Коррекционная работа воспитателя логопедической группы детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:39, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс включения воспитателя в коррекционно-логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста. Цель исследования – раскрыть содержание и особенности коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада. Гипотеза исследования: процесс преодоления нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при активном включении в коррекционно-логопедическую работу воспитателя данной группы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и содержания коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 7
1.1. Анализ литературы по вопросу формирования речевых умений детей дошкольного возраста 7
1.2. Основы коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада…………………………………………………………………20
1.3. Принципы и задачи коррекционной работы воспитателя логопедической группы 27
Выводы по I главе 42
Глава II. Экспериментальная работа по организации и реализации коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 44
2.1. Организация и проведение исследования 44
2.2. Содержание коррекционной работы воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста… 60
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 68
Выводы по II главе 73
Заключение 74
Список использованной литературы 77

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 497.00 Кб (Скачать файл)

Каждый показатель оценивается  отдельно. Высшая оценка воспроизведения  текста – 10 баллов. 2 балла – правильное воспроизведение; 1 балл - незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов – неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.

            Таким образом, оценка 10 баллов  соответствует высокому уровню  воспроизведения текста, свыше 5 баллов – среднему уровню, меньше 5 баллов – низкому уровню.

            Для изучения словарного запаса детей необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.

            Задание № 1. Классификация понятий.

            Материал: 30 картинок с изображением  животных, одежды, игрушек, фруктов, овощей, транспорта. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильно отобранных картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Выбор неверный оценивается 0 баллов. Высшая оценка – 30 баллов.

            Задание №2. Подбор антонимов.

            Проводится в форме игры «Скажи  наоборот». Ребёнку предлагается  поиграть в слова и подобрать к названному слову, противоположное по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: грустный – весёлый, молодой – старый, тонкий – толстый, трусливый – смелый, узкий – широкий; высоко – низко, далеко – близко; смеяться – плакать, бежать – стоять, разговаривать – молчать).

            Высшая оценка – 10 баллов. 1 балл  – если подобранное слово является  антонимом заданному; 0 баллов – не соответствует.

            Задание №3. Подбор синонимов.

            Проводится в форме игры «Скажи  по-другому». Ребёнку предлагается подобрать к названному слово, близкое по значению. Всего предъявляют 10 слов (например: хмурый, весёлый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).

            Высшая оценка – 10 баллов. 1 балл  – подобранное слово является синонимом названному; 0 баллов – не соответствует семантическому полю.

            Задание №4. Подбор определений.

            Проводится в форме игры в  слова. Ребёнку предлагается придумать  к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать ещё? Каким оно может быть?) Высшая оценка – 10 баллов. 2 балла – придумано более 3-х слов, семантически соответствующих названному; 1 балл – менее 3-х слов; 0 баллов – ответ не соответствует семантическому полю слова.

            После выполнения всех 4-х заданий,  направленных на выявление словаря,  подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка - 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35-50 баллов – среднему; менее 35 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.

            Для изучения грамматической стороны речи необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.

            Задание №1. Понимание грамматических структур.

            Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик. Педагог произносит фразу  и просит ребёнка проиллюстрировать её смысл с помощью игрушек. (Например: уложи маленького ребёнка спать; кошка поймана мальчиком; утка убежала, прежде чем её схватила овца; собака кусает медведя, который схватил зайца; собака позволяет мальчику погладить её и др.) Всего предлагается 10 предложений для понимания. Трудность задания заключается в необходимости использования правил применения глубинных структур в разработке стратегий, по использованию поверхностных грамматических структур и по степени обобщённости этих правил. Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции или ориентируются на последовательность названия понятий. Верные результаты (1 балл) и неверные (0 баллов). Высшая общая оценка 10 баллов.

            Задание №2. Образование форм имён существительных, обозначающих детёнышей животных.

            Материал: 10 картинок с изображением  животных и их детёнышей (лошадь, слон, лиса, кошка, заяц и др.). Задания  предъявляются в форме игры  «Кто у кого?».

Необходимо подобрать соответствующие  друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного  и родительного падежей (у лисы – лисята, у лисы много лисят и др.). Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм – 2 балла; 1 балл – незначительное отклонение от нормы; 0 баллов – неверные ответы.

            Задание № 3. Конструирование предложений.

            Ребёнку предлагают 3 слова (имена  существительные в именительном  падеже, глаголы – в неопределённой форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов. (Например: дети, гулять, парк; аквариум, рыбка, плавать и др.) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла – предложение сконструировано правильно; 1 балл – есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов – не все слова использованы, есть нарушения правил.

            Результаты выполнения заданий  фиксируются и подвергаются анализу.  После выполнения всех трёх  заданий, направленных на выявление  уровня грамматических навыков,  подсчитывается их суммарная  оценка. Высшая оценка – 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов – среднему; менее 32 баллов – низкому уровню.

            Для выявления особенностей звукопроизношения детей можно использовать широко известную стандартную методику. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но и во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях. Для проверки умений дифференцировать звуки ребёнку предлагаются картинки, в названии которых встречаются оба дифференцируемых звука (з-с, ж-ш, б-п, г-к, л-р), и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, лак – рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или замену звуков, но и отчётливость, ясность произношения, их дифференциацию, особенности темпа речи, речевого дыхания.

            Результаты обследования речи  заносятся в таблицу, где знаком (+) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания; знаком (-) – пропуск звуков, отсутствие их дифференциации, нарушения в регулировании темпа речи. При замене звуков в соответствующие клетки указывается звук-заместитель (таблица 4).

Таблица 4

Показатель уровня правильного звукопроизношения у детей

Фамилия, имя ребёнка

Звукопроизношение

Особенности темпа речи, речевого дыхания

Дифференциация звуков

Оценка речи в баллах

с

ш

з

ж

ц

ч

с

щ

п

б

т

д

к

г

л

р


 

 

Речь детей оценивается по трехбалльной системе. Ниже приводятся оценки звуковой стороны речи детей. Высший балл – 3, соответствует высокому; 2 – среднему; 1 – низкому уровню развития звуковой стороны речи (таблица 5).

Таблица 5

Показатель уровня сформированности звуковой стороны речи детей

Критерий оценки звуковой стороны речи

Баллы

Уровень развития звуковой стороны

1.

Правильное, отчётливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать  на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

3

Высокий

2.

Неустойчивость и недостаточная  чёткость произношения и дифференциации звуков

2

Средний

3.

Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Способность регулировать темпы речи и дыхание отсутствует.

1

Низкий


 

            Для изучения уровня практического осознания элементов речи детям предлагаются следующие задания:

Скажи одно слово.

 а) Произнеси один звук.

 б) Сколько звуков в слове  «дом»?

 в) Назови звуки в этом  слове.

а) Скажи одно предложение.

б) Сколько слов в предложении «Дети любят играть»?

в) Назови первое слово, второе, третье.

Оценка: высшая общая оценка составляет 7 баллов. Ответы оцениваются как  верные (1 балл) и неверные (0 баллов).

Результаты обследования заносятся  в таблице  6.

Оценка в 7 баллов соответствует  высокому, 3-4 балла - среднему и меньше 3 – низкому уровню осознания языковых элементов. 

Таблица 6

Имя ребёнка

Количественная оценка в баллах

Общая оценка

выделение слова

фонемный анализ

анализ предложений


 



Вывод об уровне речевого развития детей делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи.

Совпадение качественных оценок указывает  на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний или низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определённых оценок и вводится промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего. Например, если совпадают 3 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой будет – уровень выше среднего.

Таким образом, по результатам итоговой оценки ребёнок может быть отнесён  к одному из пяти уровней: высокому, выше среднего, среднему, ниже среднего, низкому. Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице 7.  

Таблица  7

Группы

Уровни развития

Уровень речевой готовнос-ти к обучению грамоте

связная речь

словарь

грамматика

произношение

практическое осознание  языка


 

Наблюдения за выполнением ребенком всех описанных выше тестов дают возможность  судить об уровне его умственной активности. При этом используются следующие  критерии:

1. Низкий уровень умственной активности: к выполнению заданий ребенок приступает только после дополнительных побуждений, а во время работы часто отвлекается; при выполнении теста фонематического восприятия интерес ребенка вызывает не обнаружение ошибок в артикуляционных действиях проверяющего, как это предполагается замыслом теста, а возможность сугубо внешней реакции (например, хлопнуть ладонью по столу).

2. Средний уровень: ребенок не проявляет интереса к выполнению предлагаемых заданий, хотя в работу включается достаточно активно (охотно). Возможен вариант, когда ребенок вначале проявляет интерес к работе, который, однако, затем очень быстро угасает. Вопросов задает сравнительно немного, да и те направлены чаще всего не на сущность задания, а на какие-либо второстепенные моменты: «А кто нарисовал эти красивые буквочки?», «А инопланетянин хороший или плохой?» и т. д. Инициатива в общении с преподавателем и выполнении заданий отсутствует.

3. Высокий уровень умственной активности: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, обстановке, в которой проводится собеседование, к учителю. Охотно поддерживает с ним разговор, сам задает вопросы. В выполнение заданий включается без промедления, прилагает усилия к преодолению трудностей, нередко пытается продолжить общение с учителем. При выполнении теста словаря охотно включается в игровую ситуацию, внося в нее элементы фантазирования.

Таким образом, на основе данных методик нами было проведено  логопедическое обследование. После проведения диагностики мы получили следующие результаты (Таблица 8).

                                                                                                      Таблица 8

Результаты диагностики  состояния речи детей 

старшего дошкольного  возраста

Имя

ребёнка

Уровни развития, в  баллах

Уровень речевой готовности

связная речь

словарь

грамматика

 

произношение

практическое осознание  языка

Показатели

Показатели

Показатели

Показатели

Показатели

Алина С.

10

42

48

2

4

средний

Артём И.

6

40

38

2

3

средний

Юля К.

6

40

31

2

2

средний

Лев Л.

7

60

40

2

3

средний

Даша М.

6

60

50

2

4

Средний

 

Информация о работе Коррекционная работа воспитателя логопедической группы детского сада