Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

1. Составьте конспект научно-педагогической работы А. Дистервега «О природосообразности и культуросообразности в обучении».
А Дистерверг пишет, что необходимо воспитывать природосообразно, обучать природой сообразно, действовать природосообразно. Это совершенно верно и остаётся в силе, если понятие природосообразности взять как в широком, так и в узком смысле слова, т.е. если этот принцип распространить на природу вообще или, что лучше, ограничить его только природой человека. Принцип природосообразности воспитания прочно установлен.

Файлы: 1 файл

Вариант 3.философия образования.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Вариант 3

  1. Составьте конспект научно-педагогической работы А. Дистервега «О природосообразности и культуросообразности в обучении».

А Дистерверг пишет, что необходимо воспитывать природосообразно, обучать природой сообразно, действовать природосообразно. Это совершенно верно и остаётся в силе, если понятие природосообразности взять как в широком, так и в узком смысле слова, т.е. если этот принцип распространить на природу вообще или, что  лучше, ограничить его только природой человека. Принцип природосообразности воспитания прочно установлен. Всё, что признано природосообразным, является поэтому также верным, достойным одобрения и хорошим. Ведь природа человека хороша, она создана творцом для того, чтобы она развивалась и совершенствовалась на земле сообразно с присущими ей и заложенными в ней законами. Принцип природосообразности установлен на вечные времена на педагогическом небосклоне в качестве ярко светящего, никогда не угасающего, никогда не изменяющего своего положения путеводного светила. Он представляет собой полюс, ось, вокруг  которой вращаются все прочие педагогические и методические правила, которые к нему тяготеют. Они образуют окружность, множество; наш же принцип является и единством. Он олицетворяет идеал, к которому мы должны стремиться как в жизни, так и в воспитании и обучении, не рассчитывая, однако, при ограниченности и несовершенстве нашего познания и других средств когда-либо его полностью достигнуть. Ведь вполне природосообразное учреждение, управление, воспитание и прочее было бы также и вполне совершенным, а на земле нет и не может быть ничего совершенного. Благодаря этому наш принцип нисколько не теряет своего значения, а становится, напротив, нашей вечной путеводной звездой.

Всё человечество, каждый народ, каждое поколение и т.п. всегда находится на какой-нибудь определённой ступени культуры, которая должна рассматриваться как наследие, оставленное  предками, как результат их истории и всех воздействовавших на них факторов. Каждый народ стал тем, чем он мог стать под влиянием данных обстоятельств.  Состояние культуры в тот ли другой момент должно рассматриваться как естественное явление, которое так же неизбежно возникает, с такой же необходимостью, как тот или иной характер флоры и фауны в определённом поясе или на всей земной поверхности. Состояние культуры данного народа в определённое время представляет собой нечто данное и образует ту среду, в которую вступает каждый отдельный человек, рождённый при данных обстоятельствах. Он не создаёт её, а находит готовой, и она на него влияет сообразно своей сущности. Вот почему всякий человек - продукт своего времени. Под влиянием иных условий он сделался бы иным, но при данных обстоятельствах он станет при своих задатках тем, чем он может стать в зависимости от своего окружения или всего состояния культуры в данный момент. Если бы мы могли себе ясно представить основные задатки отдельного человека, а также истинную сущность окружающей его Среды, её внешнее и внутреннее состояние, мы бы имело возможность предвидеть, чем именно сделается данный человек. Но для этого потребовалось бы всезнайство. На самом деле будущее каждого отдельного лица или целого народа может быть предсказано лишь отчасти, лишь приблизительно и на основании аналогий.

Всякое плодотворное воздействие на отдельный индивидуум и целый народ должно соответствовать требованиям времени и считаться с уровнем развития этого отдельного человека и той ступенью культуры, на которой находится весь народ.

Принцип культуросообразности -  несомненно, истинный, правильный и неоспоримый принцип. Всякое явление, “которое имеет большое значение или влияние на жизнь людей, непременно сообразно с требованиями данного времени. Если мы не будем исходить из этой предпосылки, то столкнёмся в истории с одними непонятными явлениями. Только она проливает свет на совершенно необъяснимые без неё исторические явления и факты. Все личности, деятельность которых сопровождалась большим и длительным успехом, действовали непременно в духе требований и запросов своего времени. Кто им противостоит, может, правда, в том случае, если эти требования ещё недостаточно ясно и сильно выражены, на некоторое время задержать их осуществление и даже дать им иное направление. Но уничтожить их и лишить всякого влияния не в состоянии даже самый великий исторический деятель.

Поэтому воспитатель и учитель тоже должны считаться с запросами и требованиями их Среды и времени. Каждый человек должен соответствовать своему времени. В противном случае он будет чем-то вроде инородного тела, которое организм отвергает и удаляет. Каждый человек должен быть продуктом своего времени и его требований. Поэтому необходимо считаться с существующими в данном обществе обычаями, привычками, традициями, со всем, что в нём признаётся и принято.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Напишите реферативную работу на тему: «Средневековый университет: генезис, структура, организация учебного процесса, методы обучения».

 

Содержание

Введение

1. Создание первых средневековых университетов

2. Специфика университетов Средневековья

3. Важнейшие университеты  Восточной и Западной Европы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Первые университеты в Западной Европе появились именно в классическое Средневековье. Так, в конце XII – начале XIII вв. были открыты университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы. Университеты тогда были важнейшим и часто единственным источником информации. Власть университетов и университетской науки была исключительно сильной.

Вся система университетского образования оказала очень сильное влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты способствовали прогрессу в научной мысли, росту общественного самосознания и росту свободы личности. Магистры и студенты, переезжая из города в город, из университета в университет, что было постоянной практикой, осуществляли культурный обмен между странами. О национальных достижениях сразу же становилось известно и в других европейских странах. Так, «Декамерон» итальянца Джаванни Бокаччо (1313-1375) был быстро переведен на все языки Европы, его читали и знали везде.

Цель работы является исследование особенностей создания и развития средневековых университетов.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности и предпосылки открытия первых университетов

2. Рассмотреть особенности организационной структуры средневековых университетов.

4. Рассмотреть  важнейшие университеты Средневековья

3. Сделать выводы

Методы: анализ исторической и научной литературы.

 

 

 

 

1. Создание первых средневековых  университетов

Первые университеты в Западной Европе появились именно в классическое Средневековье. Так, в конце XII – начале XIII вв. были открыты университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы. Университеты тогда были важнейшим и часто единственным источником информации. Власть университетов и университетской науки была исключительно сильной. В этом отношении в XIV-XV вв. особенно выделялся Парижский университет. Показательно, что в числе его студентов (а их всего было более 30 тыс. человек) входили и совершенно взрослые люди и даже старики: все приходили обмениваться мнениями и знакомиться с новыми идеями.

Университетская наука – схоластика – формируется в XI в. Ее важнейшей чертой была безграничная вера в силу разума в процессе познания мира. С течением времени, однако, схоластика все более становится догмой. Ее положения считаются непогрешимыми и окончательными. В XIV-XV вв. схоластика, которая пользовалась одной только логикой и отрицала эксперименты, становится очевидным тормозом для развития естественнонаучной мысли в Западной Европе. Практически все кафедры в европейских университетах тогда были заняты монахами доминиканского и францисканского орденов, а обычными темами диспутов и научных работ были такие: «Почему Адам в раю съел яблоко, а не грушу? и «Сколько ангелов может уместиться на острие иглы?».

Вся система университетского образования оказала очень сильное влияние на формирование западноевропейской цивилизации. Университеты способствовали прогрессу в научной мысли, росту общественного самосознания и росту свободы личности. Магистры и студенты, переезжая из города в город, из университета в университет, что было постоянной практикой, осуществляли культурный обмен между странами. О национальных достижениях сразу же становилось известно и в других европейских странах. Так, «Декамерон» итальянца Джаванни Бокаччо (1313-1375) был быстро переведен на все языки Европы, его читали и знали везде. Формированию западноевропейской культуры способствовало и начало в 1453 г. книгопечатания. Первопечатником считают Иоганна Гутенберга (между 1394-1399 или в 1406-1468), жившего в Германии.

 

2. Специфика  университетов Средневековья

Цель науки, образования в Средневековье была та же, что и в Древней Греции, но не являлась заботой частных людей, а провозглашалась всеобщей и обязательной задачей. Забота о душе осуществлялась не самостоятельно, а под контролем церкви.

 Наиболее  характерной формой познавательской  организации стал университет (с  латинского, сообщество) - корпорация, сообщество людей учения.

Организационная структура университета. Образование не делилось на дисциплины (под дисциплиной понимались свойства ученика, позволяющие овладеть знанием). Среди общеобразовательных факультетов были факультеты права, медицины, свободных искусств, но главный - факультет теологии (богословия). Здесь теология - наука о Священном Писании, попытки формализовать разговор о Боге и другом с целью дефиниции, детерминации (типичная форма - схоластика). В Парижском университете срок обучения составлял 8 лет. Средневековый университет был сходен с профессиональным цехом, выделялись нации (землячества). Обучение начиналось с долгого ученичества (под надзором наставника), экзамен проходил в форме публичного диспута, успешное выступление на котором являлось допуском к чтению лекций (с латинского, чтение). Обучение в университете было бесплатно, но и сам он воплощал бедность (например, в помещениях не было мебели); обычно университет располагался при монастыре. Новое знание в средневековых университетах не вырабатывалось. Целью образования были упорядочение, сохранение и передача имеющегося знания.

Управление университетом. Единой системы финансирования не было, но имелись спонсоры, которые представляли соперничающие церковную и королевскую власти. Государственная власть стала основывать университеты в 14-15 веках, прежде этим занималась только церковь. Поддержка университета осуществлялась не в форме зарплат, а в форме даров, иногда стипендий, и не обязательно деньгами: в качестве даров преподносились, например, библиотеки. Одним из источников финансирования были пошлины. В 16 веке появилась оплачиваемая должность «королевский лектор».

Средневековый университет - самоуправляющаяся организация; у каждого факультета своя печать. Но такого права добивались постепенно и не всегда окончательно. Булла Григория IX 1231 года установила подчинение Парижского университета только церкви, в частности, только церковному суду.

 

3. Важнейшие  университеты Восточной и Западной  Европы

Первый университет был основан в 10 веке - университет Болоньи. В 12 или в 13 столетии возникает университет в Оксфорде. Далее вначале 13 века возникают последующие западноевропейские университеты: 1209 - в Кембридже, 1215 - в Париже и 1218 - в Саламанке. Время создания второго французского университета в Тулузе точно неизвестно, но ватиканские источники утверждают, что это 13 век. Затем возникают последующие средневековые западноевропейские университеты: 1288 - в Лиссабоне, 1303 - в Риме и 1321 - во Флоренции. Собственно география средневековых европейских университетов в данный период в классической историографии исключительно западноевропейская - это Италия, Испания, Англия, Португалия и Франция.

История первого средневекового португальского университета очень туманна. Он возникает оперативно сразу же после «отвоевания Португалии у мавров», но почему то в 1308 г. переводится в город Коимбра, а потом вновь в Лиссабон.

C середины 14 до  конца 15 веков появляются споры  о подлинной вере и религии. Про это говорит список последующей  категории средневековых университетов, основанных в данное время  в Праге - в 1348, в Гейдельберге - в 1386, в Кракове - в 1364, в Лейпциге - в 1409, в Вене - в 1365, в Кельне - в 1388, а также университеты в Падуе и иных населенных пунктах Северной Италии. Эта группа средневековых университетов, являла из себя светские учреждения, и это Восточная и Центральная, а не Западная Европа. Особо стоит отметить основание университета в Стамбуле, Константинополе в 1453 после покорения Константинополя турками. Этот университет был организован как светское учреждение султаном Мехметом II. Заканчивают данную категорию университеты в Мюнхене - в 1471, в Швеции - в городе Уппсала в 1477 и в Копенгагене - в 1479. Среди них помимо прочего нет ни одного католического университета.

Впервые исконно строго католический университет появляется лишь в 1508 в Мадриде в Испании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Старейшие европейские университеты не имеют своей точной даты основания. Приблизительное время их появления – XII век, к которому восходит история таких университетов, как Париж, Болонья, Оксфорд, Виченца, Монпелье. Их предшественниками выступали монастырские и соборные школы, которые, в свою очередь, являлись хранителями школьных традиций античности и смогли пронести сквозь «темные века» не только элементарную грамотность – умение читать, писать и считать, – но и целый комплекс artes liberales, «семи свободных искусств», ставший после каролингской реформы основой средневекового образования.

Процесс превращения этих школ в последующие университеты был длительным и требовал как минимум двух естественных условий: внутренней самоорганизации и внешней санкции верховной власти. Для возникновения первой было необходимо, чтобы город являлся центром притяжения учителей и учеников в европейском масштабе: отсюда вытекала конкуренция ученых между собой с подчас непримиримым столкновением взглядов, а также стечение на узком пространстве внутри городских стен множества выходцев из различных земель и, что было тогда еще важнее, с различным сословным происхождением и правами. Так возникало естественное желание не только гармонизировать возможные конфликты, но и найти твердый способ их разрешения, поскольку обычные нормы средневекового судопроизводства переставали работать, когда встречались представители разных феодальных территорий и сословий, каждый со своей собственной юрисдикцией. Такому желанию отвечало создание собственной корпорации, universitas magistrorum et scholarum (лат. – объединение учителей и учеников), по латинскому названию которой и получил свое имя университет.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"