Коммуникативные ситуации как средство формирования социальных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интегра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха…….…..6
1.1 Теоретическое обоснование термина «коммуникативные умения»……………………………………………………..……….……….…6
1.2 Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста……………………………………………………..…10
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………….….15
1.4. Затруднения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками………………………………….…..20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей с нарушением слуха…………………………………….…..24
2.1. Выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции………………………………....24
2. 2. Технология развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе………….……...28
Выводы……………………..………………………………………….……....37
Список литературы…………………………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

«Институт педагогики, психологии и  социальных технологий»

Кафедра педагогики и педагогической психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

Коммуникативные ситуации как средство формирования социальных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

                                                        Выполнила: Студент 3 курса, Социальная

                                                                             педагогика,  группа 41-35,

                                                                             Трубицына И. А.

                                                        Проверила: Кандидат педагогических наук,

                                                                             доцент Сунцова А.С.

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2012

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха…….…..6

1.1 Теоретическое обоснование термина «коммуникативные умения»……………………………………………………..……….……….…6

1.2 Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста……………………………………………………..…10

1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………….….15

1.4. Затруднения у детей  дошкольного возраста с нарушением  слуха в общении с взрослыми  и сверстниками………………………………….…..20

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей с нарушением слуха…………………………………….…..24

2.1. Выявление эффективных педагогических  условий, приемов, форм формирования  коммуникативных умений у детей  дошкольного возраста с нарушением  слуха в условиях интеграции………………………………....24

2. 2. Технология развития коммуникативных  умений у детей дошкольного  возраста с нарушением слуха  в интегрированной группе………….……...28

Выводы……………………..………………………………………….……....37

Список литературы…………………………………………………………...40

Приложения…………………………………………………………………...43

 

Введение

Актуальность  исследования. Формирование социальных умений – одна из главных задач психического развития детей дошкольного возраста. Наличие этих умений в игровой деятельности говорит об уровне их сформированности.

У детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции важно формировать коммуникативные умения.

Несовершенство коммуникативных  умений, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в  свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют овладению знаниями [12].

Опыт показывает, что  даже при успешном речевом развитии (большой словарный запас, правильное произношение слов, умения распознавать сигналы и звуки  и другое)  ребенок с нарушением слуха испытывает затруднения в общении со сверстниками. У него появляются сложности в развитии игры и деятельности с другими детьми (например, не понимает смысла игрового сюжета, не может адекватно выполнить взятую на себя роль, не реализует соответствующий уровень коммуникации со сверстниками) [23].

 Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка с взрослыми и сверстниками [25].

В научно-методической литературе по проблеме формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха мало уделяется внимание такой составляющей развития ребенка – как передача социального опыта общения. Авторы говорят лишь о коррекционной работе, но не о педагогической. Коррекция предполагает только исправление дефекта (физического или психического), а также устранение причин его появления. Педагогическая работа же наряду с этим направлена на социализацию и адаптацию ребенка к социальным условиям после коррекции имеющегося дефекта или во время ее проведения. Несомненно, два этих процесса должны идти одновременно и дополнять друг друга с целью увеличения эффективности проводимой работы.

В связи с этим перед  нами ставится проблема правильной организации воспитательного процесса с целью формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

Объектом исследования выступает коммуникативные умения детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

Предмет – методика формирования коммуникативных умений у детей с нарушением слуха.

В начале нашего исследования мы поставили гипотезу: специально организованные коммуникативные ситуации способствуют формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

      1. Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста в  психолого-педагогических исследованиях.
      2. Выявление затруднений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками.
      3. Выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции

Методы исследования:

- теоретический анализ  литературы;

- педагогическое наблюдение;

- педагогический эксперимент;

База исследования: МДОУ детский сад компенсирующего вида №186. г. Ижевска.

Теоретической основой исследования явились работы Л.С. Выготского об общих закономерностях психического развития детей – слышащих и с нарушением слуха; Эльконина Д.Б, Ж. Пиаже, Леушиной А. М об общем развитии речи в дошкольном возрасте; Носковой Л.П об особенностях развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и принципах коррекционно-воспитательного обучения; Самохваловой А.Г о коммуникативных трудностях детей.

Практическая  значимость работы состоит в выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

Результаты исследования могут быть в дальнейшем использованы воспитателями, логопедами при работе с детьми с нарушением слуха.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха.

 

 

      1. Теоретическое обоснование термина «коммуникативные умения».

 

Существует разные подходы  к пониманию сущности коммуникативного взаимодействия.

Коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности [8].

Структура коммуникативных  умений, используемая иностранными учеными, рассмотрена Ю. М. Жуковым. В частности  он отмечает, что «…одни подразумевают под умениями прежде всего поведенческие навыки, другие способность понимать коммуникативную ситуацию, третьи — способность оценивать свои ресурсы и использовать их для решения коммуникативных задач»[8].

Коммуникативные умения – это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. [16].

Чаще всего используется следующая классификация коммуникативных умений. Коммуникативные умения состоят из блока общих умений и блока специальных умений. В свою очередь общие умения делятся на умения говорения и умения слушания. В обоих блоках выделяют как вербальные составляющие, так и невербальные. Причем наибольшее внимание уделяется формированию умений слушать и умений невербального общения. Аргументируется это тем, что в рамках традиционной системы обучения не формируется эта группа умений, кроме того, невербальные реакции происходят на уровне подсознания, что требует дополнительных усилий для формирования сознательных умений пользования этими реакциями. К специальным коммуникативным умениям относятся в основном умения необходимые в профессиональной деятельности (умения провести презентацию, деловую беседу, организовать производственное совещание, инструктировать подчиненных).[8]

В современной научной  литературе наряду с термином коммуникативные умения употребляются следующие термины: коммуникативные способности, коммуникативная компетентность, коммуникативная культура личности.

Коммуникативная способность – это средства, включая правила, которыми люди осуществляют коммуникативные обмены и интеракции с другими людьми сообщества [7]

Коммуникативная компетентность (лат. competens — надлежащий, способный) — способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми. 
В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса [27].

Коммуникативная компетентность – уровень сформированности межличностного опыта, то есть обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду. Чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе. (Емельянов Ю.Н.) [24]

Жуков Ю.М. дает иную трактовку коммуникативной компетентности – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [9]

Кашницкий В.И., рассматривая феномен коммуникативной компетентности личности, определяет его как многоуровневое интегративное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих особенностей), опосредующее эффективную коммуникативную деятельность [13]

Р. А. Максимова предложила понятие «коммуникативный потенциал» личности, рассматривая его как наличие у человека определенного рода коммуникативных качеств, характеризующих его возможности в осуществлении коммуникативной деятельности [17]

Вершиной реализации коммуникативного потенциала личности является становление ее коммуникативной  культуры.

Коммуникативная культура личности – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное и эффективное межличностное взаимодействие на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умения прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации.

Коммуникативную культуру можно рассматривать через совокупность культурообразующих компонентов:

- эмоциональную культуру (адекватная реакция на условия коммуникативной ситуации

- когнитивную культуру (специфические формы познавательной деятельности, направленные на порождение высказываний, соответсвующих замыслу и достоверности отражающих действительность

- речевую культуру (совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения)

Коммуникативная культура становится для человека источником адекватности, успешности, индивидуальной своеобразности коммуникации; обеспечивает высокий уровень самоуважения; стимулирует саморазвитие личности в коммуникативной сфере.

Конечно, в детском  возрасте говорить о сформированности коммуникативной культуры личности еще рано, однако  основы ее закладываются именно на этапах дошкольного и младшего школьного возраста. Большая роль формирования коммуникативной культуры ребенка отводится взрослым; дети осваивают коммуникативные модели взрослых, подражают им в процессе общения. Кроме того, взрослый может развивать у ребенка мотивацию коммуникативного саморазвития и самосовершенствования, что является залогом успешности становления индивидуально-своеобразной системы коммуникативных проявлений ребенка и формирования его коммуникативной культуры.[22]

Информация о работе Коммуникативные ситуации как средство формирования социальных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интегра