Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:39, дипломная работа
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс включения воспитателя в коррекционно-логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста. Цель исследования – раскрыть содержание и особенности коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада. Гипотеза исследования: процесс преодоления нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при активном включении в коррекционно-логопедическую работу воспитателя данной группы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и содержания коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 7
1.1. Анализ литературы по вопросу формирования речевых умений детей дошкольного возраста 7
1.2. Основы коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада…………………………………………………………………20
1.3. Принципы и задачи коррекционной работы воспитателя логопедической группы 27
Выводы по I главе 42
Глава II. Экспериментальная работа по организации и реализации коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 44
2.1. Организация и проведение исследования 44
2.2. Содержание коррекционной работы воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста… 60
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 68
Выводы по II главе 73
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Имя ребёнка |
Уровни развития, в баллах |
Уровень речевой готовности | ||||
связная речь |
словарь |
грамматика |
произношение |
практическое осознание языка | ||
Показатели |
Показатели |
Показатели |
Показатели |
Показатели | ||
Кирилл М. |
6 |
44 |
32 |
1 |
2 |
средний |
Данил Н. |
6 |
33 |
32 |
1 |
2 |
низкий |
Таня Ч. |
6 |
38 |
30 |
2 |
2 |
средний |
Настя М. |
5 |
38 |
32 |
1 |
3 |
средний |
Серёжа Т. |
4 |
34 |
34 |
1 |
3 |
низкий |
Изучив уровень развития связной речи, можно отметить, что в экспериментальной группе высокий уровень показал 1 ребенок (Алина С.), он правильно сформулировал основную мысль текста, последовательно и точно воспроизвёл пересказ с использованием авторских слов и своих точных словозамен. Ребёнок так же использовал разные типы предложений и не нуждался в подсказках педагога по ходу пересказа. 8 детей (80 %) показали средний уровень развития связной речи. Это отражалось в том, что у детей были незначительные отклонения от текста, в основном при пересказе преобладали простые предложения. Дети нуждались в небольшом количестве подсказок.
Один ребенок (Серёжа Т.) показал низкий уровень. Он неверно воспроизвел содержание текста, прослеживалось нарушение структуры предложений и текста, при пересказе присутствовала бедность лексики. Дети постоянно пользовались многочисленными паузами, дожидаясь необходимой подсказки.
Покажем полученные результаты на гистограмме (Рис. 1).
Рисунок 1. Диаграмма уровня развития связной речи у детей экспериментальной группы на начало года
Изучив уровень развития словарного запаса (Рисунок 2), мы видим, что в экспериментальной группе высокий уровень имеют два ребёнка (Лев Л., Даша М.). Они смогли набрать высшую оценку – 60 баллов. Без затруднений справились с предложенными заданиями. Верно произвели классификацию понятий: одежда, животные, игрушки, фрукты, овощи, транспорт. Безошибочно произвели подбор антонимов и синонимов к названным словам. Правильно справились с заданием на подбор определений к заданному слову. Это говорит о том, что в словаре этих детей присутствуют не только существительные, но и достаточное количество прилагательных. Семь человек (70 %) показали средний уровень. Это отразилось в том, что 5 детей затруднялись в подборе синонимов, 2 ребёнка – в подборе антонимов.
Один ребёнок показал низкий уровень. У него проявилась бедность словаря по всем показателям: при подборе антонимов и синонимов, при классификации понятий. А при подборе определений к заданному слову Серёжа называл слова, не соответствующие семантическому полю слова. Например: дерево. Какое оно? (С листочками; ствол, ветки).
Рисунок 2. Диаграмма уровня развития словарного запаса детей экспериментальной группы на начало года
Изучив уровень грамматической стороны речи (Рисунок 3), можно сделать вывод, что в экспериментальной группе высоким уровнем обладает только один ребёнок (Даша М.). Он владеет грамматическими конструкциями, умеет самостоятельно образовывать слова с помощью суффиксов и приставок. 70 % детей показали средний уровень, из которых - четыре человека набрали 32 балла, что граничит с низким уровнем. Это проявилось в том, что дети неправильно выполняли задание на понимание грамматических структур. Например, по просьбе педагога проиллюстрировать смысл произнесённой им фразы с помощью игрушек «Кошка поймана мальчиком», дети демонстрируют, как кошка поймала мальчика. Это говорит о том, что дети не владеют грамматическими структурами. Три ребёнка затруднялись в составлении предложений из предложенных 3-х слов. Например, из слов: аквариум, рыбка, плавать – составили следующие предложения: «Аквариум плавает с рыбками», «Аквариум стоит», «Рыбка плывёт».
Двадцать процентов детей показали низкий уровень. Один ребёнок набрал низкий уровень (31 балл), что только на один балл ниже среднего.
Наряду с теми проявлениями, что наблюдались у детей со средним уровнем, Таня Ч. не справилась с таким заданием, как образование форм имён существительных, обозначающих детёнышей животных (корова – телятина, коровёнок, коровка); в подборе названий профессий людей; в образовании притяжательных прилагательных к существительным. Например, чей хвост? (Лисы, вместо лисий). Чьи лапки? (Зайца, вместо заячьи). Неправильно согласовывал слова в числе и падеже. Допускала такие ошибки, как: пять стулов, много окнов, деревов. Максимальные трудности вызывали родительный, творительный и предложный падежи.
Рисунок 3. Диаграмма уровня развития грамматической стороны речи детей экспериментальной группы на начало года
При выявлении особенностей звукопроизношения детей (Рисунок 4) проявилась следующая картина.
В экспериментальной группе высоким уровнем развития звуковой культуры не обладает ни один человек. 70 % детей показали средний уровень развития звуковой культуры. Это сказалось в том, что у детей наблюдалась неустойчивость и недостаточность произношения и дифференциации звуков. Отмечались нарушения звукопроизношения. Низкий уровень отметился у 30 % детей экспериментальной группы. Это проявилось в большом количестве дефектов в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Дети не дифференцировали звуки: с-з, ш-щ, с-ш ,з-ж, ц-ч, л-р, к-г, с-щ.
Рисунок 4. Диаграмма уровня развития звукопроизношения детей экспериментальной группы на начало года
Результаты изучения уровня практического осознания элементов речи показывают, что детей с высоким уровнем не выявилось ни в экспериментальной, ни в контрольной группе.
Шестьдесят процентов детей экспериментальной группы имеют средний уровень. Это проявляется в том, что они могут выделить одно слово, назвать одно предложение, определить, не смогли назвать порядок слов в предложении. Например, в предложении «Дети любят играть» - первое слово «дети», второе – «любят играть», ответили они. С заданиями, определить сколько звуков в слове, назвать звуки в данном слове дети затруднялись.
Низкий уровень показали четыре ребёнка. Они набрали всего по 2 балла из 7 положенных. Эти дети не владеют фонемным анализом слов: не могут разделить слова на слоги, произвести звуковой анализ. Не справляются с анализом предложения.
Покажем полученные результаты на диаграмме (Рисунок 5).
Рисунок 5. Диаграмма уровня практического осознания элементов речи детей экспериментальной группы на начало года
Итак, результаты обследования показали, что детей с высоким и выше среднего уровнями речевого развития не оказалось, со средним – 80 % и с низким – 20 %.
Проанализировав результаты по каждому показателю, мы выявили общий уровень развития речи детей. Результаты представлены на рисунке 6.
|
||||||||||||
|
Рисунок6. Диаграмма уровня развития по каждому показателю развития речи детей экспериментальной группы на начало года. |
|||||||||||
Детей с высоким уровнем развития речи 20%, со средним уровнем – 70 % и с низким уровнем - 40 %.
Мы также обследовали контрольн
В данном параграфе раскрыто содержание коррекционной работы воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
На основании разработанных программ Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и Т.В. Тумановой мы использовали следующую программу обучения и воспитания детей. Курс коррекционного обучения рассчитан на 10 месяцев (сентябрь – май).
При организации коррекционной работы в экспериментальной группе мы учитывали комплекс условий:
1) дети с речевыми нарушениями будут выявлены как можно раньше при помощи специально организованной диагностики;
2) при коррекционной работе
3) при определении содержания коррекционной работы будут учитываться возможности взаимодействия в деятельности логопеда и воспитателя.
Последовательность усвоения детьми звуков речи в этой программе разработана с учетом формирования звуков речи при нормальном речевом развитии. Закрепление произношения осуществляется:
- закрепление артикуляционного уклада поставленного звука в слогах, в словах и предложениях;
- сравнение на слух поставленног
По мере закрепления произношения вводятся упражнения, включающие 2-3 задания и, следовательно, требующие распределения внимания ребёнка. Затем вводятся упражнения, связанные с развитием словаря и грамматически правильной речи.
Таблица 9
Коррекционная работа воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Тема |
Задачи |
Содержание работы | ||
Логопедическое занятие. Тема: Звук и буква Н.
|
Чёткое произнесение звука. Воспроизведение слоговых рядов. |
Познакомить детей со звуками речи. Автоматизация звука [н] в словах. Упражнения: «Звукоедик», «Четвёртый лишний», «Договори слово», «Составь предложение» Знакомство с буквой Н: Чтение слов по карточке. Отгадывание загадок. | ||
Тема: «Предлоги «в», «из».
|
Обведение буквы по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите, преобразование слов. |
1. Закрепить понимание и навык практического употребления в речи предлогов «в», «из». 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Закрепление темы: «Звук и буква Н». | ||
Тема: Звук и буква Л.
2. Занятие на ознакомление с окружающим миром и развитию речи.
|
Чёткое произнесение звука. Воспроизведение слоговых рядов. |
Составление рассказа по сюжетной картине с помощью вопросов. Продолжить работу с буквой Л. Тема: «Продукты питания». 1. дети должны усвоить:
для чего нужны продукты 2. образование относительных 3. употребление глаголов 4. рассмотреть употребление предлога для. | ||
Логопедическое занятие. Тема: Звуки Р - Р’.
Индивидуальная работа. |
Автоматизация звука [р] в словах, предложениях; Дифференциация звуков [р] и [р']. Развитие звуковой культуры речи.
|
Артикуляционная гимнастика. Игры: «Наоборот» на различение изучаемых звуков. «Потерялись маленькие слова» - договаривание предлога на или под. Выкладывание из букв и чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. | ||
1. Логопедическое занятие. Тема: Звуки Р - Р’. Буква Р. 2. Развитие речи и подготовка
к обучению грамоте ( |
Совершенствовать умение детей составлять рассказ на предложенную тему по плану. Воспитатель даёт образец своего рассказа. Учить правильно строить предложения, используя прилагательные. При разучивании стихотворения развивать у детей память. |
Закрепление звуков [р] и [р']. Знакомство с буквой Р: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите.
Тема: Рассказ «Моя любимая игрушка». Заучивание стихотворения Е. Благининой «Мои игрушки». | ||
1. Логопедическое занятие. Тема: Сочетание звуков Р - Р’ - Л. |
Чёткое произнесение и различение звуков. Воспроизведение слоговых рядов типа ра-ла-ре - ле. |
Звуковой анализ прямого слога. Печатание прямых слогов под диктовку по следам анализа. Практическое употребление предлогов. |
Продолжение таблицы 9
Тема |
Задачи работы |
Содержание работы |
Тема: Звук и буква П.
|
Чёткое произнесение звука. Повторить с детьми изученные ранее звуки речи. |
Автоматизация звука [п] в словах. Выделение согласного из звукового ряда. Знакомство с буквой П, печатание. |
С помощью логопеда провести пробное занятие на тему: Звук и буква Т.
|
Чёткое произнесение звука. Повторить с детьми изученные ранее звуки речи. |
1. Автоматизация звука [п] в словах. Дифференциация на слух Т-Д-К. Выделение согласного из звукового ряда. Звуковой анализ обратных слогов. 2. Тема: «Одежда». - одежда и её название; - детали одежды; - одежда для мальчиков и |
Посетить логопедическое занятие. Тема: Звуки П-Т.
|
Закрепление произношения и различение звуков. Выделение последнего глухого согласного в слове. |
Упражнение в образовании и употреблении притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, упражнения с разрезной азбукой, чтение и печатание. Составление рассказа по картине «Зайчик»: Ответить на вопросы логопеда о сюжете картины, составить связный рассказ. |
Провести занятие на тему: Звук и буква Д. |
Чёткое произнесение звука. Повторить правило «Звуки и буквы». Дать характеристику звуку. |
Провести упражнения на определение звука. Употребление предлога под. |
1. Логопедическое занятие. Тема: Звуки Д - Д’.
2. Занятие по развитию
речи и ознакомлению с
|
- Чёткое произнесение, различение звуков. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, преобразование в прямые.
- Дети должны узнать, какие птицы улетают в тёплые края; почему они улетают, как улетают птицы, чем питаются птицы. Использование в речи глаголов единственного и множественного числа. |
Упражнение в употреблении родительного
падежа единственного числа существите
Составление рассказа «Ласточка и ястреб» |
Информация о работе Коррекционная работа воспитателя логопедической группы детского сада