Коммуникативные ситуации как средство формирования социальных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интегра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха…….…..6
1.1 Теоретическое обоснование термина «коммуникативные умения»……………………………………………………..……….……….…6
1.2 Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста……………………………………………………..…10
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………….….15
1.4. Затруднения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками………………………………….…..20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей с нарушением слуха…………………………………….…..24
2.1. Выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции………………………………....24
2. 2. Технология развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе………….……...28
Выводы……………………..………………………………………….……....37
Список литературы…………………………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

курсовая2.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

В игре «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение» (Л.С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка он протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушением слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых. [2]

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение. [10]

Осипова А.А. выдвигает основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:

      1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.
      2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
      3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
      4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение; организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.
      5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате. [19]

Основные функции психолога  ведущего игровые занятия.

  1. Создание доверительных отношений и атмосферы принятия ребенка.
  2. Личностная включенность в проблему ребенка и эмоциональное сопереживание ребенку.
  3. рефлексивное слушание ребенка, понимание, проявление и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.
  4. создание ситуаций успеха для ребенка, формирование у него гордости за собственные достижения, самоуважения. [15]

Следующим приемом формирования коммуникативных умений являются упражнения на развитие высших психических функций  ребенка – память, мышление, восприятие и т.д., которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние на формирование коммуникативных умений.

Например, память развивают  через заучивание стихов, сказок.

Восприятие – через  словесный разговор, когда ребенок  описывает картинку, свой день, родного  человека.

Мышление – изучение предметов быта и окружающего мира, назначение этих предметов, их использование, возможное применение и т.д. То есть развитие логических цепочек и причинно-следственных связей.

К коммуникативной стороне  личности также относят и используемые им эмоции. Именно с помощью них ребенок правильно передает свои мысли окружающим его людям. Как писал Л.С. Выготский «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одна из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка».

Развитие  эмоциональной сферы возможно путем  воздействия на другие психические  процессы (ощущения, мышление, воображение  и др.) и их регуляции. Так в  раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным проявлениям малыша. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций.

Игра создает  благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

Важное место  принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения основной своей задачи, активизирует механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом.

Необходимо  отметить также игры на развитие эмоциональной  экспрессии. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой  моторики, жестикуляционной выразительности - иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к четырем годам у детей складывается определенный эмоционально-чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого.

Таким образом, коммуникативные игры и ситуации, направленные на формирование и развитие различных сторон коммуникации (логика, увеличение словарного запаса, звукопроизношение, рефлексия, эмоции и др.), являются одним из эффективных способов формирования коммуникативных умений у детей  дошкольного возраста.

 

2. 2. Технология  развития коммуникативных умений  у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе.

 

По результатам теоретического исследования проблемы формирования коммуникативных умений, наблюдения за детьми с нарушением слуха (см. приложение №1) и методу экспертной оценки коммуникативного развития ребенка (Самохвалова А.Г.) (см. приложение №2) выявились следующие коммуникативные трудности:

БАЗОВЫЕ

    • постоянные сомнения;
    • неумение просить помощи;
    • несоблюдение правил поведения;
    • застенчивость, страх заговорить;
    • неумение начать разговор;
    • тревожность в присутствии незнакомых людей;

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

    • неумение использовать в речи выразительные, образные, яркие средства;
    • неумение спросить разрешения взять чужое;
    • неумение правильно выражать эмоции;
    • не умеет планировать общение;
    • не проявляет инициативу;

ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ

    • логические ошибки в речи;
    • неумение грамотно, точно, ясно выражать свои мысли;
    • фонетические трудности, связанные с плохим звукопроизношением
    • тихая речь,
    • длинные паузы в речи;
    • не стремиться уладить конфликт;
    • не умеет убеждать;
    • не использует разнообразные вербальные и невербальные средства общения;

РЕФЛЕКСИВНЫЕ

    • не анализирует итоги общения;
    • Не видит и не признает свои ошибки;
    • Не исправляет ошибки в последующих коммуникациях.

В связи с этим перед  нами ставится проблема правильной организации  воспитательного процесса для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

Цель технологии – сформировать коммуникативные умения детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции путем внедрения в воспитательную систему специально организованных коммуникативных ситуаций.

Задачи:

  1. провести наблюдение за детьми с нарушением слуха и беседу с воспитателями для выявления коммуникативных трудностей у детей дошкольного возраста с нарушением слуха
  2. подобрать способы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе
  3. внедрить в воспитательную систему данные способы формирования коммуникативных умений
  4. провести диагностику и коррекцию результатов технологии.

Предполагаемый  результат:

У детей дошкольного  возраста с нарушением слуха в  интегрированной группе сформированы следующие коммуникативные умения:

БАЗОВЫЕ

    • уверенное поведение;
    • соблюдение правил поведения;

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

    • умение использовать в речи выразительные, образные, яркие средства;
    • умение спросить разрешения взять чужое;
    • умение правильно выражать эмоции;
    • умение планировать общение;
    • умение проявлять инициативу;

ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ

    • Умение строить логичную, ясную и связную речь;
    • умение убеждать;
    • использование разнообразных вербальных и невербальных средств общения;

РЕФЛЕКСИВНЫЕ

    • умение анализировать итоги общения;
    • умение исправлять ошибки в последующих коммуникациях.

Критерии оценки результата:

Количественные:

    • увеличенный словарный запас;
    • увеличение круга собеседников;
    • увеличение количества вступления в коммуникацию;
    • использование разнообразных вербальных и невербальных средств общения;
    • отсутствие длинных пауз в речи;

Качественные:

    • уверенное поведение;
    • соблюдение правил поведения;
    • умение спросить разрешения взять чужое;
    • умение правильно выражать эмоции;
    • умение планировать общение;
    • умение проявлять инициативу
    • Умение строить логичную, ясную и связную речь;
    • умение убеждать
    • умение анализировать итоги общения;
    • умение исправлять ошибки в последующих коммуникациях
    • умение правильно выражать эмоции;
    • Умение задавать вопрос;
    • Умение начать разговор;
    • умение использовать в речи выразительные, образные, яркие средства;
    • умение характеризовать окружающую действительность и явления;
    • уместное использование высказывания;

Методы оценки результата

  1. Наблюдение
  2. Беседа с воспитателями
  3. Метод экспертной оценки коммуникативного развития ребенка (Самохвалова А.Г.)

Этапы технологии.

  1. Организационный этап

Цель: Диагностика проблемы с целью подбора эффективных способов решения

Средства: поход в детский сад № 186,

Методы: наблюдение, метод экспертной оценки коммуникативного развития ребенка (Самохвалова А.Г.)

Наблюдение  за детьми дошкольного возраста с  нарушением слуха в условиях интеграции.

Цель наблюдения –  выявление коммуникативных умений у детей с нарушением слуха в условиях интеграции.

Объектом нашего наблюдения является ребенок с нарушением слуха.

Предмет – коммуникативные  умения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Перед началом наблюдения мы поставили задачи:

  1. Провести включенное наблюдение за детьми с нарушением слуха в условиях интеграции.
  2. Фиксация результатов наблюдения (см. таблицу 1)
  3. Выявление коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.

Информация о работе Коммуникативные ситуации как средство формирования социальных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интегра