Коммуникативные ситуации как средство формирования социальных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интегра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха…….…..6
1.1 Теоретическое обоснование термина «коммуникативные умения»……………………………………………………..……….……….…6
1.2 Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста……………………………………………………..…10
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………….….15
1.4. Затруднения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками………………………………….…..20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей с нарушением слуха…………………………………….…..24
2.1. Выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции………………………………....24
2. 2. Технология развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе………….……...28
Выводы……………………..………………………………………….……....37
Список литературы…………………………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Приложение №1.

Анализ наблюдения за детьми дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

Цель наблюдения –  выявление коммуникативных умений и коммуникативных трудностей у  детей с нарушением слуха в  условиях интеграции.

Объектом нашего наблюдения является ребенок с нарушением слуха.

Предмет – коммуникативные умения и коммуникативные трудности у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Наблюдение было проведено  на базе «МДОУ детский сад компенсирующего вида №186»

Перед началом наблюдения мы поставили задачи:

      1. Провести включенное наблюдение за детьми с нарушением слуха в условиях интеграции.
      2. Фиксация результатов наблюдения
      3. Выявление социальных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

В наблюдении участвовали  Чупина Варвара (6 лет) и Камашев Григорий (5 лет) из старшей группы и Ризаханов Зейнула (4 года) из средней группы.

Результаты наблюдения можно увидеть в предложенной таблице 3.

Таблица 3.

Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

Наблюдаемые параметры

Их  проявление

Коммуникативные

умения

 
 

Базовые

  • Легко идут на контакт;
  • Откликаются на просьбы и реагирует на замечания;
  • могут оказать помощь и принимать ее от других;
  • Проявляют эмпатию;
  • Умеют отвечать на вопросы чаще одними двумя словами, но не связными предложениями.
  • Умение сочувствовать – гладят друг друга по голове, защищают от обидчика.
  • Умение выражать симпатию  – улыбаются, зовут играть с собой, друг друга держат за руки, целуют в щечки.
  • Умение выражать благодарность – говорят спасибо после приема пищи
  • Умеют правильно воспринимать и различать эмоции, мимику, жесты человека (радость, горе, гнев, недовольство, удивление)  Употребляют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кошечка, папочка, пельмешки)

Содержательные

  • Действует адекватно ситуации
  • Проявляет инициативу
  • Умеют общаться в играх с другими детьми, распределять между собой роли (в старших группах).

Операциональные

  • Избегают агрессивных проявлений
  • Умеют спрашивать разрешение
  • Умеют извиняться
  • Умеют просить вещи (когда им напомнишь, что отбирать нельзя)
  • Умеют задавать вопросы
  • Говорят спасибо
  • Просят о помощи (надеть вещи, заплести волосы, надеть кохлеарный имплантат и т.д.)
  • Начинают разговаривать с собеседником лишь тогда, когда наладиться визуальный контакт.
  • Разучивание стихов, повторы фраз из сказок, показывают движения сказочных героев при чтении сказки, называют слова по картинкам

Рефлексивные

  • отсутствуют

Коммуникативные трудности

 
 

Базовые

  • не действуют сообща
  • застенчивы
  • редко прислушиваются к словам сверстников
  • не умение признать другую точку зрения
  • страх самопрезентации
  • постоянные сомнения;
  • неумение просить помощи;
  • застенчивость, страх заговорить;
  • неумение начать разговор;
 

Содержательные

  • не умеют планировать общение
  • не контролируют свое поведение
  • Не умеют договариваться между собой, кто на какое место садиться, кто за кем пойдет.
  • Незнание способов влияния на собеседника – убеждение, внушение, заражение, подражание.
  • Неспособность предвидеть конфликтные столкновения
  • неумение ориентироваться в изменившейся коммуникативной ситуации
  • неумение использовать в речи выразительные, образные, яркие средства;
  • неумение правильно выражать эмоции;
  • не проявляет инициативу;
 

Операциональные

  • Не стремятся уладить конфликт
  • Не умеют убеждать
  • Не используют разнообразные вербальные и невербальные средства общения
  • Редко используют жесты
  • Плохо умеют читать стихи.
  • Неумение точно и ясно выражать свои мысли
  • Преобладание контекстной речи над связной
  • Фонетические трудности
  • Длинные паузы в речи
  • Неумение давать собеседнику адекватную обратную связь логические ошибки в речи;
 

Рефлексивные 

  • Не анализируют итоги общения
  • Не видят и не признают свои ошибки
  • Не исправляют ошибки в следующих коммуникациях
  • Не могут объяснить  свое или чье-то поведение словами
  • Неумение оценить последствия своей коммуникации
  • Использование коммуникативных шаблонов, замена ими индивидуальных коммуникативных проявлений
  • Ориентация на достижение своей цели любыми средствами
  • Неумение соотносить свои коммуникативные возможности с реальными коммуникативными ситуациями
  • Центрация на привычных коммуникативных действиях и страх использования новых вариантов общения

 

 

Приложение №2.

Уровень коммуникативного развития по методу экспертной оценки Чупиной Варвары.

Таблица 4.1

Показатель коммуникативного развития

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Свободная деятельность

Общий итог (сумма баллов)

Р-р

Р-в

Р-с

Р-в

Р-с

Р-в

Р-с

1. Легко идет на  контакт

4,6

4,6

4,3

4,6

4,3

4,6

4,6

31,6

2. Откликается на просьбы  и реагирует на замечания

4

4

3,6

4,3

3,6

4

3,6

27,1

3. Действует сообща

4

3,6

3,3

3,6

3,3

3,6

3,6

24,7

4. может оказать помощь  и принимает ее от других

4,3

3,6

3,3

4

3

3,6

3

24,8

5. Проявляет эмпатию

4

3,6

3,3

3,3

2,6

3,3

3

23,1

6. Умеет планировать  общение

3,3

3,3

2,6

3

2,6

3,6

2,6

21

7. Действует адекватно  ситуации

4

3,6

3,6

3,6

4

3,6

4

26,4

8. Проявляет инициативу

3,6

3,3

3

3

3,6

3,6

3,6

23,7

9. Контролирует свое  поведение

3,6

4

3,6

4

3,6

3,6

3

25,4

10. Стремится уладить  конфликт

3,3

3,3

3

3,3

3

3,2

3

22,1

11. Избегает агрессивных  проявлений

3,6

4

3,3

4

3,6

3,6

3,3

25,4

12. Умеет убеждать

4

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

4

26

13. Использует разнообразные  вербальные и невербальные средства  общения

4

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

25,6

14. Анализирует итоги  общения

3,3

3,3

3

3,3

3

3

3

21,9

15. Видит и признает  свои ошибки

3,6

4

3,6

4

3,6

4

3,6

26,4

16. Исправляет ошибки  в следующих коммуникациях

3,3

3,6

3

3,6

3

3,6

3

23,1


Коммуникативные умения базового (показатели 1-5), содержательного (показатели 6-9), операционального (показатели 10-13) и рефлексивного (показатели 14-16) характера.

Уровни коммуникативного развития ребенка:

5-й уровень – очень  высокий (30-35 баллов);

4-й уровень – высокий (25-30 баллов);

3-й уровень – средний  (20-25 баллов);

2-й уровень – низкий (15-25 баллов);

1-й уровень – очень  низкий (ниже 15 баллов)

 

Таблица 4.2

Коммуникативные умения

Средний балл

Базовые

26,2

Содержательные

24,1

Операциональные

24,8

Рефлексивные

23,8


 

Гистограмма 1.

Общий Уровень коммуникативного развития по методу экспертной оценки Камашева Григория.

Таблица 5.1

Показатель коммуникативного развития

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Свободная деятельность

Общий итог (сумма баллов)

Р-р

Р-в

Р-с

Р-в

Р-с

Р-в

Р-с

1. Легко идет на  контакт

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

4

31

2. Откликается на просьбы  и реагирует на замечания

4,5

4,5

3

4,5

4

4

3

27,5

3. Действует сообща

4,5

4,5

3,5

4,5

4

4,5

3,5

29

4. может оказать помощь и принимает ее от других

3,5

4

3

3,5

3,5

4

3

24,5

5. Проявляет эмпатию

4

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

31

6. Умеет планировать  общение

3,5

3

2,5

3

2,5

3

3

20,5

7. Действует адекватно  ситуации

4

4

4

4

4

4

4

28

8. Проявляет инициативу

3,5

3

2,5

2,5

2,5

3

3

20

9. Контролирует свое  поведение

4

3,5

4

4

4

4

4

27,5

10. Стремится уладить  конфликт

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

24,5

11. Избегает агрессивных  проявлений

4

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

31

12. Умеет убеждать

3,5

3

2,5

3

3

3

3

21

13. Использует разнообразные вербальные и невербальные средства общения

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

3,5

24,5

14. Анализирует итоги  общения

3,5

3

2,5

3

2,5

3

2,5

20

15. Видит и признает  свои ошибки

4

3,5

2,5

3,5

2,5

3,5

3

22,5

16. Исправляет ошибки  в следующих коммуникациях

4

4

3,5

4

4

3,5

3,5

26,5


Коммуникативные умения базового (показатели 1-5), содержательного (показатели 6-9), операционального (показатели 10-13) и рефлексивного (показатели 14-16) характера.

Уровни коммуникативного развития ребенка:

5-й уровень – очень высокий (30-35 баллов);

4-й уровень – высокий  (25-30 баллов);

3-й уровень – средний  (20-25 баллов);

2-й уровень – низкий (15-25 баллов);

1-й уровень – очень  низкий (ниже 15 баллов)

 

 

Таблица 2.2

Коммуникативные умения

Средний балл

Базовые

28,6

Содержательные

24

Операциональные

25,3

Рефлексивные

23


Гистограмма 2.

 

 

 

Общий уровень  коммуникативного развития по методу экспертной оценки Ризаханова Зейнулы.

Таблица 3.1.

Показатель коммуникативного развития

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Свободная деятельность

Общий итог (сумма баллов)

Р-р

Р-в

Р-с

Р-в

Р-с

Р-в

Р-с

1. Легко идет на  контакт

4,3

4,3

3,6

4,6

4,3

4,3

3,3

28,7

2. Откликается на просьбы  и реагирует на замечания

4,3

4,3

4

4,3

4

4,3

3,3

28,5

3. Действует сообща

3,3

3,3

2,6

4

2,3

3,3

3

21,8

4. может оказать помощь  и принимает ее от других

4,3

4

3,3

4,3

4

3,3

3

26,2

5. Проявляет эмпатию

4,3

4

4

4

4

4

4

28,3

6. Умеет планировать  общение

3,6

3,6

3,3

3,3

3,6

3,3

3

23,7

7. Действует адекватно  ситуации

3,6

4

4

4

4

4

3,6

27,2

8. Проявляет инициативу

3,6

3

2,6

2,6

2,3

3

2,3

19,4

9. Контролирует свое  поведение

3,3

4,3

3,3

4

3,6

4

3,3

25,8

10. Стремится уладить  конфликт

3

3,3

2,6

3,3

2,6

3,3

2,6

20,7

11. Избегает агрессивных  проявлений

3,3

4

4

4,3

4

4

4

27,6

12. Умеет убеждать

2,6

2

2

2

2

2

2,3

14,9

13. Использует разнообразные  вербальные и невербальные средства  общения

2,6

2,3

2,3

2

2

2,3

2,3

15,8

14. Анализирует итоги  общения

2,3

2,3

2,3

2,3

2

2,3

2,3

15,8

15. Видит и признает  свои ошибки

3,6

3,6

3

4

2,6

3,3

2

22,1

16. Исправляет ошибки  в следующих коммуникациях

2,6

3,6

3,6

3,3

3,3

3

3

22,4


 

Коммуникативные умения базового (показатели 1-5), содержательного (показатели 6-9), операционального (показатели 10-13) и рефлексивного (показатели 14-16) характера.

Таблица 3.2

Коммуникативные умения

Средний балл

Базовые

26,7

Содержательные

24

Операциональные

19,8

Рефлексивные

20,1


 

Гистограмма 3.

 

Общий уровень  коммуникативного развития по методу экспертной оценки.

Таблица 4.1

Показатель  коммуникативного развития

Общий итог (сумма баллов)

1. Легко идет на  контакт

30,4

2. Откликается на просьбы  и реагирует на замечания

27,7

3. Действует сообща

25,1

4. может оказать помощь  и принимает ее от других

25,2

5. Проявляет эмпатию

27,5

6. Умеет планировать  общение

21,7

7. Действует адекватно ситуации

27,2

8. Проявляет инициативу

21

9. Контролирует свое  поведение

26,2

10. Стремится уладить  конфликт

22,4

11. Избегает агрессивных  проявлений

28

12. Умеет убеждать

26,3

13. Использует разнообразные  вербальные и невербальные средства общения

22

14. Анализирует итоги  общения

19,2

15. Видит и признает  свои ошибки

23,6

16. Исправляет ошибки  в следующих коммуникациях

24


Коммуникативные умения базового (показатели 1-5), содержательного (показатели 6-9), операционального (показатели 10-13) и рефлексивного (показатели 14-16) характера.

Информация о работе Коммуникативные ситуации как средство формирования социальных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интегра