Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:47, дипломная работа
Целью данной работы является выявление условий и разработка программы для успешного эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования.
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования.
2.Выявить уровень эстетического воспитания младших школьников.
3.Разработать программу эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
4.Определить наиболее эффективные формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
5.Подготовить методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время.
Введение
Глава I. Педагогические основы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.1.История развития идей эстетического воспитания личности в отечественной и зарубежной теории и практике
1.2.Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время
1.4.Опыт работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
Глава II. Содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочное время
2.1.Диагностика уровня эстетической воспитанности младших школьников до ОЭР
2.2.Программа эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время. Диагностика уровня эстетической
воспитанности младших школьников после ОЭР
2.3.Методические рекомендации учителям начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников
Заключение
Литература
Основная задача программа – через комплексное изучение искусства научить школьников анализировать , видеть и понимать эстетическое в действительности . В ряде колледжей и университетов США в программы подготовки кадров включен курс детского воспитания средствами театра. Начиная с 60-х г.г., программы по творческим и изящным видам искусства занимают все большее место в программах досуга детей (V. Musselman , F. Bernardi , A. Maley ).
Основной фигурой
внешкольного образования и
Анализ зарубежного опыта эстетического воспитания и подготовки специалистов для осуществления данной работы показывает интерес , который имеет общество к этой проблеме , необходимость проведения работы по эстетическому воспитанию различных слоев населения, особенно детей . Отмечается значение преподавания искусства для развития творческих способностей , формирования интереса к творческой деятельности , раскрываются разнообразные средства эстетического воспитания и образования. Однако прослеживается отсутствие целенаправленного воздействия на детей , ощущается нехватка квалифицированных специалистов , раскрывается потребность общества в подготовке педагогических кадров для осуществления эстетического воспитания детей (30,с.37 )
Таким
образом , развитие теории и
практики эстетического воспита
-
эстетическое воспитание рассма
Среди средств эстетического воспитания называются : окружающая действительность , быт,специальное обучение , формы ( учебные и факультативные предметы ,разнообразная внеурочная творческая деятельность), многообразные методы ( беседа , экскурсия, наблюдение , совершенствование художественных умений и другие.
Философы, выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги подчеркивают огромное влияние на эстетическое развитие личности . Большое значение имеет то , что во все времена поднимаются вопросы подготовки педагогических кадров и место в ней эстетической культуры учителя , а также проводится мысль , что эстетическое образование необходимо не только узким специалистам , но и учителям любого предмета
Данные вопросы
1.2. Сущность, принципы, цели и задачи эстетического воспитания младших школьников во внеурочное время.
Анализ сложившейся ситуации в российском образовании позволяет заключить, что эстетическое воспитание начинает играть все большую роль во всей воспитательной работе с детьми.
В современной школе
Такой подход, по их мнению, в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения, абстрактно-мыслительных способностей школьников;
Основной социальный смысл этих концепций эстетического воспитания развития детей состоит в том, чтобы приспособить, адаптировать детей к духовным ценностям общественного сознания своих стран. Эти все концепции оказали большое влияние на развитие этого процесса в последние годы.(15, с.122 )
Дадим определение эстетического воспитания :
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности способной воспринимать , чувствовать , оценивать прекрасное, трагическое , комическое , безобразное в жизни и искусстве , жить и творить по законам красоты. Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил , обеспечивающих активность эстетического восприятия , чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.
Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляются с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие на личность средствами искусства , и на его основе осуществляется эстетическое воспитание , образование и развитие учащихся. В отечественной педагогике четко разделяется понятие “ Эстетическое восприятие” и “ Художественное воспитание”. Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое понятие по отношению к художественному , которое входит в него составной частью. Художественное воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать ,чувствовать , любить ,переживать , оценивать искусство , наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественно-творческое развитие есть целенаправленное формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства. ( 16,с.81 )
Педагогическая установка на развитие психики детей , заключающаяся в становлении его деятельности , сознания , и , конечно , всех обслуживающих их психических процессов , необходимая при построении любого изучаемого предмета , в системе массового эстетического воспитания и образования приобретает особую актуальность. Как считают прогрессивно мыслящие идеологи , именно здесь развитие детей в процессе эстетической деятельности должно стать особой целью. Ими утверждается положение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Только целенаправленное вовлечение школьников в разнообразную творческую деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить постижение эстетических явлений , поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности. Задача педагога при этом не в том , чтобы этот эффект был максимально высок. Занятия с детьми , направленные на музыкальные , театральные ,фольклорные знания должны ориентироваться педагогом не на сегодняшние знания ребенка , еще недостаточно развитые , а строить работу в расчете на его завтрашний день , очерчивая для себя “зону его ближайшего развития ” ( 5 с.91 ) Поэтому развитие личности детей в эстетическом воспитании становится специальной целью. В связи с этим все виды эстетической деятельности , составляющие содержание процесса воспитания во внеурочное время , а также формы работы и педагогические методы оказываются подчиненными этой единой цели. Ее достижение обеспечивает эстетическое развитие детей , становление их подлинно эстетического вкуса , продуктивного образного мышления. Определив основную цель эстетического воспитания , а именно развитие личности младших школьников , формирование у них нравственно-эстетического гуманистического идеала , умение видеть , чувствовать , понимать и творить красоту, можно очертить круг задач , с помощью которых эта цель может быть реализована во внеурочное время.
Это прежде всего развитие способностей , общих и художественно – творческих, формирование способностей и мыслительной деятельности , воспитание творческого начала и интереса к искусству.
Одной из важнейших задач
Существует необходимость гармоничного решения комплекса перечисленных выше задач в процессе преподавания искусства детям : эстетического и нравственного воспитания ; обучения умениям и навыкам , обеспечивающих возможность вовлечения учащихся в активную художественно-творческую деятельность ; развитие физических и духовных сил и творческих способностей . ( 19,с.32)
Эстетическое воспитание детей
осуществляется путем
В
основе организации системы
Организация системы
Система эстетического воспитания опирается на принципы органической связи всей духовно-эстетической деятельности детей с жизнью , практикой обновления общества ,с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников. Демократизация общества – источник красоты и нравственности. Эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого искусства , органично связанные с преобразуемой жизнью , формируют эстетическое отношение к действительности. Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания классных , внеклассных , внешкольных занятий , различных форм воздействия искусством через средство массовой информации. На уроках по предметам эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают первоначальные навыки художественно-творческой деятельности. Урок искусства в школе дает направление , определяет основные линии идейно-художественного воспитания и творческого развития ребенка. Параллельно с классными занятиями дети получают художественную информацию из средств массовой коммуникации ; имеют широкие возможности для творческой самодеятельности и самовыражения. Эффективное использование всех источников и спонтанных интересо школьников в целях их эстетического воспитания возможно тогда , когда программы внеклассной работы , формы и методы их свободно избранной художественной деятельности тесно смыкаются по целям и содержанию с программами урочных занятий.
Органическая взаимосвязь
Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время