Коммуникативные ситуации как средство формирования социальных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интегра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха…….…..6
1.1 Теоретическое обоснование термина «коммуникативные умения»……………………………………………………..……….……….…6
1.2 Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста……………………………………………………..…10
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………….….15
1.4. Затруднения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками………………………………….…..20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей с нарушением слуха…………………………………….…..24
2.1. Выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции………………………………....24
2. 2. Технология развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе………….……...28
Выводы……………………..………………………………………….……....37
Список литературы…………………………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

В наблюдении участвовали  дети второй младшей группы с нарушением речи, Зейнула Ризаханов (5 лет) с нарушением слуха.

Таблица 1.

Бланк карты  наблюдения.

Наблюдаемые параметры

Их  проявление

Коммуникативные умения

 

Коммуникативные трудности

 

 

Метод экспертной оценки коммуникативного развития ребенка.

Цель: выявление уровня развития коммуникативных умений и определение коммуникативных трудностей ребенка (5-10 лет).

Объектом нашего наблюдения является ребенок с нарушением слуха.

Предмет – коммуникативные  умения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Экспертам (воспитателям, психологу, муз.руководителю и т.д.) предлагается заполнить на каждого  наблюдаемого ребенка обобщенную схему  наблюдений.

Схема наблюдений представляет собой таблицу, в которой перечислены 16 основных показателей коммуникативного развития ребенка. В нее включены показатели развития всех уровней коммуникативного потенциала личности – базового, содержательного, операционального, рефлексивного.

Каждый показатель рассматривается  в ситуациях взаимодействия ребенка  с воспитателем (учителем), сверстниками и в некоторых случаях с родителями. С целью объективности оценивания коммуникативных проявлений ребенка анализируются различные варианты коммуникативной деятельности.

Для оценки уровня развития каждого коммуникативного показателя экспертами используется пятибалльная шкала (5 – часто, 4 – как правило, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – никогда).

Результаты оценки всех участвующих экспертов по каждому  показателю суммируются, а затем  высчитывается средний балл, отражающий актуальный уровень развития того или иного показателя коммуникативного потенциала ребенка. В таблице 2 представлен протокол наблюдения, в который эксперты заносят оценки по каждому показателю коммуникативного развития ребенка, проявляющемуся в типичных коммуникативных ситуациях.

Уровень развития каждого коммуникативного показателя ребенка определяется по следующим нормам:

5-й уровень – очень  высокий (30-35 баллов);

4-й уровень – высокий  (25-30 баллов);

3-й уровень – средний  (20-25 баллов);

2-й уровень – низкий (15-25 баллов);

1-й уровень – очень низкий (ниже 15 баллов)

 

Таблица 2.

Уровень коммуникативного развития ребенка.

Показатель коммуникативного развития

Деятельность в режимные моменты

Организованная деятельность

Свободная деятельность

Р-р

Р-в

Р-с

Р-в

Р-с

Р-в

Р-с

1. Легко идет на контакт

             

2. Откликается на просьбы и  реагирует на замечания

             

3. Действует сообща

             

4. может оказать помощь и принимает  ее от других

             

5. Проявляет эмпатию

             

6. Умеет планировать общение

             

7. Действует адекватно ситуации

             

8. Проявляет инициативу

             

9. Контролирует свое поведение

             

10. Стремится уладить конфликт

             

11. Избегает агрессивных проявлений

             

12. Умеет убеждать

             

13. Использует разнообразные вербальные  и невербальные средства общения

             

14. Анализирует итоги общения

             

15. Видит и признает свои ошибки

             

16. Исправляет ошибки в следующих  коммуникациях

             

Условные обозначения:

Р-р – взаимодействие «ребенок – родители»;

Р-в – взаимодействие «ребенок – воспитатель (учитель)»;

Р-с – взаимодействие «ребенок – сверстник».

В результате определяется средний балл по каждому коммуникативному показателю, отражающий уровень развития того или иного качества, и на основе этого выявляется индивидуальный профиль коммуникативного развития ребенка.

Низкий и очень низкий уровни развития того или иного коммуникативного показателя указывают на наличие  коммуникативных трудностей базового (показатели 1-5), содержательного (показатели 6-9), операционального (показатели 10-13) и рефлексивного (показатели 14-16) характера.

Кроме выявления уровня коммуникативного развития ребенка  по каждому показателю и определения  характерных коммуникативных трудностей, можно высчитать общий уровень  коммуникативного развития ребенка, суммировав результаты по всем коммуникативным показателям.

 

II. Основной

Цель: подбор и внедрение в воспитательную систему способов формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе.

Предлагаются пять блоков игр и коммуникативных ситуаций различной направленности (см. приложение №3):

  1. на развитие эмоциональности речи
  2. на развитие умения выстраивать познавательную активность через построение коммуникации (умение задавать вопросы, строить логические цепочки, характеризовать окружающую действительность и явления, уместное использование высказывания и т.д.)
  3. на развитие знаний, умений, навыков построения речевых высказываний (умение слушать, спрашивать, произносить слова, фонетически правильно строить фразы и т.д.)
  4. на развитие уверенного поведения
  5. на развитие рефлексии

В первый день проведения методики предлагается познакомить  детей с двумя новыми играми, в  последующие проигрывать старые игры для закрепления и изучать  одну новую.

III. Заключительный этап.

Цель: анализ эффективности работы.

Средства: поход в детский сад № 186

Методы:

  1. Наблюдение;
  2. Беседа с воспитателями
  3. Метод экспертной оценки коммуникативного развития ребенка (Самохвалова А.Г.);

Для сравнения с полученными  данными на начале исследования проводится повторное наблюдение за детьми, заполняется карта наблюдения и таблица по методу коммуникативного развития ребенка.

 

Выводы

Таким образом, в ходе данной исследовательской работы мы решили поставленные нами задачи: дали теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста, выявили затруднения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками, выявили эффективные педагогические условия, приемы, формы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции, а также на основе полученных данных, мы разработали технологию формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

В результате решения  этих задач мы пришли к выводу, что коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности (Жуков Ю.М.)

В ходе анализа психолого-педагогических трудов, проведенного наблюдения и метода экспертной оценки коммуникативного развития детей мы пришли к выводу, что у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции имеются следующие коммуникативные трудности:

Базовые

  • не действуют сообща
  • застенчивы
  • редко прислушиваются к словам сверстников
  • не умение признать другую точку зрения
  • страх самопрезентации
  • постоянные сомнения;
  • неумение просить помощи;
  • застенчивость, страх заговорить;
  • неумение начать разговор;

Содержательные

  • не умеют планировать общение
  • не контролируют свое поведение
  • Не умеют договариваться между собой, кто на какое место садиться, кто за кем пойдет.
  • Незнание способов влияния на собеседника – убеждение, внушение, заражение, подражание.
  • Неспособность предвидеть конфликтные столкновения
  • неумение ориентироваться в изменившейся коммуникативной ситуации
  • неумение использовать в речи выразительные, образные, яркие средства;
  • неумение правильно выражать эмоции;
  • не проявляет инициативу;

Операциональные

  • Не стремятся уладить конфликт
  • Не умеют убеждать
  • Не используют разнообразные вербальные и невербальные средства общения
  • Редко используют жесты
  • Плохо умеют читать стихи.
  • Неумение точно и ясно выражать свои мысли
  • Преобладание контекстной речи над связной
  • Фонетические трудности
  • Длинные паузы в речи
  • Неумение давать собеседнику адекватную обратную связь логические ошибки в речи;

Рефлексивные 

  • Не анализируют итоги общения
  • Не видят и не признают свои ошибки
  • Не исправляют ошибки в следующих коммуникациях
  • Не могут объяснить  свое или чье-то поведение словами
  • Неумение оценить последствия своей коммуникации
  • Использование коммуникативных шаблонов, замена ими индивидуальных коммуникативных проявлений
  • Ориентация на достижение своей цели любыми средствами
  • Неумение соотносить свои коммуникативные возможности с реальными коммуникативными ситуациями
  • Центрация на привычных коммуникативных действиях и страх использования новых вариантов общения

 

На основе данных исследования  мы разработали технологию развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе посредством включения в их образовательный процесс специально организованных коммуникативных ситуаций. Они скомпанованы в пять блоков в зависимости от направленности:

    1. эмоциональность речи;
    2. умение выстраивать познавательную активность через построение коммуникации;
    3. знания, умения, навыки построения речевых высказываний;
    4. уверенное поведение;
    5. рефлексивные умения.

Каждый из блоков коммуникативных ситуаций включает помощь в преодолении той или иной коммуникативной трудности, выявленной в результате исследования.

Таким образом, цель нашего исследования была достигнута,  мы выявили педагогические условия, приемы, формы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

Мы предполагаем в дальнейшем апробировать разработанную технологию и определить ее эффективность.

Данные исследовательской  работы могут быть использованы в  качестве дополнительного материала для педагогов учебных заведений и студентов вузов.

 

Список литературы

  1. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963г.
  2. Брюнцова О.Ю. Формирование игровой деятельности у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста. Выпускная квалификационная работа. – Ижевск.:Кафедра Педагогики, 2009. – 71 с.
  3. Букатова Н.А. Эмоционально развитие детей. Из опыта работы. – Юрга: рукопись, 2010г. – 33 с.
  4. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Книга для воспитателя детского сада / А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова и др.; Под ред. В.В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986г.
  5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования, - М.: АПН РСФСР, 1956 г.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4.
  7. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н.Н. Марчук. - М.: Вече, АСТ, 1999.
  8. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг. — М.: Гардарики, 2003. — 223 с.
  9. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М.: Изд-во МГУ, 1985.
  10. Игра и развитие личности ребенка./Академия наук СССР, 1990. – 112 с.
  11. Истомина З. М. Влияние словесного образца и наглядного материала на развитие речи ребенка-дошкольника, рукопись
  12. Камашева Е. А. Коммуникативная функция речи и ее особенности у детей с речевыми нарушениями // Актуальные проблемы логопедии в Удмуртской Республике: научно-практический поиск инновационного подхода : материалы Межрегион. науч.-практ. конф., 8-9 дек. 2009 г. / ГОУВПО "УдГУ", Ин-т педагогики, психологии и соц. технологий УдГУ, ГОУ "Респ. центр диагностики и консультирования - Ижевск: Удмурт. ун-т, 2009. - Ч. 1. - С. 103-105.
  13. Кашницкий В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя: дис. …канд.пед.наук. – Кострома, 1995.
  14. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника. т. XXXV – Ленинград: «Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена», 1941г.
  15. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. - 365 с.
  16. Максимова А.А.  Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх //Из первых рук. - 2000. – №4. - 7-13 с.
  17. Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. – М.: Педагогика, 1986.
  18. Носкова Л.П. Развитие речи детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1993.
  19. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
  20. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка, перевод с французского - М.:1932.
  21. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада./ Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979г. - 223 с.
  22. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка. Проблемы, диагностика, коррекция. - СПб.: Речь, 2011. – 432 с.
  23. Сунцова А.С. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста после кохлеарной имплантации // Актуальные проблемы логопедии в Удмуртской Республике: научно-практический поиск инновационного подхода : материалы Межрегион. науч.-практ. конф., 8-9 дек. 2009 г. / ГОУВПО "УдГУ", Ин-т педагогики, психологии и соц. технологий УдГУ, ГОУ "Респ. центр диагностики и консультирования - Ижевск: Удмурт. ун-т, 2009. - Ч. 2. - С. 48-53.
  24. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис. . д-ра психол. Наук. – Л.: 1990
  25. Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит...: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2003. - 204с.
  26. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1958. – 116 с.
  27. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

Информация о работе Коммуникативные ситуации как средство формирования социальных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интегра