Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 09:30, реферат
Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Объект исследования – дезадаптированное поведение младших школьников.
Предмет исследования – коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Введение
Теоретические основы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
1.1 Понятие « дезадаптация школьников»
1.2 Дезадаптивное поведение в младшем школьном возрасте
1.3 Телесноориентированная терапия как средство коррекции дезадаптированного поведения младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
2.1 Изучение проявления дезадаптации у младших школьников
2.2 Программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
10 мин
5. Упражнеие «Мое»
Все делятся по парам.
Инструкция: Один из партнеров встает сзади и обхватывает человека за талию. Задача стоящего впереди – вырываться. Задача сзади стоящего – удерживать партнера, при этом произнося слово «Мое». Упражнение проходит со сменой ролей и партнеров. Вопросы для обсуждения: Какие чувства вызывало это упражнение? Какая роль Вам больше понравилась и почему?
10 мин.
Обсуждение упражнений «Не хочу, не буду!» и «Отпусти меня». Что понравилось, что было сложным? Какие возникали чувства и ощущения?
15 мин.
6. Медитация на тему «тело».
Включается медитативная музыка.
Инструкция: Сядьте поудобнее, так, чтобы ваши руки и ноги не перекрещивались, и вам не мешали рядом сидящие.
Текст: сосредоточьте внимание на процессе своего дыхания, понаблюдайте за своим дыханием. Пауза. Сейчас мы будем выдыхать через определенные части тела. Пауза. Мы делаем глубокий вдох и выдыхаем через область ладышек, мысленно представляем как воздух выходит через эту область. Пауза. Мы делаем глубокий вдох и выдыхаем через область коленей. Пауза. Мы делаем глубокий вдох и выдыхаем через паховую область. Пауза. Мы делаем глубокий вдох и выдыхаем через запястья. Пауза. Мы делаем глубокий вдох и выдыхаем через солнечное сплетение. Пауза. Мы делаем глубокий вдох и выдыхаем через шею. Пауза .Мы делаем глубокий вдох и выдыхаем через виски.
С каждым выдохом Вы все глубже погружаетесь в свое тело. Пауза. Сейчас мы отправимся в путешествие по своему телесному космосу.
Ощутите границы своего телесного космоса. Посмотрите внутренним взором как устроено пространство внутри вас. Пауза. Послушайте, что говорит вам ваше тело. Пауза. Обратите внимание на вашу телесную энергию, насколько свободно она движется внутри Вас, а может быть где-то движение медленнее, а где-то быстрее, запомните это. Пауза. Прочувствуйте, есть ли границы между правой и левой, передней и задней частями вашего тела. Пауза. Есть ли разница ощущений в различных частях вашего тела, какая-то тяжелее, а какая-то легче. Пауза. Представьте ваш телесный космос в цвете, какие цвета вы видите. Пауза. Запомните все что вы видели и чувствовали и медленно с каждым выдохом возвращайтесь сюда в этот класс.
Зарисовка своих ощущений. Испытуемым предлагается нарисовать силуэт человека и раскрасить его цветными карандашами. При этом на каждый цвет дать характеристику. Пример: Красный – напряжение, черный – боль, желтый – свобода, удовольствие. Серый – слепая зона (неощущаемая). Обсуждение рисунков в парах, а затем в группе. Обмен впечатления и ощущениями, возникающими во время медитации.
30 мин.
7. Подведение итогов.
Каждый участник рассказывает о своем самочувствии, настроении, о том, что полезного и нового он узнал о себе, как ему с этим, что это значит для него.
10 мин.
Занятие 5.
Цель: «Тело в движении». Изучение собственных ощущений и чувств.
1. Приветствие. «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»
10 мин.
2. Упражнение «Танцы частей
тела». Участники становятся в
круг. Звучит музыка. Ведущий
называет по очереди части
тела, танец которых будет исполнен
(например, «танец головы», «танец
плеч», «танец кисеей рук», «танец
живота» и т.д.). Участники стремятся
максимально использовать в
10 мин.
3.Упражнение « Тарабарщина»
Включается музыка древних племен. Участникам предлагается под эту музыку говорить на тарабарском языке. Главные условия: язык не должен напоминать какой-либо из известных человеку, все слоги должны быть бессмысленны, обязательно произносить слова четко артикулируя.
Упражнение длится около 10 мин, после окончания музыки все ложатся на пол и слушают ощущения в теле и эмоции, возникающие при этом.
Обсуждение. Какие чувства и эмоции вызвало данное упражнение? Какие ощущения возникали в теле?
25 мин
4. Упражнение «Танец в паре» Участники разбиваются на пары и под звучащую музыку танцуют, глядя друг другу в глаза, по очереди становясь то ведущим в танце, то ведомым.
Обсуждение: кем было проще быть : ведущим или ведомым? Легко ли было смотреть в глаза партнеру и какие чувства при этом возникали? Были ли сложности? Что понравилось?
20 мин.
5 «Заземление» Лоуэна
6.Подведение итогов.
Занятие 6.
Цель: изучение собственных ощущений и чувств.
1. Приветствие. «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»
2. Упражнение «Автомойка». Участники садятся руг напротив друга, образуя «дорожку». Инструкция: «Все мы – большая автомойка. По дорожке между нами проезжают машины, которые мы должны хорошо, бережно и тщательно помыть.» Тот, кто сидит в начале шеренги, становится машиной. Его задача – сказать какой он является машиной: какого цвета, какой марки, как и где его нужно особо тщательно помыть (капот, колеса, днище, багажник, стекла и т. п., какими движениями). Потом «машина» медленно едет по дорожке «автомойки», которая ее моет. Проехавшая «машина» садится в конец шеренги и становится частью «автомойки».
Обсуждение.
25 мин.
перерыв 10 мин.
3. Упражнение « Рождение»
Вся группа встает в позу «пьющего у ручья», плечо к бедру. Под ними образуются как бы родовые пути. Все участники, каждый по очереди должны проползти по этим родовым путям.
Обсуждение
25 мин.
4. Медитация на тему тела.
Обсуждение ощущений и опыта медитации.
30 мин.
5. Подведение итогов.
Каждый участник рассказывает о своем самочувствии, настроении, о том, что полезного и нового он узнал о себе, как ему с этим, что это значит для него.
10 мин.
6. Прощание.
Инструкция: Возьмитесь за руки, закройте глаза и помолчите одну минуту на одну тему. Откройте глаза и все вместе на 3 – 4 скажем «Пока».
2 мин
Занятие 7
Цель: изучение напряжения. Проработка блоков живота и таза, страхов.
1. Приветствие. «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»
Обсуждение значения занятий, актуальности, эффективности.
20 мин.
2. Упражнение «Сороконожка». Участники становятся друг за другом плотной шеренгой. По команде ведущего они садятся руг к другу на колени. В таком положении команда должна выстроиться в кольцо.
10 мин.
3. Упражнение «Напряги
часть тела». Включается музыка,
и участники начинают в ритм
передвигаться по помещению. Ведущий
(с интервалом в 20- 30 секунд) называет
разные части тела, и участники
их напрягают, не переставая при
этом передвигаться. Задача участников
прочувствовать, каково передвигаться
с напряженным телом; какую часть
тела было сложнее всего
10 мин.
4. Упражнение «Ковер» Проработка блока живота.
Все участники группы ложатся на живот, плечо к плечу (на маты). И начиная с крайнего, каждый, по очереди, проползает по этому «ковру». Обязательное правило – ни в коем случае не помогать ногами, чтобы не травмировать партнеров. Только опираясь на руки. Тот, кто уже прополз, ложится в конец. Потом то же самое, но все участники лежат на спине.
15 мин
Перерыв 10 мин.
5. Папуасские танцы. Диагностика
блоков проработка тазового
Включается соответствующая музыка («Барабаны священной земли»). Гасится свет. Все участники представляют себя жителями племени «Мамбо-Ямбо», танцующими священный танец. Главная задача – сильно ударять ногами об пол – топать. Разговаривать нельзя, но можно издавать соответствующие звуки. Когда музыка закончится, всем участникам следует лечь на пол и в течение 5 – 10 мин слушать ощущения в своем теле.
Обсуждение. Какие чувства и эмоции вызывало упражнение? Какие ощущения в теле возникали?
40 мин
6. «Заземление» Лоуэна
7.Подведение итогов.
Занятие 8.
Цель: проработка страхов.
1. Приветствие «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»
2. Работа с тестом. Участникам дается возможность изучить собственные ощущения и чувства, возникающие при контакте с тестом (разной консистенции).
20 мин.
3. Упражнение «Слепим пирожок» Работа со страхами.
Группа делится на команды по 5 человека. Один ложится и закрывает глаза. Задача остальных представить, что лежащий перед ними человек- это тесто, из которого нужно слепить пирожок. Лепить его нужно очень бережно, добротно, с любовью – чтобы пирожок получился вкусным. Задача лежащего – расслабиться. Упражнение поочередно проделывают все участники.
Обсуждение в парах, а затем в общем круге. Какие чувства эмоции и ощущения вызывало это упражнение?
40 мин.
4.Медитация на тему тела.
Обсуждение ощущений и опыта медитации.
30 мин.
5. Прощание.
Инструкция: Возьмитесь за руки, закройте глаза и помолчите одну минуту на одну тему. Откройте глаза и все вместе на 3 – 4 скажем «Пока».
2 мин.
Занятие 9.
Цель: осознание собственного тела, его возможностей и ресурсов.
1. Приветствие. «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»
2. Упражнение Паровоз.
Группа делится на команды по три человека. Все встают друг за другом, взявшись за талию. Первых человек – это паровоз, он с открытыми глазами. Его задача – вести состав и громко гудеть. Остальные – вагончики – они говорят «чух-чух-чух» при этом топая ногами (глаза закрыты). По сигналу ведущего, паровоз встает в конец и становится вагончиком, тот, кто впереди – паровозом. Сигналы подаются каждые 20 – 30 секунд.
5 мин
3.Упражнение «Столб, дерево, нога слона».
Вся группа делится по парам. Один закрывает глаза и по команде ведущего представляет, что он – в начале столб. Столб обладает следующими характеристиками: не может пошевелиться, отреагировать на воздействия. Он бесчувственен. Затем он – дерево. Дерево гнется, оно податливо и т.п. Затем – нога слона. Она вполне может дать сдачи и чувствует все. Задача второго взаимодействующего с деревом, столбом и ногой. Упражнение проводится со сменой ролей и партнеров.
В обсуждении уделяется внимание отношению к ролям, ощущениям и чувствам, возникающим во время упражнения во время упражнения.
30 мин
4. «Заземление» Лоуэна
7.Подведение итогов.
Занятие 10.
Цель: осознание собственного тела, его возможностей и ресурсов.
1. Приветствие. «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»
2. Осознание своего тела.
Все встают и завязывают глаза. Включается релаксационная музыка. В течении первых 10 минут задача каждого - сосредоточить внимание на ощущениях своего тела и чувствах (следует озвучить весь спектр изучаемых ощущений: холод, тепло, напряжение, боль, покалывание, свободу и т.п.).
Далее по сигналу ведущего, в течение следующих 10 мин. все начинают ходить по залу. Но следует избегать контактов друг с другом, то есть сталкиваясь, продолжать движение; сосредотачивать внимание на чувствах, эмоциях и ощущениях в теле. Далее снова по сигналу ведущего, в течении следующих 10 минут при столкновении друг с другом контактировать, но только внешними сторонами (ладоней) кистей рук. (Все упражнение проделывается в полной тишине, с завязанными глазами). Обращать внимание на чувства и ощущения, которые возникают при контакте.
В обсуждении следует поговорить о том, в какой части упражнения было комфортнее, какие ощущения и чувства, эмоции вызывала каждая часть упражнения.
40 мин.
3. Упражнение «Бабочка».
Включается музыка. Участникам предлагается прожить стадии существования бабочки: гусеницу, куколку, бабочку. Задача участников следовать за голосом ведущего и как можно лучше вжиться в эти роли, прочувствовать их на уровне чувств и ощущений.
40 мин.
4. Групповой рисунок пальцами.
20 мин.
5.Завершение программы. Обмен впечатлениями, пожеланиями.
20 мин.