Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха…….…..6
1.1 Теоретическое обоснование термина «коммуникативные умения»……………………………………………………..……….……….…6
1.2 Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста……………………………………………………..…10
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………….….15
1.4. Затруднения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками………………………………….…..20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей с нарушением слуха…………………………………….…..24
2.1. Выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции………………………………....24
2. 2. Технология развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе………….……...28
Выводы……………………..………………………………………….……....37
Список литературы…………………………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...43
В наблюдении участвовали дети второй младшей группы с нарушением речи, Зейнула Ризаханов (5 лет) с нарушением слуха.
Таблица 1.
Бланк карты наблюдения.
Наблюдаемые параметры |
Их проявление |
Коммуникативные умения |
|
Коммуникативные трудности |
Метод экспертной оценки коммуникативного развития ребенка.
Цель: выявление уровня развития коммуникативных умений и определение коммуникативных трудностей ребенка (5-10 лет).
Объектом нашего наблюдения является ребенок с нарушением слуха.
Предмет – коммуникативные умения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Экспертам (воспитателям, психологу, муз.руководителю и т.д.) предлагается заполнить на каждого наблюдаемого ребенка обобщенную схему наблюдений.
Схема наблюдений представляет собой таблицу, в которой перечислены 16 основных показателей коммуникативного развития ребенка. В нее включены показатели развития всех уровней коммуникативного потенциала личности – базового, содержательного, операционального, рефлексивного.
Каждый показатель рассматривается в ситуациях взаимодействия ребенка с воспитателем (учителем), сверстниками и в некоторых случаях с родителями. С целью объективности оценивания коммуникативных проявлений ребенка анализируются различные варианты коммуникативной деятельности.
Для оценки уровня развития каждого коммуникативного показателя экспертами используется пятибалльная шкала (5 – часто, 4 – как правило, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – никогда).
Результаты оценки всех участвующих экспертов по каждому показателю суммируются, а затем высчитывается средний балл, отражающий актуальный уровень развития того или иного показателя коммуникативного потенциала ребенка. В таблице 2 представлен протокол наблюдения, в который эксперты заносят оценки по каждому показателю коммуникативного развития ребенка, проявляющемуся в типичных коммуникативных ситуациях.
Уровень развития каждого коммуникативного показателя ребенка определяется по следующим нормам:
5-й уровень – очень высокий (30-35 баллов);
4-й уровень – высокий (25-30 баллов);
3-й уровень – средний (20-25 баллов);
2-й уровень – низкий (15-25 баллов);
1-й уровень – очень низкий (ниже 15 баллов)
Таблица 2.
Уровень коммуникативного развития ребенка.
Показатель коммуникативного развития |
Деятельность в режимные моменты |
Организованная деятельность |
Свободная деятельность | ||||
Р-р |
Р-в |
Р-с |
Р-в |
Р-с |
Р-в |
Р-с | |
1. Легко идет на контакт |
|||||||
2. Откликается на просьбы и реагирует на замечания |
|||||||
3. Действует сообща |
|||||||
4. может оказать помощь и |
|||||||
5. Проявляет эмпатию |
|||||||
6. Умеет планировать общение |
|||||||
7. Действует адекватно ситуации |
|||||||
8. Проявляет инициативу |
|||||||
9. Контролирует свое поведение |
|||||||
10. Стремится уладить конфликт |
|||||||
11. Избегает агрессивных |
|||||||
12. Умеет убеждать |
|||||||
13. Использует разнообразные |
|||||||
14. Анализирует итоги общения |
|||||||
15. Видит и признает свои ошибки |
|||||||
16. Исправляет ошибки в следующих коммуникациях |
Условные обозначения:
Р-р – взаимодействие «ребенок – родители»;
Р-в – взаимодействие «ребенок – воспитатель (учитель)»;
Р-с – взаимодействие «ребенок – сверстник».
В результате определяется средний балл по каждому коммуникативному показателю, отражающий уровень развития того или иного качества, и на основе этого выявляется индивидуальный профиль коммуникативного развития ребенка.
Низкий и очень низкий уровни развития того или иного коммуникативного показателя указывают на наличие коммуникативных трудностей базового (показатели 1-5), содержательного (показатели 6-9), операционального (показатели 10-13) и рефлексивного (показатели 14-16) характера.
Кроме выявления уровня
коммуникативного развития ребенка
по каждому показателю и определения
характерных коммуникативных
II. Основной
Цель: подбор и внедрение в воспитательную систему способов формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе.
Предлагаются пять блоков игр и коммуникативных ситуаций различной направленности (см. приложение №3):
В первый день проведения методики предлагается познакомить детей с двумя новыми играми, в последующие проигрывать старые игры для закрепления и изучать одну новую.
III. Заключительный этап.
Цель: анализ эффективности работы.
Средства: поход в детский сад № 186
Методы:
Для сравнения с полученными данными на начале исследования проводится повторное наблюдение за детьми, заполняется карта наблюдения и таблица по методу коммуникативного развития ребенка.
Выводы
Таким образом, в ходе данной исследовательской работы мы решили поставленные нами задачи: дали теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста, выявили затруднения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками, выявили эффективные педагогические условия, приемы, формы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции, а также на основе полученных данных, мы разработали технологию формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
В результате решения этих задач мы пришли к выводу, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности (Жуков Ю.М.)
В ходе анализа психолого-
Базовые |
|
Содержательные |
|
Операциональные |
|
Рефлексивные |
|
На основе данных исследования мы разработали технологию развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе посредством включения в их образовательный процесс специально организованных коммуникативных ситуаций. Они скомпанованы в пять блоков в зависимости от направленности:
Каждый из блоков коммуникативных ситуаций включает помощь в преодолении той или иной коммуникативной трудности, выявленной в результате исследования.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, мы выявили педагогические условия, приемы, формы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Мы предполагаем в дальнейшем апробировать разработанную технологию и определить ее эффективность.
Данные исследовательской работы могут быть использованы в качестве дополнительного материала для педагогов учебных заведений и студентов вузов.
Список литературы