Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа
Цель исследования – выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности развития речи у детей с нарушением слуха…….…..6
1.1 Теоретическое обоснование термина «коммуникативные умения»……………………………………………………..……….……….…6
1.2 Проблема формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста……………………………………………………..…10
1.3 Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…………………………….….15
1.4. Затруднения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в общении с взрослыми и сверстниками………………………………….…..20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у детей с нарушением слуха…………………………………….…..24
2.1. Выявление эффективных педагогических условий, приемов, форм формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции………………………………....24
2. 2. Технология развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в интегрированной группе………….……...28
Выводы……………………..………………………………………….……....37
Список литературы…………………………………………………………...40
Приложения…………………………………………………………………...43
В игре «смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение» (Л.С. Выготский), в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка он протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью, так как взрослый всегда называет выполняемые действия с игрушкой. Для детей с нарушением слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых. [2]
В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение. [10]
Осипова А.А. выдвигает основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:
Основные функции психолога ведущего игровые занятия.
Следующим приемом формирования коммуникативных умений являются упражнения на развитие высших психических функций ребенка – память, мышление, восприятие и т.д., которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние на формирование коммуникативных умений.
Например, память развивают через заучивание стихов, сказок.
Восприятие – через словесный разговор, когда ребенок описывает картинку, свой день, родного человека.
Мышление – изучение предметов быта и окружающего мира, назначение этих предметов, их использование, возможное применение и т.д. То есть развитие логических цепочек и причинно-следственных связей.
К коммуникативной стороне личности также относят и используемые им эмоции. Именно с помощью них ребенок правильно передает свои мысли окружающим его людям. Как писал Л.С. Выготский «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одна из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка».
Развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным проявлениям малыша. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций.
Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.
Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения основной своей задачи, активизирует механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом.
Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности - иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к четырем годам у детей складывается определенный эмоционально-чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого.
Таким образом, коммуникативные игры и ситуации, направленные на формирование и развитие различных сторон коммуникации (логика, увеличение словарного запаса, звукопроизношение, рефлексия, эмоции и др.), являются одним из эффективных способов формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
2. 2. Технология
развития коммуникативных
По результатам теоретического исследования проблемы формирования коммуникативных умений, наблюдения за детьми с нарушением слуха (см. приложение №1) и методу экспертной оценки коммуникативного развития ребенка (Самохвалова А.Г.) (см. приложение №2) выявились следующие коммуникативные трудности:
БАЗОВЫЕ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ
ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ
РЕФЛЕКСИВНЫЕ
В связи с этим перед нами ставится проблема правильной организации воспитательного процесса для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Цель технологии – сформировать коммуникативные умения детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции путем внедрения в воспитательную систему специально организованных коммуникативных ситуаций.
Задачи:
Предполагаемый результат:
У детей дошкольного
возраста с нарушением слуха в
интегрированной группе сформированы
следующие коммуникативные
БАЗОВЫЕ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ
ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ
РЕФЛЕКСИВНЫЕ
Критерии оценки результата:
Количественные:
Качественные:
Методы оценки результата
Этапы технологии.
Цель: Диагностика проблемы с целью подбора эффективных способов решения
Средства: поход в детский сад № 186,
Методы: наблюдение, метод экспертной оценки коммуникативного развития ребенка (Самохвалова А.Г.)
Наблюдение за детьми дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях интеграции.
Цель наблюдения –
выявление коммуникативных
Объектом нашего наблюдения является ребенок с нарушением слуха.
Предмет – коммуникативные умения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Перед началом наблюдения мы поставили задачи: