Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:47, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление условий и разработка программы для успешного эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2.Выявить уровень эстетического воспитания младших школьников.
3.Разработать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4.Определить наиболее эффективные формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
5.Подготовить методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.

Содержание работы

Введение
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.1.История развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2.Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.4.Опыт работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
2.1.Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников до ОЭР
2.2.Программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической
воспитанности младших школьников после ОЭР
2.3.Методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 422.00 Кб (Скачать файл)

 Основная задача  программа – через комплексное  изучение искусства научить школьников  анализировать , видеть и понимать эстетическое в действительности . В ряде колледжей и университетов США в программы подготовки кадров включен курс детского воспитания средствами театра. Начиная с 60-х г.г., программы по творческим  и изящным видам искусства  занимают все большее место в программах досуга детей  (V. Musselman , F. Bernardi , A. Maley ).

     

 Основной фигурой  внешкольного образования и воспитания  во Франции  является “аниматор  “, объединяющий в себе талант  педагога , художника и психолога. Он действует  как посредник между детьми и произведениями искусства. Важное место в художественной жизни Швеции  занимает институт посредников – распространители культурных ценностей. В Австрии , Венгрии  широко развита система  музыкального воспитания  детей дошкольного и школьного  возраста.  Богатый опыт  эстетического воспитания  детей накоплен  в Японии – это музыкальное развитие  дошкольников , детские художественные школы , движения, “сочинения о жизни“, “ рисунки о жизни “ , возрождение  народных праздников.

        Анализ зарубежного опыта   эстетического воспитания  и подготовки специалистов для осуществления данной работы  показывает  интерес , который имеет  общество к этой проблеме , необходимость проведения работы  по эстетическому воспитанию  различных слоев населения, особенно детей .   Отмечается значение преподавания искусства для развития творческих способностей , формирования  интереса к творческой  деятельности , раскрываются  разнообразные средства эстетического воспитания и образования. Однако прослеживается  отсутствие  целенаправленного  воздействия на детей , ощущается нехватка квалифицированных специалистов , раскрывается потребность общества  в подготовке педагогических кадров  для осуществления эстетического воспитания детей (30,с.37 )

 

      Таким  образом , развитие теории  и  практики эстетического воспитания  прошло длительный путь. Анализ философской и  педагогической мысли показывает , что :

     -    эстетическое воспитание рассматривается  как составная часть  развития личности ;   

  

  • определяется  его место и роль , цели и задачи , которые зависят  от эпохи  и конкретных социально-экономических отношений , уровня развития  эстетической , педагогической мысли;

  

  • основным достижением  развития является  формирование  основных средств  , форм и методов  эстетического воспитания.

 

Среди средств  эстетического  воспитания  называются : окружающая  действительность , быт,специальное обучение , формы ( учебные и факультативные предметы ,разнообразная внеурочная творческая деятельность), многообразные методы ( беседа , экскурсия, наблюдение , совершенствование художественных умений и другие.

              Философы, выдающиеся  отечественные  и зарубежные педагоги  подчеркивают  огромное влияние   на эстетическое  развитие личности . Большое значение имеет то , что во все времена  поднимаются  вопросы подготовки  педагогических кадров и место в ней эстетической культуры учителя , а также проводится мысль , что эстетическое образование  необходимо  не только  узким специалистам , но и учителям любого предмета

              Данные вопросы  представляются  объективно существующими внутри  указанной проблемы и наиболее характерными для современного этапа ее развития.      

 

 

1.2. Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания  младших школьников во внеурочное время.

 

       Анализ сложившейся ситуации в российском  образовании  позволяет заключить, что эстетическое воспитание начинает играть все большую роль во всей воспитательной работе с детьми.

        В современной школе наметилось  стремление проникновения искусства   во все сферы образования. И  одно из важных мест в эстетическом  воспитании , которое охватывает все стороны жизни  детей, является воспитание средствами искусства на основе ряда ряда концепций российских ученых ( Д.Б. Кабалевского , Д.Т. Лихачева , В.С.Кузина , Т.С. Комаровой ,В.А. Разумного и других ) и современных западных педагогов:

  • абстрактно- формалистическое обучение детей в области искусства (особенно рисования, пластических искусств) неразрывно связанос различными направлениями  абстракционизма и сюрреализма  в живописи.

Такой подход, по их мнению, в наибольшей степени способствует  развитию творческого воображения, абстрактно-мыслительных способностей школьников;

  • идея спонтанного художественно-эстетического  проявления как основа  художественного воспитания детей (Гю Рид, У. Лоуэнфельд) тесно связана с теорией свободного воспитания.
  • Концепция  улитарно - прагматического  эстетического развития  (Дж. Дыои, Ч. Кроу в США , О. Гунтер в Германии) исходит из идеи  максимального развития  сенсорной сферы ребенка , его спосоьности различать  многочисленные и тончайшие оттенки цвета  , нюансы композиции , звуковые тональности.
  • теория религиозно – эстетического развития и воспитания ( Ж. Маритен ,А.Бруннер ,И.Лотц) основывается на использовании искусства для пробуждения  религиозных чувств, созлания религиозно-фантастических образов как духовной опоры религиозности человека.

    Основной социальный  смысл этих концепций  эстетического воспитания развития детей состоит в том, чтобы приспособить, адаптировать детей  к духовным ценностям  общественного сознания своих стран. Эти все концепции оказали большое влияние на развитие этого процесса в последние годы.(15, с.122  )

     Дадим определение  эстетического воспитания :

      Эстетическое  воспитание – целенаправленный  процесс  формирования  творчески активной личности способной воспринимать  , чувствовать , оценивать прекрасное, трагическое , комическое , безобразное в жизни и искусстве , жить и творить по законам красоты. Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных  сущностных сил , обеспечивающих активность эстетического восприятия , чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

       Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляются с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие на личность средствами  искусства , и на его основе осуществляется  эстетическое воспитание , образование и развитие учащихся. В отечественной педагогике четко разделяется понятие  “ Эстетическое восприятие” и “ Художественное воспитание”. Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое понятие  по отношению к художественному , которое входит в него составной частью. Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать ,чувствовать , любить ,переживать , оценивать искусство , наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественно-творческое развитие  есть целенаправленное формирование способностей  и дарований  детей в различных областях искусства. ( 16,с.81 )

    Педагогическая  установка  на развитие психики детей , заключающаяся в становлении его деятельности , сознания , и , конечно , всех обслуживающих их психических процессов , необходимая при построении любого изучаемого предмета , в системе массового эстетического воспитания и образования приобретает особую актуальность. Как считают прогрессивно мыслящие идеологи , именно здесь развитие детей  в процессе эстетической деятельности должно стать особой  целью. Ими утверждается положение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению  к спонтанному развитию  детей в их эстетическом становлении. Только целенаправленное вовлечение  школьников в разнообразную творческую деятельность способно оптимально развить  их природные силы, обеспечить постижение эстетических явлений , поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности. Задача педагога при этом не в том , чтобы этот эффект  был максимально высок. Занятия с детьми , направленные на  музыкальные , театральные ,фольклорные знания должны ориентироваться педагогом  не на сегодняшние знания ребенка , еще  недостаточно развитые , а строить работу в расчете на его завтрашний день  , очерчивая для себя  “зону его ближайшего развития ” ( 5 с.91 ) Поэтому  развитие личности  детей  в эстетическом воспитании  становится специальной целью. В связи с этим  все виды  эстетической деятельности , составляющие содержание процесса воспитания во внеурочное время , а также формы работы  и педагогические методы  оказываются подчиненными этой единой цели. Ее достижение обеспечивает  эстетическое развитие детей  , становление их подлинно эстетического вкуса , продуктивного образного мышления. Определив основную цель  эстетического воспитания , а именно развитие личности младших школьников , формирование у них  нравственно-эстетического гуманистического идеала , умение видеть , чувствовать , понимать и творить красоту, можно очертить круг задач , с помощью которых  эта цель может быть реализована во внеурочное время.

     Это прежде всего развитие  способностей , общих и художественно – творческих, формирование способностей  и мыслительной деятельности , воспитание творческого начала  и интереса к искусству.

      Одной из важнейших задач эстетического  воспитания  младших школьников – научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности. Также одна из основных задач эстетического воспитания- развитие индивидуальных способностей и интересов, умения творить по законам красоты. С этой целью в системе внеурочной работы используются разнообразные виды художественного творчества. Процесс формирования  творческих способностей  детей  предполагает организацию художественного творчества  на основе их природных задатков , запросов и интересов с учетом собственных  склонностей и желаний , ознакомления  их с художественными произведениями , особое место  среди которых занимают  музыка , литература, театр , хореография , фольклор, изобразительное искусство , народно-прикладное творчество  .

    Существует  необходимость гармоничного  решения  комплекса перечисленных выше задач в процессе преподавания искусства детям : эстетического и нравственного воспитания ; обучения умениям и навыкам , обеспечивающих возможность вовлечения  учащихся в активную художественно-творческую  деятельность ; развитие физических и духовных сил и творческих способностей . ( 19,с.32)

      Эстетическое воспитание детей  осуществляется путем разрешения  объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем , что природа с рождения закладывает в ребенке задатки  и возможности постижения красоты , эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки  и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях  целенаправленного , организованного эстетического образования и воспитания , т.е. в определенной системе.

    В  основе организации системы эстетического  воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность  эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем , что взрослые  и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни , повседневном труде , общении с искусством и природой , в быту и межличностном  общении. Везде и всегда сопровождает их красота и безобразное, трагическое и комическое. Из этого следует , что не может быть всесторонне гармонично развитого человека без эстетической грамоты , идеалов ,эстетического развития и художественной образованности , без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей являются  важнейшим условием формирования  социально активной личности в детском возрасте , ее подготовки  к духовной жизни и труду.

     Организация системы  эстетического  воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания. В эстетическом воспитании школьников различные виды искусства  взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие  осуществляется в результате  межпредметных связей  в преподавании литературы, изобразительного искусства  и музыки. Эстетическое воспитание  осуществляется комплексно также за счет  раскрытия красоты ,науки , труда , эстетики отношений и быта.

    Система  эстетического воспитания  опирается  на принципы органической связи  всей духовно-эстетической  деятельности детей  с жизнью , практикой обновления общества ,с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников. Демократизация общества – источник  красоты и нравственности. Эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого искусства , органично  связанные с преобразуемой жизнью , формируют эстетическое отношение  к действительности. Принципом системы эстетического воспитания  является идея  сочетания классных , внеклассных , внешкольных занятий , различных форм  воздействия искусством через средство массовой информации. На уроках по предметам эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний  и приобретают  первоначальные навыки художественно-творческой деятельности. Урок искусства в школе дает  направление , определяет основные линии  идейно-художественного воспитания и творческого развития ребенка. Параллельно с классными занятиями дети получают художественную информацию из средств массовой коммуникации ; имеют широкие  возможности  для творческой  самодеятельности и самовыражения. Эффективное использование  всех источников и спонтанных  интересо школьников  в целях их эстетического воспитания возможно тогда , когда программы внеклассной  работы , формы  и методы  их свободно  избранной  художественной деятельности тесно смыкаются  по целям и содержанию с программами урочных занятий.

     Органическая взаимосвязь эстетического  и общего становления личности ребенка обуславливает необходимость принципа единства  художественного и общего психического развития детей. Художественно-эстетическая деятельность  школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы , образной и логической памяти , речи , мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующие и крепнущие способности в учебной , трудовой ,игровой и любой другой  деятельности. В свою очередь способности , приобретаемые  учащимися общественно-полезной , умственной , физической работе , широко используются в области  художественно-эстетической .

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время