Коррекционная работа воспитателя логопедической группы детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:39, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс включения воспитателя в коррекционно-логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста. Цель исследования – раскрыть содержание и особенности коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада. Гипотеза исследования: процесс преодоления нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при активном включении в коррекционно-логопедическую работу воспитателя данной группы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и содержания коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 7
1.1. Анализ литературы по вопросу формирования речевых умений детей дошкольного возраста 7
1.2. Основы коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада…………………………………………………………………20
1.3. Принципы и задачи коррекционной работы воспитателя логопедической группы 27
Выводы по I главе 42
Глава II. Экспериментальная работа по организации и реализации коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 44
2.1. Организация и проведение исследования 44
2.2. Содержание коррекционной работы воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста… 60
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 68
Выводы по II главе 73
Заключение 74
Список использованной литературы 77

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 497.00 Кб (Скачать файл)

В коррекционном обучении можно  выделить три раздела [44]:

1 раздел работы – артикуляторный (подготовительный) предполагает утонение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [к], [к'], [х], [х'], [ф], [ф'], [в], [в'], [j], [б'], [д], [г], [г'] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчётливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к]- [х], [в]- [б] и т.д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершённости процесса фонемообразования.

Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определённой последовательности включает во фронтальные занятия поставленные к этому времени исправленные звуки.

2 раздел работы – дифференцировочный, в котором выделяются два этапа.

На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых прежде всего зависит внятность речи и анализ звукослогового состава слова.

После усвоения артикуляции второго  из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, - это второй этап дифференциации.

3 раздел работы – формирование  звукового анализа и синтеза  состоит в следующем:

1. Формирование понятий и овладение  терминами, их обозначающими:  слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.                         

2. Формирование представления о  линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.  

3. На основании уточнённых произносительных  навыков артикуляции гласных  звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.

4. Формирование умения делить  слова на слоги, используя зрительную  опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.

5. Анализ и синтез обратного  слога типа [ап].

6. Уточнение артикуляции согласных  звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.

7. Выделение начальных согласных  в словах типа сок.

8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.

9. Анализ и синтез прямого  слова типа [са].

10. Полный звукослоговой анализ  и синтез односложных слов  из трёх звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.

11. Полный звукослоговой анализ  и синтез слов со стечениями  согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.

12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок – сук.

13. Знакомство с буквами, объединение  букв в слоги и слова. 

14. Полный слого-звукобуквенный  анализ слов.            

В работе по формированию фонематического  восприятия можно выделить следующие этапы:

1 этап – узнавание неречевых  звуков;

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале  одинаковых звуков, слов, фраз;

3 этап – различение слов, близких  по своему звуковому составу;

4 этап – дифференциация слогов;

5 этап – дифференциация фонем;

6 этап – развитие навыков  элементарного звукового анализа.

Работа по формированию фонематического  восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение [44].

Работа по формированию фонематического  восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.

Дети должны в играх научиться  различать высоту, силу и тембр  голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Воспитатель планирует свои фронтальные занятия по развитию речи, познавательному развитию, письму совместно с логопедом в соответствии с программой коррекционного обучения детей и соответствующим календарным планом логопедической работы.

Отличительной особенностью фронтальных  занятий воспитателя в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и коррекционные задачи.

Воспитатель обязательно присутствует на всех фронтальных занятиях логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического занятия он включает в свои занятия по развитию речи и в вечернюю работу.

Во второй половине дня воспитатель работает, согласуясь со своей сеткой занятий, по закреплению произносительных навыков и развитию речи. Желательно планировать фронтальные занятия по развитию речи и познавательному развитию во второй половине дня.

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях воспитатель осуществляет также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепление речевых навыков в их жизнедеятельности [36].

Воспитатели должны создавать условия  для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

- организовывать и поддерживать  речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно  слушать других детей и вслушиваться  в содержание высказываний;

- создавать ситуацию общения;

- формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

- организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

- привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;

- проводить работу по развитию  слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;

- привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Условия, необходимые для формирования у дошкольников правильного звукопроизношения:

1) для первоначальной постановки  звука отбирается ряд звуков, принадлежащих к разным фонетическим группа;

2) при этом целесообразно использовать  все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;

3) отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;

4) закрепление поставленных звуков  достигается в процессе дифференциации всех близких звуков;

5) материал по закреплению и  автоматизации звуков подбирается  таким образом, чтобы в нём отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи [15].

Таким образом, воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учётом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

 

 

 

Выводы по I главе

 

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие  выводы:

1. Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

2. В речевом развитии ребёнка особое значение имеет возраст от 4 до 7 лет. Именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что ребёнок вплотную подошёл к возрасту, завершающему становление речи. Становление речи означает, что ребёнок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи, позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми.

3. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики детей. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами системности и последовательности, индивидуального подхода.

Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учётом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

 

Глава II. Экспериментальная работа по организации и реализации коррекционной работы  воспитателя  логопедической группы детского сада

2.1. Организация и проведение  исследования

 

В данном параграфе подобраны методики по диагностики речи и описаны результаты речевой деятельности у детей логопедической группы детского сада.

Экспериментальная работа, включающая три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент), проводилась с сентября 2011 года по январь 2012 года. В эксперименте принимало участие 20 детей в возрасте 5-6 лет МДОУ «ЦРР Д/с № 67» города Магнитогорска.

Мы исследовали 10 детей группы «Одуванчики», логопед О. С. Артемьева – экспериментальная группа и 10 детей группы «Звездочки», логопед А. М. Сальникова – контрольная группа.

На констатирующем этапе эксперимента было проведено обследование состояния речи детей по методика: А. М. Бородича, "Методика развития речи детей", Воробьевой В.К. Методика развития связной речи, Ф. Фомичёвой «Воспитание у детей правильного произношения».

Формирующий этап эксперимента предполагал  активное включение воспитателя в логопедический процесс по разработанному нами содержанию.

На контрольном этапе эксперимента было проведено повторное обследование речи детей контрольной и экспериментальной  групп.

Цель исследования – определить уровень развития речи у детей логопедической группы детского сада.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, беседа, наблюдение, опрос, эксперимент (констатирующий этап).

В своём исследовании мы оценивали  у детей: восприятие фонематического  слуха и анализа, умение соотносить звуки с их знаковыми образами, проводить анализ и синтез образов букв. Исходя из этого выделяются следующие параметры обследования:

состояние связной речи;

состояние словарного запаса;

состояние грамматической стороны  речи;

состояние звукопроизношения;

состояние практического осознания элементов речи.

Содержание основных показателей  развития речи детей старшего дошкольного  возраста представлено в приложении 1, 1.

Исследование развития речи у детей  проходило в форме диалога, проводится с каждым ребёнком индивидуально, все ответы ребёнка фиксируются.

Для изучения уровня связной речи детей используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшой по объёму рассказ или сказку. Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям (табл. 3).

 

Таблица  3

Показатели уровня сформированности связной речи у детей

(пересказ текста)

1. Понимание текста

Правильно ли ребёнок  формулирует основную мысль

2. Структурирование текста

Умение последовательно  и точно строить пересказ (базируется на основе сопоставления пересказа со структурой текста)

3. Лексика

Полнота использования  лексики текста, замена авторских  выразительных средств собственными

4. Грамматика

Правильность построения предложения, умение использовать сложные предложения

5. Плавность речи

Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста


           

Информация о работе Коррекционная работа воспитателя логопедической группы детского сада