Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:47, дипломная работа
Целью данной работы является выявление условий и разработка программы для успешного эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2.Выявить уровень эстетического воспитания младших школьников.
3.Разработать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4.Определить наиболее эффективные формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
5.Подготовить методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.
Введение
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.1.История развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2.Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.4.Опыт работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
2.1.Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников до ОЭР
2.2.Программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической
воспитанности младших школьников после ОЭР
2.3.Методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников
Заключение
Литература
Разработанная нами программа
включает в себя основы
Изучение традиций русской
народной культуры реализуется
в форме игры-путешествия «В
мир русской народной культуры»
Цель игры-путешествия: ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими эстетических ценностей русского народа.
Задачи:
Структура игры-путешествия: игра рассчитана на четыре года. Каждая параллель имеет свой сюжет путешествия.
«Зачин дело красит».
Сюжет года «Где жить – тем и слыть».
1-й раздел. «В гостях у матушки – Природы».
Старт игры-путешествия. Экскурсия в природу, дети ищут приметы осени в природе, собирают желуди и рябину, рисуют осенний парк.
Дети собирают пословицы, поговорки, приметы, стихи об осени и составляют самодельную книжку, оформляя рисунками.
Организуется выставка из поделок из природного материала, собранного на экскурсии.
Варианты: «Осенины», «Праздник русских овощей», «Рябинкины именины» и т.д.
2-й раздел. «Здравствуй Зимушка-Зима!»
Развешивание кормушек для птиц.
Дети читают сказки о животных (разных народов), сравнивают их, ищут общее.
Разыгрывается обряд колядования (с масками, костюмами, изготовленными вместе с родителями).
3-й раздел. «Тепло домашнего очага».
Дети изучают родословную своей семьи, знакомятся с традициями семьи, составляют свое дерево рода, устраивают выставку в классе.
4-й раздел. «Сокровища бабушкиного короба».
Ребята готовят материал о народных промыслах России.
Экскурсия в Брянский музей.
Игра-путешествие для учащихся вторых классов
«Человек и природа в русской народной культуре».
Сюжет года: «Вслед за солнышком живем».
1-й раздел. «Осень».
Знакомство с малыми жанрами народного фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками.
Техника исполнения. Готовятся игрушки и выставка.
2-й раздел. «Зима».
Викторина по сказкам. Организуется в библиотеке.
Встреча с героями сказок, ответы на их вопросы.
Знакомство с праздником, разучивания колядок под музыку, готовятся украшения класса, костюмы для театрализованного представления.
3-й раздел. «Весна».
Дети слушают концерт русских народных инструментов, русские песни и сами их поют.
«Человек и семья в русской народной мифологии».
Сюжет года: «Жизнь дана на добрые дела».
1-й раздел. «Дом и мир».
Экскурсия на выставку «Декоративно прикладное искусство».
Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними.
Обряды и обычаи, связанные со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.
2-й раздел. «Жизнь человека в доме и мире».
Обряды, связанные с выбором имени, крещение, заговоры.
Дети разучивают и
разыгрывают хороводно-игровые
Выступление с песнями, танцами, сказками. Конкурс знатоков русской народной культуры.
Игра-путешествие для учащихся четвертых классов
«Человек и родная земля».
Сюжет года: «Живи для людей, поживут люди для тебя».
1-й раздел. «Многообразие культуры России и культуры Брянского края».
Экскурсия в музей, библиотеку, знакомство с костюмом своего края.
Подготовка к школьной выставке-конкурсу на лучшую модель русского народного костюма, выпуск книжек-малышек с рассказами об украшении костюма.
Дети слушают былины, песни, знакомятся с разными жанрами народного песенного искусства.
2-й раздел. «Не продажное, а заветное».
Дети готовят фоторепортажи, рисунки, сочинения, родословные таблицы, рассказы об истории фамилий и т.д.
3-й раздел. «Откуда Русская земля стала есть…»
Сочинения и доклады о городе Брянске, конкурс рисунков.
Красота природы русской, Человека в произведениях великих русских художников.
4. Театрализованное
Во время педагогической практики на базе СШ №54 в 4 классе нам удалось реализовать часть этой программы (3-й раздел). Для удобства восприятия мы подробно опишем наш эксперимент.
I. Заочное путешествие по городам России. (Приложение №3)
Цель: познакомить детей с преданиями и легендами об истории этих городов, узнать отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанные с этими городами.
Задачи:
Подготовительная работа: ребятам была представлена цель: подготовить материал по городам России, дети разбились на микрогруппы по 4-5 человек и распределили задания.
Проведение:
У. – Ребята, мы сегодня с вами совершим необычное путешествие, мы посетим известные города России. Как вы думаете, на чем мы с вами будем путешествовать? Для этого давайте вспомним повесть Н.Носова «Незнайка в солнечном городе», прочитанную нами недавно на уроке внеклассного чтения. Вспомнили? А теперь скажите, на чем путешествовал Незнайка с друзьями? (На воздушном шаре)
- Вы не против, если и мы с вами отправимся на воздушном шаре? Но помните, в это путешествие мы можем взять только самых любознательных, вежливых и бесстрашных ребят. Есть ли у нас в классе такие? (Есть)
- Вот и наш шар. Как мы его назовем? («Путешественник»)
- Итак, полетели. Посмотрите,
мы с вами внизу видим
И.С. Тургенев – Здравствуйте, великие путешественники! Рад вас приветствовать в городе Орле. Я – великий русский писатель И.С. Тургенев. Кто что-нибудь обо мне знает? (Дети отвечают)
- Я вас пущу осмотреть город и дам экскурсоводов, если вы ответите на мои вопросы. Договорились?
- Молодцы, вы справились. А теперь можете посмотреть город. («Экскурсоводы» рассказывают о городе, показывают фотографии. Приложение №1)
И.С. Тургенев – Ну вот, дети, и пришел час прощанья. Хочу вам задать еще один вопрос: как вы думаете, почему город выбрал мэром меня? (Дети отвечают, опираясь на полученные из экскурсии сведения)
У. – Ну что, полетели дальше? Посмотрите, внизу мы видим еще один город. Спускаемся? (В городе детей встречает князь Рюрик и жители города).
Рюрик: - Здравствуйте, дети, я очень рад, что вы решили посетить город Нижний Новгород. Но прежде, чем пропустить вас в город, я должен задать вам вопросы, чтобы убедиться, что вы достойны посетить этот город.
- Молодцы, вы отлично справились. Добро пожаловать в наш город! (Дети рассказывают о Нижнем Новгороде. Приложение №1)
У. – Ребята, что интересного вы узнали об этом городе? (Ответы детей)
У. – Я предлагаю отправиться дальше. Обратите внимание, ребята, мы с вами видим разведенные мосты. Как вы думаете, над каким городом мы пролетаем? (Санкт-Петербург) Давайте спустимся вниз и осмотрим город. (Ребят встречает Петр I со свитой)
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время