Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха…….…..6
1.1 Теоретическое обоснование термина «коммуникативные умения»……………………………………………………..……….……….…6
1.2 Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста……………………………………………………..…10
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………….….15
1.4. Затруднения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками………………………………….…..20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей с нарушением слуха…………………………………….…..24
2.1. Выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции………………………………....24
2. 2. Технология развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе………….……...28
Выводы……………………..………………………………………….……....37
Список литературы…………………………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...43
Министерство образования Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
«Институт педагогики, психологии и социальных технологий»
Кафедра педагогики и педагогической психологии.
Курсовая работа на тему:
Коммуникативные ситуации как средство формирования социальных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции
Проверила: Кандидат педагогических наук,
Ижевск 2012
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха…….…..6
1.1 Теоретическое обоснование термина «коммуникативные
умения»……………………………………………………..…
1.2 Проблема формирования коммуникативных
умений у детей дошкольного возраста……………………………………………………..
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………….….15
1.4. Затруднения у детей
дошкольного возраста с
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей с нарушением слуха…………………………………….…..24
2.1. Выявление эффективных
2. 2. Технология развития
Выводы……………………..……………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Формирование социальных умений – одна из главных задач психического развития детей дошкольного возраста. Наличие этих умений в игровой деятельности говорит об уровне их сформированности.
У детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции важно формировать коммуникативные умения.
Несовершенство
Опыт показывает, что даже при успешном речевом развитии (большой словарный запас, правильное произношение слов, умения распознавать сигналы и звуки и другое) ребенок с нарушением слуха испытывает затруднения в общении со сверстниками. У него появляются сложности в развитии игры и деятельности с другими детьми (например, не понимает смысла игрового сюжета, не может адекватно выполнить взятую на себя роль, не реализует соответствующий уровень коммуникации со сверстниками) [23].
Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка с взрослыми и сверстниками [25].
В научно-методической литературе по проблеме формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха мало уделяется внимание такой составляющей развития ребенка – как передача социального опыта общения. Авторы говорят лишь о коррекционной работе, но не о педагогической. Коррекция предполагает только исправление дефекта (физического или психического), а также устранение причин его появления. Педагогическая работа же наряду с этим направлена на социализацию и адаптацию ребенка к социальным условиям после коррекции имеющегося дефекта или во время ее проведения. Несомненно, два этих процесса должны идти одновременно и дополнять друг друга с целью увеличения эффективности проводимой работы.
В связи с этим перед нами ставится проблема правильной организации воспитательного процесса с целью формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Объектом исследования выступает коммуникативные умения детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Предмет – методика формирования коммуникативных умений у детей с нарушением слуха.
В начале нашего исследования мы поставили гипотезу: специально организованные коммуникативные ситуации способствуют формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
База исследования: МДОУ детский сад компенсирующего вида №186. г. Ижевска.
Теоретической основой исследования явились работы Л.С. Выготского об общих закономерностях психического развития детей – слышащих и с нарушением слуха; Эльконина Д.Б, Ж. Пиаже, Леушиной А. М об общем развитии речи в дошкольном возрасте; Носковой Л.П об особенностях развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и принципах коррекционно-воспитательного обучения; Самохваловой А.Г о коммуникативных трудностях детей.
Практическая значимость работы состоит в выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Результаты исследования могут быть в дальнейшем использованы воспитателями, логопедами при работе с детьми с нарушением слуха.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха.
Существует разные подходы к пониманию сущности коммуникативного взаимодействия.
Коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности [8].
Структура коммуникативных умений, используемая иностранными учеными, рассмотрена Ю. М. Жуковым. В частности он отмечает, что «…одни подразумевают под умениями прежде всего поведенческие навыки, другие способность понимать коммуникативную ситуацию, третьи — способность оценивать свои ресурсы и использовать их для решения коммуникативных задач»[8].
Коммуникативные умения – это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. [16].
Чаще всего используется следующая классификация коммуникативных умений. Коммуникативные умения состоят из блока общих умений и блока специальных умений. В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют как вербальные составляющие, так и невербальные. Причем наибольшее внимание уделяется формированию умений слушать и умений невербального общения. Аргументируется это тем, что в рамках традиционной системы обучения не формируется эта группа умений, кроме того, невербальные реакции происходят на уровне подсознания, что требует дополнительных усилий для формирования сознательных умений пользования этими реакциями. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных).[8]
В современной научной литературе наряду с термином коммуникативные умения употребляются следующие термины: коммуникативные способности, коммуникативная компетентность, коммуникативная культура личности.
Коммуникативная способность – это средства, включая правила, которыми люди осуществляют коммуникативные обмены и интеракции с другими людьми сообщества [7]
Коммуникативная
компетентность (лат. competens — надлежащий, способный)
— способность устанавливать и поддерживать
необходимые эффективные контакты с другими
людьми.
В состав компетентности включают некоторую
совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса [27].
Коммуникативная компетентность – уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду. Чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе. (Емельянов Ю.Н.) [24]
Жуков Ю.М. дает иную трактовку коммуникативной компетентности – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [9]
Кашницкий В.И., рассматривая феномен коммуникативной компетентности личности, определяет его как многоуровневое интегративное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих особенностей), опосредующее эффективную коммуникативную деятельность [13]
Р. А. Максимова предложила понятие «коммуникативный потенциал» личности, рассматривая его как наличие у человека определенного рода коммуникативных качеств, характеризующих его возможности в осуществлении коммуникативной деятельности [17]
Вершиной реализации коммуникативного потенциала личности является становление ее коммуникативной культуры.
Коммуникативная культура личности – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное и эффективное межличностное взаимодействие на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умения прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации.
Коммуникативную культуру можно рассматривать через совокупность культурообразующих компонентов:
- эмоциональную культуру (адекватная реакция на условия коммуникативной ситуации
- когнитивную культуру (специфические формы познавательной деятельности, направленные на порождение высказываний, соответсвующих замыслу и достоверности отражающих действительность
- речевую культуру (совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения)
Коммуникативная культура становится для человека источником адекватности, успешности, индивидуальной своеобразности коммуникации; обеспечивает высокий уровень самоуважения; стимулирует саморазвитие личности в коммуникативной сфере.
Конечно, в детском возрасте говорить о сформированности коммуникативной культуры личности еще рано, однако основы ее закладываются именно на этапах дошкольного и младшего школьного возраста. Большая роль формирования коммуникативной культуры ребенка отводится взрослым; дети осваивают коммуникативные модели взрослых, подражают им в процессе общения. Кроме того, взрослый может развивать у ребенка мотивацию коммуникативного саморазвития и самосовершенствования, что является залогом успешности становления индивидуально-своеобразной системы коммуникативных проявлений ребенка и формирования его коммуникативной культуры.[22]