Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 09:30, реферат
Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Объект исследования – дезадаптированное поведение младших школьников.
Предмет исследования – коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Введение
Теоретические основы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
1.1 Понятие « дезадаптация школьников»
1.2 Дезадаптивное поведение в младшем школьном возрасте
1.3 Телесноориентированная терапия как средство коррекции дезадаптированного поведения младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
2.1 Изучение проявления дезадаптации у младших школьников
2.2 Программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Исследование проходило на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Бийска Алтайского края.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие 20 детей в возрасте 7-8 лет, 10 из которых составили контрольную группу, 10 – экспериментальную. Для получения более достоверных результатов опытно-экспериментальной работы отбор в контрольную и экспериментальную группы производился на основе анализа данных первичной диагностики. Первичная диагностика проводилась в произвольном порядке со всеми двадцатью испытуемыми. В экспериментальной и контрольной выборке процент дезадаптированных школьников был приблизительно одинаков.
Исследование проводилось в три этапа:
1 – констатирующий;
2 – формирующий;
2.1 Изучение проявления дезадаптации у младших школьников
Цель: определить уровень дезадаптации младших школьников.
Задачи:
1. Подобрать методики исследования дезадаптации в поведении младших школьников.
2. Провести диагностику уровня дезадаптации в поведении младших школьников.
В процессе решения первой задачи были подобраны следующие методики:
1 - Карта наблюдений Стотта. Карта наблюдений Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников: первый — которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружения (техперсонала, педагогов и других детей), так называемые «трудные»; второй — которым в школе трудно, но окружающим они не доставляют неприятностей.
Данная методика состоит из 16 комплексов симптомов-образцов поведения, симптомокомплексов.
Выявляемые особенности (внешних проявлений, образцов поведения), называемые симптомокомплексами, следующие:
I. НД - недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям.
П. О. — ослабленностъ (астения).
СК говорит о дефиците энергетических ресурсов организма ребенка, а, следовательно, о его невозможности проявления активности.
III. У — уход в себя.
Самоустранение. Защитная установка по отношению к контактам с любыми людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.
IV. ТВ — тревога за принятие взрослыми и интерес с их стороны.
Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его.
V. НВ — неприятие взрослых.
VI. ТД — тревога за принятие детьми.
VII. А — асоциальность.
Недостаток социальной нормативности.
VIII. КД — конфликтность с детьми.
Надо отметить, что слабая выраженность СК НВ и КД может говорить о попытках установления или сохранения хороших отношений, но не нормальными, а ошибочными способами. Это может быть сигналом о начавшемся переходе «от любви к ненависти», когда проявления плохого еще чередуются с проявлениями хорошего.
IX. Н — неусидчивость или неугомонность.
X. ЭН — эмоциональное напряжение или эмоциональная незрелость.
Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявляется в инфантильности речи, в тревожности, склонности к слезам и т. п.
XI. НС — невротические симптомы.
Включают признаки невроза: преимущественно невроза навязчивых состояний — частое моргание, кусание ногтей, сосание пальцев и т. п.; отчасти невроза страха — «слова из него не вытянешь», говорит беспорядочно.
СК, связанные с конституцией и типом нервной системы — О, Н, ЭН, НС, а также отчасти НД и У, — имеют важное значение для понимания личности учащегося.
XII. С — среда.
Содержит несколько внешних признаков — сигналов того, что ребенок растет в неблагополучной среде, прелюде всего это касается семейного круга.
ХШ. УР — умственное развитие.
Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего впечатления, производимого уровнем умственного развития ребенка («просто глупый»).
XIV. СР — сексуальное развитие.
Фиксирует даваемую учителем общую оценку темпов и направленности полового развития.
XV. Б — болезни.
Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание у ребенка, но, конечно, не позволяет поставить точный диагноз.
XVI. Ф — физические дефекты.
Обращает внимание на ненормальность телосложения, слабое зрение и слух.
В каждом симптомокомплексе образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении карты наблюдений наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком « + », а отсутствие — «-». Эти данные заносятся в специальную таблицу.
Заполняющий карту наблюдений, сделав заключение о наличии или отсутствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего симптомокомплекса номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или «-».
Образцы поведения обладают неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей «+», «-» в сырые оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие — 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки.
В каждом симптомокомплексе баллы за образцы поведения суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому симптомокомплексу переводятся в процентные показатели. Процентные показатели свидетельствуют о выраженности симптомокомплекса.
2 - Проективная методика «Рисунок школы».
Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.
Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».
Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.
При обработке результатов учитывается цветовая гамма, линии и характер рисунка, сюжет рисунка.
Решение второй задачи происходило посредством проведения диагностики. В опытно-экспериментальной работе приняло участие 20 детей в возрасте 7-8 лет, 10 из которых составили контрольную группу, 10 – экспериментальную.
Использование "Карты наблюдений" Скотта дало возможность выявить уровень дезадаптации младших школьников контрольной и экспериментальной групп. Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента были проанализированы и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики уровня дезадаптации младших школьников на констатирующем этапе эксперимента (%)
Симптомокомплексы |
Констатирующий этап | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
|
36 |
31 |
|
16 |
16 |
|
58 |
52 |
|
100 |
100 |
|
52 |
52 |
|
36 |
31 |
|
36 |
31 |
|
31 |
31 |
|
16 |
16 |
|
74 |
74 |
|
16 |
11 |
|
11 |
5 |
|
0 |
0 |
|
0 |
0 |
|
11 |
11 |
|
0 |
0 |
Для облегчения анализа данных таблицы была составлена гистограмма
(Рис. 1).
Рис. 1. Гистограмма результатов диагностики уровня дезадаптации младших школьников на констатирующем этапе эксперимента (%)
Из таблицы и гистограммы видно, что уровень дезадаптации младших школьников в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента приблизительно одинаков. Как в экспериментальной, так и в контрольной группе у испытуемых наиболее выражены были следующие симптомокомплексы: тревожность по отношению к взрослым, эмоциональное напряжение, уход в себя, враждебность по отношению к взрослым. Менее выражены - недоверие к новым людям, тревога по отношению к детям, асоциальность, враждебность к детям, неугомонность, невротические симптомы, неблагоприятные условия среды, болезни и органические нарушения.
Результаты диагностики отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности по методике «Рисунок школы» были представлены в таблице 2.
Таблица 2
Исследование эмоционального отношения к школе и учению у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента (%)
Отношение к школе и учению |
Констатирующий этап | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Благополучное отношение |
52.6 |
68.4 |
Тревога по поводу школьного обучения |
42.1 |
31.6 |
Страх перед школой |
5.3 |
0 |
Наглядно данные таблицы были представлены в гистограмме (Рис. 2).
Рис. 2. Гистограмма эмоционального отношения к школе и учению у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента (%)
Представленная таблица позволяет сделать вывод, что значимое количество реципиентов (52.6 % - в экспериментальной группе и 68.4 % - в контрольной) испытывает благополучное отношение к школе и учению. Многие испытуемые имеют тревогу по поводу школьного обучения (42.1 % – в экспериментальной группе и 31.6 % - в контрольной). Меньшинство составили младшие школьники, которые испытывали страх перед школой (5.3 % - в экспериментальной группе). Кроме того, в контрольной группе по сравнению с экспериментальной группой преобладали испытуемые с благополучным отношением к школе, а в выборке экспериментальной группы – испытуемые, испытывающие тревогу по поводу школьного обучения. Категория детей, у которых по результатам диагностики был выявлен страх перед школой, была отмечена только в экспериментальной группе.
Также следует отметить, что диагностическая работа проводилась во второй учебной четверти, а острая фаза адаптационного периода у младших школьников, сопровождающаяся разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе ребёнка длится в среднем один месяц. При тяжелой степени адаптации сдвиги по данным параметрам наблюдаются в течение шести месяцев.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы.
2.2 Программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
Цель: коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Задачи:
Анализируя проблему дезадаптации в младшем школьном возрасте, нами была разработана программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Проведение занятий программы, позволило нам решить вторую задачу. Программа включает в себя 10 занятий по 1,5 часа каждое. Занятия проводились два раза в неделю после уроков на протяжении нескольких месяцев. План занятий представлен ниже.
Занятие 1.
Цель: знакомство друг с другом, с темой, целями, актуальностью.
1. Знакомство: «Выразить себя в жесте».
2. Установление правил группы
3.Упражнение «Слоники».
4.Упражнение «Зоопарк».
5. Упражнение «Заземление»
6. Подведение итогов.
Занятие 2
Цель: знакомство с понятием «тело», определение роли тела в нашей жизни.
1. Приветствие. «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»
2. Упражнение «Перешеек».
3. Упражнение «Конспиратор».
4. Упражнение « Двигательное зеркало».
5. Релаксационное дыхание
6. Подведение итогов.
7. Прощание.
Занятие 3.
Цель: исследование взаимосвязи чувств и ощущений.
1. Приветствие. «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»
2. Упражнение «Змейка».