Коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 09:30, реферат

Описание работы

Целью исследования явилась разработка программы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
Объект исследования – дезадаптированное поведение младших школьников.
Предмет исследования – коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
1.1 Понятие « дезадаптация школьников»
1.2 Дезадаптивное поведение в младшем школьном возрасте
1.3 Телесноориентированная терапия как средство коррекции дезадаптированного поведения младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телосноориентированной терапии
2.1 Изучение проявления дезадаптации у младших школьников
2.2 Программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение

Файлы: 1 файл

Korrektsia_dezadaptirovannykh_mladshikh_shkolnikov (1).docx

— 201.05 Кб (Скачать файл)

     Исследование проходило на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Бийска Алтайского края.

     В опытно-экспериментальной работе приняли участие 20 детей в возрасте 7-8 лет, 10 из которых составили контрольную группу, 10 – экспериментальную. Для получения более достоверных результатов опытно-экспериментальной работы отбор в контрольную и экспериментальную группы производился на основе анализа данных первичной диагностики. Первичная диагностика проводилась в произвольном порядке со всеми двадцатью испытуемыми. В экспериментальной и контрольной выборке процент дезадаптированных школьников был приблизительно одинаков.

    Исследование проводилось в три этапа:

1 – констатирующий;

2 – формирующий;

  1. – контрольный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Изучение проявления  дезадаптации у младших школьников

 

   Цель: определить уровень дезадаптации младших школьников.

   Задачи:

1. Подобрать методики исследования дезадаптации в поведении младших школьников.

2. Провести диагностику уровня дезадаптации в поведении младших школьников.

     В процессе решения первой задачи были подобраны следующие методики:

     1 - Карта наблюдений Стотта. Карта наблюдений Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. К дезадаптированным относятся два типа учеников: первый — которые сами испытывают трудности и создают множество трудностей для окружения (техперсонала, педагогов и других детей), так называемые «трудные»; второй — которым в школе трудно, но окружающим они не доставляют неприятностей.

     Данная методика состоит из 16 комплексов симптомов-образцов поведения, симптомокомплексов.

     Выявляемые особенности (внешних проявлений, образцов поведения), называемые симптомокомплексами, следующие:

I. НД - недостаток доверия  к новым вещам, людям, ситуациям.

П. О. — ослабленностъ (астения).

СК говорит о дефиците энергетических ресурсов организма ребенка, а, следовательно, о его невозможности проявления активности.

III. У — уход в себя.

Самоустранение. Защитная установка по отношению к контактам с любыми людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

IV. ТВ — тревога за  принятие взрослыми и интерес  с их стороны.

Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им взрослые, любят ли его.

V. НВ — неприятие взрослых.

VI. ТД — тревога за  принятие детьми.

VII. А — асоциальность.

Недостаток социальной нормативности.

VIII. КД — конфликтность  с детьми.

Надо отметить, что слабая выраженность СК НВ и КД может говорить о попытках установления или сохранения хороших отношений, но не нормальными, а ошибочными способами. Это может быть сигналом о начавшемся переходе «от любви к ненависти», когда проявления плохого еще чередуются с проявлениями хорошего.

IX. Н — неусидчивость  или неугомонность.

X. ЭН — эмоциональное  напряжение или эмоциональная  незрелость.

Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявляется в инфантильности речи, в тревожности, склонности к слезам и т. п.

XI. НС — невротические  симптомы.

Включают признаки невроза: преимущественно невроза навязчивых состояний — частое моргание, кусание ногтей, сосание пальцев и т. п.; отчасти невроза страха — «слова из него не вытянешь», говорит беспорядочно.

СК, связанные с конституцией и типом нервной системы — О, Н, ЭН, НС, а также отчасти НД и У, — имеют важное значение для понимания личности учащегося.

XII. С — среда.

Содержит несколько внешних признаков — сигналов того, что ребенок растет в неблагополучной среде, прелюде всего это касается семейного круга.

ХШ. УР — умственное развитие.

Констатирует уровень отставания в учебе и оценку общего впечатления, производимого уровнем умственного развития ребенка («просто глупый»).

XIV. СР — сексуальное развитие.

Фиксирует даваемую учителем общую оценку темпов и направленности полового развития.

XV. Б — болезни.

Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание у ребенка, но, конечно, не позволяет поставить точный диагноз.

XVI. Ф — физические дефекты.

    Обращает внимание на ненормальность телосложения, слабое зрение и слух.

   В каждом симптомокомплексе образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении карты наблюдений наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у обследуемого отмечается знаком « + », а отсутствие — «-». Эти данные заносятся в специальную таблицу.

Заполняющий карту наблюдений, сделав заключение о наличии или отсутствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего симптомокомплекса номер образца поведения и справа от номера ставит знак «+» или «-».

    Образцы поведения обладают неодинаковым информативным удельным весом. Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей «+», «-» в сырые оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие — 2 балла. Для этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в сырые оценки.

    В каждом симптомокомплексе баллы за образцы поведения суммируются. Затем суммы сырых оценок по каждому симптомокомплексу переводятся в процентные показатели. Процентные показатели свидетельствуют о выраженности симптомокомплекса.

    2 - Проективная методика «Рисунок школы».

    Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

    Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

    Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

    При обработке результатов учитывается цветовая гамма, линии и характер рисунка, сюжет рисунка.

    Решение второй задачи происходило посредством проведения диагностики. В опытно-экспериментальной работе приняло участие 20 детей в возрасте 7-8 лет, 10 из которых составили контрольную группу, 10 – экспериментальную.

    Использование "Карты наблюдений" Скотта дало возможность выявить уровень дезадаптации младших школьников контрольной и экспериментальной групп. Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента были проанализированы и представлены в таблице 1.

Таблица 1

 

Результаты диагностики уровня дезадаптации младших школьников на констатирующем этапе эксперимента (%)

 

Симптомокомплексы

Констатирующий этап

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

  1. Недоверие к новым людям

 

36

 

31

  1. Депрессия

16

16

  1. Уход в себя

58

52

  1. Тревожность по отношению к взрослым

100

100

  1. Враждебность по отношению к взрослым

52

52

  1. Тревога по отношению к детям

36

31

  1. Асоциальность

36

31

  1. Враждебность к детям

31

31

  1. Неугомонность

16

16

  1. Эмоциональное напряжение

74

74

  1. Невротические симптомы

16

11

  1. Неблагоприятные условия среды

11

5

  1. Сексуальное развитие

0

0

  1. Умственная отсталость

0

0

  1. Болезни и органические нарушения

11

11

  1. Физические дефекты

0

0


Для облегчения анализа данных таблицы была составлена гистограмма

(Рис. 1).

Рис. 1. Гистограмма результатов диагностики уровня дезадаптации младших школьников на констатирующем этапе эксперимента (%)

    Из таблицы и гистограммы видно, что уровень дезадаптации младших школьников в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента приблизительно одинаков. Как в экспериментальной, так и в контрольной группе у испытуемых  наиболее выражены были следующие симптомокомплексы: тревожность по отношению к взрослым, эмоциональное напряжение, уход в себя, враждебность по отношению к взрослым. Менее выражены - недоверие к новым людям, тревога по отношению к детям, асоциальность, враждебность к детям, неугомонность, невротические симптомы, неблагоприятные условия среды, болезни и органические нарушения.

     Результаты диагностики отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности по методике «Рисунок школы» были представлены в таблице 2.

Таблица 2

 

Исследование эмоционального отношения к школе и учению у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента (%)

 Отношение к школе  и учению

Констатирующий этап

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Благополучное отношение

52.6

68.4

Тревога по поводу школьного обучения

42.1

31.6

Страх перед школой

5.3

0


 

Наглядно данные таблицы были представлены в гистограмме (Рис. 2).

Рис. 2. Гистограмма эмоционального отношения к школе и учению у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента (%)

    Представленная таблица позволяет сделать вывод, что значимое количество реципиентов (52.6 % - в экспериментальной группе и 68.4 % - в контрольной) испытывает благополучное отношение к школе и учению. Многие испытуемые имеют тревогу по поводу школьного обучения (42.1 % – в экспериментальной группе и 31.6 % - в контрольной). Меньшинство составили младшие школьники, которые испытывали страх перед школой (5.3 % - в экспериментальной группе). Кроме того, в контрольной группе по сравнению с экспериментальной группой преобладали испытуемые с благополучным отношением к школе, а в выборке экспериментальной группы – испытуемые, испытывающие тревогу по поводу школьного обучения. Категория детей, у которых по результатам диагностики был выявлен страх перед школой, была отмечена только в экспериментальной группе.

    Также следует отметить, что диагностическая работа проводилась во второй учебной четверти, а острая фаза адаптационного периода у младших школьников, сопровождающаяся разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе ребёнка длится в среднем один месяц. При тяжелой степени адаптации сдвиги по данным параметрам наблюдаются в течение шести месяцев.

    Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы.

 

2.2 Программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии

 

    Цель: коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.

   Задачи:

  1. Разработать программу коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.
  2. Провести занятия с младшими школьниками экспериментальной группы.

    Анализируя проблему дезадаптации в младшем школьном возрасте, нами была разработана программа коррекции дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии.

Проведение занятий программы, позволило нам решить вторую задачу. Программа включает в себя 10 занятий по 1,5 часа каждое. Занятия проводились два раза в неделю после уроков на протяжении нескольких месяцев. План занятий представлен ниже.

Занятие 1.

Цель: знакомство друг с другом, с темой, целями, актуальностью.

1. Знакомство: «Выразить себя в жесте».

2. Установление правил группы

3.Упражнение «Слоники».

4.Упражнение «Зоопарк».

 5. Упражнение «Заземление»

6. Подведение итогов.

Занятие 2

Цель: знакомство с понятием  «тело», определение  роли тела в нашей жизни.

  1. Приветствие. «Что нового и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»

  2. Упражнение «Перешеек».

  3. Упражнение «Конспиратор».

  4. Упражнение « Двигательное зеркало».

5. Релаксационное дыхание

6. Подведение итогов.

7. Прощание.

Занятие 3.

Цель: исследование взаимосвязи чувств и ощущений.

1. Приветствие. «Что нового  и хорошего было с момента нашей прошлой встречи?»

2. Упражнение «Змейка».

Информация о работе Коррекция дезадаптированного поведения младших школьников средствами телесноориентированной терапии