Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:39, дипломная работа
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс включения воспитателя в коррекционно-логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста. Цель исследования – раскрыть содержание и особенности коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада. Гипотеза исследования: процесс преодоления нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при активном включении в коррекционно-логопедическую работу воспитателя данной группы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и содержания коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 7
1.1. Анализ литературы по вопросу формирования речевых умений детей дошкольного возраста 7
1.2. Основы коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада…………………………………………………………………20
1.3. Принципы и задачи коррекционной работы воспитателя логопедической группы 27
Выводы по I главе 42
Глава II. Экспериментальная работа по организации и реализации коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 44
2.1. Организация и проведение исследования 44
2.2. Содержание коррекционной работы воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста… 60
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 68
Выводы по II главе 73
Заключение 74
Список использованной литературы 77
От этапа к этапу меняются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и практические методы и приёмы, как наиболее доступные детям логопедической группы. Поскольку выполнение действий или опора на наглядность при продуцировании высказываний облегчают речь детей и способствуют предотвращению появлению запинок.
Принцип индивидуального подхода предполагает учёт речевых и индивидуально-типологических особенностей у детей. Это объясняется наличием различия в структуре и тяжести речевого дефекта и неодновременностью его преодоления на логопедических занятиях. Кроме того у детей логопедической группы наблюдается различная степень выраженности особенностей внеречевых процессов и деятельности. Поэтому, осуществляя принцип индивидуального подхода, воспитатель должен знать и учитывать особенности речевой и внеречевой деятельности детей в коррекционной работе [15].
Занятия воспитателя строятся с учётом очередной темы, намеченной логопедом, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.
Как и в массовом детском саду, воспитатель решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений; развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приёмам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи.
Наряду с этим воспитатель детского сада для детей с недоразвитием речи решает коррекционные задачи: формирует положительные навыки общего и речевого поведения, развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной самостоятельной речью.
Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Он совершенствует у детей навыки общения друг с другом.
Например, подсказывает ребёнку, как лучше вступить в контакт с товарищем: «Пригласи Серёжу катать машину. Скажи: Серёжа, давай катать машину (строить забор и т.д.)».
Коррекционно-воспитательную работу воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня (на занятиях и вне их).
Воспитатель принимает активное участие в подготовке детей к предстоящему логопедическому занятию. Много времени уделяется им словарной работе. При наблюдении за объектами окружающей действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации в собственной речи детей. Эта работа одновременно является и основой для проведения речевых упражнений на логопедических занятиях и способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков [36].
Воспитатель расширяет у детей
представления о предметах
Формирование речи и закрепление
усвоенных речевых навыков осущ
Во всех режимных моментах организованная разговорная речь основывается на вопросах воспитателя, с учётом имеющихся у детей речевых навыков, а также индивидуальных особенностей произвольной деятельности каждого ребёнка. Кроме речи, организованной по побуждению взрослого, поощряется инициативная речь детей. Не следует останавливать детей, подавлять их желание высказываться, а, наоборот, поддерживать инициативу, расширять содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме разговора, углублять понимание ребёнком темы в целом и отдельных используемых слов, вовлекать и других детей в беседу. Режимные моменты для поддержания инициативной речи детей даже более благоприятны, чем занятия.
Логопед должен работать в тесном контакте с воспитателем, обеспечивая чёткую преемственность этой работы. Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых и психолого-педагогических особенностей детей, умение подходить к ним индивидуально. Желательно, чтобы воспитатель по возможности посещал фронтальные логопедические занятия, с тем, чтобы отмечать, кто из детей испытывает трудности при выполнении заданий логопеда и какие.
Ознакомление с некоторыми специальными методическими приёмами позволит воспитателю не только эффективно закреплять материал, пройденный логопедом, но и грамотно координировать с ним решение воспитательных задач. Логопед и воспитатель совместно планируют работу по развитию речи детей, определяя тематику и содержание занятий, лексический материал и требования к речи детей на каждом конкретном этапе обучения. Воспитатель планирует ознакомление детей с лексическим материалом по заданным темам, а логопед обеспечивает его автоматизацию и введение в самостоятельную речь [35].
Речь воспитателя должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Он должен владеть достаточно широким лексическим запасом.
Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Педагоги группы – логопед и воспитатель должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует:
- совместное изучение
- обсуждение результатов совмест
- совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);
- разработка общих рекомендаций для родителей.
Итак, успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, и что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.
Как уже отмечалось, работа по овладению детьми полным объёмом материала проводится логопедом и воспитателем в постоянном взаимодействии. Коррекция речевого развития в условиях детского сада для детей с нарушениями речи является основной задачей, и естественно, что в обязанности логопеда входит организационное и методическое обеспечение необходимой преемственности.
Речевой материал для проведения коррекционной работы всегда определяет логопед. В зависимости от характера материала коррекционную работу с детьми начинает то логопед, то воспитатель. При этом воспитатель проводит основную работу по накоплению и уточнению словаря детей.
Работу с речевым материалом, требующим специального отбора, всегда начинает логопед. Это наиболее сложная лексика, отвечающая не только общедидактическим требованиям (доступность, наглядность, актуальность и др.), но и специфически речевым: учитывается звуковой и морфологический состав слов, их слоговая структура, грамматическое значение, ударность отдельных морфем, синтаксические модели. Это относится, например, к таким темам, как употребление слов с определёнными морфемами (учитель, воспитатель, строитель и т.п.), знакомство с той или иной моделью словоизменения, это почти вся работа над развитием понимания устной речи. Общеобразовательные занятия и режимные моменты позволяют воспитателю успешно продолжить начатую логопедом работу по активизации в речи детей данного материала.
Работа по словообразованию проводится в течение двух лет обучения постоянно на всех занятиях и в повседневной жизни. В результате дети могут самостоятельно составлять "гнёзда слов", подбирая к предлагаемым словам однокоренные [4].
Речевой материал, работу над усвоением которого целесообразно начинать воспитателю, в основном является либо обиходным, либо постоянно употребляемым на общеобразовательных занятиях. При его отборе следует руководствоваться требованиями "Программы воспитания и обучения в детском саду". На занятиях по родному языку, проводимых в соответствии с программой, и в повседневной жизни воспитатель стремится создать базу для целенаправленной логопедической работы по овладению моделями словоизменения и словообразования. Например, специального внимания требует работа по усвоению детьми словосочетаний с числительными, лексики, связанной с понятиями о величине, а также с пространственными и временными понятиями. Знакомство с данным материалом происходит на воспитательских занятиях по развитию элементарных математических представлений и в процессе общения. Так, при обучении количественному счёту и простейшим счётным операциям происходит практическое усвоение детьми форм именительного, родительного и дательного падежа количественных числительных (пять картинок, от двух яблок, к трём флажкам и т.п.). Логопед на этой базе получает возможность закрепить навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять карандашей, бабочек, флажков), углубить знакомство детей с категорией одушевлённости (вижу один куст, но одного волка; вижу две скамейки, но двух девочек).
Итак, воспитатель в ходе работы по усвоению "Программы воспитания и обучения в детском саду" либо закрепляет с детьми речевой материал, отрабатываемый логопедом, либо подготавливает его усвоение.
Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения.
Формирование
Исправление звукопроизношения – эта работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.
Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из 3-х основных этапов: 1) подготовительного, 2) этапа появления звука, 3) этапа усвоения звука в речи [35].
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приёмам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия в таблице 1.
Таблица 1
Отличительные особенности воспитателя и логопеда по формированию звукопроизношения
Воспитатель |
Логопед |
Работает по формированию правильного звукопроизношения. |
Работает по исправлению звукопроизношения. |
1. Подготовительный этап | |
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата. |
Создание определённых положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата. |
Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука. |
В зависимости от характера нарушения звука, вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. |
2. Этап появления звука | |
Уточнение звука или его вызывание по подражанию. |
Постановка звука. |
Воспитатель |
Логопед |
Использует способность
|
Постановка звука обычно более сложные процесс, чем вызывание звука. Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путём повторений перед зеркалом логопед закрепляет её, а затем, применяя специальные приёмы, получает правильное произнесение изолированного звука. |
3. Этап усвоения звука
(правильное произношение | |
Уточнение правильного произношения звука. |
Автоматизация звука. |
Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал даётся не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя. |
Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы. |
Воспитатель должен умело сочетать цель занятия с целью коррекционной логопедической работы. Например, на занятии по теме "Овощи" он должен не только закреплять у детей представления о цвете, вкусе, форме овощей, но и следить, чтобы воспитанники с нарушением звукопроизношения правильно употребляли автоматизируемый звук; чтобы ребёнок не искажал слоговой структуры слова и т.п.
Приведённая ниже таблица 2 даёт возможность увидеть, как воспитатель и логопед могут использовать один и тот же программный материал для решения стоящих перед ними задач.
Таблица 2
Воспитатель |
Тема |
Знакомство с овощами |
Цель |
Закрепить представление о цвете, форме, вкусе овощей | |
Логопед |
Тема |
Автоматизация звуков [р], [р'] на материале темы "Овощи" |
Цель |
Добиваться правильного |
С целью повышения эффективности логопедических занятий необходимо обращать особое внимание на развитие коммуникативной функции речи, для чего при проведении занятий создаются специальные условия, стимулирующие общение детей (свободное размещение во время занятий – лицом друг к другу, полукругом) [4].
К логопедическим занятиям предъявляются определённые требования. Воспитатель при подготовке и проведении занятий должен:
- сформулировать тему и цель занятия;
- определить поэтапность занятия
- последовательно усложнять
- разнообразить занятие при помощи игр и игровых приёмов;
- учитывать зону ближайшего развития ребёнка;
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности речи и личности;
- формулировать инструкции, даваемые детям, кратко и чётко;
- использовать красочный и
- уметь создавать эмоциональный
фон занятия, планируя
Система обучения детей включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте.
Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря. Логопед и воспитатель, осуществляя коррекционное обучение совместно, должны учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороны речи в норме.
Информация о работе Коррекционная работа воспитателя логопедической группы детского сада