Коррекционная работа воспитателя логопедической группы детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:39, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс включения воспитателя в коррекционно-логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста. Цель исследования – раскрыть содержание и особенности коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада. Гипотеза исследования: процесс преодоления нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при активном включении в коррекционно-логопедическую работу воспитателя данной группы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и содержания коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 7
1.1. Анализ литературы по вопросу формирования речевых умений детей дошкольного возраста 7
1.2. Основы коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада…………………………………………………………………20
1.3. Принципы и задачи коррекционной работы воспитателя логопедической группы 27
Выводы по I главе 42
Глава II. Экспериментальная работа по организации и реализации коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 44
2.1. Организация и проведение исследования 44
2.2. Содержание коррекционной работы воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста… 60
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 68
Выводы по II главе 73
Заключение 74
Список использованной литературы 77

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 497.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Имя

ребёнка

Уровни развития, в  баллах

Уровень речевой готовности

связная речь

словарь

грамматика

 

произношение

практическое осознание  языка

Показатели

Показатели

Показатели

Показатели

Показатели

Кирилл М.

6

44

32

1

2

средний

Данил Н.

6

33

32

1

2

низкий

Таня Ч.

6

38

30

2

2

средний

Настя М.

5

38

32

1

3

средний

Серёжа Т.

4

34

34

1

3

низкий


Изучив уровень развития связной речи, можно отметить, что в экспериментальной группе высокий уровень показал 1 ребенок (Алина С.),  он правильно сформулировал основную мысль текста, последовательно и точно воспроизвёл пересказ с использованием авторских слов и своих точных словозамен. Ребёнок так же использовал разные типы предложений и не нуждался в подсказках педагога по ходу пересказа. 8 детей (80 %) показали средний уровень развития связной речи. Это отражалось в том, что у детей были незначительные отклонения от текста, в основном при пересказе преобладали простые предложения. Дети нуждались в небольшом количестве подсказок.

Один ребенок (Серёжа Т.) показал низкий уровень. Он неверно воспроизвел содержание текста, прослеживалось нарушение структуры предложений и текста, при пересказе присутствовала бедность лексики. Дети постоянно пользовались многочисленными паузами, дожидаясь необходимой подсказки.

Покажем полученные результаты на гистограмме (Рис. 1).

Рисунок 1. Диаграмма уровня развития связной речи у детей экспериментальной  группы на начало года

 

Изучив уровень развития словарного запаса (Рисунок 2), мы видим, что в экспериментальной группе высокий уровень имеют два ребёнка (Лев Л., Даша М.). Они смогли набрать высшую оценку – 60 баллов. Без затруднений справились с предложенными заданиями. Верно произвели классификацию понятий: одежда, животные, игрушки, фрукты, овощи, транспорт. Безошибочно произвели подбор антонимов и синонимов к названным словам. Правильно справились с заданием на подбор определений к заданному слову. Это говорит о том, что в словаре этих детей присутствуют не только существительные, но и достаточное количество прилагательных. Семь человек (70 %) показали средний уровень. Это отразилось в том, что 5 детей затруднялись в подборе синонимов, 2 ребёнка – в подборе антонимов.

Один ребёнок показал низкий уровень. У него проявилась бедность словаря по всем показателям: при подборе антонимов и синонимов, при классификации понятий. А при подборе определений к заданному слову Серёжа называл слова, не соответствующие семантическому полю слова. Например: дерево. Какое оно? (С листочками; ствол, ветки).

Рисунок 2. Диаграмма уровня развития словарного запаса детей экспериментальной  группы на начало года

 

 

Изучив уровень грамматической стороны речи (Рисунок 3), можно сделать вывод, что в экспериментальной группе высоким уровнем обладает только один ребёнок (Даша М.). Он владеет грамматическими конструкциями, умеет самостоятельно образовывать слова с помощью суффиксов и приставок. 70 % детей показали средний уровень, из которых - четыре человека набрали 32 балла, что граничит с низким уровнем. Это проявилось в том, что дети неправильно выполняли задание на понимание грамматических структур. Например, по просьбе педагога проиллюстрировать смысл произнесённой им фразы с помощью игрушек «Кошка поймана мальчиком», дети демонстрируют, как кошка поймала мальчика. Это говорит о том, что дети не владеют грамматическими структурами. Три ребёнка затруднялись в составлении предложений из предложенных 3-х слов. Например, из слов: аквариум, рыбка, плавать – составили следующие предложения: «Аквариум плавает с рыбками», «Аквариум стоит», «Рыбка плывёт».

Двадцать процентов детей показали низкий уровень. Один ребёнок набрал низкий уровень (31 балл), что только на один балл ниже среднего.

Наряду с теми проявлениями, что наблюдались у детей со средним уровнем, Таня Ч. не справилась с таким заданием, как образование форм имён существительных, обозначающих детёнышей животных (корова – телятина, коровёнок, коровка); в подборе названий профессий людей; в образовании притяжательных прилагательных к существительным. Например, чей хвост? (Лисы, вместо лисий). Чьи лапки? (Зайца, вместо заячьи). Неправильно согласовывал слова в числе и падеже. Допускала такие ошибки, как: пять стулов, много окнов, деревов. Максимальные трудности вызывали родительный, творительный и предложный падежи.

Рисунок 3. Диаграмма уровня развития грамматической стороны речи детей экспериментальной  группы на начало года

 

 

При выявлении особенностей звукопроизношения детей (Рисунок 4) проявилась следующая картина.

В экспериментальной  группе высоким уровнем развития звуковой культуры не обладает ни один человек. 70 % детей показали средний уровень развития звуковой культуры. Это сказалось в том, что у детей наблюдалась неустойчивость и недостаточность произношения и дифференциации звуков. Отмечались нарушения звукопроизношения. Низкий уровень отметился у 30 % детей экспериментальной группы. Это проявилось в большом количестве дефектов в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Дети не дифференцировали звуки: с-з, ш-щ, с-ш ,з-ж, ц-ч, л-р, к-г, с-щ.

Рисунок 4. Диаграмма уровня развития звукопроизношения детей экспериментальной  группы на начало года

 

Результаты изучения уровня практического осознания элементов речи показывают, что детей с высоким уровнем не выявилось ни в экспериментальной, ни в контрольной группе.

Шестьдесят процентов  детей экспериментальной группы имеют средний уровень. Это проявляется в том, что они могут выделить одно слово, назвать одно предложение, определить, не смогли назвать порядок слов в предложении. Например, в предложении «Дети любят играть» - первое слово «дети», второе – «любят играть», ответили они. С заданиями, определить сколько звуков в слове, назвать звуки в данном слове дети затруднялись.

Низкий уровень показали четыре ребёнка. Они набрали всего по 2 балла из 7 положенных. Эти дети не владеют фонемным анализом слов: не могут разделить слова на слоги, произвести звуковой анализ. Не справляются с анализом предложения.

Покажем полученные результаты на диаграмме (Рисунок 5).

Рисунок 5. Диаграмма уровня практического осознания элементов речи детей экспериментальной  группы на начало года

 

Итак, результаты обследования показали, что детей с высоким и выше среднего уровнями речевого развития не оказалось, со средним – 80 % и с  низким – 20 %.

     Проанализировав результаты по каждому показателю, мы выявили общий уровень развития речи детей. Результаты представлены  на рисунке 6.

       

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок6. Диаграмма уровня развития по каждому показателю развития речи детей экспериментальной группы на начало года.

   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Детей с высоким уровнем развития речи 20%, со средним уровнем – 70 % и с низким уровнем - 40 %.           

Мы также обследовали контрольную группу по всем показателям развития речи, полученные результаты в незначительной степени отличались от результатов экспериментальной группы.   

2.2. Содержание коррекционной работы воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данном параграфе раскрыто содержание коррекционной работы воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

На основании разработанных  программ Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и  Т.В. Тумановой мы использовали следующую программу обучения и воспитания детей. Курс коррекционного обучения рассчитан на 10 месяцев (сентябрь – май).

При организации коррекционной  работы в экспериментальной группе мы учитывали комплекс условий:

1) дети с речевыми нарушениями  будут выявлены как можно раньше при помощи специально организованной диагностики;

2) при коррекционной работе учитывать  возрастные и индивидуальные  особенности ребенка;

3) при определении содержания  коррекционной работы будут учитываться возможности взаимодействия в деятельности логопеда и воспитателя.

Последовательность усвоения детьми звуков речи в этой программе разработана с учетом формирования звуков речи при нормальном речевом развитии. Закрепление произношения осуществляется:

- закрепление артикуляционного  уклада поставленного звука в слогах, в словах и предложениях;

- сравнение на слух поставленного звука с другими звуками речи.

По мере закрепления произношения вводятся упражнения, включающие 2-3 задания и, следовательно, требующие распределения внимания ребёнка. Затем вводятся упражнения, связанные с развитием словаря и грамматически правильной речи.

Таблица 9

Коррекционная работа воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений  у детей дошкольного возраста

Тема

Задачи

Содержание работы

Логопедическое занятие.

Тема: Звук и буква Н.

 

 

 

 

 

 

Чёткое произнесение звука. Воспроизведение  слоговых рядов.

Познакомить детей со звуками речи.

Автоматизация звука [н] в словах.

Упражнения:

«Звукоедик», «Четвёртый лишний», «Договори  слово», «Составь предложение»

Знакомство с буквой Н:

Чтение слов по карточке.

Отгадывание загадок.

 Тема: «Предлоги «в», «из».

 

 

 

Обведение буквы по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите, преобразование слов.

1. Закрепить понимание и  навык практического употребления в речи предлогов  «в», «из».

2. Пальчиковая гимнастика.

3.  Закрепление темы: «Звук и  буква Н».

Тема: Звук и буква Л.

 

 

 

 

 

2. Занятие на ознакомление с окружающим миром и развитию речи.

 

 

 

Чёткое произнесение звука. Воспроизведение слоговых рядов.

Составление рассказа по сюжетной картине с помощью вопросов. Продолжить работу с буквой Л.

Тема: «Продукты питания».

1. дети должны усвоить:  для чего нужны продукты питания;  из чего они сделаны; что  из них можно приготовить; где их продают; где хранят;

2. образование относительных прилагательных  от существительных.

3. употребление глаголов будущего  времени. 

4. рассмотреть употребление  предлога для.

Логопедическое занятие.

Тема: Звуки Р - Р’.

 

Индивидуальная работа.

Автоматизация звука [р] в словах, предложениях;

Дифференциация звуков [р] и [р']. Развитие звуковой культуры речи.

 

 

Артикуляционная гимнастика.

Игры: «Наоборот» на различение изучаемых  звуков. «Потерялись маленькие слова» - договаривание предлога на или под.

Выкладывание из букв и чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

1. Логопедическое занятие.

Тема: Звуки Р - Р’. Буква Р.

2. Развитие речи и подготовка  к обучению грамоте (фронтальное  занятие воспитателя).

Совершенствовать умение детей  составлять рассказ на предложенную тему по плану. Воспитатель даёт образец своего рассказа. Учить правильно строить предложения, используя прилагательные.

При разучивании стихотворения  развивать у детей память.

Закрепление звуков [р] и [р']. Знакомство с буквой Р: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, отыскивание в алфавите.

 

Тема: Рассказ «Моя любимая игрушка». Заучивание стихотворения Е. Благининой «Мои игрушки».

1. Логопедическое занятие.

Тема: Сочетание звуков Р - Р’ - Л.

Чёткое произнесение и различение звуков.

Воспроизведение слоговых рядов типа ра-ла-ре - ле.

Звуковой анализ прямого слога. Печатание прямых слогов под диктовку по следам анализа. Практическое употребление предлогов.


 

 

Продолжение таблицы 9

Тема

Задачи работы

Содержание работы

Тема: Звук и буква П.

 

Чёткое произнесение звука. Повторить с детьми изученные  ранее звуки речи.

Автоматизация звука [п] в словах.

Выделение согласного из звукового  ряда. Знакомство с буквой П, печатание.

С помощью логопеда провести пробное занятие на тему:  Звук и буква Т.

 

 

 

 

 

 

Чёткое произнесение звука. Повторить  с детьми изученные ранее звуки  речи.

1. Автоматизация звука  [п] в словах.

Дифференциация на слух Т-Д-К. Выделение  согласного из звукового ряда. Звуковой анализ обратных слогов.

2. Тема: «Одежда».

- одежда и её название;

- детали одежды;

- одежда для мальчиков и девочек.

Посетить логопедическое занятие.

 Тема: Звуки П-Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление произношения и различение звуков. Выделение последнего глухого  согласного в слове.

Упражнение в образовании и употреблении притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-. Звуковой анализ и синтез обратных слогов, упражнения с разрезной азбукой, чтение и печатание.

Составление рассказа по картине «Зайчик»:

Ответить на вопросы логопеда о  сюжете картины, составить связный рассказ.

Провести занятие на тему: Звук и буква Д.

Чёткое произнесение звука. Повторить правило «Звуки и буквы». Дать характеристику звуку.

Провести упражнения на определение звука. Употребление предлога под.

1. Логопедическое занятие.

Тема: Звуки Д - Д’.

 

 

 

2. Занятие по развитию  речи и ознакомлению с окружающим  миром на тему: «Зимующие птицы»

 

- Чёткое произнесение, различение звуков. Звуковой анализ  и синтез обратных слогов, преобразование в прямые.

 

- Дети должны узнать, какие птицы улетают в тёплые края; почему они улетают, как улетают птицы, чем питаются птицы.

Использование в речи глаголов единственного и множественного числа.

Упражнение в употреблении родительного падежа единственного числа существительных. Упражнение с разрезной азбукой.

 

Составление рассказа «Ласточка и  ястреб»

Информация о работе Коррекционная работа воспитателя логопедической группы детского сада