Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление условий и разработка программы для успешного эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2.Выявить уровень эстетического воспитания младших школьников.
3.Разработать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4.Определить наиболее эффективные формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
5.Подготовить методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.

Содержание работы

Введение
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.1.История развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2.Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.4.Опыт работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
2.1.Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников до ОЭР
2.2.Программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической
воспитанности младших школьников после ОЭР
2.3.Методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

    Разработанная нами программа  включает в себя основы традиционной  народной культуры. Этот выбор сделан не случайно:

  1. Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребенка с достижениями общечеловеческой культуры именно этих основ.
  2. Мир народной культуры открывает детям ценность русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
  3. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, театрализованных представлениях и т.д. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей.
  4. Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности представляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности.
  5. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
  6. Изучение народной культуры дает возможность развития эстетического потенциала личности ребенка.

 

    Изучение традиций русской  народной культуры реализуется  в форме игры-путешествия «В  мир русской народной культуры».

    Цель игры-путешествия: ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими эстетических ценностей русского народа.

    Задачи:

    • создание условий для интеллектуального, эстетического и эмоционального развития личности младшего школьника;
    • воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.

    Структура игры-путешествия: игра рассчитана на четыре года. Каждая параллель имеет свой сюжет путешествия.

 

 

ПРОГРАММА

Игра-путешествие для учащихся первых классов

«Зачин дело красит».

Сюжет года «Где жить –  тем и слыть».

 

1-й раздел. «В гостях  у матушки – Природы».

 

  1. «О чем рассказала рябинка».

Старт игры-путешествия. Экскурсия в природу, дети ищут приметы осени в природе, собирают желуди и рябину, рисуют осенний парк.

 

  1. «Тетушка Акулина рассказывает…»

Дети собирают пословицы, поговорки, приметы, стихи об осени  и составляют самодельную книжку, оформляя рисунками.

 

  1. «Веселая карусель».

Организуется выставка из поделок из природного материала, собранного на экскурсии.

 

  1. Ключевое дело – праздник в классе.

Варианты: «Осенины», «Праздник  русских овощей», «Рябинкины именины» и т.д.

 

2-й раздел. «Здравствуй  Зимушка-Зима!»

 

  1. «Мы помним о тебе, птичка-синичка».

Развешивание кормушек для птиц.

 

  1. Сказочная слобода. Конкурс на лучшего рассказчика.

Дети читают сказки о  животных (разных народов), сравнивают их, ищут общее.

 

  1. Ключевое дело: «Пришла Коляда».

Разыгрывается обряд  колядования (с масками, костюмами, изготовленными вместе с родителями).

 

3-й раздел. «Тепло домашнего очага».

 

  1. «Человек без роду – что дерево без корней».

Дети изучают родословную  своей семьи, знакомятся с традициями семьи, составляют свое дерево рода, устраивают выставку в классе.

 

4-й раздел. «Сокровища  бабушкиного короба».

 

  1. Мастера и умельцы.

Ребята готовят материал о народных промыслах России.

  1. Ключевое дело: «Мамин праздник».

 

  1. Богатство земли Брянской.

Экскурсия в Брянский музей.

 

Игра-путешествие для  учащихся вторых классов

«Человек и природа  в русской народной культуре».

Сюжет года: «Вслед за солнышком живем».

 

1-й раздел. «Осень».

 

  1. «Осенние вечерки» - осенний праздник.

 

  1. «Тетушка Арина рассказывает».

Знакомство с малыми жанрами народного фольклора: прибаутками, шутками, пословицами, поговорками.

 

  1. Мастерская детских народных игрушек.

Техника исполнения. Готовятся игрушки и выставка.

 

2-й раздел. «Зима».

 

  1. «В гостях у Василисы Премудрой».

Викторина по сказкам. Организуется в библиотеке.

 

  1. «Праздник сказок».

Встреча с героями  сказок, ответы на их вопросы.

 

  1. Готовимся к зимним святкам.

Знакомство с праздником, разучивания колядок под музыку, готовятся украшения класса, костюмы для театрализованного представления.

 

  1. Ключевое дело: «Зимние святки».

 

3-й раздел. «Весна».

 

  1. «В гостях у Леля» - музыкальная гостиная.

Дети слушают концерт  русских народных инструментов, русские песни и сами их поют.

 

  1. Ключевое дело: «Встреча весны».
Игра-путешествие для учащихся третьих классов

«Человек и семья  в русской народной мифологии».

Сюжет года: «Жизнь дана на добрые дела».

 

1-й раздел. «Дом и  мир».

 

  1. «Худо тому, у кого пусто в дому».

Экскурсия на выставку «Декоративно прикладное искусство».

 

  1. «Волшебный мир ремесел» - праздник.

 

  1. «Ходи, Бука, под сарай, коням сено задавай».

Мифические существа – домашние духи. Обряды и обычаи, связанные с ними.

 

  1. «Балаган» - театрализованное представление.

Обряды и обычаи, связанные  со строительством дома, с переездом, с защитой от злых духов.

 

2-й раздел. «Жизнь человека  в доме и мире».

 

  1. «Семейно-бытовые обряды».

Обряды, связанные с  выбором имени, крещение, заговоры.

 

  1. «В гостях у скоморохов» - игротека.

Дети разучивают и  разыгрывают хороводно-игровые песни.

 

  1. Ключевое дело: «Русский человек без родни не живет» - конкурс семей.

 

  1. Фольклорный фестиваль (школьный).

Выступление с песнями, танцами, сказками. Конкурс знатоков русской народной культуры.

 

Игра-путешествие для  учащихся четвертых классов

«Человек и родная земля».

Сюжет года: «Живи для  людей, поживут люди для тебя».

 

1-й раздел. «Многообразие  культуры России и культуры  Брянского края».

 

  1. «Ума палата».

Экскурсия в музей, библиотеку, знакомство с костюмом своего края.

 

  1. «Мастерская Марьи-искусницы».

Подготовка к школьной выставке-конкурсу на лучшую модель русского народного костюма, выпуск книжек-малышек  с рассказами об украшении костюма.

  1. Викторина знатоков народного костюма, организуется выставка моделей.

 

  1. «В гостях у Леля» - музыкальная гостиная.

Дети слушают былины, песни, знакомятся с разными жанрами  народного песенного искусства.

 

2-й раздел. «Не продажное,  а заветное».

 

  1. Творческая мастерская.

Дети готовят фоторепортажи, рисунки, сочинения, родословные таблицы, рассказы об истории фамилий и т.д.

 

  1. Ключевое дело: «Праздник семьи».

 

3-й раздел. «Откуда  Русская земля стала есть…»

 

  1. Заочное путешествие по русским городам. Знакомство с преданиями и легендами об истории этих городов. Отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанные с этими городами.

 

  1. «Велика русская земля, а нет милее родного города».

Сочинения и доклады  о городе Брянске, конкурс рисунков.

 

  1. По залам Третьяковской галереи.

Красота природы русской, Человека в произведениях великих русских художников.

 

4. Театрализованное представление  «Путешествие по оврагу Нижний  Судок».

 

    Во  время педагогической практики  на базе СШ №54 в 4 классе  нам удалось реализовать часть этой программы (3-й раздел). Для удобства восприятия мы подробно опишем наш эксперимент.

 

I. Заочное путешествие по городам России. (Приложение №3)

    Цель: познакомить детей с преданиями и легендами об истории этих городов, узнать отличительные черты каждого города, имена славных людей, связанные с этими городами.

   Задачи:

    • воспитывать в детях чувство гордости за наше отечество, наши города;
    • создать условия для интеллектуального, эстетического, эмоционального развития детей;
    • воспитывать у детей уважительное отношение к прошлому и настоящему, к истории и культуре своего народа.

    Подготовительная работа: ребятам была представлена цель: подготовить материал по городам России, дети разбились на микрогруппы по 4-5 человек и распределили задания.

 

Проведение:

У. – Ребята, мы сегодня с вами совершим необычное путешествие, мы посетим известные города России. Как вы думаете, на чем мы с вами будем путешествовать? Для этого давайте вспомним повесть Н.Носова «Незнайка в солнечном городе», прочитанную нами недавно на уроке внеклассного чтения. Вспомнили? А теперь скажите, на чем путешествовал Незнайка с друзьями? (На воздушном шаре)

- Вы не против, если  и мы с вами отправимся на  воздушном шаре? Но помните, в это путешествие мы можем взять только самых любознательных, вежливых и бесстрашных ребят. Есть ли у нас в классе такие? (Есть)

- Вот и наш шар.  Как мы его назовем? («Путешественник»)

- Итак, полетели. Посмотрите, мы с вами внизу видим очертания  какого-то города. Давайте спустимся и посмотрим. (Детей встречает мэр города – И.С. Тургенев и его жители)

 

И.С. Тургенев – Здравствуйте, великие путешественники! Рад вас приветствовать в городе Орле. Я – великий русский писатель И.С. Тургенев. Кто что-нибудь обо мне знает? (Дети отвечают)

- Я вас пущу осмотреть  город и дам экскурсоводов,  если вы ответите на мои вопросы. Договорились?

    • 1-й вопрос об искусстве: что означает слово «икона»? (образ, изображение)
    • 2-й вопрос исторический: что означает эта дата: 1812 год? (Отечественная война)

- Молодцы, вы справились. А теперь можете посмотреть  город. («Экскурсоводы» рассказывают о городе, показывают фотографии. Приложение №1)

 

И.С. Тургенев – Ну вот, дети, и пришел час прощанья. Хочу вам задать еще один вопрос: как вы думаете, почему город выбрал мэром меня? (Дети отвечают, опираясь на полученные из экскурсии сведения)

 

У. – Ну что, полетели дальше? Посмотрите, внизу мы видим еще один город. Спускаемся? (В городе детей встречает князь Рюрик и жители города).

 

Рюрик: - Здравствуйте, дети, я очень рад, что вы решили посетить город Нижний Новгород. Но прежде, чем пропустить вас в город, я должен задать вам вопросы, чтобы убедиться, что вы достойны посетить этот город.

    • 1-й вопрос: назовите фамилии известных вам композиторов.
    • 2-й вопрос: как называется учреждение, где демонстрируются выставки картин? (Музей)

- Молодцы, вы отлично справились. Добро пожаловать в наш город! (Дети рассказывают о Нижнем Новгороде. Приложение №1)

У. – Ребята, что интересного вы узнали об этом городе? (Ответы детей)

 

У. – Я предлагаю отправиться дальше. Обратите внимание, ребята, мы с вами видим разведенные мосты. Как вы думаете, над каким городом мы пролетаем? (Санкт-Петербург) Давайте спустимся вниз и осмотрим город. (Ребят встречает Петр I со свитой)

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время