Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:39, дипломная работа
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс включения воспитателя в коррекционно-логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста. Цель исследования – раскрыть содержание и особенности коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада. Гипотеза исследования: процесс преодоления нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при активном включении в коррекционно-логопедическую работу воспитателя данной группы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и содержания коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 7
1.1. Анализ литературы по вопросу формирования речевых умений детей дошкольного возраста 7
1.2. Основы коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада…………………………………………………………………20
1.3. Принципы и задачи коррекционной работы воспитателя логопедической группы 27
Выводы по I главе 42
Глава II. Экспериментальная работа по организации и реализации коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 44
2.1. Организация и проведение исследования 44
2.2. Содержание коррекционной работы воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста… 60
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 68
Выводы по II главе 73
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Содержание
С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к детям: неуклонно растёт объём знаний, которыми им нужно овладеть; педагоги стремятся, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для этого созданы новые программы подготовки детей в МДОУ, новые программы обучения в школе.
В школе детей будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что к началу школьного обучения они должны обладать хотя и элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями – о красоте, о добре и зле, о правде и лжи и т.д. И всё это становится доступным детям только посредством речи. Состояние речи является показателем полноценно развитой личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности познать действительность; полноценнее его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Особое значение имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения детей грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости в учебной деятельности, породить неуверенность в своих силах.
По статистическим данным [63] ежегодно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, около 70% детей дошкольного возраста имеют нарушения речевого развития.
В системе дошкольного
Актуальность данного вопроса определила выбор темы нашего исследования «Содержание и организация коррекционной работы воспитателя по устранению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Проблема исследования: как повысить эффективность коррекционно-логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Решению проблемы совершенствования речевой деятельности детей посвящены труды таких педагогов, как К.Б. Бархина, М.А. Рыбниковой, Н.А. Щербаковой, С.П. Редозубова, В.В. Голубкова и других.
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс включения воспитателя в коррекционно-логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – раскрыть содержание и особенности коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада.
Гипотеза исследования: процесс преодоления нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при активном включении в коррекционно-логопедическую работу воспитателя данной группы.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии;
2. Выделить методики,
определяющие состояние речи
детей старшего дошкольного
3. Систематизировать содержание коррекционной работы по преодолению нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста;
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада.
Методология психолого-педагогического исследования базируется на принципах объективности, качественного анализа особенностей протекания психических процессов, разработанных в трудах отечественных учёных (Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина и др.), исследование речи у детей старшего дошкольного возраста (Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, Р.А. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др.), исследование речевых нарушений у дошкольников (А.Г. Арушанова, О.Ф. Правдина, Е.И. Тихеева, Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелёва и др.).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; библиографический (анализ анамнеза, изучение документации); комплексный метод диагностики развития речи, наблюдение, тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальной базой исследования служило МДОУ «ЦРР Д/с № 67» г. Магнитогорска. В исследованиях участвовало 10 детей в возрасте 5-6 лет, имеющих речевой диагноз: общее недоразвитие речи III уровня.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности учета воспитателями и логопедами выявленных специфических особенностей коррекционного обучения детей с нарушением речи и применение разработок коррекционного воздействия в работе с данной категорией детей.
Структура исследования: дипломная работа состоит из содержания, введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой и цитируемой литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической и специальной литературы: раскрыты основы формирования речевых умений детей дошкольного возраста, показаны возрастные особенности развития речи старших дошкольников, дана классификация нарушений речи.
Во второй главе рассмотрено логопедическое обследование речевой деятельности у детей логопедической группы детского сада, описание содержания коррекционной работы воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
1.1 Анализ литературы по вопросу формирования речевых умений детей дошкольного возраста
В первом параграфе показаны основы формирования речевых умений детей дошкольного возраста.
Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому рассмотрим закономерности развития речи детей в норме.
По классификации Ф.А. Сохина психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трёх направлениях:
1) структурном – исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического;
2) функциональном – исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции;
3) когнитивном – исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи [54].
Изучению особенностей усвоения детьми лексики родного языка посвящены исследования В. И. Логиновой, Н. П. Савельевой, Ю. С. Ляховской, А. Н. Богатырёвой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В. И. Яшиной, Г. Н. Бавыкиной, Е. М. Струниной, Н. П. Ивановой, А. А. Смаги и других.
Развитие морфологической и синтаксической сторон речи исследовалось Ф. А. Сохиным, А. А. Захаровой, В. И. Ядэшко, М. С. Лаврик, Л. А. Калмыковой, способов словообразования – А. Г. Арушановой, Э. А. Федеравичене и другими. Усвоению звуковой системы родного языка посвящены исследования Г. М. Ляминой, М. М. Алексеевой, А.И. Максакова и других.
Второе направление, отмечает Ф. А. Сохин, представлено исследованиями педагогических условий формирования связной речи, которая рассматривается как феномен, вбирающий в себя все достижения умственного и речевого развития детей [54].
Исследования в области связной речи в 60-70-е годы определялись во многом идеями Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной. В них уточнялись классификация детских рассказов, методика обучения разным видам рассказывания в возрастных группах.
На подходы к изучению и развитию связной речи оказали влияние исследования в области лингвистики текста. В исследованиях, выполненных под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой, в центре внимания находится поиск более чётких критериев оценки связности речи. В качестве основного показателя выступают умения структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний [56].
Когнитивное направление представлено работами, посвящёнными формированию осознания языка и речи, фонематического восприятия следующими авторами: С. Н. Карповой, Д. Б. Элькониным, Ф. А. Сохиным, Г. П. Беляковой, Г. А. Тумаковой, Л. Е. Журовой.
Углубили понимание процессов речевого развития детей исследования М. И. Лисиной [26], А. Г. Рузской [56] по проблемам онтогенеза общения. Результаты исследований изменили подходы к содержанию и формам обучения.
В программе воспитания в детском саду под редакцией М. А. Васильевой предусматривается развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения [47].
М. Ф. Фомичёва отмечает, что словарный состав языка – это все слова, имеющиеся в нём. Грамматический строй определяет правила соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят своё выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Все эти структурные части языка тесным образом связаны друг с другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребёнка в основном к 3-5 годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей [58, С. 41].
По мнению Т.Н. Дороновой, речь – одна из линии развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живём [9, С. 26].
М. Ф. Фомичёва считает, что овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно [58, С. 44].
В исследованиях, проведённых под руководством М. И. Лисиной, установлено, что характер общения определяет содержание и уровень речевого развития. Если родители были чутки к своему ребёнку, много общались с ним, внимательно слушали его, предоставляли достаточную двигательную свободу, то ребёнок благополучно пройдёт все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж [26, С. 63].
Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребёнка только под влиянием систематически организованной речи взрослых, указывает Н. И. Жинкин [12, С. 19].
В речевом развитии ребёнка, отмечает Т.Н. Доронова, особое значение имеет возраст от 4 до 7 лет. Она считает, что именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. По её мнению это происходит потому, что ребёнок вплотную подошёл к возрасту, завершающему становление речи (5 лет). Становление речи означает, что ребёнок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми [9, С. 30].
В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Р. Г. Казакова и ряд других исследователей в своих работах отмечают, что для развития всех сторон и функций речи очень благоприятен пятый год жизни ребёнка [8].
С точки зрения Т.Н. Дороновой наряду с развитием речи, в 4-7 лет начинается элементарное осознание явлений родного языка. Ребёнок постигает звуковое и слоговое строение слова; знакомится с ударением; с синонимами и антонимами; со словесным составом предложения и пр. Он способен понять закономерности построения развёрнутого высказывания (монолога). Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у детей произвольность речи, создаёт основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Всё это заставляет обратить серьёзное внимание на развитие речи ребёнка [9, С. 34].
Анализ процесса усвоения ребёнком языка проведён лингвистом А. Н. Гвоздевым. Его исследование являясь лингвистическим по своему содержанию, раскрывает логику овладения родным языком.
А. Н. Гвоздев в своих работах развитие речи, в лингвистическом аспекте, изображает линейно: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ [6, С. 23].
Т.Н. Доронова отмечает, что нормально развивающийся ребёнок 4-7 лет активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; всё большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребёнка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития [9, С. 51].
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, указывает М. И. Лисина, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребёнок с различными речевыми дефектами становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом [26, С. 17].
Рассматривая закономерности развития речи, Т.Н. Доронова тесным образом связывает её с интеллектуальным и познавательным развитием ребёнка, так как у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека.
Если познавательные (психические) процессы – восприятие, память, внимание, мышление – развиваются нормально, то и речь ребёнка более богата, выразительна, развёрнута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребёнка [9, С. 62].
Информация о работе Коррекционная работа воспитателя логопедической группы детского сада