Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха…….…..6
1.1 Теоретическое обоснование термина «коммуникативные умения»……………………………………………………..……….……….…6
1.2 Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста……………………………………………………..…10
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………….….15
1.4. Затруднения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками………………………………….…..20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей с нарушением слуха…………………………………….…..24
2.1. Выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции………………………………....24
2. 2. Технология развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе………….……...28
Выводы……………………..………………………………………….……....37
Список литературы…………………………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...43
Исходя из генетического принципа, возможно не только моделировать содержание программы развития речи, но и определять условия, в которых оно протекает наиболее полноценно, и прежде всего признать ведущую роль практической деятельности ребенка, в которой следует искать генетические истоки речи. Анализ этих условий имеет особую значимость на начальных этапах обучения, т. е. в раннем и дошкольном возрасте, когда особенно важен учет предпосылок к овладению речью: развитие сенсорной основы речи, внимание к говорящему человеку, стремление подражать его предметным и речевым действиям, попытки артикулирования слов, произнесения лепетных, усеченных слов, звукоподражании, воспроизведение «контура» слов и многое другое. Исходный уровень речевого развития слабослышащего ребенка, каким бы невысоким он ни был, все-таки содержит предпосылки для развития языковой способности, которые должны последовательно развиваться в процессе целенаправленного обучения словесной речи.
Деятельностный принцип отражает сущность коммуникативной системы обучения детей с нарушениями слуха и предполагает прежде всего тесную связь развития речи с практической деятельностью. Практическая деятельность является условием, средой, в которой естественно возникают мотивы речевой коммуникации, появляется потребность в усвоении слов и их активном применении. В дошкольном возрасте формируются разные виды детской деятельности, обеспечивающие психическое развитие ребенка, одним из показателей которого является наличие возможности общаться с участниками коллективной деятельности. Игра, изобразительная, элементарная трудовая деятельность требуют действий ребенка с разнообразными игрушками и атрибутами, их рассматривания, выявления свойств и отношений. Все это позволяет лучше усваивать речевой материал и способы его использования в конкретных речевых ситуациях, запоминать не только названия предметов, свойств, действий, но и целостные речевые структуры, необходимые для обслуживания потребностей общения в связи с деятельностью.
Речь, как и любая
другая деятельность, имеет трехуровневую
структуру, в которой выделяется
мотивационно-потребностный, ориентировочно-
На ориентировочно-
Операционально-техническая
сторона овладения речевым
Речевая деятельность детей
с нарушениями слуха
По характеру речевого общения речевая деятельность дифференцируется на виды, реализующие устное общение, и письменную речь. Чтение и письмо представляют собой более сложные виды речевой деятельности, требующие более высокого уровня произвольности психических процессов. Каждый из видов речевой деятельности имеет различную мотивацию, структуру, специфические средства осуществления. В процессе обучения дошкольников с нарушениями слуха речи каждому виду речевой деятельности уделяется особое внимание, учитывается правильное их соотношение и последовательность обучения в зависимости от потребностей общения.
Таким образом, деятельностный принцип в обучении языку позволяет рассмотреть речь как деятельность и учесть ее виды и структурные компоненты, установить связь с разными видами детской деятельности.
Структурно-семантический принцип отражает системную организацию языка и имеет важное значение для отбора речевого материала и путей его усвоения детьми. Язык представляет собой строго организованную систему, в которой единицы языка могут быть сгруппированы по уровням - от наиболее низкого (фонемы) до самого высокого (текста). Единицы языка соединяются между собой тремя основными типами отношений: синтагматическими, парадигматическими и иерархическими. Овладение каждым типом связей имеет большое значение для построения методики обучения языку детей с нарушениями слуха, так как ее спонтанное формирование не позволяет сформировать даже наиболее простые из них. Синтагматические отношения в языке предполагают связи между единицами одного уровня: между звуками в слове, между словами в предложении, предложениями в тексте и т.д. В процессе нормального речевого развития они усваиваются спонтанно, в ходе непосредственного общения.
Особенностью усвоения синтагматических связей является то, что они запоминаются ребенком целостно, без членения, например, слова на звуки или предложения на отдельные слова. Частая повторяемость слова в разных формах в сочетании с другими словами способствует их запоминанию и усвоению. Для овладения синтагматическими связями важное значение имеет обеспечение большой повторяемости речевого материала в основном на уровне предложений как основной единицы коммуникации в разных видах деятельности. Учет данного типа связей должен побудить педагогов к отбору наиболее типичных для общения высказываний, а также созданию условий для речевой практики ребенка.
Таким образом, в обучении
языку детей с нарушениями
слуха в настоящее время
1.4. Затруднения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками.
К основным коммуникативным трудностям детей дошкольного возраста Самохвалова А.Г. относит:
I. Базовые коммуникативные трудности
II. Содержательные коммуникативные трудности ребенка
III. Операциональные коммуникативные трудности проявляются в неумении ребенка эффективно реализовывать на практике намеченные программы коммуникативных действий, к ним относят:
IV. Рефлексивные коммуникативные трудности
Все вышеперечисленные коммуникативные трудности могут помочь педагогу систематизировать свою деятельность. Зная к какому типу трудностей относится то или иное затруднение ребенка, можно четко определяла круг умений, необходимых для формирования у детей с нарушением речи и нарушением слуха.
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей с нарушением слуха.
2.1. Выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции
В работах ученых можно проследить различные приемы формирования и развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Рассмотрим основные из этих приемов.
Первым и самым
Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного
возраста. Д. Б.
Эльконин подчеркивал, что игра относится
к символико-моделирующему типу деятельности,
в котором операционально-техническая
сторона минимальна, сокращены операции,
условны предметы. Однако игра дает возможность
такой ориентации во внешнем, зримом мире,
которой никакая другая деятельность
дать не может. Все типы деятельности ребенка
дошкольного возраста, за исключением
самообслуживания, носят моделирующий характер.
Сущность всякого моделирования, считал
Д. Б. Эльконин, состоит в воссоздании объекта
в другом, не натуральном материале, в
результате чего в объекте выделяются
такие стороны, которые становятся предметом
специального рассмотрения, специальной
ориентировки. Именно поэтому Д. Б. Эльконин
называл игру гигантской кладовой-настоящей
творческой мысли будущего человека. Что
же составляет предмет этой деятельности?
Это — взрослый человек как носитель
определенных общественных функций,
вступающий в определенные отношения
с другими людьми, использующий в своей
предметно-практической деятельности
определенные правила. [26]