Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха…….…..6
1.1 Теоретическое обоснование термина «коммуникативные умения»……………………………………………………..……….……….…6
1.2 Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста……………………………………………………..…10
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………….….15
1.4. Затруднения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками………………………………….…..20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей с нарушением слуха…………………………………….…..24
2.1. Выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции………………………………....24
2. 2. Технология развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе………….……...28
Выводы……………………..………………………………………….……....37
Список литературы…………………………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...43
Приложение №1.
Анализ наблюдения за детьми дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Цель наблюдения –
выявление коммуникативных
Объектом нашего наблюдения является ребенок с нарушением слуха.
Предмет – коммуникативные умения и коммуникативные трудности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Наблюдение было проведено на базе «МДОУ детский сад компенсирующего вида №186»
Перед началом наблюдения мы поставили задачи:
В наблюдении участвовали Чупина Варвара (6 лет) и Камашев Григорий (5 лет) из старшей группы и Ризаханов Зейнула (4 года) из средней группы.
Результаты наблюдения можно увидеть в предложенной таблице 3.
Таблица 3.
Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Наблюдаемые параметры |
Их проявление | |
Коммуникативные умения |
||
Базовые |
| |
Содержательные |
| |
Операциональные |
| |
Рефлексивные |
| |
Коммуникативные трудности |
||
Базовые |
| |
Содержательные |
| |
Операциональные |
| |
Рефлексивные |
|
Приложение №2.
Уровень коммуникативного развития по методу экспертной оценки Чупиной Варвары.
Таблица 4.1
Показатель коммуникативного развития |
Деятельность в режимные моменты |
Организованная деятельность |
Свободная деятельность |
Общий итог (сумма баллов) | ||||
Р-р |
Р-в |
Р-с |
Р-в |
Р-с |
Р-в |
Р-с | ||
1. Легко идет на контакт |
4,6 |
4,6 |
4,3 |
4,6 |
4,3 |
4,6 |
4,6 |
31,6 |
2. Откликается на просьбы и реагирует на замечания |
4 |
4 |
3,6 |
4,3 |
3,6 |
4 |
3,6 |
27,1 |
3. Действует сообща |
4 |
3,6 |
3,3 |
3,6 |
3,3 |
3,6 |
3,6 |
24,7 |
4. может оказать помощь и принимает ее от других |
4,3 |
3,6 |
3,3 |
4 |
3 |
3,6 |
3 |
24,8 |
5. Проявляет эмпатию |
4 |
3,6 |
3,3 |
3,3 |
2,6 |
3,3 |
3 |
23,1 |
6. Умеет планировать общение |
3,3 |
3,3 |
2,6 |
3 |
2,6 |
3,6 |
2,6 |
21 |
7. Действует адекватно ситуации |
4 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
4 |
3,6 |
4 |
26,4 |
8. Проявляет инициативу |
3,6 |
3,3 |
3 |
3 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
23,7 |
9. Контролирует свое поведение |
3,6 |
4 |
3,6 |
4 |
3,6 |
3,6 |
3 |
25,4 |
10. Стремится уладить конфликт |
3,3 |
3,3 |
3 |
3,3 |
3 |
3,2 |
3 |
22,1 |
11. Избегает агрессивных проявлений |
3,6 |
4 |
3,3 |
4 |
3,6 |
3,6 |
3,3 |
25,4 |
12. Умеет убеждать |
4 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
4 |
26 |
13. Использует разнообразные
вербальные и невербальные |
4 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
25,6 |
14. Анализирует итоги общения |
3,3 |
3,3 |
3 |
3,3 |
3 |
3 |
3 |
21,9 |
15. Видит и признает свои ошибки |
3,6 |
4 |
3,6 |
4 |
3,6 |
4 |
3,6 |
26,4 |
16. Исправляет ошибки в следующих коммуникациях |
3,3 |
3,6 |
3 |
3,6 |
3 |
3,6 |
3 |
23,1 |
Коммуникативные умения базового (показатели 1-5), содержательного (показатели 6-9), операционального (показатели 10-13) и рефлексивного (показатели 14-16) характера.
Уровни коммуникативного развития ребенка:
5-й уровень – очень высокий (30-35 баллов);
4-й уровень – высокий (25-30 баллов);
3-й уровень – средний (20-25 баллов);
2-й уровень – низкий (15-25 баллов);
1-й уровень – очень низкий (ниже 15 баллов)
Таблица 4.2
Коммуникативные умения |
Средний балл |
Базовые |
26,2 |
Содержательные |
24,1 |
Операциональные |
24,8 |
Рефлексивные |
23,8 |
Гистограмма 1.
Общий Уровень коммуникативного развития по методу экспертной оценки Камашева Григория.
Таблица 5.1
Показатель коммуникативного развития |
Деятельность в режимные моменты |
Организованная деятельность |
Свободная деятельность |
Общий итог (сумма баллов) | ||||
Р-р |
Р-в |
Р-с |
Р-в |
Р-с |
Р-в |
Р-с | ||
1. Легко идет на контакт |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4 |
31 |
2. Откликается на просьбы и реагирует на замечания |
4,5 |
4,5 |
3 |
4,5 |
4 |
4 |
3 |
27,5 |
3. Действует сообща |
4,5 |
4,5 |
3,5 |
4,5 |
4 |
4,5 |
3,5 |
29 |
4. может оказать помощь и принимает ее от других |
3,5 |
4 |
3 |
3,5 |
3,5 |
4 |
3 |
24,5 |
5. Проявляет эмпатию |
4 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
31 |
6. Умеет планировать общение |
3,5 |
3 |
2,5 |
3 |
2,5 |
3 |
3 |
20,5 |
7. Действует адекватно ситуации |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
28 |
8. Проявляет инициативу |
3,5 |
3 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
3 |
3 |
20 |
9. Контролирует свое поведение |
4 |
3,5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
27,5 |
10. Стремится уладить конфликт |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
24,5 |
11. Избегает агрессивных проявлений |
4 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
31 |
12. Умеет убеждать |
3,5 |
3 |
2,5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
13. Использует разнообразные вербальные и невербальные средства общения |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
24,5 |
14. Анализирует итоги общения |
3,5 |
3 |
2,5 |
3 |
2,5 |
3 |
2,5 |
20 |
15. Видит и признает свои ошибки |
4 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
2,5 |
3,5 |
3 |
22,5 |
16. Исправляет ошибки в следующих коммуникациях |
4 |
4 |
3,5 |
4 |
4 |
3,5 |
3,5 |
26,5 |
Коммуникативные умения базового (показатели 1-5), содержательного (показатели 6-9), операционального (показатели 10-13) и рефлексивного (показатели 14-16) характера.
Уровни коммуникативного развития ребенка:
5-й уровень – очень высокий (30-35 баллов);
4-й уровень – высокий (25-30 баллов);
3-й уровень – средний (20-25 баллов);
2-й уровень – низкий (15-25 баллов);
1-й уровень – очень низкий (ниже 15 баллов)
Таблица 2.2
Коммуникативные умения |
Средний балл |
Базовые |
28,6 |
Содержательные |
24 |
Операциональные |
25,3 |
Рефлексивные |
23 |
Гистограмма 2.
Общий уровень коммуникативного развития по методу экспертной оценки Ризаханова Зейнулы.
Таблица 3.1.
Показатель коммуникативного развития |
Деятельность в режимные моменты |
Организованная деятельность |
Свободная деятельность |
Общий итог (сумма баллов) | ||||
Р-р |
Р-в |
Р-с |
Р-в |
Р-с |
Р-в |
Р-с | ||
1. Легко идет на контакт |
4,3 |
4,3 |
3,6 |
4,6 |
4,3 |
4,3 |
3,3 |
28,7 |
2. Откликается на просьбы и реагирует на замечания |
4,3 |
4,3 |
4 |
4,3 |
4 |
4,3 |
3,3 |
28,5 |
3. Действует сообща |
3,3 |
3,3 |
2,6 |
4 |
2,3 |
3,3 |
3 |
21,8 |
4. может оказать помощь и принимает ее от других |
4,3 |
4 |
3,3 |
4,3 |
4 |
3,3 |
3 |
26,2 |
5. Проявляет эмпатию |
4,3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
28,3 |
6. Умеет планировать общение |
3,6 |
3,6 |
3,3 |
3,3 |
3,6 |
3,3 |
3 |
23,7 |
7. Действует адекватно ситуации |
3,6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3,6 |
27,2 |
8. Проявляет инициативу |
3,6 |
3 |
2,6 |
2,6 |
2,3 |
3 |
2,3 |
19,4 |
9. Контролирует свое поведение |
3,3 |
4,3 |
3,3 |
4 |
3,6 |
4 |
3,3 |
25,8 |
10. Стремится уладить конфликт |
3 |
3,3 |
2,6 |
3,3 |
2,6 |
3,3 |
2,6 |
20,7 |
11. Избегает агрессивных проявлений |
3,3 |
4 |
4 |
4,3 |
4 |
4 |
4 |
27,6 |
12. Умеет убеждать |
2,6 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,3 |
14,9 |
13. Использует разнообразные
вербальные и невербальные |
2,6 |
2,3 |
2,3 |
2 |
2 |
2,3 |
2,3 |
15,8 |
14. Анализирует итоги общения |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2 |
2,3 |
2,3 |
15,8 |
15. Видит и признает свои ошибки |
3,6 |
3,6 |
3 |
4 |
2,6 |
3,3 |
2 |
22,1 |
16. Исправляет ошибки в следующих коммуникациях |
2,6 |
3,6 |
3,6 |
3,3 |
3,3 |
3 |
3 |
22,4 |
Коммуникативные умения базового (показатели 1-5), содержательного (показатели 6-9), операционального (показатели 10-13) и рефлексивного (показатели 14-16) характера.
Таблица 3.2
Коммуникативные умения |
Средний балл |
Базовые |
26,7 |
Содержательные |
24 |
Операциональные |
19,8 |
Рефлексивные |
20,1 |
Гистограмма 3.
Общий уровень коммуникативного развития по методу экспертной оценки.
Таблица 4.1
Показатель коммуникативного развития |
Общий итог (сумма баллов) |
1. Легко идет на контакт |
30,4 |
2. Откликается на просьбы и реагирует на замечания |
27,7 |
3. Действует сообща |
25,1 |
4. может оказать помощь и принимает ее от других |
25,2 |
5. Проявляет эмпатию |
27,5 |
6. Умеет планировать общение |
21,7 |
7. Действует адекватно ситуации |
27,2 |
8. Проявляет инициативу |
21 |
9. Контролирует свое поведение |
26,2 |
10. Стремится уладить конфликт |
22,4 |
11. Избегает агрессивных проявлений |
28 |
12. Умеет убеждать |
26,3 |
13. Использует разнообразные вербальные и невербальные средства общения |
22 |
14. Анализирует итоги общения |
19,2 |
15. Видит и признает свои ошибки |
23,6 |
16. Исправляет ошибки в следующих коммуникациях |
24 |
Коммуникативные умения базового (показатели 1-5), содержательного (показатели 6-9), операционального (показатели 10-13) и рефлексивного (показатели 14-16) характера.