Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление условий и разработка программы для успешного эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2.Выявить уровень эстетического воспитания младших школьников.
3.Разработать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4.Определить наиболее эффективные формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
5.Подготовить методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.

Содержание работы

Введение
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.1.История развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2.Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.4.Опыт работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
2.1.Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников до ОЭР
2.2.Программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической
воспитанности младших школьников после ОЭР
2.3.Методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

    Я еще хочу  вам рассказать интересные сведения  об этой картине и о художнике. В течение многих лет Врубеля влекло к образу Демона: на холсте, в глине, на обрывках бумаги художник ловил лихорадочное мелькание образов Демона. Он несколько раз исправлял картину «Демон спящий», смывая полностью, писал снова. Многие исследователи говорят о том, что Врубель получил психическое расстройство из-за написанной им картины. Вот какое сильное впечатление может производить на человека художественное полотно. [7, с.43]

 

    Я надеюсь,  вы еще не устали, потому что  сейчас мы с вами зайдем  в зал, в котором представлены  очень ценные, древние и серьезные  произведения искусства. И с одним из них и с его автором мы с вами познакомимся. Прошу вас в зал №4, где находятся иконы. Икона, с которой мы с вами познакомимся, многие видели и знают. Как называется эта икона? («Троица») А кто написал ее? (Андрей Рублев)

    Ребята, я хочу  вам рассказать очень интересные факты из жизни иконописца и о самой иконе. Жизнь Рублева, как и жизнь Руси, была нелегкой. Юным ополченцем он участвовал в Куликовской битве, хоронил своих товарищей-воинов. Семья его погибла, и он ушел в монастырь, чтобы найти утешение в работе живописца и передать людям веру в жизнь и надежду на будущее.  [24]

Именно этой теме посвящена  икона Рублева «Троица». На ней  изображены три ангела. Они спустились на землю и беседуют между собой, как помочь Руси преодолеть раздоры и беды. Посмотрите, дети, на ангелов. Давайте попробуем описать каждого из них, во что он одет, как выглядит, о чем думает? (Ответы детей)

    Как вы думаете,  что символизирует чаша, стоящая  на столе? В Древней Руси  чаша означала будущую жизнь  человека, «испить чашу» - значит  пройти тяжелые испытания ради хорошей будущей жизни. Подумайте, зачем Рублев изобразил эту чашу на иконе? (Ответ) Дети, икона А.Рублева воспевает дружбу, единение, предвещает добрые перемены в жизни Родины.

 

    А теперь  мы с вами заходим в самый  интересный зал. Это зал сказок. А волшебником, написавшем картины в этом зале был… Васнецов. Вы знаете его известную картину… («Три богатыря»).

    Правильно.  А теперь перед вами его  картина, написанная по мотивам  русской народной сказки «Алёнушка».

    • Кто помнит эту сказку?
    • О чем она? (Ответы детей)

    Посмотрите  на девушку. 

    • Что вы можете о ней сказать?
    • Какое у нее настроение? (Ответ).

               -    Как художник передал  грусть, тоску девушки?

    • Что бы вы хотели сказать сейчас Аленушке?

 

    Молодцы, ребята, а теперь я хочу, чтобы вы зашли в зал-сюрприз. Эту картину художник нарисовал специально для вас.

    • Что изображено на картине? (Зимний лес).
    • Что на переднем плане, что на заднем, кого мы видим на картине?

    Ребята. Я хочу  дать вам задание: перенеситесь  мысленно в эту картину, почувствуйте ее, а дома напишите сочинение «В зимнем лесу». Фантазируйте, дерзайте, все в ваших руках.

 

    Ну вот и  закончилось наше путешествие.  Что интересного вы увидели? Что вам запомнилось больше всего? Давайте повторим имена художников, с которыми мы познакомились, хором. Что вы можете сказать о музее? (Ответы детей).

 

    Анализируя  данное мероприятие, можно говорить  о том, что поставленные цели удалось достичь. Детям не было скучно, этому способствовало оригинальное оформление доски, рассказ о художнике и картине не был монотонным диалогом, а велся в форме беседы, в которой мог поучаствовать каждый. Акцентировалось внимание на различных интересных моментах из жизни художников, загадочных явлениях, связанных с произведениях, написанных ими. Главное, чтобы детям было интересно слушать то, что говорит учитель. В том мероприятии были использованы различные методы воспитания: убеждения, обсуждения, детской самодеятельности и т.д., что позволило решить поставленные задачи и достигнув цели мероприятия: познакомить детей с художниками и картинами великого музея России – Третьяковской галереей.

    Очень понравилось  детям выполнение домашнего задания  – написание сочинения (Приложение №6). Но не просто сочинение, а сочинение-путешествие в пространстве и времени. Цель данной работы заключалась в следующем: проанализировать творческие работы и дать оценку им по следующим критериям:

    • фантазия ребенка (по 5-ти бальной шкале);
    • умение передавать окружающую обстановку (по 5-ти бальной шкале);
    • владение средствами русского языка (по 5-ти бальной шкале);
    • умение отразить замысел автора (по 5-ти бальной шкале);
    • эстетическое выполнение работы (по 5-ти бальной шкале).

    Далее выставлялась  суммарная оценка по всей работе. Для наглядности восприятия изобразили  результат в таблице, но сначала определим уровень выполнения работы:

«5» - высокий уровень

«4» - средний уровень

«3» - низкий уровень

    Количество  детей – 19 человек.

 

Таблица №3

высокий

средний

низкий

7

10

2

37%

53%

10%


 

    Из таблицы  видно, что большинство ребят в классе написали работу на среднем уровне, что говорит об ощутимом повышении уровня эстетической воспитанности. Ребята научились видеть красивое, описывать это, восхищаться им, старались эстетично и аккуратно оформить свою работу, пользовались обширными возможностями русского языка. Следовательно, можно сделать вывод о том, что целенаправленная работа по эстетическому воспитанию дает положительные результаты.

 

IV Театрализированное представление

«Путешествие  по оврагу Нижний Судок». (Приложение №7)

 

    Особое место  во внеурочной работе по эстетическому  воспитанию отводится театрально-игровой деятельности. В ней отмечаются черты театрального искусства, позволяющие обращаться к нему, как к универсальной воспитательно-образовательной модели:

    • театр – синтетический вид искусства. Его участники погружаются в мир литературы, музыки, изобразительного и других искусств;
    • театр – коллективное искусство. Ребята учатся плодотворному взаимодействию друг с другом;
    • основной язык театрального искусства – игра, что делает театральное искусство близким детям, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности.

    Цели и задачи данного театрализованного представления:

    • активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания;
    • гармонически развивать природные способности учащихся средствами всех видов искусств;
    • ознакомить детей с оврагом Нижний Судок;
    • привить любовь и бережное отношение к природе.

    Подготовка к мероприятию: дети распределили роли, искали материал для спектакля, разучивали слова, изготавливали себе костюмы, рисовали декорации.

 

Проведение данного  мероприятия.

Сценарий.

   

    Задача экскурсии в том, чтобы ознакомить детей с оврагом Нижний Судок, сформировать краеведческие и экологические знания, прививать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Действующие лица:

 

Деснянка                                                                          Враг санэпидемстанци

Водяной                                                                           Древняя прачка

Ручьевой                                                                          Бабушка с козами

Меловой дед                                                                    Дворец Пионеров

Древняя рыба                                                                  Кукушка

Иван                                                                                 Соловей

Синица                                                                             Ястреб-перепелятник

 

Деснянка – Здравствуйте, дети, я – Деснянка, дочка реки Десны, я хочу предложить вам сегодня совершить увлекательное путешествие по оврагу Нижний Судок. Дети, а кто знает, что такое овраг? (Это впадина в земле природная или искусственная). Как вы думаете, почему образуются овраги? (Рыхлость горных пород, низкое положение базиса эрозии, хозяйственная деятельность человека). Дети, мы сегодня с вами узнаем много интересного о нашем овраге, познакомимся с интересными героями, получили новые знания. Итак, в путь. Закрываем глаза и… Посмотрите, посреди оврага протекает ручей и…

 

Ручьевой – Ох, тяжко мне, дети! Я – Ручьевой! Посмотрите на меня, на мое состояние. Какой я стал тощий и грязный. Можно сказать страшно несчастный. А раньше я был красавец: толстый, добротный, чистый и безумно нужный всем!

 

Древняя прачка – Да, дети, я могу подтвердить слова Ручьевого. Я – древняя прачка, жительница Брянска 18 века. Было время, когда мы, жители, строили бани по берегам ручья. За водой никуда ходить не надо было, вот она вода, чистая, вкусная, ее много, на всех хватит. А я стирала свое белье в этом ручье. Все были довольны и счастливы. Не завидую я современным жителям г. Брянска. Они по своей вине лишились такого счастья, как чистая, безвредная вода.

 

Ручьевой – Не один я пострадал, у меня есть товарищ по несчастью. Эй, Водяной!

 

Водяной – Здравствуйте, дети! Я – Водяной родников Белый Колодец. Прав Ручьевой, не одному ему досталось. Я расскажу вам, какой я был раньше: к 1000-летию Брянска оформили мой родник очень красиво: живописной лестницей, фонарями, водопадом, струившимся из бронзовой львиной пасти. Ныне все это разрушено. И посмотрите, какая живописная свалка у меня под водопадом. Эх, ведь из моего родника била фонтаном чистейшая вода.

 

Меловой дед – А кому ты должен говорить спасибо за твою некогда чистую воду?

 

Водяной – Познакомьтесь, дети, - это наш третий друг – Меловой дед. (Обращаясь к нему). Конечно, тебе, уважаемый Меловой дед.

 

Меловой дед – Водяной правду говорит: раньше его вода была кристально чистой. А это все из-за того, что родник вытекает из меловых отложений, которым несколько миллионов лет. А как вы знаете, мел очищает воду от различных загрязнений и делает ее пригодной для питья. Но даже я и мои меловые отложения ни в силах очистить ту воду, которая сейчас вытекает из водопада. Она очень грязная, почти такая же, как и в ручье.

 

Деснянка – Дорогой Ручьевой, Водяной, подождите! Может не так уж все и плохо. Я много раз видела, как люди берут воду из ручья. Может вашу воду можно пить, давайте спросим у врача санэпидемстанции.

 

Врач – Что вы, что вы! Ни в коем случае нельзя пить эту воду! Посмотрите, какя она грязная! (Держит в руках 2 пробирки с водой). И в ней не только грязь, но и различные микробы, вызывающие болезни. Самый страшный из них – кишечная палочка, вызывающая болезнь органов пищеварения. Так что остерегайтесь. Эта вода очень опасна!

 

Деснянка – Спасибо вам за информацию. Мы примем это к сведению. Интересно, а что это в лесу за странные крупинки?

 

Древняя рыба – Здравствуйте, я – древняя рыба. То, что вы видите, это мои косточки. Раньше на месте Брянской области господствовало море, вот наши останки и сохранились. Если вы хорошо присмотритесь, то увидите маленькие ракушки, которые оставило нам море.

 

Деснянка – Это очень интересно. Присоединяйся, Рыба, к нашей компании. Посмотрите, ребята, кто это там стоит на краю оврага, сгорбившись. Давайте подойдем поближе и посмотрим.

 

Дворец  Пионеров – Эх – хе – хе! Совсем я старый стал. То крышу ломит, то стены ноют.

 

Деснянка – Здравствуй, дедушка. Кто ты такой и чем тебе помочь?

Дворец  Пионеров – Эх, деточки, ничем вы мне уже не поможете. Я – Дворец Пионеров. Раньше я был таким молодым, красивым, стройным. Но меня построили на мелу. Вода подмывает мел, осыпаются стены оврага, мои стены трескаются, я оседаю, разрушаюсь. В меня уже не пускают детей, и стою я один-одинешенек, превращаясь в никому не нужное строение. У меня много соседей, таких же несчастных домов, они стоят, оседают, трескаясь и пропадая ни за что, ни про что.

 

Деснянка – Ну, скажите, пожалуйста, почему это с вами происходит. Кто виноват в этом? Не только ведь природные факторы: эрозия и состав почв.

 

Древняя прачка – Нет, конечно! Пойдемте, мы вам покажем, кто виноват наших несчастьях.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время