Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха…….…..6
1.1 Теоретическое обоснование термина «коммуникативные умения»……………………………………………………..……….……….…6
1.2 Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста……………………………………………………..…10
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………….….15
1.4. Затруднения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками………………………………….…..20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей с нарушением слуха…………………………………….…..24
2.1. Выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции………………………………....24
2. 2. Технология развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе………….……...28
Выводы……………………..………………………………………….……....37
Список литературы…………………………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...43
П: здравствуйте!
Р: здравствуйте, я хотел бы постричь свои волосы/побриться/покрасить волосы/сделать модную прическу
П: садитесь, распустите волосы (надевает на него накидку, подстригает и т.д.)
Р: спасибо большое, мне очень нравится
П: приходите еще!
Больница:
Цель: развитие умения задавать вопросы, соблюдать правила поведения, просить о помощи, строить диалог.
Место: игровая группа
Количество человек: 2-3 человека
Больной: здравствуйте, доктор, у меня болит горлышко!
Врач: здравствуйте, присаживайтесь, покажите горло. Да, оно у вас красное, нужно поставить укол и выпить таблетку / побрызгать специальный спрей / смерить температуру.
Больной: спасибо большое, мне стало лучше!
Врач: приходите еще раз, проверим вас и вылечим
Больной: До свидания
Врач: до свидания
Обида:
Цель: развитие умения строить высказывание.
Средства: игрушка
Место: игровая группа
Количество человек: 10-15 человек
Воспитатель ставит на стул игрушку и говорит: «Сегодня…..обиделся / плачет / ни с кем не хочет разговаривать, потому что его обидели. Его надо пожалеть и пригласить играть. Каждый из вас, по очереди подходит и успокаивает его. Давайте попробуем»
Потом в течение дня, можно использовать эту технику, например, если дети шумят – у игрушки болит голова, надо ее пожалеть и вести себя тише.
Дочки-матери (кол-во участников – 2-4 человека)
Цель: развитие умения строить полноценную фразу, распределять роли, выполнять ее функциональные обязанности, просить о помощи, строить диалог.
Место: игровая группа
Количество человек: 2-3 человека
Кто-то выступает в
роли матери, кто-то выступает в роли
маленького ребенка. Мама должна заботиться
о своем сыне/
дочке, если его обидели – приласкать,
если он подрался – наказать, если купил
хлеб в магазине – похвалить и другое.
Упражнение «Зоопарк»
Цель: Умение строить свое высказывание, характеризовать предметы, задавать вопросы и на них отвечать.
Средства: зал с игрушками, живой уголок, полка с книгами и т.д.
Место: игровая группа
Количество человек: 10-15 человек
Детям говорится, что мы попали в зоопарк. Выбирается один экскурсовод, который будет водить всех по группе и рассказывать об игрушках-животных (заранее подготовленных на столе). Все остальные дети, посетители, могут спрашивать экскурсовода об животных. Потом экскурсоводы меняются.
Можно поменять тему экскурсии – сказки, деревья, океанариум и т.д.
Игра «помечтаем»
Цель: развитие воображения, умения строить фразы.
Место: игровая группа
Количество человек: 10-15 человек
Детям предлагается продолжить фразы типа «я хотел бы стать…, потому что….», «я не хотел бы быть…, потому что….»
4 Блок: Игры и коммуникативные ситуации на развитие уверенного поведения.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: создание психологически непринужденной атмосферы.
Место: зал, игровая группа
Количество человек: 10-15 человек
В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шутливые. В начале упражнения говорим о разных способах приветствия, реально существующих и шутливых. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, предложить свой собственный необычный способ приветствия. Для сегодняшнего занятия так и поздороваемся.
Игра-Упражнение «Паровозик»
Цель: формирование самосознания личности детей, гармонизация, осознание имени, развитие уверенного поведения.
Средства: стулья
Место: игровая группа
Количество человек: 10 человек.
Инструкция. Сегодня мы поиграем в «паровозик». Сначала у паровозика не будет вагонов, и тот, кого мы ви6ерем паровозом, будет «ездить» по кругу, громко выкрикивая «чух-чух-чух».
Потом «паровоз» соскучится и подъедет к любому ребенку со словами: «Паровозик чух-чух-чух» и назовет свое имя. Тот, к кому подъехал паровоз, в ответ називает свое имя, становится новым паровозом, а первый — вагоном».
Ход игры.
Игра продолжается по кругу. Паровоз называет свое имя, ребенок — имя своего вагона. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут вагонами. Если паровоз ломается, то есть кто-то из детей забывает имя своего «вагончика», то игру лучше начать сначала.
Упражнение «Подарок для всех»
Цель: развитие чувства коллективизма, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Средства: цветок с лепестками (нарисованный, количество лепестков = количество участников), стулья.
Место: игровая группа
Количество человек: 10-15
Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ТЫ подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был «цветик – семицветик», какое бы желание ты загадал?»
Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
быть по-моему Вели.
Вели, чтобы...
Каждый ребенок говорит, что бы он подарил всем.
Упражнение «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: соотношение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувство другого через прикосновение.
Место: игровая группа
Количество человек: 10-16 (четное)
Упражнение
выполняется в парах с
Взрослый дает задание (каждое задание выполняется 2—3 мин):
Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь как можно лучше узнать своего соседа. Опустите руки.
Опять вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
Ваши руки опять ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения. Вы прощаетесь, как друзья.
Обсуждение
Игра «Лисичка, где ты?»
Цель: развитие ощущения детьми друг друга, создание психологически непринужденной атмосферы.
Место: игровая группа
Количество человек: 10-15
Дети становятся в круг, поворачиваются спиной к центру круга и закрывают глаза. Ведущий ходит посередине круга и незаметно для детей договоренным предварительно прикосновением назначает кого-то Лисичкой. Другие дети — Зайцы. По сигналу все открывают глаза, но никто не знает, где же Лиса. Ведущий зовет (с разной интонацией): «Лисичка, где ты?». Лиса не должна выдавать себя ни словом, ни движением, то же самое и во второй раз, а в третий раз Лиса отвечает: «Я здесь» — и бросается ловить Зайцев. Зайца, который присел на корточках, ловить нельзя. Пойманные Зайцы выходят из игры
Игра-упражнение «Взрослое имя»
Цель: осознание чувства психологического времени личности (прошлое, настоящее, будущее); формирование самосознания, развитие уверенного поведения.
Место: игровая группа
Количество человек: 10-15
Предварительная работа: проговорить с детьми их имена и отчества.
Дети сидят в кругу.
Инструкция. Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослыми. Во что вы будете одеты, как будете сидеть? Покажите, как. Как будете разговаривать, как к вам будут обращаться другие люди? Наверное, по имени и отчеству. Откройте глаза, давайте поиграем. Я буду вас в порядке очереди называть по имени и отчеству. Тот, кого я назову, встает со своего места, походит по комнате, как ходят взрослые. Потом кому-то (можно каждому) из детей он подаст руку, и отрекомендуется по имени и отчеству, например: «Я — Марина Васильевна».
После этого обсудить с детьми, понравилось ли им быть взрослыми и почему.
Подвижная игра «Клейкий дождик»
Цель: развитие ощущения коллектива; снятие эмоционального и физического напряжения; обучение согласованности своих движений с окружающими, устранение телесных барьеров.
Место: игровая группа, стулья, столы, различные препятствия
Количество человек: 10-15
Дети становятся в одну линию, ставят руки на пояс друг другу и начинают движение «паровозиком» (дождевыми капельками, которые склеились). На пути им встречаются разные препятствия: необходимо переступить через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие камни, проползти под стулом и тому подобное.
Король.
Цели: формирование самосознания, развитие уверенного поведения, дифференциация свих желаний.
Средства: корона на голову.
Место: игровая комната
Количество человек: 10-15.
Инструкция: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?
Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть или оскорбить других детей, но он может позволить себе многое. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него "на посылках" и так далее. Кто хочет стать первым королем?
Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу же скажите детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, соберите всю группу в круг и обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.
Анализ упражнения:
— Как ты чувствовал себя, когда был королем?
— Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
— Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?
— Что ты чувствовал, когда был слугой?
— Легко ли тебе было выполнять желания короля?
— Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?
— Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?
5 Блок: Игры и коммуникативные ситуации на развитие рефлексии
Моя семья
Цель: развитие самоуважения, формирование самосознания, умение строить логический рассказ.
Материалы: У каждого ребенка должны быть фотографии или рисунки членов своей семьи, легкоснимаемый скотч и несколько больших листов упаковочной бумаги, доска.
Место: игровая комната
Количество человек: 5-7 человек.
Инструкция: Сегодня мы расскажем друг другу о своих семьях. Давайте вместе наклеим ваши фотографии и рисунки таким образом, чтобы каждая семья была видна.
Когда все рисунки и фотографии будут наклеены, Вы можете обсудить с детьми особенности их семей. Например: "Кто из вас единственный ребенок в семье?", "У кого дома живут еще и бабушки или дедушки?", "У кого из мальчиков есть брат?", "Кто живет в большой семье?", "Кто из вас живет в новой семье после развода родителей?", "Кто из вас живет только с одним из родителей?". И так далее. Подчеркните, что существуют самые разные формы семей. После этого Вы можете обсудить с детьми, какую особенную роль играет в семье каждый из ее членов. Задайте вопрос: "Почему ты важен для своей семьи?". Обсудите с ребенком, что он сам может сделать, чтобы членам его семьи стало жить еще лучше и приятнее?
Анализ упражнения:
— Почему для тебя так важна твоя семья?
— Как бы ты жил, если бы у тебя не было семьи?
— Где живут дети, у которых семьи нет?
— Ты когда-нибудь скучал очень сильно по своей семье?
— Ты хочешь, чтобы братьев и сестер у тебя было больше? Меньше?
— Чем в своей семье ты гордишься?
— Что особенного есть у твоей семьи?
Моя роль.
Цель: формирование умения выделять характерные признаки предмета, явления, формирование самосознания, развитие абстрактного мышления.
Место: игровая комната
Количество человек: 7
Инструкция: Воспитатель говорит: «Мы сейчас с вами превратимся в предметы, в животных, в игрушки. Сейчас я каждому скажу на ушко, кто он будет (раздаются роли – медведь, самолет, щенок, расческа и т.д.) только никому не говорите, кто вы на самом деле. Я буду вам задавать вопросы, вы будете отвечать, а остальные ребята отгадывать.