форм работы являются
организованные школами городск
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время