Коррекционная работа воспитателя логопедической группы детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:39, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс включения воспитателя в коррекционно-логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста. Цель исследования – раскрыть содержание и особенности коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада. Гипотеза исследования: процесс преодоления нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при активном включении в коррекционно-логопедическую работу воспитателя данной группы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и содержания коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 7
1.1. Анализ литературы по вопросу формирования речевых умений детей дошкольного возраста 7
1.2. Основы коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада…………………………………………………………………20
1.3. Принципы и задачи коррекционной работы воспитателя логопедической группы 27
Выводы по I главе 42
Глава II. Экспериментальная работа по организации и реализации коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 44
2.1. Организация и проведение исследования 44
2.2. Содержание коррекционной работы воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста… 60
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 68
Выводы по II главе 73
Заключение 74
Список использованной литературы 77

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 497.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок 6. Гистограмма уровня развития речи детей экспериментальной и контрольной группы на конец года

Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу  о том, что процесс преодоления нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при активном включении в коррекционно-логопедическую работу воспитателя данной группы

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

 

         Для разработки экспериментального исследования, нами были определены 5 основных параметров развития речи: состояние связной речи; состояние словарного запаса; состояние грамматической стороны речи; состояние звукопроизношения; состояние практического осознания элементов речи.

Результаты констатирующего  этапа эксперимента свидетельствуют  о недостаточном уровне развития речи детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп.

Разработанное и апробированное нами содержание коррекционной работы воспитателя, в основе которой лежит программа обучения детей с нарушениями речи Г. А. Каше, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, повышает эффективность логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Анализ результатов экспериментальной работы подтверждает выдвинутую нами гипотезу  о том, что процесс преодоления нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при активном включении в коррекционно-логопедическую работу воспитателя данной группы.

 

Заключение

 

В заключение можно сделать следующие  выводы:

Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

В речевом развитии ребёнка особое значение имеет возраст от 4 до 7 лет. Именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что ребёнок вплотную подошёл к возрасту, завершающему становление речи. Становление речи означает, что ребёнок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи, позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.

Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики детей. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами системности и последовательности, индивидуального подхода.

Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учётом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Для разработки экспериментального исследования, нами были определены 5 основных параметров развития речи: состояние связной  речи; состояние словарного запаса; состояние грамматической стороны  речи; состояние звукопроизношения; состояние практического осознания элементов речи.

Кроме этого был обозначен комплекс диагностических методик для  проведения экспериментального обследования. Нами было проведено обследование 10 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

Результаты констатирующего  этапа эксперимента по изучению развития речи детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о среднем уровне.

Поэтому нами было разработано и апробировано содержание коррекционной работы воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, которая опиралась на программу коррекционного обучения детей с нарушениями речи Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой и Т.В. Тумановой.

Результаты контрольного исследования показали, что у детей экспериментальной группы результаты выше, чем у детей контрольной группы, т.к. среди детей экспериментальной группы 30 % показали высокий уровень и 70 % детей  показали средний уровень. Когда как у детей контрольной группы отсутствует высокий уровень развития речи, 20 % детей имеют низкий уровень и 80 % детей - средний уровень развития речи.

Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу  о том, что процесс преодоления нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если дети с речевыми нарушениями будут выявлены как можно раньше при помощи специально организованной диагностики; при коррекционной работе будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности ребенка; при определении содержания коррекционной работы будут учитываться возможности взаимодействия в деятельности логопеда и воспитателя.

Таким образом цель работы достигнута, задачи решены.

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2007. – 400 с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2008. – 329 с. 
  3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2002. – 1008 с.
  4. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте // Сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с.
  5. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 34-40.
  6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 2006. – 237 с.
  7. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы   по  формированию   связной   речи   детей   с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению   рассказыванию   //   Дефектология. – 2004. - № 2. – С. 56 - 73.
  8. Гербова В.В., Р.А Иванкова, Р.Г. Казакова и др. Воспитание детей в старшей группе детского сада. – М.: Просвещение, 2004. – 418 с.
  9. Доронова Т.Н.  На пороге школы / Т.Н. Доронова, Т.И Гризик, Л.Ф.Климанова - М.: Просвещение, 2002. – 178 с.
  10. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров, 2008. - 267 с.
  11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2005. – 365 с.
  12. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М.: Просвещение, 1992. – 123 с.
  13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у школьников. - Екатеринбург: Ард ЛТД, 2008. - 317 с.
  14. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить // Дошкольное воспитание. – 2002. – №5. – С. 44 – 49.
  15. Карпова С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы // Логопед в детском саду. – 2007. – № 9 (24).
  16. Крылова Н.Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. – 1998. - № 1. – С. 12 – 14.
  17. Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб.: ЛИТЕРА, 2010. – 158 с.
  18. Конспект занятия: Дифференциация А-Я // Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 184 с.
  19. Коновалова С.Н. К вопросу о формировании предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2004. - № 5.
  20. Кроткова А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А.В. Кроткова, Е.Н. Дроздова // Логопед. – 2004. - № 1. - С. 26-34.
  21. Курцева З. Ты словечко, я словечко. – М.: Баласс, 2011. – 125 с.
  22. Курочкина И. Дошкольник и этикет // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3. – С. 12 – 17.
  23. Курочкина И.Н. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. – С. 15 – 17.
  24. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза// Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2009. – с. 112-129.
  25. Левшина Н.И., Полякова М.В. Речевой этикет дошкольника. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 61 с.
  26. Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей первых семи лет жизни: проблемы общие, возрастной и педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1998. – 325 с.
  27. Леонтьев А. Н. Основы теории речевой деятельности. - М.: Просвещение, 1994. – 314 с.
  28. Логопедия // Под ред. Л.В. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2009. – 680 с.
  29. Лурия Р. А. Развитие речи и формирование психологических процессов. - М.: Просвещение, 2006. - 248 с.
  30. Лазуренко Е.Ю. Коммуникативные особенности поведения  /
  31. Левина А. Обучаемся грамоте 4-5 года: Тетрадь для занятий взрослых с детьми / А. Левина. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2008. – 234 с.
  32. Лисина М. И. и др. Развитие общения со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 3. - С. 47 — 51.
  33. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М: Просвещение, 2008. – 415 с.
  34. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А. Лобанов. – М.: Академия. – 2009. – 192 с.
  35. Мазанова Е.В. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению ОНР // Логопед в детском саду. – 2004. – № 1.
  36. Моргачева И.Н., Франдо О.Б., Съедина С.В. К вопросу о взаимодействии логопеда и воспитателя по закреплению лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР в процессе развития элементарных математических представлений.// Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5 (38).
  37. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 6. - С. 64 – 68.
  38. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2006. – 456 с.
  39. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2009. - Кн. 3.- 640с.
  40. Основы специальной психологии // Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2008. – 480 с.
  41. Поле речевых чудес / Под ред. С.И. Тукмаевой. – Екатеринбург: УИФ «Наука», 2006. – 180 с.
  42. Поволяева М. Я. Справочник логопеда. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2009. – 448 с.
  43. Перегудова Т.С. Вводим звуки в речь: картотека заданий для автоматизации звуков [ч], [щ]: логопедам-практикам и заботливым родителям. – СПб.: Каро, 2006. – 95 с.
  44. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. – Санкт-Петербург: Каро, 2007. – 256 с.
  45. Практикум по общей психологии // под ред. А.И. Щербакова. - М.: Просвещение, 2008. - 288с.
  46. Преснова О.В. Логопедические занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - № 3. – С. 14 – 18.
  47. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 2003. – 192 с.
  48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 Т.  - М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - 328с.
  49. Симонова И.А. Логопедия в детском сад<span class="dash041e_043

Информация о работе Коррекционная работа воспитателя логопедической группы детского сада