Коррекционная работа воспитателя логопедической группы детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:39, дипломная работа

Описание работы

Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – процесс включения воспитателя в коррекционно-логопедическую работу с детьми старшего дошкольного возраста. Цель исследования – раскрыть содержание и особенности коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада. Гипотеза исследования: процесс преодоления нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при активном включении в коррекционно-логопедическую работу воспитателя данной группы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и содержания коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 7
1.1. Анализ литературы по вопросу формирования речевых умений детей дошкольного возраста 7
1.2. Основы коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада…………………………………………………………………20
1.3. Принципы и задачи коррекционной работы воспитателя логопедической группы 27
Выводы по I главе 42
Глава II. Экспериментальная работа по организации и реализации коррекционной работы воспитателя логопедической группы детского сада 44
2.1. Организация и проведение исследования 44
2.2. Содержание коррекционной работы воспитателя логопедической группы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста… 60
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 68
Выводы по II главе 73
Заключение 74
Список использованной литературы 77

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 497.00 Кб (Скачать файл)

Развитое восприятие, наличие познавательных интересов даёт серьёзный толчок для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи – диалога и монолога, подчёркивает А. А. Зрожевская [14, С. 12].

Особенно отмечает Т.Н. Доронова значение развитой связной  речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребёнка не только в речевом развитии, но и в личностном. Две формы связной речи – диалог и монолог – неравномерно формируются в дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребёнка. Наиболее социально значимой для дошкольника является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведёт к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьёзных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребёнка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чём разговаривать с ребёнком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога – это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них – ребёнок [9, С. 66].

Ф. А. Сохин отмечает, что в диалоге зреет монологическая, более сложная форма речи, элементы которой появляются в высказываниях детей к 5 годам. Монолог требует от ребёнка умения осознанно строить высказывания. Поэтому без специального обучения (разъяснения), к которому можно приступить уже в старшем дошкольном возрасте, монологическая речь формируется крайне трудно и искажённо [54, С. 29].

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И.С. Скворцова, в настоящее время у 70% новорождённых выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения так или иначе скажутся на последующем развитии и обучении ребёнка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга [56].

Т.Н. Доронова добавляет, что ещё одной причиной снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомлённость родителей в вопросах данной области. Участие родителей в речевом развитии ребёнка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребёнок слышит нормальную речь, живёт в здоровой культурной обстановке. Нарушение такого влияния искажает его речевое развитие [9, С. 71].

Необходимым условием развития речи является наличие благоприятной языковой среды, отмечает М. И. Лисина. Чем больше ребёнок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие [26, С. 29].

В возрасте 4-7 лет круг проблем и задач речевого развития ребёнка резко расширяется. Семье их решать в одиночку становится сложно, и тогда многие родители принимают решение расширить круг общения малыша. Так в жизнь семьи входит детский сад, который с радостью принимает ребёнка.

Но семья по-прежнему играет главную роль в воспитании ребёнка, и от её настроя зависит, на сколько эффективным будет педагогическое воздействие дошкольного образовательного учреждения на речевое развитие ребёнка, подчёркивает Л . Н. Ефименкова [11, С. 37].

В. В. Гербова обозначает период от 4 до 7 лет, когда очевидными становятся недостатки речевого развития ребёнка, как интенсивную работу над качеством речи, когда закладываются основы последующего успешного обучения в школе. Без согласованных действий педагогов и семьи добиться положительных результатов очень сложно, а в некоторых случаях и невозможно. Здесь очевидна обоюдная заинтересованность [8].

Родителям на данном этапе  речевого развития не хватает специальных  знаний. Действуя стихийно, по интуиции (что очень ярко видно на примере обучения чтению), они не помогают своему ребёнку, а зачастую обрекают его на серьезные трудности в последующем обучении письменным формам речи.   

Чтение и письмо, по словам Т.Н. Дороновой – это определённый этап в речевом развитии ребёнка. Поэтому в процессе формирования чтения и письма более значим именно путь (методика), который должен быть пройден грамотно, не спеша, с учётом специфики языка и возрастных, индивидуальных особенностей ребёнка [9, С. 73].

Педагоги владеют всеми  необходимыми методиками для успешного развития речи каждого ребёнка и подготовке его к школе. Они могут выявить трудности речевого развития ребёнка, грамотно дать необходимые знания, сформировать речевые умения и навыки. Но без системы индивидуальных упражнений на закрепление все они быстро угасают и теряются. Усилия педагогов напрасны. Круг замкнулся, отмечает А.М. Бородич [2, С. 36].

Только согласованные  действия родителей, воспитателей и логопедов могут привести к блестящему результату в речевом развитии детей. А для этого необходимо наладить взаимодействие семьи и детского сада, которое подразумевает, что все окружающие ребёнка люди (родители и педагоги) действуют взаимосвязано – решают единые задачи, согласовывают свои действия и наблюдения, подчёркивает Т.А. Маркова [35, С. 18].

Итак, заключает Т.Н. Доронова, в речевом развитии ребёнка семья  и педагоги должны действовать по единой программе. Программа поможет  естественному речевому развитию детей, а также максимально предупредить появление отклонений в развитии речи каждого ребёнка [9, С. 73]. 

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, указывает М.Ф. Фомичёва, тем легче ему высказывать  свои мысли, тем шире его возможности  в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения  с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости [58, С. 94].

Ожидать нормального  развития речи можно лишь в том  случае, отмечает Л.П. Федоренко, если работой  охвачены все стороны речи: произносительная сторона; словарь; грамматический строй; связная речь. Каждая сторона речи включает в себя определённый часто достаточно объёмный круг речевых навыков и умений, которые в свою оче¬редь имеют собственную динамику развития [56].

Произносительная сторона  – один из самых объёмных компонентов  речи. Сюда относятся: развитие речевого слуха, звукопроизношение, словопроизношение, речевое дыхание при произнесении слов и фраз; темп, сила, высота, громкость речи.

Речевой слух – это  база для развития речи, и, чем она  прочнее, тем совершеннее речь ребёнка. Речевой слух представляет собой сочетание фонематического и фонетического слуха. На это указывали Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др. [59, С. 32].

Фонематический слух - это способность различать звуки речи. Фонематический слух опережает в своём развитие самостоятельную речь ребёнка, благодаря этому неправильное произношение доводится до нормы, указывает Д. Б. Эльконин [61, С. 27].

Т.Н. Доронова подчёркивает, что ребёнок с хорошо развитым фонематическим слухом уже в 4 года способен опознать звук в речевом потоке; различать слова, состоящие из одних и тех же фонем, расположенных в определённой последовательности; понимать значение слов, различающихся одним звуком. В старшем дошкольном возрасте фонематический слух продолжает совершенствоваться, что позволяет ребёнку определять позицию звука в слове (начало, середина, конец) и последовательность звуков в словах; дифференцировать звуки (сначала на твёрдые и мягкие, а затем на звонкие и глухие, свистящие и шипящие) [9, С. 48].

На базе фонематического  слуха у ребёнка формируется  фонетический слух – способность  слежения за непрерывным потоком слогов. Благодаря этому, замечает Ф. А. Сохин, дети старшего дошкольного возраста овладевают умением делить слова на части (слоги), определять их количество, выделять ударный слог [54, С. 41].

В научных исследованиях  детской речи А. М. Леушина, А. Н. Гвоздева [6], Л. С. Выготского [3] и многих других авторов отмечается, что в возрастном интервале от 4 до 6 лет ребёнок окончательно овладевает правильным произношением всех звуков  речи. Однако у некоторых детей ещё имеются недостатки, выражающиеся в недостаточно чёткой дифференциации отдельных звуков. Чаще всего это свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие звуки. Встречаются дети с несколько затянувшимся по каким-то причинам процессом закрепления навыков правильного произношения (или автоматизации) звуков. Такие дети не владеют в достаточной мере самоконтролем при произнесении этих звуков. Им требуется помощь окружающих взрослых.

Качественное улучшение  произношения звуков, по словам В. В. Гербовой,  сказывается и на словопроизношение, которое у детей 4-7 лет становится чище. Всё реже встречается замена звуков, сокращение слов. Старшим дошкольникам доступно произношение слов сложной звуко-слоговой конструкции; они успешно справляются с произношением слов с множественными стечениями согласных [8, С. 23].

Однако в произношении слов у детей 4-7 лет встречается  неправильная расстановка ударений, искажённое произнесение слов. Одной  из распространённых причин подобных ошибок при произнесении слов является неправильная речь окружающих взрослых.

У ребёнка 4-7 лет формируется правильное речевое дыхание: короткий вдох и длительный выдох, отмечает Т. А. Ткаченко. Это позволяет ему произносить на одном выдохе, без пауз фразы, состоящие из 3-5 слов (в среднем дошкольном возрасте) и 6-8 слов (в старшем дошкольном возрасте) [6, С. 72].

В сложных по конструкции  предложениях дети 5-7 лет рационально  ис-пользуют выдыхаемый поток воздуха, умеют делать правильные «остановки»  в речи для нового короткого вдоха, не нарушая при этом целостности  произносимой фразы.

В возрасте 4-7 лет существенно  меняется выразительность речи. Уже  к 5 годам у ребёнка формируется  умение говорить с разной силой звучания (тихо – громко) и в разном темпе (медленно – быстро). К 6-7 годам дети воссоздают разнообразные интонации благодаря умениям изменять высоту голоса и ритм речи, отмечает Г. С. Швайко [56].

В. В. Гербова указывает, что именно в 4-7 лет у детей появляется и постепенно развивается контроль за собственной речью и критическое отношение к речи окружающих. В большей степени данная особенность речевого развития относится к произносительной стороне речи (звукам и словам) [8, С. 85].

Характеризуя словарь  детей дошкольного возраста можно  отметить, что при нормальном речевом  развитии и благоприятных условиях воспитания активный словарь ребёнка в возрастном интервале от 4 до 7 лет увеличивается почти в два раза (от 2300 слов в 4 года до 5000 слов к концу дошкольного возраста). Дети правильно называют предметы и явления, словесно обозначают их качества и свойства, действия и функции. Заметно расширяется словарь обобщений [1, С. 47].

Именно в этот период начинается первичное освоение некоторых языковых явлений, находим в работе В. В. Гербовой. Так, дети в 4 года начинают усваивать слова с противоположным значением (антонимы), а в 5 лет – близкие по значению слова (синонимы). Ребёнку 6 лет доступно осознание многозначности слов. Он принимает и использует в своей речи слова с переносным значением [8, С. 29].

В процессе овладения  словарным запасом Д. Б. Эльконин выделяет 2 взаимосвязанные стороны – качественную и количественную. Количественный рост словаря, указывает автор, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания детей [61, С. 52].

Качественное и количественное изменение словарного запаса идёт параллельно с развитием грамматического строя речи ребёнка, подмечает О. И. Соловьёва. При нормальном развитии речи дети на пятом году жизни правильно употребляют существительные и прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Они могут подбирать прилагательные к существительному, согласуя их в роде и числе. Быстро накапливается «математический» словарь, что заставляет ребёнка согласовывать числительные с существительными, и дети 5 лет успешно справляются с этой задачей. Важным показателем правильной речи ребёнка является умение использовать предлоги, выражающие пространственные отношения. Многим детям доступно составление предложений различных конструкций. Они осваивают практически все способы словообразования русского языка (на уровне языкового чутья). Дети хорошо образуют и употребляют в самостоятельной речи сравнительную степень прилагательных. Они правильно употребляют часто встречающиеся несклоняемые существительные [56].

Характеризуя грамматический строй речи, Т. Н. Доронова указывает  на то, что, естественно,  ребёнок не может охватить все стороны грамматики сразу. Поэтому в речи детей 4-7 лет встречается некоторые грамматические неточности. Так, например, определённые трудности они испытывают при употреблении некоторых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа [9, С. 75]. 

По мнению М. Ф. Фомичёвой, задача воспитателя и логопеда –  научить детей ясно выражать свои мысли в ответах на вопросы; согласовывать  слова в предложении; более полно  и правильно, чем в младшем возрасте, строить предложения при рассказах и пересказах; правильно пользоваться союзами и союзными словами в сложноподчинённых предложениях [58, С. 69].

Информация о работе Коррекционная работа воспитателя логопедической группы детского сада