Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление условий и разработка программы для успешного эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2.Выявить уровень эстетического воспитания младших школьников.
3.Разработать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4.Определить наиболее эффективные формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
5.Подготовить методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.

Содержание работы

Введение
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.1.История развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2.Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.4.Опыт работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
2.1.Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников до ОЭР
2.2.Программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической
воспитанности младших школьников после ОЭР
2.3.Методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

Основная цель данного  параграфа показать значение эстетического  воспитания , которое состоит  не в создании совершенного оркестра , хора , театра , картины , а в формировании  морально красивых  людей , культурных , образованных , преданных своей Родине , умеющих не только понимать  и ценить красоту жизни, но и являющимися  активными ее творцами . эстетическое начало есть в каждом ребенке . И педагогу  необходимо  видеть в эстетическом начале две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно . Развивая творческое начало , он открывает ребятам путь к познанию к прекрасного , эмоционально обогащает его , подводит к пониманию лучших образцов  большого искусства , и следовательно , к более глубокому пониманию мира . А познание радости творческого процесса в коллективы детей делается основой  нравственного воспитания – воспитания личности.

    Таким образом  , система эстетического в школе  органически сочетается с усилиями всего обновляющего общества по воспитанию гармонично и всесторонне развитой  личности.      

 

 

1.4. Опыт работы  учителей  начальных классов   по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.

 

 

     В младшем школьном возрасте  складываются  наиболее благоприятные  возможности для формирования нравственных и социальных качеств , положительных черт личности . Податливость и известная внушаемость  школьников , их доверчивость , склонность к подражанию , огромный авторитет , которым пользуется учитель , создают  благоприятные предпосылки  для формирования высоконравственной  , эстетически развитой личности. (37,с.17 )

     В данном  параграфе мы хотим обратиться  к опыту работы  учителей начальных  классов  по эстетическому воспитанию младших школьников  во внеурочное время. Очень интересны по своей сути учителя начальных классов  Никандровой Н.Н. из города Чебоксары. Ее статья называется  “Воспитание у младших школьников  чувства прекрасного” :

    “ Одна из важнейших  задач эстетического воспитания  в нашем обществе – подготовка  человека к восприятию  прекрасного  в жизни. Но при этом  не просто к пассивному его содержанию , а к деятельности , направленной на  его охрану  и созидание . В этом отношении ничто не может принести  детям такой пользы , как  выращивание комнатных растений . Это по – настоящему красиво.    Самая чистая  и хорошо оборудованная классная комната  покажется малопривлекательной  , если в ней не будет живых цветов. Создать у себя красивый  и уютный интерьер с цветами под силу каждому учителю. В нашем кабинете  очень много цветов . Некоторые  из них дети принесли из дома , другие же вырастили сами . Очень было интересно  посадить в землю отросток  и наблюдать , как тянется вверх его стебель , укрупняются листья…

 … Вернувшись  в класс  после каникул  , дети  первым  делом  подходят  к цветам , отмечая перемены  , замечая новые ростки  , бутоны , цветки ; любуются ими…

 … Весной , во время цветения  , проводим  “Праздник цветов”  , на котором  дети  рассказывают   о своем любимом  цветке , сочиняют  сказки , истории , поют песни , слушают музыку , рассказывают  стихи  ; проводится конкурс рисунков…

… Систематическая забота о цветах способна доставить детям немало по-настоящему прекрасных , светлых переживаний . Здесь есть и радость восприятия красоты жизни , и радость своей сопричастности к ее существованию . Значение таких минут в воспитании ребенка трудно переоценить…

… В конце учебного года учащиеся разбирают цветы между  собой  , продолжая ухаживать за ними  все лето уже дома , самостоятельно или с помощью родителей. И приносят их обратно в таком  хорошем состоянии уже в начале        нового учебного года …

 … Хочется еще  раз обратиться к словам выдающегося  педагога  нашей современности В.А. Сухомлинского :

” … Пусть человек  трудится не только для того  , чтобы  добыть хлеб и одежду  , построить жилище , но и для того , чтобы рядом с его домом  всегда цвели цветы , дающие радость и ему , и людям ,- чтобы уже в годы детства человек трудился для радости “. (22,с.75 )

      Можно  согласиться с Никандровой Н.Н. , что во – первых  живые  цветы в классе – это   красиво и эстетично , во –  вторых , с точки зрения  здоровья детей, зелень в классе полезна – цветы очищают воздух , ну а в третьих ,  здесь реализуется один из  методов эстетического воспитания – самообслуживание  и воспитание в быту.  Ведь ребенку намного интереснее  самому ухаживать за растением  , любоваться им , радоваться  , когда оно зацветет , огорчаться , если заболеет.  Это воспитывает  в детских  душах  милосердие , доброту , заботу об окружающих  , т.е., можно  сказать  реализует  реализует задачи  эстетического  воспитания  , что очень важно. 

     Обратим свое внимание  еще на одну  статью  учителя начальных классов Мызниковой Н.Е. В своей статье  она затрагивает очень актуальную  тему : что сейчас  читают современные дети  и чему это “чтиво “ их может научить. Статья Мызниковой Н.Е. называется : “ Все начинается с детской книги” :

   “ По роду  своей работы  я часто бываю   в детской библиотеке  , на книжных  развалах – ищу нужную для урока книгу.

       Ребенка   нельзя прежде времени  политизировать  , вводить в мир взрослых , в мир социальных проблем , противоречий : ожесточится , очерствеет его душа. Я понимаю , чтобы человеку стать человеком  , нужна книга  , по-доброму рассказывающая об окружающем мире  во всех подробностях , мелочах , красках ,оттенках , мелодиях , тембрах . Найти теперь  такую книгу  среди  комиксов , детективов , приключенческого  чтива , низкопробных стихов трудно.

      Нельзя  закрывать глаза и на то ,  что сейчас издается  множество  книг , предающих  интересы ребенка  , не отличающихся  ни взыскательностью  , ни ответственностью  перед будущим.

     В прошлом  работалось намного  легче  : ступеньки к Тургеневу  , Толстому  , Некрасову , Достоевскому , Булгакову  строились из сказок  Андерсена  , рассказов  Киплинга  , романов Диккенса .Детвора  зачитывалась стихами Чуковского , Михалкова , Барто , Маршака ,  повестями Куприна , Паустовского, Алексина . В наши  дни общество , проводя реформы , просто забыло о ребенке : слишком устало от жизни само и не желает знать  , и не желает знать , на какой же духовной пище  взрастают граждане , которым жить в XXI  веке.

       А  зря … Именно детская литература  обращает человеческие сердца  к добру , великодушию , совести  , чести и справедливости. Личность  рождается  в детстве , если стремление ребенка  к независимости и внутренней свободе находит поддержку. 

      Не случайно  так много внимания уделяли  детской книге , детскому чтению лучшие умы своего времени – педагоги : Л.Н. Толстой ,К.Д. Ушинский ,В.А. Сухомлинский . Видимо , пора оставить в покое   такое понятие прошлого , как идеология и поставить вопрос шире : как  возродить в людях духовность , милосердие , человечность  с учетом происходящих  в нашей стране  и во всем мире перемен  ?

    Все начинается  с детства , и важно , чтобы  ребенок  с детства усвоил  суть нравственных понятий и человеческих  ценностей. Ребенок будет взрослеть  , и жизнь поставит  перед ним отнюдь не легкие проблемы. Останется ли он милосердным , великодушным человечным ? Станет ли помогать бедным , престарелым , инвалидам ,родным и друзьям ? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества ? Сопереживанию и состраданию  должна учить  новая детская книга …

  … Искаженное представление  о действительности  , потребительство  , эгоизм в детстве  порождают бездуховность взрослых . Отсюда житейская жестокость , взрывы в метро , заказные убийства ,глумление над идеалами , верой отцов , неприятие христианских заповедей…

 …  Я стараюсь , чтобы рядом с ребенком  были  Робинзон , Том Сойер ,Пиноккио , Винни-Пух  , другие герои. Они- то и  помогают  читающим школьникам  залечит раны родного языка  , не дают искалечить , согнуть  детскую душу. Учат великодушию , трудолюбию ,совести , благородству …

… Я все-таки верю : новая  детская книга  родится , будет  написана . Она в пути…

 … Важно увидеть  и понять этот мир  детства  , чтобы не повторить ошибок”. (20,с.18)

      На основе  этой статьи можно сделать  вывод о том , что учителям  начальных классов  нужно очень много времени уделять  детскому чтению . Реализовать  это можно  используя следующие формы работы : организация выставок  детских книг  , творческих  работ , вечеров любимой книги , массовых посещений  областной библиотеки и т.д.

     Особый  интерес представляет для нас  статья  Харина А.С. “Эстетическое образование и воспитание в развитии национальной начальной школы “ :

                                   “ Чтите науки , любите искусства  ,

                                      Без сожаленья беритесь за  труд .

                                      Дети ! Тогда благородные чувства 

                                       В вас благодатную почву найдут.

     Эти  строки из  стихотворения великого осетинского  поэта  Коста Хетагурова – девиз школы  № 16 г. Владикавказа . В этой школе уже многие годы  эстетическое образование и воспитание являются основой  всестороннего развития личности детей , важнейшим средством воздействия  на юные сердца , условием формирования высоких чувств и гуманистических нравственных качеств. Уроки музыки и изобразительного искусства в начальных классах  школы ведут специалисты. На эти предметы в учебном плане отводится по два часа в неделю . Только в начальных классах три хоровых коллектива , кроме этого работают  танцевальный ансамбль , танцевальный кружок  и изостудия. Таким образом каждый ребенок имеет возможность после уроков развивать свои свои способности в избранном виде искусства . Родной язык , русский язык как средства  межнационального общения  , национальный уклад жизни каждого народа  , семейные обычаи и традиции , культурное наследие прошлого  являются самой  первой благодатной почвой для развития и формирования личности  ребенка , художественного видения мира  и приобщения к общечеловеческому  богатству мировой культуры.

     Дети Осетии  растут  в окружении красоты родной  природы , наслаждаются чудесной музыкой  жизни , впитывают родные мелодии песен  и ритмы танцев , знакомятся с произведениями  своих поэтов , композиторов и художников. Так с ранних лет сама жизнь  формирует эстетические потребности детей , их восприимчивость к прекрасному.

     Более пятидесяти  лет  Владикавказское педагогическое училище № 2  , в котором я работаю , специализируется  на подготовке учителей музыки и изобразительного искусства  . Педагогический коллектив училища хорошо понимает  ответственность за состояние музыкального образования и художественного развития детей , ведь наши выпускники работают  во всех школах республики.

    Преподаватели нашего  училища творчески обсуждают  с учителями школ  методические аспекты  эстетического , музыкального  и художественного развития младших школьников. В училище введены новые теоретические предметы : “ Музыкальная культура Осетии”, “Духовная культура  осетинского народа “ , дающие широкую картину  истории культуры народа , того лучшего в ней  , что передается из поколения в поколение.

      Особую роль приобретает  изучение материала этих учебных предметов в настоящее время , когда часто истинные духовные  и культурные ценности отодвигаются на второй план.

       Помимо обучения  игре  на привычных для учителя  музыки инструментах ( фортепьяно, баян , аккордеон ), в училище налажено обучение игре на национальном  музыкальном инструменте – осетинской полутоновой гармонике…

…  На художественно-графическом  отделении  училищ введен новый предмет “ Народное искусство края”. Будущие  учителя  изобразительного искусства изучают  художественное наследие  предков  современых осетин скифов –сарматов, создателей древней кобаноской культуры , аланского позднего средневековья , посещают художественные , краеведческие  и археологические  музеи г. Владикавказа…

 … Кстати  подобная  работа проведена в училище  не только по перестройке  преподавания  общеобразовательных дисциплин. В учебные программы большинства из них  включены отдельные темы  и маиериалы местной тематики.  Школьный  учитель должен обладать  широкой  общекультурной подготовкой .

       Обращение  к национальным истокам ни  в коей мере не уменьшает   традиционного влияния на формирование  у студентов у студентов глубоких  знаний и устойчивого интереса  к классическому искусству России , к мировому искусству , к искусству  других народов. Более того усилия взаимодействия разных культур  , их активный и равноправный диалог  способствует взаимному культурному обогащению , открывает возможности восприятия всего многообразия  и многоцветия мирового искусства .

      Диалектика  восприятия детьми искусства по словам Б. Неменского  , имеет  следующую последовательность  : “От окружающего ,  близкого к ребенку мира к миру России , к миру всей Земли  , к миру человечества ”.

      Приобщая  детей к духовному наследию  своего народа , школа одновременно готовит их к жизни в условиях  федеративного государства  и современной  цивилизации. (33,с.59)

       В  этой статье  Харин А.С. уделяет  внимание тому , как  помочь  воспитанию  национальной памяти  у наших детей , формированию у них внимания к духовной культуре  своего народа , интереса и уважения к его историческому прошлому.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время