Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:39, дипломная работа
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс включения воспитателя в коррекционно-логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста. Цель исследования – раскрыть содержание и особенности коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада. Гипотеза исследования: процесс преодоления нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при активном включении в коррекционно-логопедическую работу воспитателя данной группы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и содержания коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 7
1.1. Анализ литературы по вопросу формирования речевых умений детей дошкольного возраста 7
1.2. Основы коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада…………………………………………………………………20
1.3. Принципы и задачи коррекционной работы воспитателя логопедической группы 27
Выводы по I главе 42
Глава II. Экспериментальная работа по организации и реализации коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 44
2.1. Организация и проведение исследования 44
2.2. Содержание коррекционной работы воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста… 60
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 68
Выводы по II главе 73
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Таким образом, речь обычно должна разрешить какую-то более или менее осознанную говорящим задачу и являться действием, оказывающим то или иное воздействие на тех, к кому она обращена, хотя иногда речь является фактически в большей или меньшей мере процессом, течение которого непроизвольно определяется не вполне осознанными побуждениями.
В данном параграфе рассмотрим коррекционную работу воспитателя логопедической группы детского сада
Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью [49, С. 62].
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми видами деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада.
Особое внимание воспитатель должен уделить развитию восприятия мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.
Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Воспитатель должен также
создать доброжелательную обстановку
в детском коллективе, укрепить веру
детей в собственные
Воспитатель должен уметь
разбираться в различных
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т. п. При необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей с поздним началом речевой деятельности, имеющих отягощенный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Не следует фиксировать внимание детей на возникновении возможных запинок в речи, повторений первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу же сообщить логопеду [37].
Воспитатель готовит детей к восприятию материала логопедических занятий.
Собственно усвоению речевых навыков предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания, беседы по картинке и т. п. В I периоде обучения такие упражнения, как составление самостоятельных рассказов по картинке, серии картинок, пересказы, не проводятся.
Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие мышления, внимания, памяти. Широко используются сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т.д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок) [35].
Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях осуществляется поэтапно:
а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;
б) с помощью правильного образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;
в) воспитатель организует речевую практику детей, в процессе которой закрепляются эти словесные обозначения активной речи.
Первоначально ведущими являются такие виды, как рассказывание и чтение воспитателя, рассматривание картинок и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, составленных воспитателями, виды дидактических игр. Особое внимание уделяется умению детей точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или развернуто).
При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должна усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо также уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.
Специфика работы воспитателя в группе детей включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда.
Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15.00 часов и до полдника. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные им тетради тех детей, с которыми он занимался утром.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью – сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т. п.
Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь изобразительный материал для закрепления звуков р , р’, л, л’, свистящих и шипящих звуков [44].
Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от ребёнка.
На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений: закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений); повторение стихотворений, рассказов, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза).
Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.
В процессе коррекционной работы воспитателя уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться в застёгивании и расстегивании одежды, развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного размера [36].
В первые две недели (сентябрь) воспитатель обследует каждого ребенка, выявляя уровень его знаний и умений по всем видам учебной деятельности. Заполняется специальная схема обследования.
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей [15].
При разработке системы взаимодействия логопеда и воспитателей можно определить следующие цели:
– повысить эффективность коррекционно-образовательной работы;
– исключить дублирование воспитателем занятий логопеда;
– оптимизировать организационные
и содержательные аспекты коррекционно-
В процессе работы можно выделить
ряд проблем, которые создают
трудности в организации
– совмещение программы «Коррекционного воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи (5–6 лет)» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной с основной общеобразовательной программой МДОУ [59];
– отсутствие требований к организации совместной деятельности логопеда и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
– сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
– отсутствие четкого деления функций между воспитателем и логопедом;
– невозможность взаимопосещения
занятий логопедом и
Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:
– логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;
– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя: совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы. Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий воспитателя обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей; обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни; совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его); разработка общих рекомендаций для родителей [15].
Таким образом, работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.
В данном параграфе раскроем принципы и задачи коррекционной работы воспитателя логопедической группы.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики детей. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами системности и последовательности, индивидуального подхода.
Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Определение содержания каждого этапа обусловлено представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязано и в определённой последовательности. При устранении заикания дети последовательно овладевают навыками самостоятельной речи без заикания. При этом осуществляется формирование правильного произношения, развитие фонематического восприятия, совершенствование лексико-грамматического строя речи. Учитывая последовательность этапов по коррекции речи на логопедических занятиях, воспитатель подбирает для своих занятий доступный детям речевой материал, который содержит доступные детям по сложности формы речи и усвоенные ими звуки и, по возможности, исключает ещё не изученные [4, С. 12].
Информация о работе Коррекционная работа воспитателя логопедической группы детского сада