Коммуникативные ситуации как средство формирования социальных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интегра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха…….…..6
1.1 Теоретическое обоснование термина «коммуникативные умения»……………………………………………………..……….……….…6
1.2 Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста……………………………………………………..…10
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………….….15
1.4. Затруднения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками………………………………….…..20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей с нарушением слуха…………………………………….…..24
2.1. Выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции………………………………....24
2. 2. Технология развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе………….……...28
Выводы……………………..………………………………………….……....37
Список литературы…………………………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

Уровни коммуникативного развития ребенка:

5-й уровень – очень  высокий (30-35 баллов);

4-й уровень – высокий  (25-30 баллов);

3-й уровень – средний  (20-25 баллов);

2-й уровень – низкий (15-25 баллов);

1-й уровень – очень  низкий (ниже 15 баллов)

 

Таблица 4.2

Коммуникативные умения

Средний балл

Базовые

27,2

Содержательные

24

Операциональные

24,7

Рефлексивные

22,3


 

 

Гистограмма 4.

 

Выводы: Из всех уровней коммуникативного развития наиболее сформированными являются базовый и операциональный. Это можно объяснить тем, что базовые коммуникативные умения связаны с поведенческими реакциями, которые формируются у ребенка на основе подражания. Дети усваивают их не только непосредственно в коммуникации, но и при наблюдении за сверстниками и взрослыми. Операциональные коммуникативные умения сформированы за счет установленных в детском саду режима и правил поведения. При этом операциональные умения находятся все же на низком уровне. Возможно, это связано с тем, что конфликтные ситуации, споры и дискуссии воспринимаются ими как коммуникативное столкновение. А так как другой участник взаимодействия имеет уровень коммуникативного развития выше, чем у ребенка с нарушением слуха, то последний автоматически «проигрывает» своему собеседнику по нескольким параметрам, в т.ч. умение приводить доводы, строить логическую речь, большой словарный запас, правильное построение  фраз, умение слушать, умение распознавать эмоции и средства выразительности в речи и т.д. На низком уровне находятся содержательные и рефлексивные умения. Это можно объяснить следующим: данные уровни базируются на способности анализировать и контролировать, что для категории детей с нарушением слуха является труднореализуемым и требующим огромных эмоциональных затрат. Л.С. Выготский отмечал, что ребенок «еще недостаточно осознает собственные мыслительные операции и поэтому не может в полной мере овладеть ими. Он еще малоспособен к внутреннему наблюдению, к интроспекции…Только под давлением спора и возраженй ребенок начинает пытаться оправдать свою мысль в глазах других и начинает наблюдать собственное мышление, т.е. искать и различать с помощью интроспекции мотивы, которые его ведут, и направление, которому он следует. Стараясь подтвердить свою мысль в глазах других, он начинает подтверждать ее и для самого себя…»[6]. Содержательный и рефлексивный уровень коммуникативного развития требует анализа и контроля не только своей деятельности, но и деятельности других участников в коммуникации. Дети с нарушением слуха не усваивают способы обобщения, планирования и рефлексии, так как их речевое развитие не позволяет им вступать в словесный спор, дискуссии и процессы вопросно-ответного диалога.

 

Приложение №3.

1 Блок: Игры и коммуникативные ситуации  на развитие эмоциональности речи.

Игра «Мимическая  гимнастика».

Цель: развитие мимики

Место: игровая группа

Количество  человек: 10-15 человек

Эта игра – своеобразный тренинг выразительности мимики

Ребенку предлагается выполнить  ряд упражнений для мимических мышц лица. Сморщить лоб, поднять брови (удивление), расслабиться. Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться. Полностью расслабить, закатить глаза (а мне все равно – равнодушие). Расширить глаза, рот открыть, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас). Расслабиться. Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать). Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах). Расслабиться. Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться. Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!). радость (радостно, радостный), веселье (веселый, весело), грусть(грустный, грустно), печаль (печальный, печально), испуг (испугаться, испуганный), злость (злой, рассерженный) и т.п.

В течение игры разговаривать с детьми, обсуждать, где и когда появляется каждая эмоция.

Упражнения  на распознавание эмоций.

Цель: развитие умения распознавать эмоции

Место: игровая группа

Количество  человек: 10-15 человек

Каждый участник по очереди  подходит к ведущему, который на ушко называет эму ситуацию и эмоцию. Ребенок должен показать остальным детям эту эмоцию, но не говорить. Остальные отгадывают.

Например, ситуация –  тебе подарили подарок, ты радуешься, покажи. Ребенок улыбается перед всеми.

Упражнение  «Люблю – не люблю»

Цель: Изучить различные эмоции и их появление.

Место: игровая группа

Количество  человек: 10-15 человек

Детям предлагается в  виде разговора обсудить, какие эмоции бывают и когда они появляются.

Пример: 1. я обижаюсь, когда….

  1. я радуюсь, когда…
  2. Я злюсь, когда…
  3. я грущу, когда….
  4. я удивляюсь, когда…
  5. я плачу, когда…и т.д.

«Кошка  и котята» 

Цель: применение мимики и телодвижений для выражения эмоций

Место: игровая группа

Количество  человек: 10-15 человек

Суть игры заключается в повторении «котятами» различных действий, показанных «кошкой» (мяуканье, охота за мышкой, выгибание спинки и т.д.).

«Кто  в домике живет»

Цель: развитие умения в словесной форме описать свои тактильные ощущения.

Средства: коробка с различными предметами разной формы и фактуры.

Место: игровая группа

Количество  человек: 10-15 человек

Воспитатель готовит несколько коробок с  отверстиями. Кладет в них предметы разного качества  жесткие, мягкие, гладкие, колючие и т.д.). Дети ощупывая предметы или игрушку выражают (мимикой, движениями) свои впечатления от посещения того или иного домика. А потом рассказывают другим, что было в коробке.

«Вкусно-невкусно» 

Цель: развитие умения в словесной форме описать свои ощущения

Средства: кусочки фруктов, овощей, печенья, специй, сок и т.д.

Место: игровая группа

Количество  человек: 10-15 человек

Воспитатель предлагает закрыть глаза и мимикой выразить свои вкусовые ощущения. Дает попробовать кусочки различных овощей и фруктов.

Фотография

Цель: развитие умение описать картинку, изображенные эмоции.

Средства: альбом с фотографиями

Место: игровая группа

Количество  человек: 2 человека

Рассмотрите с ребенком семейный альбом. Показывая  фотографии его самого и близких, расспрашивайте, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т.д. Там где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребенку развить понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.

«Тренируем  эмоции» 

Цель: Развитие мимики

Место: игровая группа

Количество  человек: 10-15 человек

Попросите ребенка: нахмуриться, как

-  Осенняя  тучка

-  Рассерженный  человек

-  Злая  волшебница 

Улыбнуться, как

- Кот на  солнце

- Само солнце

- Как Буратино

- Как хитрая  лиса

- Как радостный  ребенок

- Как будто  ты увидел чудо 

Позлись, как

-  Ребенок,  у которого отняли мороженое

-  Два барана  на мосту

 

-  Как человек,  которого ударили 

Испугайся, как

-  Ребенок,  потерявшийся в лесу

-  Заяц, увидевший  волка

-  Котенок,  на которого лает собака

Устань, как

-  Папа  после работы

-  Человек,  поднявший тяжелый груз

—  Муравей, притащивший большую соломинку 

Отдохни, как

-  Турист, снявший тяжелый рюкзак

-  Ребенок,  который много трудился, но помог  маме

-  Как уставший  воин после победы

  «Классификация чувств»

Цель: Развитие умения распознавать эмоции и их классифицировать по нескольким признакам.

Средства: карточки с пиктограммами.

Место: игровая группа

Количество  человек: 3-4 человека

Ребенок рассматривает  карточки с пиктограммами и раскладывает их по следующим признакам:

-   Какие  нравятся.

-  Какие  не нравятся.

Затем необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить, почему он так их разложил.

«Бедная киска».

Цель: развитие умения сдерживать свои эмоции и их проявление.

Место: игровая группа

Количество  человек: 10-15 человек

Дети стоят в кругу. Один из них ведущий. Он выбирает из детей «киску», подходит к нему и  гладит по голове, при этом он должен повторять слова: «Бедная киска». Задача остальных участников упражнения сдержать все свои эмоции (смех, комментирование, недовольство и т.д.)  

2 Блок: Игры и коммуникативные ситуации на развитие познавательной деятельности.

 

Игра «Два круга»

Цель: развитие умения соотносить предмет с его характеристикой.

Место: игровая группа

Количество  человек: 10-15 человек

Дети строятся в два  круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека).

Дети из большого круга  стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем... сладкое».  
Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание.

Упражнение  «Съедобное - несъедобное»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по их свойствам.

Средства: мяч, стулья.

Место: игровая группа

Количество  человек: 5-7 человек

Один из детей ведущий. У него в руках мяч. Остальные  садятся  перед ним на стулья. Ведущий должен кинуть мяч кому-то из участников и  называть предметы – съедобные и несъедобные. Если  он называет съедобное, то надо ловить мяч, если несъедобное – оттолкнуть  от себя.

Таким же способом:

  1. Летает - не летает
  2. плавает, не плавает.
  3. круглое, не круглое
  4. и т.д.

 

Упражнение  «моя любимая игрушка»

Цель: Развитие умения охарактеризовать любимый предмет, задавать вопросы.

Средства: игрушки детей.

Место: игровая группа

Количество  человек: 10-15 человек

Каждому ребенку дается возможность взять с собой  любимую игрушку.

Каждый выходит и  рассказывает о ней, какая она, как  в нее играть, кто ее купил (подарил) и т.д.

Остальные дети и воспитатель  спрашивают о ней.

 

 

 

Упражнение «что сначала, что потом»

Цель: расположить картинки в логической цепочке и объяснить свой выбор.

Средства: Картинки

Место: игровая группа

Количество  человек: 5 человек

Детям предлагаются картинки, из которых нужно построить логическую цепочку.

Пример: 1. младенец, девочка, подросток, девушка, молодая женщина, бабушка

2. семечко, росток побег,  бутон, цветок, коробочка с семенами, высохший стебель.

Потом воспитатель спрашивает: «почему ты так поставил?»

 

3 Блок: Игры и коммуникативные ситуации на развитие построения речевых высказываний.

 

Упражнение  «Магазин»

Цель: развитие умения задавать вопросы, соблюдать правила поведения, строить диалог.

Место: игровая группа

Количество  человек: 2-3 человека

Один ребенок –  продавец. Остальные покупатели. Они  по очереди подходят к  нему и  покупают.

При этом обговаривается с детьми, как нужно покупать.

  1. Поздороваться.
  2. Продавец спрашивает: «что вам нужно?»
  3. Покупатель – называет предмет
  4. продавец: «он стоит …рублей»
  5. Покупатель – возьмите, пожалуйста (отдает ему деньги)
  6. Продавец: «Спасибо, можете забрать» (отдает)
  7. До свидания

Разыгрываются подобные ситуации:

 

Парикмахерская:

Цель: развитие умения задавать вопросы, соблюдать правила поведения, строить диалог.

Место: игровая группа

Количество  человек: 2-3 человека

Информация о работе Коммуникативные ситуации как средство формирования социальных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интегра