Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 09:30, реферат
Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Объект исследования – дезадаптированное поведение младших школьников.
Предмет исследования – коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Введение
Теоретические основы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
1.1 Понятие « дезадаптация школьников»
1.2 Дезадаптивное поведение в младшем школьном возрасте
1.3 Телесноориентированная терапия как средство коррекции дезадаптированного поведения младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
2.1 Изучение проявления дезадаптации у младших школьников
2.2 Программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
Оглавление
Введение
Теоретические основы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
1.1 Понятие « дезадаптация школьников»
1.2 Дезадаптивное поведение в младшем школьном возрасте
1.3 Телесноориентированная терапия как средство коррекции дезадаптированного поведения младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
2.1 Изучение проявления дезадаптации у младших школьников
2.2 Программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Анализ работ практических психологов констатирует факт роста обращений родителей по поводу тех или иных затруднений ребенка в адаптационный период. Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждений к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. В случае несоответствия между требованиями, предъявляемыми новой социальной средой и возможностями ребенка, возникают явления дезадаптации, отражающиеся на здоровье детей, их эмоциональном состоянии и поведении. Учеными обсуждаются проблемы детей из группы риска формирования школьной дезадаптации и активно разрабатываются подходы к профилактике и коррекции проявлений школьной дезадаптации. Между тем сам феномен школьной дезадаптации, а также распространенность и причины его возникновения в современной популяции детей школьного возраста проанализированы недостаточно. В связи с разнообразием факторов, обусловливающих школьную дезадаптацию, данная проблема изучается не только психологами и педагогами, но также медиками, прежде всего неврологами и психиатрами [¥]. Проблемам школьной дезадаптации посвятили свои научные труды Л.С. Славина, И.В. Дубровина, В.К. Шишмаренков, Е.Е. Данилова, Т.П. Симеон, М.С. Вроно, В.В. Ковалев, В.Е. Коган, Н.Е. Полякова, В.С. Мухина. Интерференция основных направлений, изучающих особенности проявления школьной дезадаптации, свидетельствует о многофакторности проблемы, решение которой возможно лишь в мульти дисциплинарном единстве методических и методологических концепций.
Учитывая это, перспективным подходом в научных исследованиях может стать изучение коррекции дезадаптированных младших школьников методом телесноориентированной терапии.
Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Объект исследования – дезадаптированное поведение младших школьников.
Предмет исследования – коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Гипотеза исследования заключается в том, что разработанная программа будет способствовать снижению числа дезадаптированных младших школьников, если:
- учителям и родителям
будет предоставлена
- ведется изучение уровня дезадаптированного поведения младших школьников;
- младшие школьники будут поставлены в позицию активного участника программы коррекции.
Проблема, цели и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:
1. Теоретически обосновать проблему коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
2. Определить уровень дезадаптации в поведении младших школьников..
3. Разработать и реализовать программу коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
4. Провести анализ полученных результатов.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-
2. Психолого-педагогический эксперимент.
3. Тестирование.
4. Количественная и качественная обработка результатов.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать результаты опытно-экспериментальной работы в социально-педагогической практике.
База исследования: МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 7.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
В современной существующей системе дефиниций понятие школьной дезадаптации выступает и как описательное, и как диагностическое. В целом же его можно считать комплексным, собирательным в зависимости от условий развития, глубины воздействий и проявления. В настоящее время сформировались следующие, опирающиеся на различные методологические основания, подходы в понимании и объяснении такого сложного социально-педагогического явления, как школьная дезадаптация [30].
Первый подход – медико-биологический. Согласно ему школьная дезадаптация – нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте учеными Г.А. Вайзер, К.С. Лебединской раскрывается как явление, через которое проявляет себя патология развития и здоровья детей. В таком случае к группе риска авторы относят детей с задержкой психического развития.[48]
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма. То, как происходит этот процесс, какие изменения в организме ребенка отмечаются при адаптации к школе, в течение многих лет изучали специалисты Института возрастной физиологии РАО. Как правило, это были комплексные исследования, которые изучали показатели высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, состояний сердечно - сосудистой системы, системы дыхания, эндокринной системы, состояние здоровья и важнейших педагогических аспектов обучения, позволило получить полную картину процесса адаптации.
Выделяют три основных этапа физиологической адаптации.
Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма.
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. [3].
Второй подход к школьной дезадаптации – социально-психологический. В рамках данного подхода Н.М. Иовчук под школьной дезадаптацией понимает многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению вследствие несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям. Дезадаптивная концепция отличается тем, что преимущественное внимание в анализе уделяется социальному и личностному аспекту отклонений в обучении. Она рассматривает трудности школьного обучения как нарушение адекватного взаимодействия школы с любым ребенком, а не только «носителем» патологических признаков. В группе риска оказываются дети, которые находятся в трудных условиях существования (дети-сироты, лишившиеся родительского попечения; дети – жертвы насилия, притеснения и пренебрежения значимыми потребностями и интересами ребенка; дети из семей, испытывающих серьезные социально-экономические лишения (семьи малоимущих, безработных, беженцев, мигрантов).
Третий подход к пониманию школьной дезадаптации – социально-педагогический. Школьная дезадаптация И.С. Якиманской рассматривается как часть социальной адаптации и представляет собой неадекватный механизм приспособления ребенка к школе, выражающийся в нарушении учебы и поведения, конфликтных отношениях, психогенных заболеваниях, повышенном уровне тревожности, искажениях в личностном развитии.
В таком случае Е.Д. Ямбург к контингенту группы риска школьной дезадаптации относит учащихся с несформированными предпосылками школьной деятельности, не готовых к школьному обучению, несформированной производственной деятельностью, нарушенной работоспособностью и повышенной утомляемостью, отставаниями в развитии когнитивных функций, ярко выраженной педагогической запущенностью, личностными проблемами, повышенной тревожностью, эмоциональными расстройствами, гиперактивных детей с нарушениями поведения.
К числу педагогических факторов, отрицательно влияющих на развитие ребенка и эффективность образовательной среды, относятся следующие: несоответствие школьного режима и темпа учебной работы санитарно-гигиеническим условиям обучения, экстенсивный характер учебных нагрузок, преобладание отрицательной оценочной стимуляции и возникающие на этой основе «смысловые барьеры» в отношениях ребенка с педагогом, конфликтный характер внутрисемейных отношений, формирующийся на основе учебных неуспехов.
Школьник, не знающий, чего можно ожидать от учителя и что он может делать сам, начинает это выяснять методом проб и ошибок.
Первоклассники очень остро воспринимают малейшую несправедливость учителя, так как находятся в большой эмоциональной зависимости от него. Чаще всего учитель бывает, недоволен учеником, слабо успевающим или нарушающим требования дисциплины, и, не всегда хорошо разобравшись в причинах, стремится выразить свое отношение к ребенку и высказать его родителям, ни считаясь, ни с состоянием малыша, ни с его самолюбием.
Комплексный подход к проблеме школьной дезадаптации позволяет на основе работ психологов, педагогов, психиатров, социологов глубже увидеть составляющие школьной дезадаптации, поддающиеся коррекции педагогическими методами:
Исходя из выше перечисленных моментов, сформируем определение термина «дезадаптация».
Дезадаптация – вполне самостоятельный феномен, формирующийся в результате рассогласования в психическом развитии между мотивационной (личностной) и операциональной (интеллектуальной) сферами, а также в результате несоответствия психолого-социального статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации развития [48].
Кроме того, существую и другие определения дезадаптации.
Дезадаптация — исчезновение, уничтожение какой-либо сформировавшейся функции или же изначальная невозможность её формирования [49].
Школьная дезадаптация — невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребёнка с окружением в рамках конкретного образовательного учреждения [49].
Факторы, влияющие на школьную дезадаптацию:
1.Индивидуальный фактор.
Явные внешние отличия от
2.Соматический фактор. Наличие хронических заболеваний, частые инфекционные заболевания. Снижение слуха, зрения.
3.Психолого-педагогический
фактор. Отсутствие индивидуального
подхода в обучении. Невозможность
личного контакта между
4.Коррекционно-
5.Семейный фактор. Педагогическая запущенность. Тяжёлый эмоциональный фон в семье. Недостаток общения. Алкоголизм родителей. Гиперопека или, наоборот, жестокость в обращении. Противоречивость требований взрослых дома, непоследовательность в применении форм поощрения и наказания. Неприятие родителями проблем со здоровьем ребёнка. Выпихивание в школу недолеченного ребёнка, невыявление хронических заболеваний, мешающих успешному обучению. Расхождение родителей между словом и делом. Политика двойных стандартов в отношениях.
6.Средовой фактор. Дурное влияние сверстников, привлекательность ничегонеделания, безнаказанность асоциального поведения. Притягательность острых ощущений. Доступность наркотиков и лёгкого заработка.
7.Социальный фактор. Утрата
прежних идеалов в обществе. Пропаганда
агрессии, увлечённость виртуальным
миром — заменителем